Теории управления ликвидностью банка.

В зарубежной практике управление ликвидностью базируется на одной из четырех теорий:

1. Теория коммерческих ссуд;

2. Теория перемещения:

3. Теория ожидаемого дохода;

4. Тория управления пассивами.

Основные принципы теории коммерческих ссуд состоят в том, что банку для соблюдения своей ликвидности необходимо процесс кредитования связать с последовательными стадиями движения продукта от производства к потреблению.

Именно вложение банковских ресурсов в краткосрочные ссуды, а не в ценные бумаги и недвижимость, создает определенные гарантии для быстроты превращения активов в денежную форму.

Теория перемещения расширенно толкует условия ликвидности коммерческих банков, связывая их не только с размещением в краткосрочные ссуды, но и в ценные бумаги и др., могущие быстро превратиться в деньги. Условием ликвидности коммерческих банков, согласно этой теории, выступает наличие в общей сумме активов быстрореализуемых активов.

Теория ожидаемого дохода.

Теория ожидаемого дохода увязывает ликвидность банка с кредитоспособностью клиентов, обеспеченной их будущей выручкой. Сторонники этой теории предлагают планировать ожидаемый доход и сроки его получения как основу установления сроков погашения ссуд. При этом методе осуществляется прогноз оборота активов и пассивов применительно к определенным периодам (неделе, декаде, месяцу).

Теория управления пассивами основана на том, что банк может решить проблему ликвидности путем улучшения качества депозитной базы.

Критерием качества депозитной базы является увеличение доли устойчивости части депозитов, т. е. средств вкладчиков, непокидающих банк. Чем выше доля части привлеченных ресурсов, тем ликвидность банка выше.

36.Методики оценки лик-ти,используемые БР.Влияние ур-ня лик-ти на проведение операций банка…

Существует два основных метода оценки ликвидности кредитной организации: коэффициентный анализ и анализ разрывов.Коэффициентный анализ является наиболее распространенным способом оценки ликвидности. Это, обусловлено тем, что он применяется БР в системе нормативов, регулирующих банковскую деятельность, и этот метод широко применяется при построении различных рейтингов банков. Основная идея метода - построение интегрального показателя или системы показателей и определение на основе его значения степени ликвидности банка. В целях контроля за состоянием ликвидности кредитных организаций БР устанавливает следующие нормативы ликвидности: норматив мгновенной ликвидности Н2, норматив текущей ликвидности Н3, норматив долгосрочной ликвидности Н4, норматив общей ликвидности Н5. Все эти нормативы определяются как соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и видов активов и пассивов, других факторов. Подобный подход является общим для коэффициентного метода анализа ликвидности.Вторым методом, применяемым для анализа ликвидности кредитных организации, является метод разрывов. Суть метода- активы и пассивы банка разделяются на сроки, оставшиеся до их погашения. В пределах каждого срока все статьи активов и пассивов суммируются, в результате получается платежный баланс банка за каждый из периодов. Результат анализа сводится в таблицу, показывающую платежный баланс банка с разбивкой по периодам.Сравнивая данный метод анализа ликвидности с коэффициентным методом, хочется отметить следующие основные сходства и различия:1. коэффициентный метод, в том виде, в котором его применяет БР является сильным упрощением таблицы разрывов до сроков один день, один месяц и один год и заменой разрывов отношением определенных групп активов и пассивов.2. анализ ликвидности с применением таблицы разрывов требует наличия закрытой информации о деятельности банка т.к. большинство используемой при построении таблицы разрывов информации, недоступно при публичной банковской отчетности. Данный метод доступен только внутренним пользователям банковской отчетности.Основной проблемой обоих методов-нарушение принципа непрерывной деятельности. При проведении анализа обоими методами предполагается, что в момент проведения анализа кредитная организация прекращает заключать какие бы то ни было новые договора, влияющие на платежный баланс в рамках срока проведения анализа. При таком подходе анализ перспективной ликвидности кредитной организации подменяется анализом текущей ликвидности и предположением, что при сохранении текущей ситуации в банке в перспективе все должно быть хорошо.

Для решения данной проблемы используют имитационную модель, отражающую финансовые потоки банка, охватывающие весь спектр деятельности, от потребительского кредитования до выплаты з/п сотрудникам банка. Модель позволяет получать прогноз на срок не меньший, чем срок бизнес-планир-я деят-ти банка. Это связано с тем, что показатели бизнес-плана банка в части объемов осуществления банковских и хозопераций окажут влияние на ликвидность банка в д/ср перспективе. Для большинства российских банков в настоящий момент горизонтом бизнес-планир-я является один год.

3. возможность учета не только потока банковских операций, но и учета индивидуальных операций, имеющих важное значение для ликвидности банка (покупка нового здания, выдача крупного кредита). Этот подход можно использовать, если поток операций по какому-либо инструменту небольшой и прогнозируемый. Результатом работы модели является оценка величины ликвидных активов банка на каждый день в пределах моделируемого интервала.Такая модель может использоваться не только как средство оценки ликвидности КО, но и, за счет возможности учета отдельных крупных операций, как средство поддержи принятия решений, касающихся крупных операций, затрагивающих ликвидность. Это позволит повысить устойчивость КО и избежать принятия решений, потенциально приводящих банк к неплатежеспособности.Page editor

<

x

UndoSaveCancel

Для анализа риска потери ликвидности необходимо провести: оценку соответствия фактических значений обязательных нормативов ликвидности и размеров принимаемых кредитной организацией рисков при привлечении и размещении денежных средств - Н2, Н3, Н4 требованиям Инструкции Банка России от 01.10.97 N 1. Анализируются изменения фактических значений уровня ликвидности применительно к указанным выше обязательным нормативам за последние 3 месяца. Выявляются требования и / или обязательства кредитной организации, которые повлияли на выполнение нормативов ликвидности. При этом следует оценить, какое воздействие данные требования / обязательства, вызвавшие нарушение нормативов ликвидности, оказывают на способность кредитной организации погашать свои текущие обязательства. В рамках анализа ликвидности особое внимание следует уделить концентрации кредитного риска, т.е. сосредоточению большой суммы кредитов, выданных одному заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков (показатель Крз, используемый при расчете обязательного норматива Н6). В ряде случаев концентрация кредитного риска негативно сказывается на способности банка имеющимися денежными средствами обслуживать принятые обязательства. Следует проанализировать также причины концентрации депозитов, вкладов или полученных кредитной организацией кредитов и определить риск, вытекающий из такой концентрации. Изменения указанных соотношений анализируются кредитной организацией за последние 3 месяца.Разработка мероприятий по восстановлению ликвидности .

Мероприятия, разработанные кредитной организацией по

восстановлению ликвидности на случай непредвиденного развития

событий, должны содержать перечень конкретных действий,

организуемых через управленческие решения, и сроки их реализации.

Возможными составляющими перечня действий являются:

а) увеличение уставного капитала кредитной организации;

б) получение субординированных займов (кредитов);

в) реструктуризация обязательств, например, депозитов (вкладов), в т.ч. принадлежащих акционерам (участникам) и сотрудникам, из краткосрочных в долгосрочные обязательства кредитной организации и / или субординированные кредиты / депозиты;

г) привлечение краткосрочных кредитов (депозитов); д) привлечение долгосрочных кредитов (депозитов);

е) ограничение (прекращение) кредитования на определенный срок;

ж) реструктуризация активов, в том числе продажа части активов;

з) сокращение либо приостановление проведения расходов, в т.ч.

управленческих, включая (частично) заработную плату сотрудников.

Наши рекомендации