Государство как заемщик и гарант.Формы государственного привлечения кредитных ресурсов.
Государственные и муниципальные займы – это денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от юридических и физических лиц, от иностранных государств и международных государственных организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, как заемщиков и как гарантов.
Классификация:
1. по элементам
- федеральные займы, осуществляемые от имени РФ; по ним возникают долговые обязательства у РФ
- субъектные – займы привлекаемые от имени субъекта
- муниципальные
2. по технологии эмиссии
- облигационные, которые сопровождаются эмиссией государства
- безоблигационные – оформляются подписанием договоров и соглашений
3. по валюте займа
- внутренние
- внешние
4. по срокам погашения
- краткосрочные до 1 года
- среднесрочные от 1 до 5 лет
- долгосрочные свыше 5 лет
5. по форме выплаты дохода
- процентные – доход начисляется в виде 5 к номиналу и выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основании купонов
- выигрышные – доход выплачивается на основании тиражей
- дисконтные – это займы, которые продаются с дисконтом номинала, а погашаются по номиналу
6. по видам кредиторов
- среди физических лиц
- среди юридических лиц
- универсальные
7. по способу обращения на рынке
- рыночные – свободно обращаются на рынке ценных бумаг
- нерыночные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг
8. по форме выпуска
- в документарной форме
- в бездокументарной форме
9. по способу погашения
- погашается единовременно
- погашается частями
Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат.
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта.
89 Бюджетного кодекса государственные заимствования РФ определяются как займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.
30) государственные заимствования субъектов РФ — это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.
Государство как гарант
Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ или субъект РФ — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству (БК РФ, ст.
РФ может выступать гарантом по обязательствам субъектов РФ, а также юридических лиц.
44.Понятие,виды и показатели государственного долга.Внутренний и внешний государственный долг.Управление государственным долгом,его особенности.Воздействие государственного долга на экономику.Общие условия стабилизации государственного долга.Оптимизация управления государственным долгом.
Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.[1] Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних[источник не указан 324 дня].
Государственный долг тесно связан с понятием «государственный кредит»
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга[2]:
§ Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
§ Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.
Для измерения государственного долга, оценки его влияния на экономику, а также возможности международного сравнения в мировой практике был разработан ряд показателей и индикаторов государственного долга. Все они базируются на трех основных данных:
· нетто-задолженности, представляющей собой сумму кредитов, полученных государством за определенный период, за вычетом суммы погашенных за этот период займов (в отличие от брутто-задолженности, которая не учитывает погашаемых кредитов);
· совокупном объеме государственного долга;
· величине расходов по обслуживанию и оплате внутреннего и внешнего долга.
Величина ежегодной нетто-задолженности, которая показывает изменение совокупного государственного долга за один год, представляет особый интерес при оценке экономико-финансовых восприятий правительства. Для сравнения состояния нетто-задолженности в различных странах и за разный период времени рассчитывается доля кредитного финансированиякак процентное соотношение нетто-задолженности к величине совокупных расходов или к ВВП.
Общая величина долга государства представляет собой сумму всех нетто-задолженностей в прошлом.
Наиболее распространенным является отношение долга к ВВП.Этот показатель определяет возможность обслуживания долга, погашения платежей за счет произведенного продукта данного года. Если наблюдается рост ВВП, то не страшен и рост долга. Главное, чтобы темпы роста ВВП не отставали от темпов роста долга.
Если наблюдаются отрицательные или даже нулевые темпы прироста ВВП, государство вынуждено перераспределять денежные ресурсы в пользу государственного бюджета посредством государственных займов. При этом если увеличение госдолга систематически превосходит темпы роста ВВП, происходит изменение структур портфеля частных инвесторов в пользу государственных долговых обязательств, что неизбежно оборачивается снижением относительных объемов производственного капитала в экономике в целом.
Обслуживание госдолга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет ЦБ РФ.
Под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.
Выплата доходов по займам и их погашение является одной из главных статей бюджетных расходов. Правительство вынуждено прибегать к пролонгации кредитов и других обязательств (удлинению сроков погашения) или конверсии (уменьшению размеров выплачиваемых % по займам).
Основными методами финансирования госдолга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск госзаймов.
45.Государство как кредитор.Формы предоставления бюджетных кредитов.
Государственный кредит –такая форма кредитных отношений, когда в качестве кредитора или должника выступает государство. Первоначально возник и стал развиваться такой государственный кредит, при котором государство выступало в качестве должника. Причиной, заставляющей государство заимствовать денежные средства на рынке ссудных капиталов, был дефицит государственного бюджета.
Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность.
Выступая кредитором, государство через центральный банк или казначейскую систему производит кредитование:
1) приоритетных отраслей, региональных или местных органов, испытывающих необходимость в финансовых ресурсах при невозможности бюджетного финансирования со стороны коммерческих банков из-за факторов конъюнктурного характера;
2) коммерческих банков и других кредитных учреждений в процессе прямой или аукционной продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов.
Характерная черта государственного кредита – непроизводительное использование государством мобилизованных путем займов средств. Как заемщик государство размещает государственные займы через банки или на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг. Причина роста такого кредита – дефицит бюджетов, связанный главным образом с непроизводительными военными и управленческими расходами. Это основная форма государственного кредита. Его расширение, связанное с хроническим дефицитом бюджета, вызывает необходимость увеличения роста расходов на обслуживание займов – их погашение и оплату процентов, что в конечном итоге приводит к огромному государственному долгу. В результате государственный кредит становится регенератором дальнейшего своего роста.
Государственные займы можно классифицировать следующим образом.
1. В зависимости от субъектов заемных отношений государственные займы делятся на размещенные центральными и местными органами управления.
2. В зависимости от места размещения – на внутренние и внешние.
3. В зависимости от обращения на рынке государственные займы подразделяются на рыночные и нерыночные.
4. В зависимости от срока привлечения средств подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
5. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств государственные займы бывают закладными и беззакладными.
6. В зависимости от характера выплачиваемого дохода – процентные, выигрышные, процентно-выиг-рышные, беспроигрышные и беспроцентные займы.
7. В зависимости от условий обращения – займы с правом досрочного погашения и без него.
8. По методам размещения займы бывают размещаемые на добровольной основе, по подписке и принудительно.
Государственный кредит как экономическая категория — система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.
В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:
по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить:
§ краткосрочный характер (до 1 года);
§ среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет);
§ долгосрочный характер (от 5 до 30 лет).
Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);
по праву эмиссии они делятся на:
§ выпускаемые центральным правительством;
§ выпускаемые правительствами национально-госу-дарственных- и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;
по признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:
§ только среди населения;
§ только среди юридических лиц;
§ как среди юридических лиц, так и среди населения;
по форме выплаты доходов займы могут делиться на:
§ процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
§ выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
§ беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
по методам размещения делятся на:
§ добровольные;
§ размещаемые по подписке;
§ принудительные.
46.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов,их классификация и состав.
Основное назначение внебюджетных фондов – обязательное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан и наступления социальных страховых рисков.
Главными направлениями деятельности Пенсионного фондаявляются: 1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения; 2) организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; 3) капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц; 4) контроль за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; 5) проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; 6) разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Фонда.
Концентрируемые в Пенсионном фонде РФсредства направляются: на выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий; выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.
Средства Фонда социального страхованиярасходуются на следующие цели: 1) выплата пособий по временной нетрудоспособности; 2) санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей; 3) финансирование научно-исследовательских работ по охране труда; 4) страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 5) дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; 6) организация и ведение единой информационной системы социального страхования; 7) возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей; 8) оздоровление граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС; 9) выплата пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение; 10) оздоровление детей; 11) расходы на содержание самих учреждений Фонда;
12) остаток средств на конец конкретного финансового года;
13) капитальные вложения на развитие санаторно-курортных учреждений Фонда.
Средства Фонда обязательного медицинского страхованиярасходуются на следующие цели: 1) финансирование целевых программ по здравоохранению; 2) финансирование профессиональной подготовки и переподготовки кадров; 3) создание нормированного страхового запаса (на случай возникновения критической ситуации с финансированием программ обязательного медицинского страхования); 4) компьютеризация системы обязательного медицинского страхования; 5) международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования; 6) финансирование научных исследований в области медицины; 7)развитие материально-технической базы здравоохранения; 8) выравнивание уровней медицинского обслуживания в территориальном аспекте; 9) оплата медикаментов; 10) оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, стихийных бедствиях, катастрофах; 11) содержание самого Фонда; 12) остаток средств на конец конкретного финансового года.
47.Государственные внебюджетные фонды РФ:их классификация,особенности формирования и принципы функционирования.
Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, которыми управляют органы государственной власти Российской Федерации. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Внебюджетные фондыотождествляют собой экономические отношения по поводу перераспределения и использования финансовых ресурсов дли финансирования определенных общественных потребностей, которые расходуются на основе оперативной самостоятельности.
Внебюджетные фондысоздаются для реализации конкретных целей, а необходимость их создания вызвана объективной потребностью перераспределения финансовых ресурсов для финансирования важнейших социальных и других потребностей общества, не предусмотренных в бюджетах. С их помощью решаются две основные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение объемов финансирования социальных услуг для населения.
Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей,отличающих их от других звеньев финансовой системы:
– имеют строго целевую направленность;
– средства фондов используются для финансирования государственных расходов, как правило, не финансируемых из бюджета или финансируемых в небольших объемах;
– подавляющая часть доходов фондов формируется за счет страховых взносов юридических лиц;
– все имущество и денежные средства фондов находятся в государственной собственности и не входят в состав бюджетов.
Внебюджетные фонды – это один из элементов такого звена финансовой системы, как общегосударственные финансы, они широко развиты за рубежом. Источниками формирования внебюджетных фондов могут являться специальные налоги и сборы, ассигнования из бюджетов, специальные займы, добровольные взносы, а также доходы от деятельности самого фонда.
Наиболее часто внебюджетные фонды классифицируются по следующим критериям:
– срокам действия – постоянные и временные;
– принадлежности – государственные, местные, межгосударственные;
– направлениям использования – социальные, кредитные, экономические, научные, инвестиционные и др.
Наиболее развиты внебюджетные социальные фонды. В России объем доходов этих фондов составляет более половины доходов федерального бюджета. Существует три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд рФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС). Социальные внебюджетные фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного социального обеспечения по возрасту, по болезни, в случае потери кормильца, на рождение и воспитание детей, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи и др.
Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Основным доходным источником фондов является единый социальный налог. Средства государственных федеральных и территориальных внебюджетных фондов находятся в федеральной и региональной собственности. Проекты бюджетов внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Государственной Думой и Федеральным Собранием в форме федеральных законов.
Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ряд факторов обусловливает целесообразность параллельного использования и другой формы - внебюджетных фондов.
Ограниченность финансовых ресурсов в любой момент вызывает необходимость перераспределения финансовых ресурсов. Потребность в перераспределении существенно возрастает при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджет во многом способствует мобильности средств благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов. Однако нельзя допустить излишних переливов средств по статьям расходов; в частности, особую заботу вызывают социальные потребности, ибо всегда существует опасность урезания расходов именно на эти цели. Поэтому очень важно определить наиболее острые участки и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств.
Решение названной задачи может быть достигнуто двумя способами: выделением из государственного или местного бюджета определенной целевой части или образованием по решению законодательного органа нового внебюджетного фонда с конкретным назначением. Сейчас используются оба способа. В соответствии с первым в составе бюджетов Российской Федерации вычленяются, например, земельные фонды.
Таким образом, внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. В западных странах число таких фондов колеблется от 30 до 80 [2, стр.153].
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов возможно:
· влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
· обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
· оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
· предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти - центральных, республиканских и местных. Порядок их формирования и использования регламентируется соответствующим законодательством.
Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.
48.Необходимость и экономическое содержание страхования.Страхование как финансовая категория,ее специфика.Функции страхования.
Экономическая цель страхованиясостоит в возмещении убытков, возникающих в хозяйственной сфере тех или иных лиц, путем разложения убытков между многими субъектами, что достигается посредством создания централизованного страхового фонда за счет децентрализованных источников, каковыми являются взносы лиц, участвующих в его образовании.
Черты страхового обязательства – обязанность страховщика по возмещению убытков, которые могут возникнуть в хозяйственной сфере страхователя от действия определенных причин, обязанность страхователя вносить страховые платежи.
Экономическая специфика страхованиянакладывает отпечаток и на структуру страховых правоотношений. Всякое относительное правоотношение представляет собой связь по типу «прямых проводов», протянутых между известными точками пространства, тогда как для абсолютного правоотношения характерна «беспроволочная связь», соединяющая данную точку с абсолютно не определенным числом всех прочих точек.
Структуру страховых правоотношенийс участием одного и того же страховщика можно условно изобразить в виде проводов, расходящихся, подобно лучам, из одной точки и соединяющих данную точку с большим, но в то же время абсолютно определенным числом других точек. Именно благодаря этому становится достижимой экономическая цель страхования – разложение убытков между самими страхователями. Договор страхования вообще может быть заключен только с крупным, планомерно организованным страховым предприятием. Приведенное положение, правильное для нашей страны, не является универсальным. Позднее авторы отказались от включения «крупного, планомерно организованного страхового предприятия» в число юридических признаков страхования.
Специфика страхованиязаключается в том, что оно одновременно является и объектом, и субъектом государственного регулирования. Это означает, что, с одной стороны, страхование регулируется государством, функционирует в рамках как общих, так и специфических, относящихся только к страховой индустрии правил. С другой стороны, страхованиеявляется элементом государственного регулирования социально-экономических процессов и обеспечения устойчивости производства и потребления.
Эти явления – две стороны одного процесса, тесно связанные между собой: государственное регулирование страховой деятельности направляет развитие страхования таким образом, который представляется государству наиболее целесообразным с точки зрения его влияния на другие макроэкономические и социальные явления.
И, напротив, для эффективного использования страхования в регулировании социально-экономических процессов необходим хорошо отлаженный механизм воздействия на само страхование. Любое решение, принимаемое государством в области страхования, должно оцениваться как с позиции страхового рынка (т. е. в соответствии с его непосредственным результатом в области регулирования страховой деятельности), так и с учетом его дальнейшего влияния на экономику в целом, а также его социального эффекта.
Страхование – одна из 3 сфер финансовой системы.
Страхование связано с распределением СОП и части НБ.
Для страхования в то же время характерны экономические отношения только по перераспределению доходов и накоплений, связанных с возмещением материальных и иных потерь. Страхование связано с вероятностным движением денежной формы собственности.
Отличительные признаки страхования:
1) для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношениямежду его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба одного или нескольких субъектов на всех субъектов, вовлеченных в страхование. Для организации замкнутой раскладки ущерба создается денежный страховой фонд, формируемый за счет взносов всех участников. Размер страхового взноса представляет долю каждого из них в раскладке. Обязательное страхование вовлекает наибольшее число участников, следовательно, меньше страховой тариф и риск. Страхование предусматривает перераспределение ущерба во времени и в территориальном разрезе;
2) характерной чертой страхования является относительная безвозвратность мобилизуемых средств. Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет взносов страховых фондов, предназначенных для возмещения материального и иного ущерба предприятиям и физическим лицам.
Субъекты страхования1. Страховщик – организация, осуществляющая ^страхование, имеющая на это лицензию.
К ней предъявляются определенные требования:
1) объем уставного капитала;
2) невозможность заниматься торговой и производственной деятельностью.
2. Страхователь – юридическое или физическое лицо, заключающее договор страхования и вносящее страховые взносы.
Застрахованный – это лицо, указываемое в договоре страхователем, жизнь или здоровье которого является объектом страховой защиты.
Выгодоприобретатель – лицо, которое получает страховое возмещение в случае, если его не может получить страхователь.
Две категории посредников на страховом рынке:
1) страховой агент – это физическое лицо, которое заключает договор страхования от имени страховщика (страховой компании) за комиссионное вознаграждение, он – внештатный сотрудник страховой компании;
2) страховой брокер – это юридическое лицо, которое по поручению страховщика или страхователя заключает договоры страхования за комиссионное вознаграждение. Это обычно компания, не получившая лицензии, но желающая действовать на страховом рынке.Перестрахователь и перестраховщик – это страховые компании, заключающие договор перестрахования. Перестраховщик принимает на себя часть страховых рисков перестрахователя вместе с частью страховых взносов.
Страховая сумма – сумма денежных средств, на которую фактически застраховано имущество, жизнь, здоровье и т. д.
Страховая оценка – это стоимость объекта для страхования за вычетом износа. Страховая сумма не должна превышать страховую оценку.
Страховое обеспечение – это отношение страховой суммы к стоимости имущества, принимаемого к страхованию.
49.Сферы,отрасли и формы страхования,их особенности.
Государственное социальное страхование.
Виды государственных пенсий: по старости, по инвалидности, пенсия за выслугу лет, социальная пенсия – лицам, не имеющим права на получение трудовой пенсии.
Государственные пособиявыплачиваются по линии социального страхования и по линии социального обеспечения за счет средств бюджета:
1) пособие, связанное с материнством и рождением детей;
2) пособие по беременности и родам. Выплачивается женщине в полном размере заработка;
3) пособие беременным при своевременной регистрации (до 12 недель) в размере 50 % минимального размера оплаты труда (МРОТ) – единовременная выплата;
4) пособие по рождению ребенка, равное 15 МРОТ; 5 пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. Равно 2 МРОТ, выплачивается ежемесячно;
6) пособие по уходу за ребенком до 3 лет без сохранения оплаты отпуска. Равно 50 % от МРОТ;
7) ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет (а учащимся в общеобразовательных школах – до окончания учебного заведения). 70 % МРОТ;
8) пособие на погребение – 5 МРОТ;
9) пособие по безработице – выплачивается в течение 12 месяцев;
10) пособие беженцам и вынужденным переселенцам.
Имущественное страхование:
1) сельскохозяйственное;
2) транспортное;
3) страхование имущества юридических лиц (все, что не входит в сельскохозяйственное и транспортное страхование);
4) страхование имущества физических лиц:
а) строений;
б) животных;
в) домашнего имущества;
г) транспортных средств граждан.
Страхование рисков включает:
1) производственные риски;
2) строительные риски;
3) коммерческие риски;
4) финансовые риски;
5) валютные риски;
6) атомные риски.
Личное страхованиеделится на 2 подотрасли:
1) страхование жизни;
2) страхование от несчастных случаев.
Основные случаи страхования жизни:1 на дожитие;
2) на случай смерти.
3) на случай смерти и потери здоровья;
4) смешанное страхование;
5) страхование ренты;
6) страхование детей.
Страхование от несчастных случаев:
1) индивидуальное страхование от несчастного случая;
2) страхование от несчастных случаев работников предприятий.
Страхование ответственности.Страховщик страхует страхователя от имущественной ответственности перед третьим лицом, которому страхователь нанес ущерб своими действиями или бездействием. Основанием для объявления наступления страхового случая служит решение суда о взыскании суммы ущерба с застрахованного в пользу потерпевшего. При заключении договора страхования ответственности известны 2 лица – страхователь и страховщик, получатель неизвестен.
Чтобы сохранялась заинтересованность страхователя в недопущении ущерба, страховщик должен оставить часть возмещаемого ущерба страхователю (70–80 % вносит страховщик, остальное – страхователь).
Неизвестна величина ущерба (устанавливается максимальный предел страховой ответственности).
Защищают прежде всего интересы страхователя, но в немалой степени и потерпевшего. Страхование ответственности в определенной степени снижает ответственность самих страхователей (виновников нарушения).
50.Классификация страхования:обязательное и добровольное;личное,имущественное,экономических рисков,ответственности;перестрахование и сострахование.
В Гражданском кодексе закреплена система страховых обязательств,в соответствии с которой страхование осуществляется на основании договоров имущественного и личного страхования (ст. 927 ГК).
Личное страхование:
1) страхование жизни;
2) страхование от несчастных случаев и болезней;
3) медицинское страхование.
Имущественное страхование:
1) страхование средств наземного транспорта;
2) страхование средств воздушного транспорта;
3) страхование средств водного транспорта;
4) страхование грузов;
5) страхование других видов имущества;
6) страхование финансовых рисков:
а) остановки производства или сокращения объема производства в результате оговоренных событий;
б) потери работы (для физических лиц);
в) банкротства;
г) непредвиденных расходов;
д) неисполнения (ненадлежащего исполнения) договорных обязательств контрагентом застрахованного