Финансовая система Российской Федерации, характеристика ее звеньев.

Раздел 1 Финансы

1. Экономическая сущность и функции финансов. Роль финансов на современном этапе.

Финансы — это совокупность общественно-экономических отношений, в процессе которых формируются и используются различные денежные фонды на основе распределения и перераспределения валового общественного продукта и национального дохода.

Валовой общественный продукт — это стоимость всех товаров и услуг, произведенных за определенный период (это сумма материальных благ, произведенных обществом за определенный период).

Национальное богатство — это совокупность созданных материальных благ, накопленных обществом за весь период предшествующего развития, а так же совокупность природных ресурсов.

Национальный доход - это вся вновь созданная стоимость в стране за год.

Финансы — это общественные отношения, т. к. в основе финансовых операций лежат отношения между различными участниками производственных отношений, а такие отношения всегда являются общественными.

Финансы — это экономические отношения, т. к. они связаны с производством, т. е. с экономической деятельностью людей.

Основные черты финансов:

1) финансы всегда выражаются в денежной форме. Однако не все денежные отношения являются финансовыми. Например: начисление зарплаты — это денежные отношения, а выплата зарплаты — это уже финансовые отношения.

2) результатом финансовых отношений является создание реальных денежных фондов, которые принимают форму финансовых ресурсов (распределение прибыли предприятия на фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и т. д.)

3) распределительный характер финансовых отношений (в понятие финансов входят такие денежные операции, с помощью которых происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте).

Финансовые ресурсы — это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства и субъектов хозяйствования.

Факторы, определяющие необходимость финансов:

1) наличие товарного производства обуславливает, что субъектам хозяйствования для осуществления расширенного воспроизводства, для решения социальных вопросов, необходимы соответствующие финансовые ресурсы.

2) действие объективных экономических законов, которые требуют проведения различных финансовых мероприятий, установление соответствующих пропорций.

3) финансы необходимы для выполнения государством своих функций, для этого требуются огромные денежные средства, формирование и использование которых происходит в процессе финансовых отношений.

Функции финансов — это проявление сущности финансовых отношений. Финансы выполняют три основные функции:

1) распределительная функция: различают первичное распределение и вторичное распределение, которое называется перераспределением. В процессе первичного распределения, которое происходит в сфере производства, формируются первичные доходы предприятий и работников сферы материального производства. В процессе вторичного распределения происходят перераспределение уже распределенных доходов путем переливания финансовых ресурсов в непроизводственную сферу или из одного региона в другой.

С помощью распределительной функции происходит распределение прибыли предприятий между предприятием и государством, внутри самого предприятия, между предприятием и работниками.

2) контрольная функция: состоит в том, что с помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением валового общественного продукта, за эффективным и экономным использованием финансовых ресурсов.

3) регулирующая функция: связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства (через государственные расходы, налоги, государственные кредиты).

Финансы - неотьемлемая часть денежных отношений,поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продук- та и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов.

Министерство финансов Российской Федерации, его структура, задачи и функции

Управление финансами – совокупность приемов и методов, направленных на обеспечение развития фин системы государства в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами. Т.о. управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на управляемый объект с целью достижения определенного результата.

Органы управления фин отношениями:

1. Министерство финансов РФ

2. Фед. казначейство

3. ФНС

4. ФедСлужбаСтрахНадзора

5. ФедСлужбаФин-Бюдж.Надзора

6. ФедСлужба по ФинМониторингу

7. ФедТаможСлужба

8. ФедСлужба по фин.рынкам

Особую, ведущую роль в функционировании финансовой системы играет Министерствофинансов Российской Федерации и его органы на местах. Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, политики в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

К основным задачам Минфина относятся:

совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;

осуществление государственного финансового контроля;

разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом;

обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.

Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

участвует в разработке и осуществлении мер по финасовому оздоровлению и структурной перестройке экономике, поддержки отечественных производителей товаров и исполнителей работ и услуг;

участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ, исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

участвует в разработке мер и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

контролирует рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

осуществляет по поручению правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих полномочий;

осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

В настоящее время в центральном аппарате Министерства функционируют следующие подразделения: департамент бюджетной политики, департамент отраслевого финансирования, департамент межбюджетных отношений, департамент управления государственным внутренним долгом, департамент управления внешним государственным долгом, департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов и др.

Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное управление Федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. В РФ функционирует единая централизованная система органовфедерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Федеральное казначейство – это система исполнения бюджета. Оно доводит до главных распорядителей показатели свободной бюджетной росписи лимиты бюджетных операций и объемы финансирования; ведет учет операций по кассовому исполнению фед.БТа; открывает в ЦБ РФ и иных кредитных организациях счета по счету средств фед. БТа; открывает и ведет лицевые счета о главных распорядителей и получателей средств фед БТа; осуществляет прогнозирование и планирование срдств фед БТа; осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

ФНС- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов в бюджет, контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей алкогольной и табачной продукцией.

Федеральная служба страхового надзора – орган испольнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, лицензирует деятельность субъекта страхового дела, ведет единый госуд.реестр страховщиков, получает и обрабатывает, анализирует отчетность, предоставляющие страховщиками.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа народного контроля. Кроме того, осуществялет контроль за использованием средств бюджета, материальных ценностей находящихся в федеральной собственности, за соблюдением требований бюджетного законодательства и за соблюдением резидентами нерезидентами валютного законодательства.

Федеральная служба по финансовому мониторингу – орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации, отмыванию доходов, полученных преступным путем, а также противодействии финансирования терроризма. ФСФМ осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем; осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях, сделках с денежными средствами, подлежащими контролю в соответствии с законодательством.

Федеральная таможенная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за соблюдением таможенного законодательства при перемещении товаров через границу.

Федеральная служба по финансовым рынкам – федеральный орган исполнительной власти, миссия которого заключается в обеспечении становления и развития эффективного финансового рынка. Выполнение этой миссии реализуется через проведение государственной политики в области финансовых рынков, в том числе, в сфере рынка ценных бумаг, биржевого товарного рынка, коллективных инвестиций, а также через обеспечение эффективного надзора и контроля в этих сферах деятельности.

5.Роль и значение в деятельности учреждений финансового контроля. Виды, формы и методы проверки финансового контроля.

Сущность финансового контроля сводится к обеспечению выполнения всеми хозяйствующими субъектами законодательно-правовых норм, установленных органами власти в соответствии с действующим законодательством, выявлению возможных нарушений, предотвращению их или принятию мер по применению предусмотренных законом санкций, разработке предложений по совершенствованию законодательной и другой нормативно-правовой базы с целью устойчивого функционирования финансовой системы.

ФК рассм-ют в 2 аспектах:

1.ФК - строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением фин. Закон-ва и фин. Дисциплины всеми экон. субъектами

2.ФК - элемент управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эфф-ти фин. операций.

Гос ФК – комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.

Т.о. объектом ФК являются все операции связанные с денежными расчетами. Субъектом ФК являются органы и организации, осуществляющие ФК.

Необходимость ФК обусловлена:

1. действием экономических законов 2.наличием различных форм собственности 3.использование субъектами хозяйствования коммерческого расчета 4.необходимостью повышения ответственности по соблюдению фин дисциплины субъектами хозяйствования

ФК обеспечивает соблюдение действующего законодательства и нормативных актов, способствует правильному ведению бух учета и отчетности в стране, обеспечивает контроль за своевременным поступлением средств в бюджет.

Принципы организации ФК:

1. независимость контроля – должна быть обеспечена фин-ой самостоятельностью контролирующего органа

2. объективность и компетентность работников контрольных органов (соблюдение законодательства и высокий профессиональный уровень).

3. гласность-это постоянная связь гос контролеров с общественностью и СМИ.

4. результативность – по итогам контроля обязательно должны быть приняты по устранению выявленных нарушений и не допущению новых.

5. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований.

6. неподкупность субъектов контроля

7. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизии

8. презумпция невиновности, т.е. подозреваемые могут быть обвинены только по решению суда

9. согласованность действий различных контролирующих органов.

В соответствии с установленным законодательством разграничением функций и полномочий субъектами государственного финансового контроля являются:

· Счетная палата РФ;

· Центральный банк РФ (ЦБ РФ);

· Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба);

· Государственный таможенный комитет РФ;

· Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю;

· контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

· иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Министерство финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе Министерства создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществляющая в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов. В связи с передачей Министерству функций Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью сфера деятельности Министерства как субъекта государственного финансового контроля существенно расширилась.

Министерство финансов РФ в процессе финансового контроля осуществляет следующие основные функции:

1. проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

2. контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

3. проводит документальные ревизии и проверки финансовохозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

4. организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.95 ставит перед этим государственным органом следующие основные задачи:

1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;

2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;

4. финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

5. анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;

6. контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

7. регулярное представление палатам Федерального Собрания РФ информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящих государству ущерб и требующих пресечения, Счетная палата РФ вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетная палата РФ вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

Федеральная налоговая служба выполняет следующие главные задачи:

1. выработка и проведение единой государственной налоговой политики;

2. взимание налогов и сборов;

3. координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов;

4. осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей;

5. контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

Федеральная налоговая служба имеет разветвленную сеть на территории РФ, представленную управлениями по субъектам Федерации, межрегиональными инспекциями, инспекциями по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями межрайонного уровня.

Банковский контроль служит важным звеном в организации государственного финансового контроля. Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Важнейшим звеном в банковской системе является Центральный банк РФ, наделенный широкими надзорными полномочиями. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдением банками и другими кредитными организациями действующего законодательства по банковской деятельности.

Он может назначать и самостоятельно осуществлять проверку операций коммерческих банков или поручать проведение таких проверок аудиторским фирмам. Он устанавливает для банков объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. ЦБ РФ вправе давать кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений. В случае их неисполнения ЦБ РФ может предъявить банкам-нарушителям требования по проведению мероприятий по финансовому оздоровлению, реорганизации (ликвидации) банка, замене его руководителей.

Внутрихозяйственный контроль – это контроль финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации. Объектом этого контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения.

Важнейшие функции внутрихозяйственного контроля:

· формирование учетной политики;

· ведение бухгалтерского учета;

· составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности;

· контроль за движением имущества и выполнением обязательств;

· обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами.

Аудиторский (независимый) контроль – сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит – это форма предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг.

В зависимости от субъектов, осуществляющих фин контроль, существуют следующие виды фин контроля:

1)представительных органов гос власти и местного самоуправления.2) президента3) исполнительных органов власти общей компетенции4) финансово-кредитных органов5) ведомственный6) внутрихозяйственный7) общественный8) аудиторский

В зависимости от времени совершения контроля финансовый контроль имеет следующие формы (способы конкретного выражения и организации контрольных действий):

Ø регламент осуществления:

1. обязательный (внешний) контроль за фин деятельностью физ и юрид лиц осуществляется на основе закона (налоговые проверки, контроль за использованием бюджетных ресурсов) осуществляется внешними независимыми контролерами.

2. инициативный (внутренний) контроль является неотъемлемой частью управления финансами.

Ø Время проведения:

1. предварительный контроль – предшествует совершению фин операций, т.е. проводится до расходования материальных ценностей и денежных средств. Носит предупредительный характер. Цель – не допустить незаконных действий, нарушений фин дисциплины, хищений ТМЦ и денежных средств.Осуществляется бухгалтерией п/п, фин органами вышестоящей организации.

2. текущий (оперативный) фин контроль – проводится в процессе совершения фин операций, денежных сделок. Цель – предотвращение возможных злоупотреблений при получении и расходовании средств. Проводится ФНС, бухгалтерией п/п, КБ.

3. последующий фин контроль – проводится после совершения фин операций, осуществления расходов. Цель – проверка правильности, законности, целесообразности совершенных операций, достоверности данных бух учета и отчетности, оценка результатов фин деятельности. Осуществляется вышестоящими органами и контролирующими органами.

Методы осуществления фин контроля:

Ø анализ ФХД предполагает детальное изучение периодической и годовой бух отчетности с целью общей оценки результатов фин деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Ø Счетная проверка бух отчетов – это совокупность приемов контроля за достоверностью отчетных данных, характеризующих работу п/п. Цель – выявить и устранить ошибки и приписки искажающие показатели деятельности п/п.

Осуществляется в 3 этапа:

1 предварительный контроль при приеме отчета – проверяется полнота отчета, наличие всех необходимых форм, подписей, реквизитов.

2 камеральная проверка – это проверка взаимоувязки показателей всех форм отчетов, проверка правильности расчета показателей, правильности подведения итогов.

3 документальная проверка – это проверка всех показателей отчета непосредственно на п/п. По результатам документальной проверки составляется акт, где отражаются выявленные нарушения.По итогам счетной проверки руководителю п/п дают письменное предписание на обязательное исправление неправильных учетных и отчетных данных.

Ø Инвентаризация ценностей – это периодическая проверка наличия, сохранности и правильности хранения ценностей, а также проверка ведения складского учета и реальности данных бух учета.

Ø Ревизия – это глубокая проверка деятельности п/п, организаций, министерств и ведомств. Это наиболее эффективный метод последующего контроля. Ревизия помогает вскрыть злоупотребление, неиспользованные резервы роста и выявить положительный опыт

Ø Обследование – это исследование широкого спектра фин – экономических показателей обследуемого субъекта для определения их фин состояния и возможных перспектив развития.

Ø Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды фин состоянием клиента.

Ø Надзор-проводится контролирующими органами за соблюдением лицензионных нормативов (н-р, ЦБ РФ осуществляет надзор за деятельностью КБ). Органы, осущ. ФК: Фед.собрание, Гл. контр. Управление Президента, Прав-во, Минфин, ФедКазначейство,Фед.служба страхнадзора, фед.служба фин-бюдж. Надзора, фед. Служба по фин. Мониторингу,фед.служба по фин.рынкам, ФТС,ЦБ, Счетная палата.

Основные функции

эмиссия банкнот; проведение денежно-кредитной политики; рефинансирование кредитно-банковских институтов; проведение валютной политики; регулирование деятельности кредитных институтов; функции финансового агента правительства. установка ломбардной ставки.

История

По свидетельству историков, первым центральным банком был Шведский «РиксБанк», он образовался в 1668 году, однако обстоятельства его организации теперь мало известны.

В большинстве западных стран функции центрального банка были закреплены за определёнными банками с середины XIX — начала XX веков. Так Банк Франции стал единым эмиссионным центром в 1848 году, Рейхсбанк и Банк Испании в 1874, Федеральная резервная система США в 1913 году.

Исторически во всех странах центральные банки образовывались как крупные банки, наделенные особыми полномочиями. В большинстве стран эти банки были созданы как акционерные компании. Постепенно центральные банки монополизировали функцию эмиссии банкнот и другие специфические функции и утверждались в качестве центров национальных кредитных систем.

Баланс ЦБ

Активы

Золотовалютные резервы; Кредиты центрального банка, выданные правительству и коммерческим банкам; Государственные облигации.

Пассивы

Депозиты коммерческих банков в ЦБ (обязательные резервы и дополнительные депозиты); Наличные деньги, которые ЦБ выпустил в обращение; Счета казначейства, которые обслуживает ЦБ. Капитал ЦБ Средства кредитных организаций

Центральный банк Российской Федерации (официальное, Банк России) — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций).

Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации определено, что правом денежной эмиссии обладает Российская федерация, а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации и оговорена его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

8.Бюджетный кодекс Российской Федерации, его строение, содержание и значение.

Бюджетное устройство страны, функционирование бюджетной системы, компетенции органов власти всех уровней в области бюджета регламентируются законодательством о бюджетных правах.

Бюджетное право- это совокупность юридических ном, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, т.е. урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.

Конституция страны – основополагающий акт бюджетного права.

В конституции РФ 1993 г. заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые сформулированы с учетом федеративного устройства государства.

В развитие основных положений в области бюджетного права, зафиксированных в Конституции РФ, издаются специальные законодательные акты:

В их числе следует отметить:

- Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 окт. 1991 г.;

- Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей ,г.Москвы и С-Пб, органов местного самоуправления от 15 апреля 1993 г.»;

- Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сент. 1997 г.;

- Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 г.

Наиболее важным и емким из законодательных актов, изданных в области бюджетного права, является Бюджетный кодекс РФ, в котором установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской федерации. Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.

Бюджетный кодекс от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ. Принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г. Явлется одним из законодательных актов, в котором определены бюджетные права представительных и исполнительных органов власти всех уровней, обеспечивающих им создание финансовой базы для выполнения возложенных на них функций по управлению страной и соответствующими территориями, проведению внутренней и внешней политики, управлению экономическими и социальными процессами.

Бюджетный кодекс Российской Федерации — кодифицированный нормативно-правовой акт, содержащий правила формирования и исполнения бюджетов всех уровней в Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ – это свод законов о функционировании и развитии бюджетной системы РФ. Обеспечивает финансовое регулирование бюджетных правоотношений. Устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений. Определяет основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетный кодекс Российской Федерации состоит из 5 частей, 28 глав (общей сложностью 307 статей):

Часть I. Общие положения

Глава 1. Бюджетное законодательство Российской Федерации
Глава 2. Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Раздел I. Бюджетное устройство Российской Федерации

Глава 3. Бюджетная система Российской Федерации
Глава 4. Бюджетная классификация Российской Федерации
Глава 5. Принципы бюджетной системы Российской Федерации

Раздел II. Доходы бюджетов

Глава 6. Общие положения о доходах бюджетов
Глава 7. Доходы федерального бюджета
Глава 8. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
Глава 9. Доходы местных бюджетов

Бюджетное устройство Российской Федерации. Содержание бюджетной системы Республики Башкортостан.

Бюджетное устройство Российской Федерацииопре­деляется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией Российской Федерации. В соот­ветствии со ст. 1 Конституции РФ (1993 г.) "Российская Фе­дерация — Россия есть демократическое федеративное пра­вовое государство с республиканской формой правления".

Бюджетное устройство прописано в законе РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ»1991г. и в бюджетном кодексе(98г.) Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной об­ласти, автономных округов — равноправных субъектов Рос­сийской Федерации. Республика (государство) имеет свои конституцию и законодательство. Край, область, город фе­дерального значения, автономная область, автономный ок­руг имеют свои устав и законодательство.

Федеративное устройство Российской Федерации ос­новано на ее государственной целостности, единстве государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Рос­сийской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 5 Конституции РФ). Субъекты Российской Федерации имеют свои бюджеты. Все действующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют в совокупности определенную бюд­жетную систему. В состав России входят 89 субъектов Российской Феде­рации, из них; 21 республика, 6 краев, 1 автономная об­ласть, 49 областей, 2 города федерального значения (Моск­ва и Санкт-Петербург), 10 автономных округов.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов. Консолидированные бюджеты не утверждаются органами представительной власти. Они составляются для ана­литических целей. Годовой бюджет любого уровня составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году — длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований и местных бюджетов.

Государственная бюджетная система РФ включает: федеральный (республиканский) бюджет; 21 республиканский бюджет в составе РФ; 55 краевых и областных бюджетов; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов4 бюджет Еврейской автономной области4 около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Консолидированный бюджет – свод бюджетов на данной территории. Консолидированный бюджет РФ включает в себя:

1. фед бюджет РФ

2.консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированный бюджет не устанавливается законодательным органом власти. Консолидированный бюд

Наши рекомендации