Организация Банком России валютного контроля в Российской Федерации

Валютный контроль - комплекс нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными на основании закона государственными органами или иными организациями (например, уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

В России действует трехуровневая система валютного контроля. Ее составляют Правительство Российской Федерации, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. Основное отличие органов валютного контроля от агентов валютного контроля состоит в том, что первые обладают более широкими полномочиями.

Органы валютного контроля вправе издавать акты по вопросам их компетенции; запрашивать и получать документы о проведении валютных операций, открытии и ведении счетов; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений; применять меры ответственности.

Установлено разделение компетенции между органами и агентами валютного контроля в отношении подконтрольных объектов. Установление исключительной компетенции Банка России по контролю за осуществлением валютных операций кредитными организациями (в том числе уполномоченными банками) и валютными биржами означает, что другие органы и агенты валютного контроля не могут проверять валютные операции указанных лиц, запрашивать и получать у них информацию, связанную с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Банк России как надзорный орган осуществляет контроль за соответствием валютному законодательству валютных операций, совершаемых банками и иными кредитными организациями. Банк России организует валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки.

Наделение полномочиями агентов валютного контроля производится посредством предоставления банкам лицензий на право осуществления банковских операций в иностранной валюте. Приобретая лицензию, уполномоченный банк автоматически становится органом, осуществляющим контроль за своими клиентами в исполнении ими валютного законодательства.

В ходе контрольно-инспекционных проверок соблюдения валютного законодательства кредитными организациями выявляются конкретные схемы "утечки капитала" и обхода требований валютного законодательства.

Банк России контролирует и валютные биржи, по двум направлениям:

  1. валютный контроль во внешнеторговой сфере;
  2. валютный контроль в неторговом обороте.

Система таможенно-банковского контроля позволяет осуществлять валютный контроль во внешнеторговой сфере по следующим направлениям:

· контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров за пределы России. Важность этого направления обусловлена тем, что невозвращение в Российскую Федерацию валютной выручки в полном объеме наносит большой ущерб экономике страны;

· контроль за поступлением оплаченных товаров по импортным операциям согласно заключенным контрактам - валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (валютный контроль импорта);

· контроль за внешнеторговыми бартерными операциями.

Основными этапами валютного контроля во внешнеторговой сфере являются:

  1. оформление паспорта сделки, осуществляемого в уполномоченных банках в рамках заключенных внешнеторговых контрактов и служащего основанием для таможенного оформления товаров;
  2. таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров;
  3. банковский контроль за движением денежных средств по счетам, обслуживающим внешнеторговые сделки;
  4. информационный обмен между уполномоченными банками (агентами валютного контроля), таможенными органами и резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности.

Объектом валютного контроля в неторговом обороте является перемещение валюты и валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.

Банк России осуществляет специальный контроль валютно-обменных операций, проводимых коммерческими банками, с целью предотвратить необоснованное использование наличной иностранной валюты при расчетах на территории Российской Федерации и обеспечить соблюдение порядка ввоза и вывоза иностранной валюты резидентами и нерезидентами через таможенную границу Российской Федерации.

Создана нормативная база, установившая методы контроля за открытием и функционированием обменных пунктов уполномоченных банков (в соответствии с действующим валютным законодательством проведение валютнообменных операций на территории Российской Федерации разрешено только через обменные пункты (операционные кассы) уполномоченных банков), совершением и учетом уполномоченными банками валютно-обменных операций, ввозом и вывозом уполномоченными банками через таможенную границу Российской Федерации наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.

Организации-резиденты имеют право приобретать безналичную иностранную валюту за рубли на внутреннем валютном рынке только на определенные цели:

· для текущих валютных операций;

· для валютных операций, связанных с движением капитала, без наличия разрешений (лицензий) Центрального банка Российской Федерации и при их наличии;

· для платежей в погашение кредитов, полученных в иностранной валюте;

· для оплаты командировочных расходов своих сотрудников, направляемых в командировку за границу;

· для осуществления страховщиком выплат при разрешении Центрального банка Российской Федерации на проведение расчетов в иностранной валюте.

Приобретенная иностранная валюта должна использоваться исключительно на те цели, для которых она покупалась.

Операции по покупке иностранной валюты оформляются, как правило, договором комиссии, в соответствии с которым сделка совершается от имени уполномоченного банка, но за счет покупателя. Основанием для приобретения валюты является поручение на покупку иностранной валюты, которое разрабатывается уполномоченным банком самостоятельно.

Купленная иностранная валюта подлежит зачислению в полном объеме на специальный транзитный валютный счет, с помощью которого уполномоченный банк контролирует ее целевое использование.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" организации, приобретающие иностранную валюту, обязаны резервировать на специальном депозитном счете до 100% переводимой на покупку суммы. Срок резервирования не должен превышать 60 календарных дней до даты покупки валюты. Подобный порядок действует и при покупке иностранной валюты для оплаты импортируемых товаров.

В рамках контроля валютно-обменных операций Банк России осуществляет контроль за подлинностью иностранных денежных знаков.

Поддельные денежные знаки гасятся штампом "Подделка" и упаковываются в отдельный мешок, который передается в территориальные органы внутренних дел. Признанные подлинными денежные знаки возвращаются в кредитную организацию по акту экспертизы.

Следует различать понятия подлинности и платежности денежных знаков. В ряде случаев подлинные денежные знаки из-за повреждений и дефектов, а также по другим основаниям (в связи с решением банка-эмитента о выведении денежных знаков из обращения) могут утратить свойства средства платежа. Неплатежные иностранные денежные знаки изымаются из обращения и подлежат обмену. По выбору владельца они могут быть:

· приняты банком на инкассо;

· заменены на платежные денежные знаки того же государства;

· куплены банком за наличные рубли;

· приняты на экспертизу за счет клиента.

Методы валютного контроля валютных операций, связанных с движением капитала, могут быть не только рыночные, но и административные.

К административным методам относится, прежде всего, лицензирование отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала.

Российским резидентам, не являющимся кредитными организациями, для осуществления некоторых видов операций, связанных с движением капитала, требуется предварительно получить разрешение Банка России. При этом разрешение выдается на каждую конкретную сделку. Как правило, разрешения требуются для валютных операций по вывозу капитала из страны или же носящих комплексный характер и связанных с необходимостью открытия резидентами валютных счетов в иностранных банках.

С этой целью анализируется комплект предоставляемых резидентом документов, в который входят документы по сделке, а в некоторых случаях - заключения федеральных ведомств о целесообразности реализации резидентом проекта.

В разрешении, являющемся документом валютного контроля, Банк России устанавливает обязательные условия, которые должны быть соблюдены резидентом при проведении расчетов по валютной операции, и, если это вызвано необходимостью более детального контроля за движением валютных средств, дополнительные условия проведения операции.

Среди обязательных условий в разрешениях могут быть указаны конкретные банки и реквизиты счетов, через которые проводятся расчеты в иностранной валюте, порядок осуществления платежей и гарантии (обеспечение) от возможных потерь, порядок обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке и др.

В каждом разрешении содержится требование о предоставлении резидентом отчетности в Банк России или его территориальное учреждение о совершенных валютных операциях. За нарушение этих условий уполномоченные федеральные органы вправе применить по отношению к резиденту штрафные санкции, а Банк России может отозвать или приостановить действие разрешения.

В целях обеспечения эффективного контроля за соблюдением резидентами условий выданных разрешений и мониторинга срока действия таких разрешений в Банке России создана Единая электронная база данных по выданным им разрешениям на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, и открытие резидентами валютных счетов в иностранных банках.

Наши рекомендации