Фискальная политика и эффект вытеснения
Расстояние от Y1 до Y2 соответствует эффекту вытеснения. Эффект вытеснения представляет собой воздействие, которое оказывают меры стимулирующей фискальной политики (увеличение госрасходов или снижение налогов) на сокращение величины одного или более компонентов частных расходов, и показывает величину дохода, который был недополучен в результате такого сокращения. Вытеснения можно избежать лишь в том случае, когда сдвиг кривой IS, обусловленный проведением стимулирующей фискальной политики, не ведет к росту ставки процента, т.е. когда кривая LM горизонтальна.
Вытеснение может быть частичным либо полным. Если в ответ на стимулирующую фискальную политику уровень дохода растет, то вытеснение частичное. Если величина дохода не меняется, то вытеснение полное.
Эффект вытеснения считается основным недостатком фискальной экспансии. Чем больше вытеснение, тем на меньшую величину растет доход (меньше эффект дохода) в результате фискального импульса и тем менее эффективной является фискальная политика.
В открытой экономике еще одним недостатком стимулирующей фискальной политики является эффект чистого экспорта. Рост ставки процента в стране ведет к увеличению доходности вкладываемого капитала, что способствует притоку в страну иностранного капитала и поэтому росту спроса на национальную валюту. Это увеличивает ее валютный курс и делает национальные товары относительно более дорогими, а иностранные - относительно более дешевыми. В результате экспорт сокращается, а импорт увеличивается, что в итоге уменьшает чистый экспорт, являющийся частью совокупных автономных расходов. Доход мультипликативно сокращается. Вытеснение, таким образом, касается не только внутренних расходов, но и внешних.
Величина эффекта дохода стимулирующей фискальной политики, т.е, степень воздействия последней на экономику, зависит от наклона кривых IS и LM.
На рис. 11(б) кривая LM крутая в значительной степени из-за того, что спрос на деньги относительно независим от ставки процента. Рост госрасходов на DG сдвигает кривую IS вправо на расстояние кDG, повышая ставку процента с Ro до R1. Поскольку спрос на деньги нечувствителен к ставке процента, необходимо существенное увеличение ставки процента, чтобы приспособиться к возросшему трансакционному спросу на деньги. Равновесный доход увеличивается с Yо до Y1, хотя должен был измениться с Yо до Y2, если бы ставка процента не изменилась. Расходы частного сектора вытесняются на величину, равную расстоянию от Y1 до Y2, в связи с тем, что ставка процента возросла с Ro до R1.
На рис. 11(а) рост государственных расходов на DG сопровождается меньшим вытеснением расходов частного сектора. Сдвиг вправо кривой IS от IS' до IS" такой же, как на рис.11(б), но кривая LM менее крутая, поскольку спрос на деньги более чувствителен к ставке процента. Сдвиг кривой от IS' до IS" сопровождается меньшим ростом ставки процента (от Ro до R1) на рис.11(а) и большим ростом равновесного дохода (от Yо до Y2), чем на рис.11(б).
Таким образом, при неизменном наклоне кривой IS фискальная политика тем более эффективна (вытеснение тем меньше, а прирост дохода тем больше), чем более пологой является кривая LM.
При неизменном наклоне кривой LM эффективность фискальной политики определяется наклоном кривой IS.
R IS’ IS” LM R IS” LM
IS’
R1 R1
R0 R0
kDG kDG
Y0 Y1 Y2 Y Y0 Y1 Y2 Y
Рис. 12(а) Рис. 12(б)
На рис.12(а) кривая IS' крутая, поскольку расходы в значительной степени не зависят от ставки процента. Рост государственных расходов сдвигает кривую IS с IS' до IS" на расстояние кDG, равное сдвигу от Yо до Y2. Равновесный доход увеличивается с Yо до Y1 с вытеснением расходов частного сектора от Y1 до Y2.
На рис.12(б) кривая IS' менее крутая, поскольку чувствительность автономных расходов к ставке процента велика. Сдвиг кривой от IS' до IS", равный сдвигу от Yо до Y2 на рис.12(а), увеличивает равновесный доход в меньшей степени. Поскольку расходы частного сектора очень чувствительны к ставке процента, то вытеснение частных расходов больше в то время, как рост ставки процента меньше и эффект дохода меньше, чем на рис.12(а).
Таким образом, вытеснение тем меньше, а фискальная политика тем эффективнее, чем более крутая кривая IS (при большей крутизне кривой, когда чувствительность автономных расходов к ставке процента мала, даже значительное изменение последней слабо влияет на изменение величины расходов).