Другие виды общественных расходов.
По общему значению общественные расходы подразделяются на несколько видов.
Во-первых, это оказание социальной помощи тем членам общества, которые не имеют возможности самостоятельно себя обеспечить. К данной категории общественных расходов относятся, например, пособия, выплачиваемые инвалидам.
Во-вторых, это обеспечение обязательного страхования на случай болезни, безработицы и т.п.
Для этой категории расходов в отличие от предыдущей суть процесса не сводится к перераспределению, а имеет место своеобразное предварительное аккумулирование средств, в том числе иногда и личных средств, застрахованных с целью последующей выплаты при наступлении страхового случая. Ближайшим субститутом (взаимозаменителем) социальной помощи выступает частная благотворительность, а ближайшим субститутом общественного страхования является страхование частное и добровольное.
Третий вид общественных расходов – это производство и приобретение материальных благ и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей в которых берет на себя государство.
Как правило, они либо непосредственно обладают свойствами чистых или смешанных общественных благ, либо принадлежат к числу ключевых факторов формирования этих благ. К примеру, отдельный винтовочный патрон не является общественным благом, но создание запаса патронов представляет собой один из компонентов оборонных усилий и требует общественных расходов.
Кроме того, в соответствии с экономической классификацией выделяются:
· текущие общественные расходы (расходы на выплату заработной платы, взносы в фонды социального страхования, выплаты процентов, субсидии)
· капитальные общественные затраты (приобретение основного капитала, приобретение земли, приобретение товаров для создания запасов, нематериальных активов и капитальные трансферты).
Тема.
1. Специфика ценообразования на чистые и социально-значимые общественные блага.
Для чистых и социально значимых общественных благ характерно неценовое регулирование. Чистое общественное благо:
1) Неисключаемость тех, кто не готов покупать
2) Предельные издержки потребления новых потребителей равны нулю => нет рыночной цен, т.е. их финансирование происходит за счет налогов цена устанавливается с помощью неценового механизма. Характеристика неценового механизма:
- соблюдение бюджетно-финансового равновесия на основе баланса налоговых поступлений и нормативного финансирования
- установление режима функционирования с помощью карточек и очередности получения общественных благ.
- использование соц. института голосования.
- существует теневой рынок, злоупотребления должностным положением
Инструменты неценового равновесия (аналог рыночных иен): налоги, финансовые нормы, временные нормы очередности, голоса избирателей -налогоплательщиков. Особенности неценового бюджетного равновесия:
1) Бюджетное равновесие базируется на принципе соотношения соц. затрат и соц. выгод, т.е. приоритет отдается соц. критериям, а не экономическим.
2) Принцип учета эффекта целого
3) Преобладание обязательного характера установления финансовой сбалансированности в соответствии с принципом единой кассы Например:
налоги =» общая сумма (касса) => расходование в зависимости от социального приоритета.
4) Существует разрыв во времени и пространстве между оплатой населением общественных благ и их использованием. Методы сведения общественных благ к частным:
Метод денежной оценки альтернативной стоимости общественных благ. В основе лежит гедонистическая теория (дифференциация цен в зависимости от уровня эластичности спроса на экономические блага) Здесь принимается во внимание социально-психологические факторы, связанные с социальной ответственностью и имиджем фирмы, популярностью и престижем товаров и услуг. Пример: труд Т Веблена «Эффект сноба», X. Либенстаина «Эффект толпы»: цена устанавливается не по внутренним качествам, а на основе социальных факторов, таким образом цена - это выражение ценностных установок общества.
Ценообразование в общественном секторе за исключением некоторых видов смешанных общественных благ представляет собой ценообразование в условиях несовершенной конкуренции (например, госрегулирование естественных монополий).
2. Ценообразование на перегружаемые общественные блага и блага с ограниченным доступом.
К перегружаемым общественным благам относятся автомагистрали, мосты, тоннели, некоторые соц. -культурные и рекреационные учреждения: нацпарки, музеи, библиотеки и т.д.
Здесь цена играет роль нормирования доступа к таким видам общественных благ, кот. дополнительные потребители до определенной границы (точки) могут использовать бесплатно, поскольку предельные издержки для дополнит. потребителей равняются нулю. Рост издержек, вызванный ↓ выгод (полезности) для др. потребителей после критической точки (с кот. начинается перегрузка) обуславливает необходимость установления цены в целях нормирования числа потребителей общ. блага после достижения точки перегрузки.
Цена (плата) за пользование дорогами, мостами, тоннелями не только нормирует их использование, но и дает доход, необходимый для текущего содержания и ремонта этих сооружений. Цена на некоторые услуги рекреационных и социокультурных учреждений устанавливается в зависимости от интенсивности потоков посетителей и пропускной способности этих учреждении, для использования их мощностей в научных и экспериментальных целях, а не только для зрительского осмотра.
Цены на общественные блага клубного типа (бассейны, теннисные корты, клубы но интересам и т.п.) устанавливаются на договорной основе и членские взносы собираются путем добровольной кооперации. Причем размер платежей рассчитывается так, чтобы избежать перегрузки общественного блага. Финансирование содержания таких сооружений производится на принципах организации добровольных, товарищеских обществ потребительского типа.