Другие виды общественных расходов.

По общему значению общественные расходы подразделяются на несколько видов.

Во-первых, это оказание социальной помощи тем членам общества, которые не имеют возможности самостоятельно себя обеспечить. К данной категории общественных расходов относятся, например, пособия, выплачиваемые инвалидам.

Во-вторых, это обеспечение обязательного страхования на случай болезни, безработицы и т.п.

Для этой категории расходов в отличие от предыдущей суть процесса не сводится к перераспределению, а имеет место своеобразное предварительное аккумулирование средств, в том числе иногда и личных средств, застрахованных с целью последующей выплаты при наступлении страхового случая. Ближайшим субститутом (взаимозаменителем) социальной помощи выступает частная благотворительность, а ближайшим субститутом общественного страхования является страхование частное и добровольное.

Третий вид общественных расходов – это производство и приобретение материальных благ и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей в которых берет на себя государство.

Как правило, они либо непосредственно обладают свойствами чистых или смешанных общественных благ, либо принадлежат к числу ключевых факторов формирования этих благ. К примеру, отдельный винтовочный патрон не является общественным благом, но создание запаса патронов представляет собой один из компонентов оборонных усилий и требует общественных расходов.

Кроме того, в соответствии с экономической классификацией выделяются:

· текущие общественные расходы (расходы на выплату заработной платы, взносы в фонды социального страхования, выплаты процентов, субсидии)

· капитальные общественные затраты (приобретение основного капитала, приобретение земли, приобретение товаров для создания запасов, нематериальных активов и капитальные трансферты).

Тема.

1. Специфика ценообразования на чистые и социально-значимые общественные блага.

Для чистых и социально значимых общественных благ характерно неценовое регулирование. Чистое общественное благо:

1) Неисключаемость тех, кто не готов покупать

2) Предельные издержки потребления новых потребителей равны нулю => нет рыночной цен, т.е. их финансирование происходит за счет налогов цена устанавливается с помощью неценового механизма. Характеристика неценового механизма:

- соблюдение бюджетно-финансового равновесия на основе баланса налоговых поступлений и нормативного финансирования

- установление режима функционирования с помощью карточек и очередности получения общественных благ.

- использование соц. института голосования.

- существует теневой рынок, злоупотребления должностным положением

Инструменты неценового равновесия (аналог рыночных иен): налоги, финансовые нормы, временные нормы очередности, голоса избирателей -налогоплательщиков. Особенности неценового бюджетного равновесия:

1) Бюджетное равновесие базируется на принципе соотношения соц. затрат и соц. выгод, т.е. приоритет отдается соц. критериям, а не экономическим.

2) Принцип учета эффекта целого

3) Преобладание обязательного характера уста­новления финансовой сбалансированности в соот­ветствии с принципом единой кассы Например:

налоги =» общая сумма (касса) => расходование в зависимости от социального приоритета.

4) Существует разрыв во времени и пространстве между оплатой населением общественных благ и их использованием. Методы сведения общественных благ к частным:

Метод денежной оценки альтернативной стоимости общественных благ. В основе лежит гедонистическая теория (дифференциация цен в зависимости от уровня эластичности спроса на экономические блага) Здесь принимается во внимание социально-психологические факторы, связанные с социальной ответственностью и имиджем фирмы, популярностью и престижем товаров и услуг. Пример: труд Т Веблена «Эффект сноба», X. Либенстаина «Эффект толпы»: цена устанавливается не по внутренним качествам, а на основе социальных факторов, таким образом цена - это выражение ценностных установок общества.

Ценообразование в общественном секторе за исключением некоторых видов смешанных общественных благ представляет собой ценообразование в условиях несовершенной конкуренции (например, госрегулирование естественных монополий).

2. Ценообразование на перегружаемые общественные блага и блага с ограниченным доступом.

К перегружаемым общественным благам относятся автомагистрали, мосты, тоннели, некоторые соц. -культурные и рекреационные учреждения: нацпарки, музеи, библиотеки и т.д.

Здесь цена играет роль нормирования доступа к таким видам общественных благ, кот. дополнительные потребители до определенной границы (точки) могут использовать бесплатно, поскольку предельные издержки для дополнит. потребителей равняются нулю. Рост издержек, вызванный ↓ выгод (полезности) для др. потребителей после критической точки (с кот. начинается перегрузка) обуславливает необходимость установления цены в целях нормирования числа потребителей общ. блага после достижения точки перегрузки.

Цена (плата) за пользование дорогами, мостами, тоннелями не только нормирует их использование, но и дает доход, необходимый для текущего содержания и ремонта этих сооружений. Цена на некоторые услуги рекреационных и социокультурных учреждений устанавливается в зависимости от интенсивности потоков посетителей и пропускной способности этих учреждении, для использования их мощностей в научных и экспериментальных целях, а не только для зрительского осмотра.

Цены на общественные блага клубного типа (бассейны, теннисные корты, клубы но интересам и т.п.) устанавливаются на договорной основе и членские взносы собираются путем добровольной кооперации. Причем размер платежей рассчитывается так, чтобы избежать перегрузки общественного блага. Финансирование содержания таких сооружений производится на принципах организации добровольных, товарищеских обществ потребительского типа.

Наши рекомендации