Государство как заемщик и кредитор.
Бюджетные кредиты, ссуды и государственные кредиты иностранным государствам являются формами расходов бюджета.
1) Бюджетные кредиты имеют целевую направленность. Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, обязательно указываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.
Бюджетная поддержка может предоставляться в следующих формах:
1. фактическая передача денежных средств заёмщику;
2. возмещение разницы в процентных ставках по банковским кредитам для обеспечения льготных условий кредитования;
3. предоставление бюджетных гарантий под банковские кредиты;
4. кредитование посредством временного уменьшения обязательств перед бюджетом.
В качестве заёмщиков могут выступать:
- бюджетные учреждения;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- юридические лица, не являющиеся ГУП, МУП и бюджетным учреждением;
- органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.
Особенности бюджетных кредитов:
· Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием на основании договора, только при условии предоставления заёмщиком обеспечения исполнения обязательств по возврату указанного кредита.
· Способами обеспечения могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ц/б, паёв, в размере не менее 100% предоставляемого кредита.
· Бюджетный кредит предоставляется только при отсутствии просроченной задолженности по ранее представленным бюджетным средствам.
· Бюджетный кредит предоставляется в соответствии со всеми принципами кредитования (возвратность, возмездность).
· Обязательное условие предоставления кредита: проведение предварительной проверки финансового состояния получателя кредита финансовым органом. Проверка может быть проведена в любое время действия кредита, а также целевое его использование.
НК РФ предусматривается срок отсрочки или рассрочки по уплате налогов – до 6 месяцев, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам сроком от 3 месяцев до 1 года.
2) Бюджетные ссуды. Субъекты РФ имеют право на привлечение целевых бюджетных ссуд на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным поступлением доходов, на срок до 6 месяцев на возмездных и безвозмездных условиях.
В случае, если предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счёт средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета.
3) Государственными кредитами, предоставляемыми РФ-ей иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у них возникают долговые обязательства перед РФ-ей как кредитором.
На очередной финансовый год при рассмотрении ГосДумой проекта федерального закона о федеральном бюджете утверждается Программа предоставления РФ-ей государственных кредитов.
При оформлении правоотношений по государственному кредитованию могут предусматриваться меры контроля дополнительно к установленным бюджетным законодательством, обеспечивающие целевое использование выделенных денежных средств. Нецелевое использование государственных кредитных средств образует состав финансового правонарушения и влечёт применение мер ответственности в соответствии с БК РФ.
Государственные заимствования РФ – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заёмщиками.
Гарантом платёжеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счёт имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. БК РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга РФ.
Государственные заимствования могут быть:
1. Внутренние, которые осуществляются в следующих формах:
· Кредиты, полученные РФ-ей от кредитных организаций в валюте РФ;
· Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени РФ-ии;
· Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
2. Внешние, которые осуществляются в следующих формах:
· Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг от имени РФ-ии;
· Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлечённые РФ-ей.
Государственные внешние и внутренние заимствования РФ используются для покрытия дефицитов федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ. От имени РФ-ии право осуществления государственных внешних и внутренних заимствований принадлежит Правительству РФ.
Обеспечение сбалансированности бюджета на основе государственных заимствований имеет не столь положительный момент, так как:
· Средства, привлечённые в бюджет с помощью государственного кредита, используются не как капитал, приносящий доход, а как платежные и покупательные средства;
· Они не приносят дополнительного дохода, а последующая выплата процентов или дисконта увеличивает расходы бюджета;
· Единственным реальным источником погашения долговых обязательств государства являются налоги, а их увеличение, связанное с обслуживанием долга, угнетающе влияет на экономику.
Активность государства в качестве заёмщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объём заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом, тем глубже кризис финансов государства.
25. Государственный долг и его виды и формы в РФ.
В результате привлечения государством заёмных денежных средств образуется государственный долг. Это совокупность долговых обязательств РФ-ии перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ-ей.
Государственный долг делят на 2 части:
1. Капитальный (включает все долговые обязательства государства на определённую дату – начало года, то есть непосредственную часть основного долга и начисленный %);
2. Текущий (состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчётном году).
Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:
Ø Кредитных соглашений и договоров, заключённых от имени РФ как заёмщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
Ø Государственных займов, осуществлённых путём выпуска ценных бумаг от имени РФ;
Ø Договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
Ø Договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
Ø Соглашений и договоров, заключённых от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Пролонгация –удлинение сроков погашения долга.
Под реструктуризацией долга (по БК) понимается основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. В её процессе может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга.
Долговые обязательства могут быть:
- краткосрочные (до 1 года)
- среднесрочные (свыше 1 года до 5 лет)
- долгосрочные (свыше 5 лет до 30 лет).
Государственный долг РФ может быть также как внешним, так и внутренним. Рассмотрим экономическую основу этих долгов. Может ли нарастающий государственный долг в какой-то момент привести к банкротству нации?
ВНУТРЕННИЙ долг – долг государства физическим и юридическим лицам своей страны в валюте этой страны. То есть в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само население – государственный долг является одновременно и общественным активом. Погашение государственных облигаций, находящихся у резидентов, не вызывает никакой утечки покупательной способности для страны в целом. Вряд ли внутренний долг приведёт к банкротству правительства. На практике обычно, когда наступает срок платежа по долгам, Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продаёт новые облигации
и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций. Кроме этого, правительство может использовать такие рычаги, как налогообложение и эмиссия денег.
ВНЕШНИЙ долг – задолженность государства гражданам или организациям других стран, выраженная в иностранной валюте. Такой долг уже является бременем. Эту часть госдолга экономика страны не должна «сама себе» - выплата процентов и суммы основного долга требует в данном случае передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран.
26. Понятие управления государственным долгом. Принципы и методы управления государственным долгом.
Выступление государства в финансовых отношениях в роли заёмщика средств приводит к появлению долга государства по возврату заёмных средств и выплаты процентов по ним, следовательно, у государства появляется обязанность по управлению им.
Управление государственным долгом – совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.
Цель управления государственным долгом – нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
Управление государственным долгом в РФ осуществляется Правительством РФ. Ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются предельные объёмы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ. Также составляется Программа государственных внешних и внутренних заимствований РФ.
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
1. безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
2.единство учёта – учёт в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
3.единство долговой политики –обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
4.согласованность – обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заёмщика;
5.снижение рисков –выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
6.оптимальность –создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
7.гласность –предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.
Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:
· рефинансирование – погашение части государственного долга за счёт вновь привлечённых средств;
· конверсия – изменение доходности займа;
· консолидация – превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приёма связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
· новация – соглашение между государством-заёмщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;
· унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;
· отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;
· дефолт – отказ государства от уплаты государственного долга.
27. Содержание и функции финансов предприятия. Финансовые службы на предприятии.
Финансы предприятий – относительно самостоятельная сфера системы финансов, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий в процессе кругооборота средств.
Эти отношения возникают между:
¨ Предприятиями и его инвесторами по поводу формирования капитала, а также выплаты дивидендов и процентов;
¨ Предприятиями, поставщиками и покупателями по поводу форм, способов и сроков расчётов;
¨ Предприятием и финансовыми (кредитными) институтами по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств;
¨ Предприятиями (дочерними, материнскими) по поводу внутрикорпоративного перераспределения средств;
¨ Предприятием и его наёмным работником по поводу оплаты труда;
¨ Предприятием и государством при уплате налогов и сборов в бюджетную систему и взносов во ВБФ и т.д.
В условиях рынка появляются и принципиально новые группы финансовых отношений:
¨ Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) предприятия, возникающей в связи с приостановлением его текущих платежей;
¨ Отношения, возникающие при слиянии, поглощении и разделении предприятий (корпораций).
Особенности финансов предприятия:
1. Финансы предприятия всегда связаны с реальным оборотом его денежных средств, денежными потоками при осуществлении хозяйственной деятельности;
2. Порядок ведения этих операций в той или иной степени регламентирован государством;
3. В результате движения денежных и финансовых потоков формируются и используются различные денежные фонды (доходы) предприятия, которые принимают форму финансовых ресурсов и могут вкладываться (высвобождаться) в оборотные и внеоборотные активы предприятия.
Функции финансов предприятий трактуются более расширительно, чем функции государственных финансов. Это:
1. Формирование капитала, денежных доходов и фондов;
2. Использование капитала, денежных доходов и фондов;
3. Регулирование денежных потоков предприятия.
Исходя из объёма и сложности решаемых задач финансовая служба предприятия может быть представлена финансовым управлением (на крупных предприятиях), финансовым отделом на средних предприятиях, либо одним лишь финансовым директором или главным бухгалтером, который занимается не только вопросами БУ, но и финансовой стратегией (на малых предприятиях).
Примерная структура финансовой службы включает следующие подразделения:
1. ФИНАНСОВАЯ БУХГАЛТЕРИЯ. На неё возлагается обязанность вести БУ хозяйственных операций предприятия и формировать публичную финансовую отчётность в соответствии с установленными стандартами и требованиями. Качество финансового управления определяется уровнем бухгалтерского и управленческого учёта.
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ. Занимается анализом и оценкой финансового состояния предприятия, в том числе выполнения плановых заданий по прибыли и объёмам реализации, его ликвидности и рентабельности. В задачу этой службы также входит прогнозирование финансовых показателей исходя из конъюнктуры рынка, деятельности предприятий-аналогов и предприятий-контрагентов.
3. ОТДЕЛ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. Разрабатывает основные плановые документы. Информационной основой планирования выступают данные аналитического и оперативного отделов, бухгалтерии, других экономических служб предприятия, а также нормативные и инструктивные материалы.
4. ОПЕРАТИВНЫЙ ОТДЕЛ. Собирает счета, накладные, отслеживает их оплату, контролирует взаимоотношения с банками по поводу безналичных расчётов и получения наличных денежных средств. Решает споры, возникающие между предприятиями и его контрагентами, государством (налоговой инспекцией) и различными внебюджетными фондами по поводу уплаты штрафов, неустоек, начисления пеней, которые вытекают из условий договоров и нормативной базы.
5. ОТДЕЛ ЦЕННЫХ БУМАГ И ВАЛЮТ. Формирует портфель ценных бумаг и управляет им, поддерживая его оптимальность с позиций доходности и риска. Он также принимает участие в работе валютных и фондовых бирж в целях удовлетворения текущих нужд предприятия в рублёвых или валютных средствах.
29. Принципы и факторы организации финансов предприятия.
Организация финансов предприятия строится на определённых принципах:
2. Принцип хозяйственной самостоятельности. Предполагает, что предприятие самостоятельно независимо от организационно-правовой формы определяет свою экономическую деятельность.
3. Принцип самофинансирования. Означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование и развитие производства за счёт собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.
4. Принцип материальной ответственности. Означает наличие определённой системы ответственности за ведение и результат хозяйственной деятельности. В соответствии с законами РФ
5. предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки, качество продукции), расчётную дисциплину, несвоевременный возврат ссуд, погашение векселей, нарушение налоговых законов уплачивают пени, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства.
6. Принцип заинтересованности в результатах деятельности. Определяется основной целью предприятия – получение прибыли. На уровне отдельных работников реализация этого принципа заключается в достойной оплате труда, а также выплате работникам % по облигациям и дивиденда по акциям.
7. Принцип обеспечения финансовых резервов. Связан с необходимостью формирования финансовых резервов для обеспечения предпринимательской деятельности, которая сопряжена с риском вследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры. Финансовые резервы целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доходы и при необходимости могли легко быть превращены в наличный капитал.
Факторы, влияющие на организацию финансов:
q Организационно-правовая форма хозяйствования определяется Гражданским Кодексом РФ. Юридическим лицом по ГК РФ признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическими лицами могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.
q Технико-экономические особенности отраслей народного хозяйства. Отраслевая специфика влияет на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства и т.д.
30. Роль финансов в воспроизводстве основных фондов. Оборотные средства и их финансовые источники воспроизводства.
Воспроизводство основных фондов осуществляется в следующих формах:
1. Капитальные вложения – это часть доходов, используемых на расширенное воспроизводство. Их размер, структура и размещение создают базу, которая существенно влияет на объём продукции, её качество и ассортимент, на возможности дальнейшего развития производства. Освоенные капитальные вложения используются в течение длительного времени: здания служат 20-100 лет, машины и оборудование - 3-10 лет.
В зависимости от функций, выполняемых в производственном процессе, кап.вложения делятся на:
- направляемые на замену живого труда (приобретение машин и оборудования);
- направляемые на интенсификацию производства (сооружение теплиц, приобретение ёмкостей для нефтепродуктов, то есть то, что ведёт к увеличению объёма производства);
- направляемые на улучшение условий производства и труда (производственные помещения и всё, что косвенно влияет на производственный процесс).
В состав кап.вложений включаются:
¨ Затраты на создание новых объектов основного капитала;
¨ Расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих ОФ;
¨ приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа;
¨ прочие кап.работы и затраты.
Объекты капиталовложений в РФ – находящиеся в частной, федеральной, муниципальной и иных формах собственности различные виды создаваемых или модернизируемых основных средств. Субъекты – инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Работы по строительству предприятий, объектов, сооружений выполняются либо непосредственно силами предприятий и организаций, осуществляющих капитальные вложения (хозяйственный способ строительства), либо специальными строительными и монтажными организациями по договорам с заказчиками (подрядный способ).
Капитальные вложения в основные средства финансируются за счёт следующих источников:
v Собственных финансовых ресурсов предприятий и внутрихозяйственных резервов инвесторов (чистой прибыли и амортизационных отчислений, средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и т.д.);
v Заёмных средств – банковских и бюджетных кредитов, облигационных займов;
v Привлечённых средств (от продажи акций, паевых и других взносов граждан и юридических лиц в уставный капитал);
v Государственных бюджетных ассигнований;
v Иностранных инвестиций.
В современных условиях предприятия самостоятельно разрабатывают программы капитальных вложений и обеспечивают их реализацию соответствующими материальными и финансовыми ресурсами.
Финансирование капитальных вложений может осуществляться за счёт как одного, так и нескольких источников. Приоритетным является метод самофинансирования (самоинвестирования). Для определения доли собственных средств в общем объёме инвестиций можно использовать коэффициент самофинансирования (К сф):
СС
К сф =_____
И
где СС – собственные средства предприятия (чистая прибыль и амортизация);
И – общая сумма инвестиций.
Рекомендуемое значение показателя не ниже 0,51 (51%). При более низком значении предприятие утрачивает финансовую независимость по отношению к внешним источникам финансирования (заемным и привлечённым источникам средств).
2. Ремонт – это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности орудий труда или их составных частей с учётом использования возможностей улучшения их технических параметров (производительности, мощности). Ремонт бывает:
· Капитальный
· Текущий.
Они различаются по объёму, характеру, сложности производимых ремонтных работ и сроками их выполнения.
Затраты на капитальный ремонт включаются в себестоимость.