Совершенствование государственного финансового контроля в РФ.

В настоящее время работа органов государственного финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и разобщённостью, отсутствием чёткого взаимодействия. Связано это с тем, что не сформирована целостная система контроля за финансовыми потоками и использованием государственной и муниципальной собственности. Статус и полномочия контрольных органов определяют многочисленные правовые акты, зачастую допускающие дублирование при выполнении соответствующих функций.

В России отсутствует теоретически проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного финансового контроля. Все существующие в экономической литературе варианты основываются на 2 подходах:

1. Первая позиция рассматривает процесс реформирования действующих органов финансового контроля в единую, иерархическую вертикальную структуру, которая подчиняется Счётной палате.

2. Авторы второго подхода выступают против многоуровневой соподчинённости по принципу иерархической замкнутости, так как это не позволяет мобильно реагировать на динамичное изменение рыночных отношений. С этой позиции основа государственной системы контроля должна складываться, с одной стороны, из высших органов государственной власти и управления, наделённых Конституцией РФ и другими нормативными актами полномочиями в области гос.контроля. С другой, составной частью являются специальные органы государственного контроля – представители исполнительной власти, которые осуществляют свою деятельность в конкретных областях.

Говоря о деятельности Счётной палаты, нужно сказать, что:

¨ это единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены отдельным законом.

¨ За весь период деятельности Счётная палата показала себя как весьма продуктивный орган финансового контроля. Ею было проведено более 1500 контрольных мероприятий, по результатам которых было направлено 83 обращения Президенту РФ, 2654 представления и 107 предписаний Правительству РФ и другим органам.

¨ Однако зачастую наказания за грубейшие нарушения, вскрытые Счётной палатой, не наступало. Поэтому актуальной представляется проблема участия Счётной палаты РФ ( её представителей ) в гражданском и арбитражном судопроизводств в интересах государства.

В последнее время предлагается идея сосредоточения функций финансового контроля в стране исключительно в руках Счётной палаты РФ. Однако вряд ли она справится с задачей всеобъемлющего контроля за всеми финансовыми потоками. Сегодня в России насчитывается более 150 тыс.главных распорядителей, распорядителей и получателей средств только федерального бюджета. С учётом этого палате предлагается прежде всего составлять и выполнять комплексные программы финансового контроля стратегически важных государственных мероприятий и направлений народнохозяйственного развития. Предлагается включить в ФЗ «О Счётной палате РФ» норму об обязательной координации с ней деятельности контрольных органов всех ветвей власти в сфере финансов и управления собственностью. Такое согласование при планировании проведения контрольных мероприятий помогло бы избежать множества проверок одних и тех же объектов различными структурами.

15. Доходы и расходы бюджета.

Федеральный бюджет – центральное, стратегическое звено бюджетной системы РФ. Бюджет состоит из доходов и расходов.

Виды доходов федерального бюджета регламентируются ст. 49 Бюджетного кодекса РФ. Они включают:

¨ налоговые доходы (ст. 50 БК). Наибольший удельный вес в общей сумме налогов составляют НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий;

¨ неналоговые доходы (ст. 51 БК). Это доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от внешнеэкономической деятельности;

¨ доходы федеральных целевых бюджетных фондов (ст. 54 БК). ЦЕЛЕВОЙ БЮДЖЕТНЫЙ ФОНД – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счёт доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства ЦБФ не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

По источникам мобилизации:

· доходы, поступающие от юридических лиц;

· доходы, поступающие от населения.

В зависимости от гражданства субъектов налогообложения:

· доходы, поступающие от резидентов;

· доходы, поступающие от нерезидентов.

Определяющая характеристика параметров любого бюджета – структура его расходов. Расходы государственного бюджета представляют собой экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования централизованного фонда государства по отраслевому, целевому и территориальному признаку.

Предоставление бюджетных средств может осуществляться в следующих формах:

· Ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

· Средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

· Трансфертов населению;

· Ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

· Ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

· Бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

· Субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

· Инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

· Бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

· Кредитов и заимствований внутри страны за счёт государственных внешних заимствований;

· Кредитов иностранным государствам;

· Средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Наибольший удельный вес приходится на расходы по обслуживанию государственного долга, национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства, финансовую помощь бюджетам других уровней.

В зависимости от роли в процессе общественного воспроизводства бюджетные расходы делятся на:

· Текущие (бюджет текущего потребления), которые связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций. Включают: затраты на содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и др.

· Капитальные расходы (бюджет развития). Связаны с вложением в основной капитал и прирост запасов. Это затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов государственной и муниципальной собственности.

Важный признак классификации расходов бюджета – предметный. При этом расходы делятся:

1. финансирование народного хозяйства;

2. финансирование социально-культурных мероприятий;

3. финансирование науки;

4. --------------------- обороны;

5. содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

6. расходы по внешнеэкономической деятельности;

7. создание резервных фондов;

8. расходы по обслуживанию государственного долга;

9. прочие расходы и выплаты.

В данном случае хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Расходы по уровням бюджетной системы:

¨ Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера.

¨ Расходы бюджетов субъектов РФ – это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъектов РФ. В отличие от федерального бюджета в нём нет расходов на национальную оборону, международную деятельность, фундаментальные научные исследования, обслуживание государственного внешнего долга, пополнение государственных запасов и резервов.

¨ Расходы местных бюджетов – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Структура расходов зависит от объёма хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Главное направление использования средств местных бюджетов – расходы, связанные с жизнеобеспечением человека (социально-культурные расходы и расходы на ЖКХ).

16. Межбюджетные отношения и проблемы в области межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по осуществлению бюджетного процесса.

БК РФ регламентирует следующие принципы межбюджетных отношений:

1. Распределение и закрепление расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы РФ;

2. Разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

3. Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

4. Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

5. Равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Доходы бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года).

+ данного метода: субъекты и местные органы власти становятся заинтересованными в наиболее полном и своевременном сборе данного налога на своей территории.

- данного метода: % отчислений часто изменяется, поэтому субъекты и местные органы власти не всегда заранее знают этот %, а следовательно свою доходную базу.

Но единые нормативы отчислений не решают проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности, поэтому здесь важно оказание финансовой помощи, которая может предоставляться в следующих формах:

Ø дотации – это твёрдо установленная сумма, которая выдаётся безвозвратно и безвозмездно за счёт доходов вышестоящего бюджета для покрытия текущих расходов нижестоящего.

Ø Субвенции – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

Ø Субсидии – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субсидии и субвенции выдаются не просто на сбалансирование бюджетов, а на определённые мероприятия (целевые расходы).

Ø Бюджетные кредиты, бюджетные ссуды. Предоставляются на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов. Ссуда предоставляется на полгода.

Ø Трансферты – средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным Правительством РФ методике и формуле. Например, в составе федерального бюджета, начиная с 1994 года формируется Фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

Дотации, субвенции и субсидии несмотря на то, что являются источниками бюджетов, лишены стимулирующих свойств для местных администраций. Это не способствует развитию хозяйственной инициативы местных органов власти и т.о. уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов. Однако полностью исключать их нельзя, так как они необходимы в тех населённых пунктах, где имеются исторические памятники, архитектурные заповедники, научные центры, проводится политика в области охраны окружающей среды или же это города и посёлки-курорты.

Основные факторы, лежащие в основе распределения расходов:

- право собственности, закреплённое за уровнем власти;

- значение мероприятий, финансируемых из бюджета;

- территориальное расположение объектов, финансируемых из бюджета;

- разграничение функций между уровнями государственной власти.

Наши рекомендации