Сущность финансов наиболее полно и подробно раскрывается посредством выполняемых ими функций.
Сущность финансов наиболее полно и подробно раскрывается посредством выполняемых ими функций.
Функции финансов : 1)Распределительная функция означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и НД. 2) контрольная осуществляется при проведении любой финансовой операции и действует одновременно с распределительной. 3) стимулирующая. 4) стабилизирующая. 5) регулирующая 6) воспроизводственная.
2. Финансовая система, её основные звенья и принципы построения. Фин.сист. – совокупность различных сфер и финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды (доходы); совокупность различных сфер, звеньев, финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов, или учреждений по обслуживанию этих финансовых отношений.
Финансовая система России
В финансовые отношения вступают юридические лица, отдельные страны, государства.
Выделяют 2 принципа построения финансовых систем:
1. Принцип демократического централизма. По этому типу строятся финансовые системы с командно-административным типом управления, т.е. тоталитарные или социалистические страны. Блоки и звенья, построенные по этому принципу, характеризуются крайне слабой автономией, т.е. независимостью, номинально отдельные блоки имеют закрепленные за ними доходные источники и чёткую роспись полномочий, но такое положение на практике реализуется не в полной мере. В какие-то критичексие моменты вышестоящее звено может без серьезных правовых последствий распорядиться ресурсами нижестоящего звена. Ущемление прав и возможности принятия самостоятельных управленческих решений.
2. Принцип фискального или бюджетного федерализма. Считается наиболее распространенным в странах демократического типа. Его суть сводится к четкому разграничению функций между отдельными блоками и звеньями, а также источники финансовых ресурсов и полномочия, закрепленные за ними, не пересекаются.
Исходя из этого, можно определить основные принципы функционирования финансовой системы:
1. Наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений.
2. Функциональное назначение каждого блока и звена финансовой системы должно обеспечивать финансирование затрат на достижение субъектами финансовых отношений своих целей
3. Единство и взаимодействии всех блоков финн системы, вытекающих из общности источников первичных доходов и финансовой политики, направленных на согласование всех интересов
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса может осуществляться
аккумулируемыми субъектами хозяйства и государства.
3. Функции финансов. Распределительная функция означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и НД. Эти процессы охватывают практически все стороны жизнедеятельности общества. Собственное распределение (первичное) означает, что после того, как продукт создан в сфере материального производства, он распределяется между его участниками. Часть продукта предназначена для возмещения, а оставшаяся часть распределяется между работниками и работодателями и используется для расширенного воспроизводства. Затем следует вторичное распределение (перераспределение). Объективная необходимость этого процесса вызвана тем, что на ряду с участниками материального производства общество состоит и из тех, кто в этом производстве непосредственно не участвует, но создает предпосылки его нормального развития (учителя, врачи, чиновники, венные деятели, деятели искусства, культуры). Также общество состоит из несовершеннолетних, нетрудоспособных, и все они должны получить свою долю в созданном продукте. Кроме того, государство, реализуя систему выработанных социально-экономических приоритетов, должно поддерживать и сознательно развивать отдельные отрасли, регионы, которые по каким-то обстоятельствам не имеют на то внутренних резервов. Первичное распределение происходит на уровне хозяйствующего субъекта (распределение выручки от реализации продукции), а на стадии перераспределения главная роль принадлежит государству, которое с помощью таких инструментов как бюджет, внебюджетные фонды, изымает часть созданного продукта в сфере материального производства и направляет его в другие сферы и тем самым осуществляет перераспределение национального дохода.
Очень связана с распределительной контрольная. Она осуществляется при проведении любой финансовой операции и действует одновременно с распределительной. Контрольная функция не сводится к простой констатации или мониторингу финансовой деятельности по результатам контроля корректируются финансовые планы, вносятся изменения в текущие финансовые показатели и т.д. объектом контроля является процесс формирования денежных фондов, целевая направленность использования средств этих фондов и эффективность их использования. Финансовому контролю подвергается деятельность всех участников финансовых отношений. Он осуществляется на микро и макро уровнях. На макро уровне предметом контроля является распределение ВВП и НД по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микро уровне – это контроль за результатами финансово-хозяйственной деятельности, за процессом формирования, распределения и использования их финансовых ресурсов. Целью контроля является рациональное расходование материальных, трудовых, природных, финансовых ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь.
Кроме этого выделяют такие функции как, стимулирующая, стабилизирующая, регулирующая, воспроизводственная и т.д. 3) стимулирующая. 4) стабилизирующая. 5) регулирующая 6) воспроизводственная.
Содержание, значение и типы Финансовой политики.
Каждое государство для реализации поставленных целей, функций и задач разрабатывает соответствующую политику, которая называется финансовая политика. В её содержание включается:
1. выработка научно-обоснованной концепции развития финансов,
2. определение основных направлений использования финансов на текущий период и на перспективу,
3. определение практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. Задача – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами той или иной государственной программы экономического и социального характера.
Таким образом, финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределения и использования для выполнения государством его функций.
Также под финансовой политикой понимают совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных и отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.
Субъекты финансовой политики – органы законодательной и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, а также конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, субъектов власти, населения.
Объекты финансовой политики – совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.
Финансовая политика – самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Разработка и успешная реализация её возможна лишь только при наличии у правительства четкой или ясной программы развития общества, с выделением интересов всего общества отдельных его групп, характеристикой текущих и перспективных задач, определением сроков и методов их решения.
Финансовую политику можно классифицировать по следующим признакам:
1. Территориальный – федеральная, региональная, местная.
По временному критерию:
1. Финансовая стратегия.
2. Финансовая тактика.
В зависимости от объектов воздействия:
1. Финансовая политика в сфере субъектов хозяйствования.
2. Финансовая политика в сфере государственных и муниципальных финансов.
ФОМС.
Фонд обязательного медицинского страхования - внебюджетный фонд РФ, созданный для реализации политики в области здравоохранения и медицинского страхования населения.
В рамках действующего законодательства и, прежде всего, Закона РСФСР “Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР” от 28 июня 1991 г. в России созданы Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования. Они действуют как самостоятельные и некоммерческие (не ставящие целью получение прибыли) финансово-кредитные учреждения.
Средства Федерального и территориального фондов медицинского страхования находятся, тем не менее, в собственности государства, в состав других фондов (прежде всего близкого “по духу” Фонда социального страхования) не входят и изъятию не подлежат.
Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд выступают:
- любые хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности;
- органы исполнительной власти, осуществляющие платежи за неработающих граждан.
Все плательщики в этот фонд также подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания этого территориального фонда.
Объект выплат – оплата труда, начисленная по всем основаниям. Тариф составляет 3,6 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Эти взносы включаются работодателем в себестоимость продукции.
Страховые взносы в Фонд не начисляются по следующим основаниям :
- дивиденды и проценты, выплачиваемые по акциям;
- предоставление выходного пособия при увольнении;
- стоимость бесплатно предоставляемых услуг;
- компенсационные выплаты,
При обслуживании гражданина Фондом обязательного медицинского страхования ему выдается (по месту работы либо жительства) страховой полис, по которому ему гарантировано предоставление необходимого минимума медицинских услуг в поликлинике и стационаре.
В этот минимум входят :
- выбор пациентом поликлиники, участкового врача (врача общей практики);
- госпитализация в палату на 4-8 мест;
- прикрепление лечащего врача, медсестринского персонала в стационарном учреждении;
- предоставление больным поста индивидуального ухода по медицинским показаниям;
- перевод в лечебно-профилактическое учреждение более высокого уровня по медицинским показаниям;
- обследование и лечение родителей, госпитализированных с детьми;
- услуги по обслуживанию беременных и родам,
и др.
Оплата необходимых медикаментов, согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству производится :
1. В стационаре и при оказании всех видов скорой и неотложной помощи - за счет страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию (т. е. - взносов в Фонд).
2. В амбулаторно-поликлинических условиях - за счет личных средств граждан.
Обязательное медицинское страхование – это элемент социальной политики государства.
По нему, как и по деятельности и эффективности трех предыдущих социальных внебюджетных фондов судят о развитии и жизнеспособности любого общества и положении личности в этом обществе.
Сегодня в России созданы все условия для создания цивилизованного государства.
Говоря об этом, необходимо заметить, что важную роль сыграло в этом становлении появление и успешное функционирование социальных и экономических внебюджетных фондов.
20. История возникновения и функции денег.Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производственных сил и производственных отношений.
Теории происхождения денег:
1. Рационалистическая (субъективная). Происхождение денег – результат соглашения между людьми по использованию денег как инструмента обмена (Самульсон Гельбри, Брю)
2. Эволюционная (объективная). Деньги появились в результате развития обмена товара не зависимо от желания людей, когда в ходе длительного эволюционного процесса выделился особый товар, который выполнял роль денег (К. Маркс).
Появление денег связано с причинами:
1. Экономический рост
2. Общественное разделение труда
3. Выделение особого товара
4. Движение стоимости
5. Необходимость соблюдения эквивалентности обмена.
Деньги – экономическая категория, в которой проявляются и при участии в которой строятся экономические отношения. Они – самостоятельная форма меновой стоимости, средство обращения, платежа, накопления.
Деньги возникают при определенных условиях развития производства и экономических отношений в обществе и способствуют дальнейшему их развитию.
Под влиянием экономических условий меняются особенности функционирования денег.
Предпосылки появления денег:
1. Переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами.
2. Имущественное обособление производителей товара.
Соблюдение требований эквивалентности обмена – изменение стоимости товара исходя из затрат труда на их использование.
Важное значение имело то, что благодаря применению денег появилась возможность разделить единовременный процесс обмена товаром (бартер) на 2 разновременных процесса:
1. Продажа своего товара (товар-деньги)
2. Приобретение нужного товара в другое время и вдругом месте (деньги-товар).
Эволюция форм стоимости:
1. Простая, случайная – обмен носил случайный характер. Деньги выражены в натуральном выражении.1 товар выражал свою ценность в другом противостоящем ему товаре.
2. Полная, развернутая форма – вызвана крупным разделением труда, когда появилось скотоводство и земледелие. Товар противостоит множеству товаров-эквивалентов.
3. Всеобщая форма стоимости – из множества товаров-эквивалентов выделяется 1 товар, играющий на местном рынке роль эквивалента.
4. Денежная форма стоимости – с её возникновением весь товарный мир разделился на 2 части – 1. Товар. 2. Особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента (деньги).
Деньги являются товаром по своему происхождению, имеют товарную природу. Они стихийно выделились из всей массы товаров в результате развития товарообмена.
Специфические особенности денег:
1. Они обладают всеобщей непосредственной обмениваемостью
2. Обладают самостоятельной формой меновой ценности.
Роль денег в развитие эк-ки:
1. Формирование цен на товары, работы. Услуги.
2. Обслуживание обмена товарами, работами, услугами.
3. Формирование эффективной структуры производства в экономике
4. Создание стимулов для повышения производительности труда работников
5. Оценка результатов экономической деятельности различных субъектов рынка
6. Перераспределение вновь созданной стоимости
7. Развитие экономической интеграции между странами на основе взаимного обмена тру.
Функции, присущие деньгам:
1. Мера стоимости (мера ценности) – оценка стоимости товаров путем установления цен. Основой установления цен является величина их стоимости, которая прежде всего зависит от величины затрат общественно необходимого труда на изготовле6ние товаров. В ценах фиксируются необходимые затраты на производство отдельных видов товаров.
2. Средство обращения – деньги используются для оплаты приобретаемых товаров, при этом особенность заключается в том, что передача товара покупателю и его оплата происходит одновременно. В этой функции употребляются наличные денежные знаки здесь деньги используются кратковременно и одни и те же денежные знаки могут применяться многократно в различных сделках. Деньгами платят за товары, работы, услуги. Здесь большое значение имеет скорость обращения денег.
3. Средство платежа. Функцию выполняют деньги при предоставлении или погащении денежных ссуд при платежах за товары и услуги и при денежных взаимоотношениях с финансовыми органами. В это случае покупают товар в креит, оплачивают коммун услуги. Эту функцию выполняют и наличные деньги.
4. Средство накопления ( и сбережения). Деньги когда непосредственно не участвуют в обороте и в том числе в функция средства обращения и средства платежа, образуют денежные накопления. В состав денежных накоплений входят остатки наличных денег, хранящихся у отдельных граждан, а также остатки денег на счетах предприятий. Выполнение деньгами этой функции явл-ся важной предпосылкой развития кредитных отношений.
5. Мировые деньги. Проявляется во взаимоотношениях между странами или юридическими и физическими лицами, находящимися в различных странах. В таких взаимоотношениях деньги используются для оплаты товаров или для других операций, то есть деньгами оплачивают, покупают или их копят на мировом рынке.
21. Виды и формы денег.История развития денег – история развития товарного обмена. По мере развития общественного производства меняются формы и виды денег. В процессе эволюции деньги принимали различные формы в зависимости от уровня развития товарных отношений. В своем развитии деньги прошли длительный путь от действительных денег знаком стоимости – заменителем действительных денег.
Исторически существовало 2 формы денег –
1. полноценные (действительные) имели товарную природу, обладали собственной внутренней стоимостью. К ним относились металлические деньги - слитки, монеты из серебра и золота, и их особенностью было то, что их номинальная стоимость в основном соответствовала стоимости содержащегося в них металла. Мет деньги имели разную форму (сначала –штучные, потом-весовые), их внешний вид также был разнообразный. Круглая форма – удобна для физ износа. Высшей формой полноценных денег были золотые. Они обладали собственной внутренней стоимостью и кроме этого выполняли функцию сокровищ. Покупательная способность полноценных денег зависела орт способности сохранять стоимость содержащегося в них металла. Воздействие государства на покупательную способность золотой денежной единицы ограничивалась в основном контролем за чеканкой монет. При изменении стоимости золота менялась и покупательная способность золотых денег. Для действительных денег характерна устойчивость. Постепенно полноценные деньги вытесняются неполноценными , происходит демонтизация золота – процесс утраты золотом функции денежного товара. 2.
2. Неполноценные деньги утрачивают товарную природу, не обладают собственной внутренней стоимостью
Товарные (вещественные, натуральные, действительные, настоящие) деньги — деньги, в роли которых выступает товар, обладающий самостоятельной стоимостью и полезностью.
Но постепенно товарные деньги уходят из оборота. Они неудобны для частого обращения, так как слишком тяжелы, неделимы или портятся при хранении. Но самое главное — они слишком дороги в изготовлении. В настоящее время товарные деньги используются как средство сбережения и для коллекций.
Металлические деньги — это первая повсеместно распространенная и длительно существующая форма денег, сохранившая свое некоторое значение до настоящего времени. В роли денег выступали и медь, и бронза, и серебро, и золото. В настоящее время разменная монета изготавливается из разных сплавов, в которых используются никель, алюминий и другие металлы. Металлические деньги обеспечили прогресс не только в процессе обмена (торговле), но и создали стимулы к накоплению денег.
Основные виды кредита.
Вид кредита – более детальная хар-ка кредита, характеризующая внешность и видимый облик.
1. По цели кредита:
· Целевой (ипотека)
· Нецелевой
2. По объекту кредита:
· Под товарно-материальные ценности
· Под производственные затраты
· Под сезонные работы
· Под кассовый разрыв
3. По субъекту кредита:
· Промышленный
· Сельскохозяйственный
· Торговый
· Межбанковский
· Межгосударственный
4. По способу обеспечения:
· Обеспеченный
· Необеспеченные
· Кредиты под гарантию, поручительство, и страхование.
5. По сроку:
· Кратко-
· Средне-
· Долгосрочные
· С нефиксированным сроком погашения (онпольный).
6. Платный:
· Процентный
· Беспроцентный
7. По методу погашения:
· В рассрочку или частями
· Единовременно
· На определенную дату
Формы кредитования.
Форма кредита – разновидность кредита, вытекающая из сущности кредитных отношений.
Признаки:
1. По ссуженной стоимости:
· В товарной форме
· В денежной
· В смешанной
2. По статусу кредитора и заемщика:
· Банковская форма
· Коммерческая форма
· Государственная
· Международная
· Гражданская (личная форма)
3. Целевая потребность заемщика:
· Производительная форма
Потребительская форма.
Способы погашения кредита.
У банков, как правило, существует два способа погашения кредитов: аннуитет и проценты на остаток.
Аннуитет - удобен для клиента тем, что ежемесячно клиент платит фиксированную плату по кредиту, которая включает в себя проценты и ежемесячный обязательный кредитный платеж. При такой форме погашения ежемесячный взнос усредняется на весь срок кредитования и старт возврата кредита для заемщика не начинается с максимального платежа.
Проценты на остаток- кредит гасится неравными суммами: к ежемесячному обязательному платежу по кредиту прибавляются начисленные за месяц проценты. При таком способе погашения, клиент начинает погашение кредита с максимального платежа, а размер каждого последующего взноса становится меньше предыдущего (поскольку ежемесячно остаток кредитной задолженности уменьшается).
Однако стоит учесть, что аннуитетная форма погашения кредита является более затратной для клиента в сравнении с формой « проценты на остаток» (особенно при больших сроках кредитования).
Коммерческие банки используют одну из четырех форм погашения кредита:
1. Кредит ежемесячно равными частями, плюс ежемесячно проценты за пользование кредитом. Проценты за пользование кредитом с каждым последующим погашением уменьшаются, так как уменьшается сумма кредита. Эта форма погашения самая дешевая для заемщика.
2. Аннуитет - погашение кредита и процентов равными платежами ежемесячно, т.е. ежемесячная сумма погашения остается неизменной до конца срока кредитного договора. Эта форма погашения дороже первой, т.к. вначале погашаются проценты а с оставшейся суммы платежа сам кредит, но она более понятна для заемщика потому что общая сумма погашения не меняется и легко посчитать удорожание товара.
3. Проценты ежемесячно, сумма кредита в конце срока. Самая дорогая для заемщика форма погашения, т.к. проценты начисляются на всю сумму кредита, которая не уменьшается.
4. Проценты и сумма кредита в конце срока - банками практически не применяется.
Сущность финансов наиболее полно и подробно раскрывается посредством выполняемых ими функций.
Функции финансов : 1)Распределительная функция означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и НД. 2) контрольная осуществляется при проведении любой финансовой операции и действует одновременно с распределительной. 3) стимулирующая. 4) стабилизирующая. 5) регулирующая 6) воспроизводственная.
2. Финансовая система, её основные звенья и принципы построения. Фин.сист. – совокупность различных сфер и финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды (доходы); совокупность различных сфер, звеньев, финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов, или учреждений по обслуживанию этих финансовых отношений.
Финансовая система России
В финансовые отношения вступают юридические лица, отдельные страны, государства.
Выделяют 2 принципа построения финансовых систем:
1. Принцип демократического централизма. По этому типу строятся финансовые системы с командно-административным типом управления, т.е. тоталитарные или социалистические страны. Блоки и звенья, построенные по этому принципу, характеризуются крайне слабой автономией, т.е. независимостью, номинально отдельные блоки имеют закрепленные за ними доходные источники и чёткую роспись полномочий, но такое положение на практике реализуется не в полной мере. В какие-то критичексие моменты вышестоящее звено может без серьезных правовых последствий распорядиться ресурсами нижестоящего звена. Ущемление прав и возможности принятия самостоятельных управленческих решений.
2. Принцип фискального или бюджетного федерализма. Считается наиболее распространенным в странах демократического типа. Его суть сводится к четкому разграничению функций между отдельными блоками и звеньями, а также источники финансовых ресурсов и полномочия, закрепленные за ними, не пересекаются.
Исходя из этого, можно определить основные принципы функционирования финансовой системы:
1. Наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений.
2. Функциональное назначение каждого блока и звена финансовой системы должно обеспечивать финансирование затрат на достижение субъектами финансовых отношений своих целей
3. Единство и взаимодействии всех блоков финн системы, вытекающих из общности источников первичных доходов и финансовой политики, направленных на согласование всех интересов
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса может осуществляться
аккумулируемыми субъектами хозяйства и государства.
3. Функции финансов. Распределительная функция означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и НД. Эти процессы охватывают практически все стороны жизнедеятельности общества. Собственное распределение (первичное) означает, что после того, как продукт создан в сфере материального производства, он распределяется между его участниками. Часть продукта предназначена для возмещения, а оставшаяся часть распределяется между работниками и работодателями и используется для расширенного воспроизводства. Затем следует вторичное распределение (перераспределение). Объективная необходимость этого процесса вызвана тем, что на ряду с участниками материального производства общество состоит и из тех, кто в этом производстве непосредственно не участвует, но создает предпосылки его нормального развития (учителя, врачи, чиновники, венные деятели, деятели искусства, культуры). Также общество состоит из несовершеннолетних, нетрудоспособных, и все они должны получить свою долю в созданном продукте. Кроме того, государство, реализуя систему выработанных социально-экономических приоритетов, должно поддерживать и сознательно развивать отдельные отрасли, регионы, которые по каким-то обстоятельствам не имеют на то внутренних резервов. Первичное распределение происходит на уровне хозяйствующего субъекта (распределение выручки от реализации продукции), а на стадии перераспределения главная роль принадлежит государству, которое с помощью таких инструментов как бюджет, внебюджетные фонды, изымает часть созданного продукта в сфере материального производства и направляет его в другие сферы и тем самым осуществляет перераспределение национального дохода.
Очень связана с распределительной контрольная. Она осуществляется при проведении любой финансовой операции и действует одновременно с распределительной. Контрольная функция не сводится к простой констатации или мониторингу финансовой деятельности по результатам контроля корректируются финансовые планы, вносятся изменения в текущие финансовые показатели и т.д. объектом контроля является процесс формирования денежных фондов, целевая направленность использования средств этих фондов и эффективность их использования. Финансовому контролю подвергается деятельность всех участников финансовых отношений. Он осуществляется на микро и макро уровнях. На макро уровне предметом контроля является распределение ВВП и НД по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микро уровне – это контроль за результатами финансово-хозяйственной деятельности, за процессом формирования, распределения и использования их финансовых ресурсов. Целью контроля является рациональное расходование материальных, трудовых, природных, финансовых ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь.
Кроме этого выделяют такие функции как, стимулирующая, стабилизирующая, регулирующая, воспроизводственная и т.д. 3) стимулирующая. 4) стабилизирующая. 5) регулирующая 6) воспроизводственная.