Сущность, значение и признаки финансов как экономической категории.

Финансовые отношения носят денежный характер.

Т.е. это денежные отношения между двумя субъектами. Деньги – обязательной условие существования финансов. Натуральные отношения к финансам не относятся.

Финансовые отношения носят фондовый характер.

Они всегда связаны с формированием доходов и различных фондов денежных средств. Фонды – материальные носители финансовых отношений.

Финансовые отношения носят распределительный характер.

Финансы – это инструмент распределения и перераспределения национального дохода. Областью возникновения и функционирования финансов является распределительная стадия общественного воспроизводства, т.е. они возникают и функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса.

Финансовые отношения носят императивный характер, сопровождаются соответствующей законодательной базой и фискальным аппаратом.

Особенно наглядно это проявляется в государственных финансах. Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам и сборам принудительного характера, что в свою очередь достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, созданием соответствующего фискального аппарата.

По данным признакам финансы можно безошибочно выделить из всей совокупности денежных отношений. Но эти признаки должны действовать в совокупности.

Функции финансов. Субъекты финансовых отношений.

Субъекты финансовых отношений:

– государство;

– хозяйствующие субъекты (организации);

– население.

Виды финансовых отношений, возникающие между субъектами:

1 государством и организациями или гражданами при уплате налогов в бюджетную систему и получении средств из бюджета;

2 внебюджетными фондами и организациями или гражданами при внесении платежей и получении средств;

3 страховыми организациями и организациями или гражданами при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;

4 отдельными звеньями бюджетной системы;

5 организациями и внутри них в процессе кругооборота фондов денежных средств.

Функции финансов

Функции финансов непосредственно связаны с их назначением. Их два:

1обеспечение потребности государства и субъектов экономики в денежных средствах путем образования денежных доходов и фондов – это главное назначение финансов;

2контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Вопрос о количестве и содержании функций не является окончательно решенным в российской экономической науке. Тем не менее, большинство экономистов считает, что финансы в соответствии со своим назначением выполняют две основные функции: распределительную и контрольную,осуществляемые ими одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция

Посредством нее выполняется первое назначение финансов. Так как основным материальным источником любых доходов является национальный доход, то он и является объектом распределения.

В рамках этой функции финансы выступают в качестве экономического инструмента: 1) распределения и 2) перераспределения национального дохода.

Распределение –это первичное действие, оно заключается в создании основных или первичных доходов.

Перераспределение национального дохода – вторично, поэтому образуются производные или вторичные доходы.

1. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

– доходы работников сферы материального производства (например, з/пл рабочих, доходы фермеров и т.д.)

– доходы организаций сферы материального производства (например, прибыль предприятий и т.д.)

2. Сформированный среди участников материального производства первичный доход подлежит дальнейшему перераспределению с образованием двух групп вторичных доходов.

Предпосылки необходимости перераспределения и виды вторичных доходов

Предпосылки перераспределения Меду кем и кем происходит перераспределение Вид вторичного дохода
наличие производства и обращения между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства доходы непроизводственной сферы (работников и организаций)
необходимость наиболее рационального и эффективного использования доходов а) между отраслями материального производства б) между отдельными регионами страны налоги
наличие социальных групп населения между социальными группами населения


Кроме финансов распределительной категорией выступает и кредит. Он во многом однотипен с финансами. Вместе с тем характер их функционирования существенно различается:

– кредит в отличие от финансов функционирует на возвратной основе – это важнейший признак и атрибут кредита;

– кредитные ресурсы представляются заемщикам на определенный срок и на условиях платности, а финансовые ресурсы – бесплатно, без ограничения срока их возвращения;

– кредитные ресурсы формируются в процессе перераспределения за счет временно свободных денежных средств, а финансовые ресурсы – из доходов и накоплений, образующихся на стадии стоимостного распределения.

Таким образом, финансы – это одностороннее, безвозмездное и безвозвратное движение стоимости. Кредит же обладает возвратностью, срочностью и платностью.

2) Контрольная функция финансов заключается в проверке формирования фондов денежных средств и расходования их по целевому назначению.

Объектом контрольной функции финансов являются распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях народного хозяйства.

Инструмент, с помощью которого реализуется контрольная функция – это финансовая информация, т.е. финансовые показатели деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти и т.д.

Реализация происходит на основе законов.

Функции финансов осуществляются посредством финансового механизма.

Финансовые ресурсы РФ

Распределение и перераспределение стоимости с использованием финансов сопровождается движением денежных средств, которые принимают специфическую форму финансовых ресурсов.Финансовые ресурсы являются материальным воплощением финансовых отношений.

Финансовые ресурсы –это совокупность целевых фондов денежных средств, т.е. это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования.

Понятия финансы и финансовые ресурсы – это не тождественные понятия. Финансы – отношения, финансовые ресурсы – их воплощение.

Финансовые ресурсы формируются у всех субъектов финансовых отношений: государства, хозяйствующих субъектов, населения. Их формирование происходит за счет различных видов денежных доходов и используется на удовлетворение потребностей данных субъектов и выполнения ими своих обязательств.

Совокупность финансовых ресурсов государства и хозяйствующих субъектов образуют финансовые ресурсы определенной территории или же государства в целом. Определение этой величины является исключительно важным, так как позволяет узнать, какими возможностями располагает та или иная территория.

В настоящее время в финансовых расчетах при определении финансовых ресурсов территории финансы населения не учитываются!

Финансовые ресурсы территории складываются из 3-х групп источников:

1 Финансовые ресурсы организаций различных форм собственности (прибыль, амортизация).

2 Финансовые ресурсы бюджетной системы (различные налоговые и неналоговые доходы).

3 Финансовые ресурсы внебюджетных фондов (средства внебюджетных экономических и социальных фондов).

Аналогично источникам финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятия.

Чтобы иметь полную картину финансовых ресурсов какой-либо территории соответствующие территориальные финансовые органы ежегодно составляют финансовый план (сводный баланс финансовых ресурсов или сводный финансовый баланс). Например, Минфин РФ ежегодно формирует сводный баланс финансовых ресурсов РФ; Минфин РБ, соответственно формирует сводный баланс финансовых ресурсов РБ и т.д.

Сводный финансовый баланс представляет собой свод доходов и расходов органов власти и организаций всех форм собственности, расположенных на соответствующей территории. Доходы, и расходы населения в схему сводного финансового баланса не включаются!

Назначение финансового баланса заключается в определении финансового результата воспроизводственного процесса на данной территории (располагаемых доходов и направлений их использования). Важная роль ему отводится в ходе прогнозирования финансовой обеспеченности региона.

Сводный баланс финансовых ресурсов РФ состоит из доходной и расходной частей. В них раскрываются конкретные источники поступления и конкретные направления расходования денежных средств.

Доходная часть характеризует размер финансовых ресурсов, которым располагает территория для целей социально-экономического развития. Величина созданных финансовых ресурсов рассчитывается с учетом сальдо финансовых взаимоотношений с федеральным и республиканским уровнями власти.

Расходная частьотражает объем финансовых ресурсов, расходуемый для финансирования капиталообразования, коллективного потребления и удовлетворения социальных потребностей.

Если баланс сводится с дефицитом, т.е. имеется отрицательное сальдо финансового баланса, то это находит свое отражение в 3 части в следующем показателе – Превышение расходов над доходами – дефицит (показывается в рублях и в % к ВВП).

Четвертая часть носит название – Источники финансирования дефицита. Ими могут быть кредиты Центробанка, доходы от операций с государственными ценными бумагами, внешние заимствования.

Недостатки сводного баланса финансовых ресурсов:

– отсутствие доходов и расходов населения в схеме финансового баланса;

– отсутствие учета расходов предприятий за счет заемных средств.

– отсутствие учета места расходования прибыли.

Данные недостатки не позволяют использовать финансовый баланс территории в его сегодняшнем состоянии в качестве инструмента разработки стратегии развития и управления ее реализацией, как для муниципальных образований, субъектов РФ, так и для РФ в целом.

Президент

Полномочия, данные Конституцией Президенту РФ, позволяют ему оказывать огромное влияние на управление финансами в стране.

Президент (и его администрация) регламентирует деятельность финансовой системы государства следующим образом:

1. В своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент формулирует основные принципы финансовой политики государства.

2. Он наделен правом законодательной инициативы.

3. Имеет право вето на финансовое законодательство.

4. Подписывает федеральный закон о бюджете.

5. Имеет право кадровых назначений.

2. Высший законодательный орган страны – Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федераций.

Управление финансами осуществляется посредством:

1. Рассмотрения и утверждения бюджета и отчета о его исполнении.

2. Принятия финансового законодательства, в том числе принятия законов по налогам и другим платежам.

3. Определения предельных размеров внутренних и внешних заимствований.

3. Правительство РФ:

1. Обеспечивает проведение в государстве единой финансовой политики.

2. Разрабатывает федеральный бюджет.

3. Обеспечивает исполнение бюджета.

4. Представляет в Государственную Думу РФ проект федерального бюджета

5. Представляет отчет об исполнении бюджета.

4. Важнейшим органом, осуществляющим оперативное управление финансами в РФ, выступает Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Постановлением Правительства РФ на Минфин РФ возложено 62 функции.

Основными задачами Минфина в соответствии с действующим законодательством являются:

1. Разработка и реализация основных направлений финансовой политики.

2. Составление проекта и исполнение государственного бюджета.

3. Обеспечение устойчивости государственных финансов.

4. Развитие финансового рынка.

5. Определение приоритетных направлений финансирования.

6. Целевое финансирование общегосударственных потребностей.

7. Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности.

8. Осуществление финансового контроля за поступлением и расходованием бюджетных и внебюджетных средств.

Чтобы осуществлять возложенные на него функции Минфин РФ должен быть очень разветвленной структурой. Минфин РФ состоит из департаментов. Их количество было различно в разные годы и зависело от задач конкретного этапа развития экономики.

Осуществление государственной бюджетной политики возлагается на четыре департамента:

– Департамент бюджетной политики;

– Департамент бюджетной политики в отраслях экономики и социальной сферы;

– Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа;

– Департамент межбюджетных отношений.

Налоговая политика и политика в сфере таможенных платежей возлагается на Департамент налоговой и таможенной политики.

Денежно-кредитная политика, финансовые рынки и регулирование страховой деятельности – на Департамент финансовой политики.

Политика в области государственного долга и финансовых активов – на Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов.

Политика в сфере бухгалтерского учета, финансово-бюджетного надзора, аудита и финансового мониторинга возложена на Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета.

Счетная палата.

Создана в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года.

По своей сути – это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию. Она независима от Правительства.

Основные задачи:

– определение целесообразности расходов государственных средств;

– оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов;

– проведение экспертизы проектов законов или нормативных актов, предусматривающих расходы бюджетных средств;

– контроль за законностью и своевременностью движения средств бюджета.

Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Федеральное Казначейство.

В соответствии с указом Президента от 8 декабря 1992 года в составе Минфина начало функционировать Федеральное Казначейство.

С 2005 года Казначейство выделено в отдельную Федеральную службу.

На Федеральное Казначейство возлагается задача обеспечения исполнения федерального бюджета. Таким образом, Федеральное Казначейство отвечает за кассовое исполнение бюджета и совместно с КРУ осуществляет контроль за использованием бюджетных средств. Через Казначейство происходит перераспределение сумм, поступивших по налогам.

В СССР Казначейства не существовало, а кассовое исполнение бюджета осуществлял Госбанк СССР. В настоящее время завершен процесс формирования сети Федерального Казначейства – основного канала, по которому бюджетные средства должны поступать к конечному адресату.

Минфин, счетная палата и федеральное казначейство – это органы оперативного управления государственными финансами федерального уровня. Отдельно выделяются органы управления страховыми финансами и внебюджетными фондами.

Управление финансами и проведение финансовой политики в субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие органы власти и финансовые учреждения.

Органы управления финансами на уровне организаций, учреждений, предприятий различных форм собственности. Основными субъектами управления здесь являются финансовые отделы данных подразделений. Конкретно управление финансами в этих субъектах осуществляется руководителем подразделения и его заместителем по финансам, начальником финансового отдела, главным бухгалтером.

3. Классификация субъектов управления по уровням управления:

– субъекты управления макроуровня: сюда относятся субъекты общего управления и почто все субъекты оперативного управления;

– субъекты управления микроуровня: это финансовые управления, отделы, финансовые менеджеры.

Содержание и задачи финансовой политики.

В любом обществе государство использует финансы и финансовые ресурсы для осуществления стоящих перед ним задач. Важную роль в этом процессе играет финансовая политика. В процессе ее разработки и реализации обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом. Через финансовую политику государство осуществляет воздействие на экономическое, социальное и политическое развитие общества. При этом государство является главным субъектом финансовой политики.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика является частью экономической политики государства. Поэтому к ней предъявляется следующее требование – финансовая политика должна соответствовать, быть взаимосвязанной и не противоречить другим составным частям экономической политики государства. При этом финансовая политика является самостоятельной сферой деятельности государства в области финансовых отношений, представляет собой основополагающий элемент в системе управления финансами.

Будучи частью экономической политики, направленной на обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами экономических, социальных и политических программ развития общества, государство в рамках финансовой политики определяет:

1 главные направления развития народного хозяйства;

2 объемы финансовых ресурсов;

3 источники и направления использования финансовых ресурсов;

4 механизм регулирования социально-экономических процессов.

Таким образом,финансовая политика является особой сферой деятельности государства, направленной на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Задачи финансовой политики:

1 создание условий для мобилизации максимально возможных финансовых ресурсов;

2 установление рационального распределения и эффективного использования финансовых ресурсов;

3 регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов;

4 создание эффективной системы управления финансами.

Содержание финансовой политики определяется:

1 теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией, определяющей роль государства в области финансов;

2 основными целями и задачами финансовой политики;

3 комплексом практических мероприятий, обеспечивающих реализацию поставленных целей: совокупностью используемых финансовых инструментов и государственных институтов.

Финансовая политикавключает три основных элемента (звена):

1 разработка финансовой стратегии, т.е. постановка целей;

2 формирование соответствующего (адекватного) финансово-кредитного механизма, т.е. создание инструментов для реализации целей;

3 управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики, т.е. использование созданного инструмента для реализации целей.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают два направления финансовой политики:стратегию и тактику.

1) Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу. Предусматривает решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегиями.

В рамках финансовой стратегии осуществляется:

– разработка общей концепции финансовой политики на долгосрочную и среднесрочную перспективу;

– определение основных целей и задач финансовой политики, исходя из особенностей функционирования экономики.

Финансовая стратегия включает в себя первый элемент.

2) Финансовая тактика –предусматривает решение задач конкретного этапа развития общества. Направлена на решение проблем в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирование развития производительных сил и регионов.

Это осуществляется путем:

– изменения способов организации финансовых связей;

– перегруппировки финансовых ресурсов;

– изменения количественных параметров финансовых инструментов.

Финансовая тактика объединяет 2 и 3 элементы.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны:

– бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, ориентированная на удовлетворение только текущих потребностей;

– нереалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций без подкрепления этих концепций практическими действиями государства.

При выработке финансовой политики любое государство должно исходить из конкретных исторических условий, особенностей исторического развития общества. Поэтому финансовая политика всегда должна учитывать:

1) специфику каждого этапа развития общества;

2) особенности внутренней и международной обстановки;

3) реальные экономические и финансовые возможности государства.

При этом не следует пренебрегать и забывать об использовании как собственного, так и международного опыта.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития. Для оценки финансовой политики и выработки рекомендаций по ее корректировке, важно четко представлять каким целям она служит, и что, в конечном счете, должно быть решено с помощью используемых финансовых инструментов.

Особенно велика роль финансовой политики в эпоху кардинальных изменений в обществе. С одной стороны, с помощью финансовой политики можно достаточно быстро заблокировать действующий хозяйственный механизм. С другой стороны, путем радикального перераспределения ресурсов можно ускорить формирование новой системы общественных отношений. Примером этого может служить Россия в 90-х годах.

Самостоятельно: дать характеристику финансам хозяйствующих субъектов как звену финансовой системы по четырем основным пунктам.

Работа на финансовых рынках (рынок ЦБ).

9 Анализ финансово–хозяйственной деятельности(осуществляется с использованием инструментов финансового менеджмента).

Таким образом, финансовая служба играет важную роль в процессе производства и реализации продукции.

Права финансовой службы:

1. Право контролировать другие отделы по вопросам, связанным с выполнением возложенных на нее обязанностей (функций).

2. Право требовать от других служб предъявления всех необходимых материалов и информации.

22. Финансовое планирование на предприятиях, методы планирования. Виды финансовых планов.

Финансовое планирование в х.с. представляет собой планомерное управление процессами формирования и использования финансовых ресурсов х.с.

При переходе к рынку потребность в финансовом планировании не утрачивается. Рынок предъявляет еще более высокие и жесткие требования к качеству финансового планирования, чем прежняя директивная система. Так как за все неблагоприятные последствия и просчеты в финансовом планировании ответственность несет сама организация.

Методы планирования – это конкретные способы и приемы расчета финансовых показателей.

При планировании финансовых показателей могут использоваться следующие методы планирования (расшифровку методов см. в практическом занятии):

– нормативный;

– расчетно-аналитический;

– балансовый;

– оптимизации плановых решений;

– экономико-математическое моделирование.

Финансовые планы х.с.:

1.Основной финансовый план в коммерческих организациях – это баланс доходов и расходов –это годовой план, в котором в денежной форме отражаются все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Является не обязательным. Составляется на год с поквартальной разбивкой.

Структурно состоит из 4 разделов.

Внутренние

Это управленческий персонал организации. Им отчетность необходима для принятия различных решений производственного и финансового характера.

Внешние

Для них финансовая отчетность является связующим звеном между организацией и внешней средой. Основная цель предоставления финансовой отчетности внешним пользователям – получение дополнительных финансовых ресурсов на финансовых рынках. Следовательно, от того, какой будет отчетность, зависит получение организацией заемных средств.

Среди внешних пользователей финансовой отчетности обычно выделяют две группы:

2.1 непосредственно заинтересованные в деятельности организации: собственники; акционеры; кредиторы; поставщики и покупатели; государство в лице налоговых органов; работники предприятия с точки зрения перспектив роста и величины оплаты труда.

2.2 опосредственно заинтересованные– это пользователи (юридические и физические лица), которым изучение отчетности необходимо для защиты интересов первой группы пользователей: аудиторы (проверка на достоверность); консультанты по финансовым вопросам; биржи ЦБ; регистрирующие и другие государственные органы (принимают решение о регистрации фирм, приостановке их деятельности – администрации, антимонопольные органы, другие законодательные органы); юристы (оценка выполнения условий контракта); пресса и информационные агентства; профсоюзы; статистические органы (статистические обобщения, оценка тенденций развития, обобщающих показателей).

Вся отчётная финансовая информация в соответствии с экономическими признаками группируется в отдельные укрупненные статьи. В международной практике они называются элементами финансовой отчетности. Основными элементами финансовой отчетности являются: активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль, убытки.Все элементы финансовой отчетности отражаются в формах отчетности.

Составление финансовой отчетности в нашей стране, также как и составление финансовых планов – необязательно! Формы финансовой отчетности также не являются обязательными. Каждая организация формирует их сама для себя, они не публикуются в печати.

Поэтому в настоящее время основным, иногда единственным, источником информации о финансовом положении организации для внешних пользователей служит официальная бухгалтерская отчетность, которая в РФ является публичной. Таким образом, бухгалтерская отчетность выполняет роль финансовой отчетности.

К обязательной бухгалтерской отчетности относятся:

– форма №1 – бухгалтерский баланс;

– форма №2 – отчет о прибылях и убытках;

– форма №3 – отчет о движении капитала (информация об изменении собственных средств, целевых поступлениях и оценочных резервах);

– форма №4 – отчет о движении денежных средств;

– приложение к бухгалтерскому балансу (в нем дается характеристика заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых вложений, имущества, социальных показателей);

– пояснительная записка с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном периоде на итоговые результаты деятельности организации, с оценкой её финансового состояния.

Для малых предприятий обязательными являются – 1,2 и 6.

Распределительная функция

Распределительная функция финансов в страховом звене имеет ряд специфических особенностей, являющиеся следствием особенностей страхования как экономической категории, и реализуется через следующие подфункции:

1.1 рисковая– является главной (определяющей) подфункцией

Непосредственно связана:

– с основным назначением финансов – перераспределением стоимости (в данном случае среди участников страхования);

– и с основным назначением страхования – оказанием денежной помощи физическим и юридическим лицам в связи с последствиями страховых событий.

В рамках действия этой подфункции происходит перераспределение денежной формы стоимости среди участников страхового процесса.

Предупредительная

Это еще один аспект страховой деятельности – заблаговременное финансирование.

Предполагает заключение страхового договора заранее, до наступления события, и заблаговременную выплату страхователем некоторой суммы в зависимости от величины страхового риска.

Восстановительная

Заключается в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы, происходит полное или частичное погашение убытков, понесенных страхователем.

1.4 сберегательная– это экономия средств на восстановление после страхового случая.

В явном виде – сбережение – проявляется только в личном и пенсионном страховании (например, страхование на дожитие позволяет накопить определенные суммы на дополнительную пенсию).

Контрольная функция

Т.к. страхование носит целевой характер, то особенность реализации – обязательная проверка строго целевого формирования и использования средств страхового фонда.

На основе этой функции осуществляется финансовый страховой контроль за правильным проведением страховых операций. Административный контроль за деятельностью страховщиков, правильным проведением страховых операций осуществляет Росстрахнадзор. Он: выдает лицензии компаниям, производит необходимые проверки их деятельности, устанавливает нормативы, устанавливает правила размещения резервов и т.п.

25. Субъекты страховых отношений. Организационные формы образования страховых фондов.

I обязательное страхование

Специфика:

– осуществляется в силу закона; необходимость определяется с позиции общественной целесообразности (Правительством);

–страховая ответственность наступает автоматически с момента появления объекта страхования;

– не ограничена по времени каким-либо периодом, действует до тех пор, пока существует страхователь.

В РФ виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяется соответствующими законодательными актами.

К сфере обязательного страхования в РФ относятся:

1 имущество особой важности, принадлежащее гражданам, гибель или порча которого затрачивает не только личные, но и общественные интересы (например, частные дома, представляющие архитектурную ценность и т.д.);

2 пассажиры на всех видах транспорта (от несчастных случаев);

3 военнослужащие и военнообязанные лица, работники органов внутренних дел, налоговой, таможни, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Президенты РФ, прекратившие исполнение своих полномочий;

4 работники предприятий с особо опасными условиями работы (пожарной службы, спасатели, инкассаторы, полярники, взрывники, испытатели новой техники и т.д.);

5 граждане по обязательному социальному страхованию (социальное страхование, медицинское, пенсионное, от несчастных случаев);

6 ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности).

II Добровольное страхование – осуществляется на основе свободного выбора страхователя, т.е. не носит принудительного характера и предоставляет возможность выбора услуг на страховом рынке.

Законом определяется наиболее общие условия страхования, а конкретные условия его проведения регулируются правилами, установленными страховщиком в договоре страхования.

По объектам страхования добровольное страхованиеподразделяется на:

– личное страхование (почти 60%);

– имущественное страхование;

– страхование ответственности;

– страхование экономических рисков;

– страхование домашних животных.

Все перечисленные виды страхования, кроме одного, защищают интересы только одного лица – страхователя. Только страхование ответственности защищает интересы не только самого страхователя (ущерб за него платит страховая организация), но и третьих лиц, ведь им гарантируются выплаты по ущербу не зависимо от имущественного положения страхователя.

Личное страхование (защищает только личные интересы страхователя):

– страхование жизни;

– страхование от несчастных случаев;

– медицинское страхование;

– страхование пенсий.

Имущественное страхование (защищает только интересы страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением имущества и товарно-материальных ценностей). Традиционные виды:

– транспортное страхование;

– страхование имущества организаций и граждан;

– страхование имущества, сданного в аренду;

– страхование грузов;

– с/х страхование (культур и животных).

Страхование ответственности (защищает интересы не только самого страхователя, но и третьих лиц). Под ответственностью понимается обязанность лица, виновного в причинении ущерба (вреда личности или имуществу) возместить его. Виды:

– страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (КАСКО);

– страхование профессиональной ответственности.

Страхование профессиональной ответственности применяется для частнопрактикующих специалистов (врачей, адвокатов, аудиторов, риэлтеров и т.д.). От их действий зависит жизнь и имущественное положение их клиентов.

Страхование экономических рисков(защищает только личные интересы страхователя).

Риск – это деятельность человека в системе неопределенности относительно вероятного результата. Осуществление бизнеса в его любом виде сопряжено с риском. Этот вид страхования очень широко распространен за рубежом.

Так как есть множество различных ви<

Наши рекомендации