Право граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения. Прожиточный минимум.

Этот принцип конкретизирует общеправовой принцип, закрепленный во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), — право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Этот принцип закреплен и в Конституции РФ, ст. 7 которой провозглашает, что Россия является социальным государством и ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Реализация данного принципа предполагает, что достойную жизнь каждого человека может обеспечивать доход не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного, объективно определяемого в установленном законом порядке.

Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В настоящее время данный принцип не реализуется, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой труда, такого уровня не достигает. Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из ст. 7 Конституции РФ, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

24 октября 1997 г. был принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», которым установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан.

Прожиточный минимум определяется в Законе как стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина должна включать минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности.

Согласно Закону прожиточный минимум в целом по России предназначен для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат. При этом предусматривается поэтапное повышение минимальных размеров оплаты труда и пенсии до величины прожиточного минимума.

Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально - демографическим группам населения в целом по РФ за 4 квартал 2004 года" определена величина прожиточного минимума в целом по России за 4 квартал 2004 г. в расчете на душу населения - 2451 руб., для трудоспособного населения - 2690 руб., пенсионеров - 1849 раб., детей - 2394 руб.

В 2005 г. Правительство РФ величина прожиточного минимума не установилась в связи с истечением срока действия ФЗ 1999 г. "О потребительской корзине в целом по РФ". Поэтому в новом ФЗ от 31 марта 2006 г. № 44 - ФЗ "О потребительской корзине в целом по РФ" специально оговаривается, что его действие будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Новая корзина несколько подняла минимальные жизненные стандарты. Норма потребления мяса выросла в среднем на 22 %, рыба - на 15, свежие фрукты - на 31, молоко - на 10%. Одновременно уменьшена норма потребления хлеба, макаронных изделий, муки, крупы и бобовых. Утверждается, что такой набор продуктов соответствует рекомендациям диетологов. Энергетическая ценность одного минимального набора продуктов в среднем на одного человека составляет 2268 ккал в сутки.

Второй раздел ФЗ № 44 - непродовольственные товары - не изменился. В нем предусмотрено такое же количество одежды, обуви, постельного белья, хозяйственных товаров, предметов первой необходимости и санитарии, как и в послекризисном 1999 г. Разработчики документа аргументируют это тем, что за 6 лет сроки износа непродовольственных товаров не изменился.

Изменился третий раздел - услуги. В Законе впервые учтено, что людям нужны еще театры, кинотеатры, музеи и выставки. По поручению президента РФ в потребительскую корзину отдельной строкой включены услуги культуры. Правда, заложенные нормативы скромны: на услуги культуры один человек должен тратить 45,5 руб. в месяц. По мнению авторов закона, этих денег должно хватить на 6 посещений в год театров, кино, музеев. Появилась в законе и графа "транспортные услуги" для пенсионеров, которые могут теперь ежегодно совершать 150 поездок на общественном транспорте.

В обще и целом стоимость содержание потребительской корзины в расчете на душу населения выросло на 84 руб., или 3,3 %. Для трудоспособного населения оно увеличилось на 72 руб., для пенсионеров - на 100 руб., для детей - на 117 руб.

Наши рекомендации