Логистический подход к выбору транспортного средства
Выбор транспорта решается в о взаимной связи с другими задачами логистики : создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др . На выбор транспортных средств будут влиять:
• характер груза (вес, объем, консистенция );
• количество отправляемых партий (используемый контейнер);
• срочность доставки груза заказчику;
• местонахождение пункта назначения с учетом погодных, климатических, сезонных характеристик;
• расстояние, на которое перевозится груз;
• ценность груза (страхование);
• близость расположения точки доставки к транспортным коммуникациям;
• сохранность груза, невыполнение поставок.
Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, внутреннего водного, воздушного и трубопроводного).
Рассмотрим преимущества и недостатки использования транспортных средств с точки зрения логистики.
Автомобильный транспорт традиционно используется для перевозок на короткие расстояния:
1) преимущества:
^ высокая маневренность;
^ доставка «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности;
^ регулярность поставки;
^ возможность поставок малыми партиями;
^ наименее жесткие требования к упаковке товара и др .;
2) недостатки:
^ высокая стоимость перевозок;
^ срочность разгрузки;
^ возможность хищения груза и угона автотранспорта;
^ сравнительно малая грузоподъемность и др.
Железнодорожный транспорт:
1) преимущества:
^ перевозка больших партий грузов при любых погодных условиях;
^ сравнительно быстрая доставка груза на большое расстояние ;
^ регулярность перевозок;
^ удобная организация погрузочно — разгрузочных работ;
^ сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов,
а также наличие скидок и др.;
2) недостатки:
малая скорость передвижения;
^ ограниченное количество перевозчиков;
^ хищения и потери;
^ небольшая возможность доставки к пунктам потребления (в ряде случаев должен дополняться автомобильным)
и др.
Морской транспорт:
1) преимущества:
^ низкие грузовые тарифы;
^ высокая провозная способность и др .;
2) недостатки:
^ низкая скорость;
^ ограниченная возможность доставки к пунктам потребления ;
^ жесткие требования к упаковке и креплению грузов;
^ малая частота отправок;
^ зависимость от погодных и навигационных условий.
Внутренний водный транспорт:
1) преимущества:
^ низкие грузовые тарифы (самый дешевый транспорт при перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км);
2) недостатки:
^ малая скорость доставки;
^ ограниченная возможность доставки к пунктам потребления;
^ малая частота отправок;
^ низкая географическая доступность.
Воздушный транспорт:
1) преимущества:
^ наиболее высокая скорость доставки;
^ возможность доставки в отдаленные районы;
^ высокая сохранность грузов.
2) недостатки:
^ высокие грузовые тарифы;
^ ограниченность размера партии;
^ зависимость от метеоусловий (приводит к непредсказуемости графиков поставки).
Трубопроводный транспорт:
1) преимущества:
^ низкая себестоимость;
^ высокая пропускная способность.
2) недостатки:
^ узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).
Для определения основного вида транспорта выделяют шесть главных факторов , влияющих на принятие решения:
1) время доставки;
2) стоимость перевозки;
3) надежность соблюдения графика доставки груза;
4) частота отправлений;
5) способность перевозить разные грузы;
6) способность доставить груз в любую точку.
Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико — экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различных видов транспорта. Оценка различных видов транспорта п о каждому из факторов приведена в табл. 2.2 (единице соответствует наилучшее значение ).
Экспертная оценка значимости различных факторов показала, что при выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание:
• надежность соблюдения графика доставки;
• время доставки;
• стоимость доставки.
Факторы,влияющие на выбор вида транспорта
Эти данные могут служить лишь приблизительным ориентиром для оценки соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки.