Финансы, денежное обращение и кредит
Финансы, денежное обращение и кредит
Финансы как экономическая категория. Функции финансов.
Фина́нсы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюдже́т.
Финансы – любой денежный платеж. Термин появился в Италии, далее получил международное распространение, стал употребляться как система денежных отношений.
Государственные финансы – совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых формируются и используются общегосударственные фонды денежных средств (бюджеты)
Функции финансов
Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.
Принципы организации финансов на предприятиях социально-культурной сферы.
1.Хозяйственная самостоятельность. В соответствии с производственными планами предприятие распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, самостоятельно финансирует все направления своих расходов и вкладывает их в производство продукции с целью получения прибыли.
2.Самофинансирование - одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Принцип базируется на полной окупаемости затрат на производство продукции и расширение производственно-технической базы предприятия и означает, что каждое предприятие покрывает текущие и капитальные затраты за счёт собственных источников. При временной недостаточности средств потребность в них может обеспечиваться за счёт банковских ссуд, коммерческого кредита (для покрытия текущих затрат) и долгосрочных банковских кредитов (для осуществления капитальных вложений). Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию с высокими затратами на производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по объективным причинам (предприятия жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, с/х и другие предприятия, получающие ассигнования из бюджета).
3.Материальная заинтересованность в итогах финансово-хозяйственной деятельности. Принцип следует из основной цели предпринимательской деятельности - получения прибыли. Реализация этого принципа зависит от предоставленной предприятиям самостоятельности и возможности финансировать свои расходы без государственной поддержки, а также от окружающей экономической среды и той доли прибыли, которая остаётся после уплаты налогов.
4.Материальная ответственность. Принцип заключается в наличии определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. В целом для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени, неустойки, штрафы.
5.Обеспечение финансовых резервов. Принцип обусловлен необходимостью формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов (в связи с тем, что предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском). В ЗАО и ОАО величина резервного фонда регламентирована и не может быть менее 15% величины уставного капитала,но не более 50% налогооблагаемой прибыли.
Понятие и структура бюджета
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система государства - главное звено финансовой системы государства. Бюджетная система Российской Федерации - система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В бюджетную систему России, как федеративного государства, входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями:
- федеральный бюджет;- региональные бюджеты субъектов РФ - республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты;
- бюджеты местных административно-территориальных образований - районные бюджеты сельских районов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития.
Бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет- формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам их ведения.Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета.
Консолидированный бюджет Российской Федерации - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.Показатели консолидированных бюджетов используютсяв бюджетных и финансовых планировании и прогнозировании (при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов). А также при анализе формирования и использования финансового фонда страны (суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему). Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование.
Стабилизационный фонд РФ.
Стабилизационный фонд (СФ) — специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.
Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:
является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, какпрогрессивный налог
и пособие по безработице);обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;
может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.
По сути, это финансовые активы, которыми напрямую распоряжается правительство, а не Федеральное Собрание посредством бюджета.
С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 057,85 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.).
Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.
Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Назначение фондового рынка Цель функционирования рынка ценных бумаг – как и всех финансовых рынков – состоит в том, чтобы обеспечивать наличие механизма для привлечения инвестиций в экономику путем установления необходимых контактов между теми, кто нуждается в средствах, и теми, кто хотел бы инвестировать избыточный доход. В рыночной экономике рынок ценных бумаг является основным способом перераспределения денежных накоплений. Таким образом, фондовый рынок
создает условия для свободного, хотя и регулируемого, перелива капиталов внаиболее эффективные отрасли хозяйствования (см. схему).Структура рынка Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов:субъекты рынка;собственно рынок (биржевой, внебиржевой фондовые рынки); органы государственного регулирования и надзора (Комиссия по ценнымбумагам, Центральный банк, Минфин и т.д.);саморегулирующиеся организации (объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые выполняют определенныерегулирующие функции);инфраструктура рынка:а) правоваяб) информационная (финансовая пресса, системы фондовых показателейи т.д.в) депозитарная и расчетно-клиринговая сеть (для государственных и частных бумаг часто существуют раздельные депозитарно-клиринговые системы) д) регистрационная сеть.Субъектами рынка ценных бумаг являются: 1) эмитенты (заемщики) - государство в лице уполномоченных им органов; юридические лица и граждане,привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства;2) инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными
участниками рынка ценных бумаг) - граждане или юридические лица,приобретающие ценные бумаги в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав (население, промышленные предприятия, институциональные инвесторы - инвестиционные фонды, страховые компании идр.); 3) профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица играждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной нарынке ценных бумаг (дилерская, брокерская и др. виды деятельности).
Рынок ценных бумаг создает возможности для объединения заемщиков инвесторов. В результате формируется система, через которую заемщики могузаимствовать средства из большого разнообразия источников, а инвесторы получают большой кругпродуктов, в которые они могут вкладывать средства. Одна из основных выгод этой системы состоит в том, что заемщики могут заимствовать значительно большие суммы, чем раньше, и кредитование может осуществляться за счет объединения ресурсов различных инвесторов.Виды рынков При существовании рынка ценных бумаг вкладчик может получить прямой доступ к предприятию, и точно также предприятие может обратиться к вкладчику непосредственно как к источнику финансирования. Эти взаимоотношения называются первичным рынком. Первичный рынок объединяет фазу конструирования нового выпуска ценных бумаг и их первичное размещение. Вкладчик – теперь инвестор - желает иметь возможность быстро реализовать свои инвестиции. В этой связи рынок ценных бумаг, используя посредников и формируя финансовые учреждения, создает вторичный рынок, который способствует решению таких задач. Вторичный рынок - это рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги. В свою очередь вторичный фондовый рынок подразделяется на организованный и неорганизованный рынки.Существуют 3 модели фондового рынка в зависимости от банковского или
Небанковского характера финансовых посредников 1. Небанковская модель (США) - в качестве посредников выступают
небанковские компании по ценным бумагам.2. Банковская модель (Германия) - посредниками выступают банки3. Смешанная модель(Япония) - посредниками являются как банки, так небанковские компании.Кроме того, фондовые рынки можно классифицировать по другим критериям: по территориальному принципу (международные, национальные и региональные рынки) по видам ценных бумаг (рынок акций, облигаций и т.п.);по видам сделок (кассовый рынок, форвардный рынок и т.д.); по эмитентам (рынок корпоративных ценных бумаг, рынокгосударственных ценных бумаг и т.п.). по срокам (рынок кратко-, средне-, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг); по отраслевому и другим критериям.
Лизинг и факторинг
Факторинг (англ. factoring от англ. factor — посредник, торговый агент) — это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.
В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор). Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 60−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги[1].
Факторинг включает в себя комплекс мероприятий:
· первоначальный анализ и последующий мониторинг рисков, связанных с покупателями товаров и услуг;
· предоставление денежных средств на пополнение оборотных средств;
· учет и контроль расчетов с покупателями и заказчиками;
· мероприятия, направленные на своевременную оплату дебиторской задолженности;
· прием и обработка платежей покупателей и заказчиков.
Ли́зинг (англ. leasing от англ. to lease — сдать в аренду) — вид финансовых услуг, связанных с кредитованием приобретения основных фондов.
По сути, лизинг — это долгосрочная аренда имущества для предпринимательских целей с последующим правом выкупа, обладающая некоторыми налоговыми преференциями.
17. Амортизация как источник воспроизводства основного капитала Амортизация- процесс перенесения стоимости изношенных основных средств (средств труда) на произведенный с их помощью продукт. Инструментом возмещения износа основных средств являются амортизационные отчисления в виде денег, аккумулируемых и направляемых на ремонт или строительство, изготовление новых основных средств. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену. Производитель обязан производить накопление амортизационных отчислений, откладывая их из выручки за проданную продукцию. Накопленные амортизационные отчисления образуют амортизационный фонд в виде денежных средств, предназначенных для воспроизводства, воссоздания изношенных основных средств. Величина годовых амортизационных отчислений предприятия, организации определяется в виде доли первоначальной стоимости основных средств. Нормативное значение этой доли называют нормой амортизации.На вопрос "что такое амортизация?" можно ответить следующим образом:под термином амортизация понимается перенос стоимости основных фондов предприятия (зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов) на производимый продукт, осуществляемый постепенно, по мере физического и морального износа в течение более или менее длительного времениСтоимость изношенной части средств производства образует амортизационный фонд, предназначенный для реновации (обновления) изношенных средств производства, а также их ремонта и модернизации в процессе эксплуатации.
Амортизационные отчисления определяются исходя из полной первоначальной стоимости основных фондов, продолжительности амортизационного периода (среднего срока эксплуатации), предполагаемой стоимости ремонтов и модернизации в течение эксплуатационного периода, затрат на демонтаж изношенного или морально устаревшего оборудования и его реализацию по ликвидационной стоимости.В условиях свободных рыночных цен на средства производства необходимо учитывать их динамику при проведении амортизационных расчетов. Если в период роста цен амортизация исчисляется на основе цен приобретения, а не более высоких восстановительных цен, то в итоге получится, что накопленного амортизационного фонда будет недостаточно для полной амортизации, а рассчитанная прибыль окажется фиктивной, завышенной на величину неучтенного прироста амортизационных расходов.Амортизация основных фондов, объективный экономический процесс переноса стоимости основных фондов по мере их износа на производимый с их помощью продукт или на услуги. Необходимость Амортизация (экономич.) вытекает из особенностей участия основных фондов в процессе воспроизводства: они функционируют в течение ряда производственных циклов, сохраняя свою натуральную форму. В каждой единице нового продукта воплощается часть стоимости основных фондов, пропорциональная их снашиванию. Различают механический, тепловой, усталостный, коррозийный и др. виды материального, или физического, износа основных фондов, порождаемого их активной работой, физико-химическими процессами, связанными с производством, и чрезвычайными обстоятельствами (стихийные бедствия). Стоимостный износ, или снижение первоначальной стоимости основных фондов, происходит по мере их материального износа. Однако он может иметь место и независимо от материального износа, в результате т. н. морального износа основных фондов. Стоимостный износ основных фондов сопровождается образованием фонда возмещения, который называется амортизационным фондом. Если основные фонды выбывают из строя в силу чрезвычайных обстоятельств, то их износ не сопровождается Амортизация (экономич.) Основные фонды непроизводственного назначения (жилые дома, клубы, школы, больницы и др.) в ходе эксплуатации постепенно изнашиваются, но не переносят свою стоимость на продукт, поскольку здесь никакого продукта не производится. Амортизация (экономич.) не начисляется на основные фонды, находящиеся по решению соответствующих государственных органов в консервации, поскольку они не участвуют в процессе производства и, следовательно, их стоимость не может быть перенесена на продукцию или услуги. Вместе с тем Амортизация (экономич.) на полное восстановление отчисляется на основные фонды, которые находятся в запасе (резерве), поскольку последний необходим для процесса производства.Амортизация (экономич.) не начисляется на объекты, которые имеют стоимость ниже установленного лимита (50 рублей за единицу) или срок службы менее 1 года. Они зачисляются в состав оборотных средств, что облегчает режим их приобретения и учёта. Не включаются в состав амортизируемых основные фонды организаций, финансируемых за счёт бюджета.
Пример 1. Принят депозит в сумме 100 тыс. рублей сроком на 90 дней по ставке 20 процентов годовых с начислением процентов каждые 30 дней.
S=100000*(1+20*30/365/100)3=105 013.02
Sp = 100000 * ((1 + 20*30/365/100)N - 1) = 5 013.02
Пример. Принят депозит в сумме 100 тыс. рублей сроком на 3 месяца с ежемесячным начислением процентов по ставке 1.5 процента в месяц.
S=100000*(1+1.5/100)3=104 567.84
Sp = 100000 * ((1 + 1.5/100)3 - 1) = 4 567.84
Дисконтирование -
В практике ФЭР может возникнуть и обратная (по отношению к наращению) задача: по известной сумме FV определить объем размещенных средств РV.
Вычисление РУ наоснове FV называется ДИСКОНТИРОВАНИЕМ.
В этих расчетах величина PV называется приведенной или современной стоимостью суммы FV, а при операции наращения сумма FV выступает как будущая стоимость величины PV.
Следует иметь в виду, что привести стоимость денег можно к любому нужному моменту времени, не обязательно к началу финансовой операции. Кроме того, с помощью дисконтирования определяют современную стоимость денег независимо от того, действительно ли совершалась кредитная операция и можно ли считать дисконтируемую сумму буквально наращенной.
Прямой расчет FV при ставке i рассмотренный выше (формулы (1), (2)), соответствует правилу декурсивных (обычных) процентов и называется НАРАЩИВАНИЕМ «СО СТА».
Из формул наращивания процентов «со 100» производится обратное действие, или расчет денежных средств, предоставляемых в долг (величины PV). Это действие, помимо дисконтирования, называется УЧЕТОМ «НА 100»:
,
.
Если в формулу (2) вместо PV подставить , то разница между современной и будущей стоимостью (доход) FV — PV = I составит:
, или .
Такой способ начисления дохода называется МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСКОНТИРОВАНИЕМ, или УЧЕТОМ.
На практике чаще используется так называемый КОММЕРЧЕСКИЙ УЧЕТ (БАНКОВСКОЕ ДИСКОНТИРОВАНИЕ) по ставке d, который называется антисипативным (авансовым) расчетом или просто учетом.
Банковский учет дисконтной ценной бумаги заключается для владельца в досрочной ее реализации, а для банка — в приобретении по цене ниже номинала и определении ее стоимости на момент досрочной реализации)
Используя номинал векселя (FV), дисконтную ставку (d), время, оставшееся до срока погашения (t), вычисляют дисконт (Discount — (D)) — скидку с номинала, т.е. разницу между FV и PV:
.
Затем рассчитывают выкупную стоимость векселя до срока погашения.
.
Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования. Название данной функции происходит от латинского слова fiscus, что буквально означает «корзина».
Через фискальную функцию государство обеспечивает: достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства; равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы; установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе; выполнение всех экономических, политических и социальных задач.
Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительного процесса оказывают серьезное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена товарно-рыночными отношениями. Эти отношения предполагают свободу хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает расширение прав участников, рост их самостоятельности и в то же время ответственность за результаты производства.
С помощью регулирующей функции осуществляются: регулирование спроса и предложения; стимулирование сбережений граждан; выравнивание доходов отдельных социальных групп; развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы; регулирование экспортно-импортной деятельности; стимулирование научно-технического прогресса.
Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства финансов РФ, Федеральная таможенная служба, органы государственных внебюджетных фондов и т.д.
Каждый налог включает такиеэлементы: субъект, объект, источник, единица обложения, налоговая ставка, налоговая база, налоговые льготы.
Субъект налога, или же налогоплательщик, - физическое или же юридическое лицо, на которое законом возложена обязательство уплачивать налог.
Объект налога - предмет, подлежащий обложению налогом (доход, имущество, товары). Иногда название налога обусловлено названием объекта, например, земельный налог.
Источник налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог. У некоторых видов налога (например, налог на прибыль) объект и источник налога совпадают.
Единица обложения - единица измерения здания, денежная единица страны, для земельного налога - гектар, акр.
Налоговая ставка - величина налога на единицу обложения.
Налоговые льготы - полное или же частичное избавление субъекта от налогов в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.
ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Мировые товарно-денежные отношения, а также в отдельной стране требуют определенного качества денег для обращения. Количество денег, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения.
Такой закон был открыт К. Марксом. Он устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.
В соответствии с этим законом количество денег, необходимых в каждый данный момент для обращения, можно определить по формуле:
Д - количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;
Ц - сумма цен товаров, подлежащих реализации;В - сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;
П - сумма цен товаров, проданных в прошлые годы, сроки платежей по которым наступили;
ВП - сумма взаимопогашенных платежей ;
С.о. - скорость оборота денежной единицы.
Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период.
Количество денег потребное для выполнения функции денег как средства обращения, зависит от трех факторов:
количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);
скорости обращения денег (связь обратная).
Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше обьем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда , тем ниже стоимость товаров и услуг и цены.
Формула (1) может быть представлена в упрощенном виде:
М - масса реализуемых товаров;
Ц - средняя цена товара;
С.о. - средняя скорость оборота (сколько раз в году оборачивается рубль).
Преобразуя данную формулу, получим уравнение обмена:
которое означает, что произведение количества денег на скорость обращения равно произведению уровня цен на товарную массу. Когда возникают кризисные явления в экономике, это равенство нарушается, происходит обесценивание денег, что можно выразить в формуле:
При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения.
В условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращения претерпел модификацию.
Мерой стоимости товаров и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимости не на рынке при обмене путем приравнивания товара к деньгам, а в процессе производства - товара к товару. Эмиссия кредитных денег без учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране в процессе производства, распределения и обмена неизбежно вызовет излишек и в конечном счете приведет к обесцениванию денежной единицы. Главное условие стабильности денежной единицы страны - соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот. Таким образом можно сказать, что:
Закон денежного обращения - обьективный экономический закон, выражающий необходимость систематического использования части национального дохода для расширения и качественного совершенствования процесса производства, увеличения национального богатства. Материальная основа накопления - превышение производства над потреблением.
Одним из важнейших количественных показателей движения денег является обьем денежной массы. Денежная масса представляет собой совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих экономические связи между физическими и юридическими лицами, а также государством.
С развитием форм товарного обмена и платежно-расчетных отношений состав и структура денежной массы претерпели значительные изменения. В начале XX века при золотом обращении структура денежной массы в развитых странах выглядела следующим образом:
золотые монеты- 40%;
банкноты и другие кредитные деньги - 50%;
остатки на счетах в кредитных учреждениях - 10%.
Накануне Первой мировой войны соответственно - 15, 22, 67%. Уход золотых денег вначале из внутреннего оборота, а затем из внешнего внес качественные изменения в структуру денежной массы. Золотые деньги полностью исчезли из обращения, а господствующее положение заняли неразменные кредитные деньги, которые стали выступать в наличной и безналичной форме.
Для анализа изменения движения денег на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике стали использовать денежные агрегаты (М0, М1, М2, М3, М4).
Агрегат М0 представляет собой наличные деньги в обращении (банкноты, металлические деньги, казначейские билеты). Металлические деньги составляют 2-3% от общей массы денег, находящихся в обращении. Основную массу составляют банкноты.
Агрегат М1 состоит из агрегата М0 и средств на текущих счетах банков. Средства на счетах могут использоваться для платежей в безналичной форме, через трансформацию в наличные деньги и без перевода на другие счета.
Агрегат М2 содержит агрегат М1 плюс срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках, а также краткосрочные государственные ценные бумаги. В США агрегат М2 включает: М1 -23% (в том числе наличные деньги - 7%, чековые вклады - 19%), сберегательные и срочные депозиты - 74%.
Агрегат М3 содержит Агрегат М2, сберегательные вклады в специальных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке.
Агрегат М4 равен агрегату М3 плюс различные формы депозитов в кредитных учреждениях.
Между агрегатами должно быть равновесие. В противном случае происходит нарушение денежного обращения. Равновесие наступает при условии М2>М1 и укрепляется при М2+М3>М1. К началу 1996 г. Структура совокупной денежной массы России имела следующий вид:
М0 - 27,0%;
М1 (без М0) -66,0%;
М2 - 3,0%;
М3 (без М2) - 0,4%;
М4 (без М2, М3) - 6,6%.
Приведенные данные свидетельствуют, что в России почти 30% приходится на наличные деньги. Этот денежный агрегат (М2) за последние годы увеличился, что вызывает нехватку денег в стране. Переход денег из безналичного оборота в наличный является результатом жесткой финансовой политики и ведет к расширению уклонения от уплаты налогов. В то же время сокращение безналичного оборота свидетельствует о снижении возможности государства влиять на реальные хозяйственные процессы.
Количество денег определяется государством исходя из потребности товарного оборота и государства.
Скорость оборота денег представляет собой время движения денег при выполнении ими функций обращения и платежа.
Скорость оборота денег (С0) определяется по формуле:
где ВНП - валовой национальный продукт;
ДМ1(ДМ2) - денежная масса (агрегаты М1 или М2).
Оборачиваемость денег в платежном обороте (Д0) определяется отношением:
где n- количество счетов в банках;
Дi - сумма денег на i -ом банковском счете;
Вд - среднегодовая величина