Фонд социального страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Средства фонда образуются за счет: а)страховых взносов работодателей; б)страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; в)доходов от инвестирования средств фонда в государственные ценные бумаги и банковские вклады; г)добровольных взносов физических и юридических лиц. Денежные средства ФСС являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Основными задачами ФСС являются: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении и усыновлении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также осуществление иных расходов, предусмотренных бюджетом Фонда на соответствующий год.
42. Фонд обязат.медиц.страхования Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) занимает значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. ФОМС предназначен для обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства ФОМС являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются: а)обеспечение реализации Закона РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации"; б)обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан; в)достижение социальной справедливости и равенства граждан; г)участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики; д)обеспечение ее финансовой устойчивости. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: а)проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; б)совместно с органами исполнительной власти принимает участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования; в)вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе; г)осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств системы. ФОМС — финансово-кредитные учреждения, а потому для наиболее целесообразного использования остатков средств в соответствии с прямым указанием законодателя — защищать средства обязательного медицинского страхования от инфляции — они размещают их на депозитных вкладах и приобретают государственные ценные бумаги.
43. Государственный кредит — это совокупность финансовых отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Кроме того, в рамках государственного кредита государство может выступать и как кредитор, представляя различные виды ссуд иностранным государствам, юридическим и физическим лицам. В качестве кредитора государство направляет свои кредитные ресурсы на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, но имеют высокую социальную значимость. Сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала от частного сектора к государственному на условиях срочности, платности и возвратности. Основным фактором, обуславливающим возникновение и рост государственного долга, является дефицит бюджета, который порождается неравномерностью развития экономки и чрезвычайными обстоятельствами. Государственный долг оказывает на экономику регулирующее влияние посредством воздействия на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы.
Классиф-ия госуд-ых займов.
Государственный кредит на практике реализуется посредством государственных займов, которые приводят к появлению гос долга. Гос долг — это сумма всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту времени. 1.По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы —это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние —это обязательства государства перед резидентами. 2.По способу обращения займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы —это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. Нерыночные государственные займы —это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Основная цель нерыночных займов — привлечение в качестве кредитных средств мелких сбережений населения. 3.По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года), среднесрочные(со сроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные(со сроком обращения бумаг свыше 5 лет). 4.По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы делятся на закладные и беззакладные. Закладные займы —это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом. Беззакладные займы —займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. 5.По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные. 6.По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующие виды:
-процентные займы, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала;
-дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;
-выигрышные займы, доход по которым осуществляется на основе тиражей выигрыша;
-индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексации номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг. Кроме того, в качестве меры, стимулирующей инвестиции в государственные ценные бумаги, органы власти и управления государства могут устанавливать льготы по налогообложению доходов, полученных от государственных ценных бумаг 7.По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие прав на досрочный выкуп своих обязательств. Это выгодно эмитенту в случае значительного снижения стоимости кредитных ресурсов на рынке ссудного капитала. Выпуская новый займ, эмитент на полученные денежные средства выкупает предыдущий займ. В случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной стоимости заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет определенные потери. 8.По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями. При условии, что эмитированный займ подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие варианты погашения: погашение равными долями на протяжении оговоренного срока; погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока; погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.
9.По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предлагать займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода (например, от ставки по межбанковским кредитам). 10. По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые.