ПР14. Определение прямого и обратного курса валют.
Цель занятия -научить рассчитывать прямой и обратный курс валют.
План занятия
1. Решение задач на расчет косвенной и прямой котировки валют.
Литература: [1], [2], [3[, [4], [7], [15]
Вопросы и задания
1. Из представленного перечня определите косвенную и прямую котировку валют для нашей банковской системы:
USD/RUR
JPY/RUR
RUR/GBP
CAD/RUR
EUR/RUR
RUR/USD
GBP/RUR
RUR/JPY
RUR/CHF
2. Решите задачи № 24, 25, 26, 29, 32 из сборника [3].
ПР15. Определение кросс-курса валют.
Цель занятия -научить рассчитывать кросс-курс валют.
План занятия
1. Определение кросс-курса котируемых валют на основе их курсов к одной и той же котирующей валюте.
2. Определение кросс-курса котирующих валют на основе их соотношения к одной и той же котируемой валютой.
3. Определение кросс-курса валют, одна из которых – котируемая, другая – котирующая.
Литература: [1], [2], [3[, [4], [7], [15]
Вопросы и задания
1. Что такое валютная котировка?
2. Назовите базу котировки и котируемую валюту: USD/RUR 24.47
3. Что такое кросс-курс? В каких случаях определяется?
4. Решите задачи № 27, 28, 30, 31 из сборника [3].
ПР16. Развитие Европейского валютного союза
Цель семинара -расширить знания по вопросам возникновения и развития региональной валютной системы – ЭВС.
План семинара
1. Основы формирования региональной валютной системы – ЕВС
2. Евро как элемент Европейской валютной системы.
3. Институциональная структура Европейского союза.
Литература: [1], [2], [3[, [4], [7], [14]
Вопросы и задания
1. Рассмотрите этапы валютной интеграции.
2. Назовите элементы ЕВС.
3. В чем отличие ЭКЮ от евро?
4. Назовите цели создания и основные направления деятельности европейского валютного института (ЕВИ), европейского центрального банка (ЕЦБ).
Доклад 1: Маастрихтский договор.
Литература к докладу:
1. Финансы, деньги, кредит: учебник / Под ред.О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2001. – 784с.
Доклад 2: Этапы формирования ЭВС
Литература к докладу:
1. Кормош, Ю.И. Европейская система центральных банков в валютном союзе / Ю. И. Кормош// Государство и право. - 2003. - №8.-С.63-74.
Доклад 3: Проблемы и перспективы развития ЭВС
Литература к докладу:
1. Пищик, В.Я. Проблемы и перспективы реформирования Европейского Центрального банка в условиях расширения Евросоюза /В.Я. Пищик // Бухгалтерия и банки. - 2003. - №9.-С.52-58.
2. Виноградова, И.В. Европейский инвестиционный банк / И. В. Виноградова // Внешнеэкономический бюллетень. - 2004. - №5.-С.8-12.
ПР17. Хеджирование валютных рисков
Цель занятия -познакомить с методами хеджирования валютных рисков, научить рассчитывать курс спот и курс форвард, прибыль банков при операциях на форвардном и фьючерсном рынках.
План занятия
1. Решение задач на определение курса спот и курса форвард.
Литература: [1], [2], [3[, [4], [7], [15]
Вопросы и задания
1. В чем отличие между спотовыми и срочными валютными сделками?
2. Что относится к срочным валютным операциям?
3. Какие сделки используют банки для страхования валютных рисков?
4. Решите задачи № 33 – 37 из сборника [3].
ПР18. Возникновение и развитие кредита
Цель семинара -расширить знания по вопросам возникновения и развития кредита, выделить особенности понятий заем, кредит, ссуда.
План семинара
1. Заем, кредит, ссуда: общее и особенное.
а) Определение займа, кредита и ссуды ГК РФ.
б) Эволюция понятий: заем, кредит, ссуда.
2. Кредит как форма мобилизации временно свободных денежных средств:
а) кругооборот ресурсов бизнеса как материальная основа развития кредита; особенности кругооборота основного и оборотного капитала;
б) структура централизованного ссудного фонда; ссудный фонд и совокупные кредитные ресурсы банковской системы;
в) основные функции кредита и принципы кредитования; роль кредита в ускорении воспроизводства и сокращении издержек обращения; кредит и акционерный капитал.
Литература: [1], [2], [5], [11], [12]
Вопросы и задания
1. Различаете ли вы понятия: ссуда денег и ссуда капитала? Аргументируйте свой ответ.
2. Охарактеризуйте движение денег в обычной товарной и ссудной сделках.
3. Какое смысловое значение несут понятия «кредитные ресурсы» и «ссудный фонд»? Где они применяются?
4. Поясните сущность кредита.
5. Охарактеризуйте кредит как экономическую категорию.
6. Перечислите основные принципы кредита.
7. Заполните таблицу:
Признак сравнения | Заем | Кредит | Ссуда |
Доклад 1: Тенденции развития кредита в современной экономике России.
Литература к докладу:
1. БондареваЮ. Конкуренция на рынке банковских услуг. Мнение аналитиков МАП РФ / Ю. Бондарева, С. Шовиков// Банковское дело. - 2004. - №1.-С.9-14.
2. Солнцев, О. Кредиты вместо экспорта капитала / О. Солнцев, М. Хромов // Эксперт. - 2004. - №11.-С.112-115.
3. Афанасьева,О.Н. Проблемы банковского кредитования реального сектора экономики / О. Н. Афанасьева// Банковское дело. - 2004. - №4.-С.34-37.
4. Семенов, С.К. Банки и кредитование / С. К. Семенов
// Экономист. - 2004. - №12.-С.80-82.
5. Потемкин, А.О. Кредитование предприятий и организаций в современной России: проблемы и перспективы / А. О. Потемкин // Аудит и финансовый анализ. - 2006. - № 5. - С. 193-217.