Бюджетный процесс, характеристика его стадий

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами процессуального бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению и исполнению бюджета, также по контролю над их исполнением. Срок, на который составляется бюджет называется бюджетным периодом.

С 1 января 2008 года бюджетный период охватывает текущий финансовый год и плановый период и реализуется по механизму скользящей трехлетки.

Текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнениебюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом;

Плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;

Отчетный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году.

Деятельность государства от начала составления проекта годового бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 2,5 лет, и этот срок называется бюджетным циклом.

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

1. составление проектов бюджетов (март-апрель);

2. рассмотрение и утверждение бюджетов;

3. исполнение бюджетов (в течение финансового года);

4. составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, включаются: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители бюджетных средств

Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Российской Федерации;

высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

исполнительные органы государственной власти (исполнительно- распорядительные органы муниципальных образований);

Центральный банк Российской Федерации;

органы государственного (муниципального) финансового контроля;

органы управления государственными внебюджетными фондами;

главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

получатели бюджетных средств.

Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Ему предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов. Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год. Составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР); основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год. Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ формируется перспективный финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Цели разработки ПФП: информирование законодательных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы, прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия необходимых мер.

Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными исполнительными органами предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям средств, разработка указанными органами предложений о проведении экономических преобразований, отмене не финансируемых нормативных актов, а также подготовка перечня финансируемых федеральных целевых программ. Несогласованные вопросы подлежат рассмотрению межведомственной комиссией, возглавляемой министром финансов РФ. С 15 июля по 15 августа на основе представленных федеральными исполнительными органами документов Правительство РФ должно утвердить проект закона о федеральном бюджете для внесения в Государственную Думу. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовой год вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 26 августа текущего года. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в трех чтениях.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики. Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся: прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета; приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены Бюджетным Кодексом; общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде; условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода; объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде; верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода; нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде; дефицит (профицит) федерального бюджета. При утверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период указываются прогнозируемыйв соответствующем финансовом году объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен) (декабрь к декабрю предыдущего года.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и передачи его в согласительную комиссию в течение 10 дней указанная комиссия разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении. Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются: приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета; приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета; бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении, программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год иплановый период; программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый; программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; программа государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период; программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период; приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ на очередной финансовый год и плановый период; текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Субъекты права законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в Комитет по бюджету. В течение 10 дней Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов федерального бюджета, рассматриваемым во втором чтении, и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство Российской Федерации. Порядок взаимодействия комитетов Государственной Думы при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и порядок согласования разногласий между ними определяются Регламентом Государственной Думы.

Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Субъекты права законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут вносить проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, изменяющей основные характеристики и ведомственную структуру расходов федерального бюджета в текущем финансовом году, в случае превышения утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений более чем на 10 процентов при условии, что Правительство Российской Федерации не внесло в Государственную Думу соответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении федерального бюджета за период, в котором получено указанное превышение.

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке. В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

-перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

-распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

-возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

-учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет, вводится режим сокращения расходов (секвестр).

Исполнение бюджета по расходам:

- утверждение и доведение бюджетных ассигнований до получателей бюджетных средств;

- утверждение и доведение до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, лимиты утверждаются не более трех месяцев;

- принятие денежных обязательств получателем средств;

- подтверждение денежных обязательств.

Порядок и правила санкционирования расходов ФБ устанавливаются Федеральным Казначейством на основании сводной бюджетной росписи. Сводная бюджетная роспись (поквартальное распределение расходов и доходов) составляется Минфином. Федеральное Казначейство заносит все расходы и доходы в Главную книгу. Ежеквартально Правительство предоставляет отчеты об исполнении ФБ в Федеральное Собрание РФ. Исполнение ФБ прекращается 31 декабря закрытием записей на лицевых счетах получателей бюджетных средств.

Составление и утверждение отчета производится ежегодно до 01.07., Правительство представляет в ГосДуму отчет об исполнении ФБ в форме Федерального Закона. Проверку отчета осуществляет Счетная палата и представляет заключение об исполнении бюджета, которое включает:

- заключение по каждому разделу бюджетной классификации, а также по каждому главному распорядителю бюджетных средств с указанием сумм кассовых отчетов;

- заключение по каждому случаю не целевого финансирования расходов.

ГосДума заслушивает отчеты руководителя Федерального Казначейства, Минфина, генерального прокурора, Председателя Счетной Палаты. Отчет утверждается и подлежит опубликованию.

СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И РОГНОЗИРОВАНИЯ В РФ

Основой финансового планирования является бюджетное планирование. Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в процессе составления и исполнения бюджетов различных уровней. Бюджетное планирование в законодательном плане представляет собой бюджетный процесс:

- определение порядка составления и исполнения бюджета;

- определение нормативно-правовой и организационной основы бюджета;

- определение методологии составления бюджета.

Процесс бюджетного планирования основывается на целях, задачах, принципах и методах.

Цели:

1. Активное воздействие бюджета государства на повышение эффективности экономики.

2. Обеспечение согласованности финансовых ресурсов с экономическими и социальными программами.

3. Установление необходимых пропорций и приоритетов в расходовании средств.

Задачи:

5. Максимальное выявление всех материальных и финансовых ресурсов.

6. Обеспечение доходов бюджетов по отдельным платежам и их общего объема в соответствие с социально-экономическими прогнозами и целевыми программами.

7. Установление расходов бюджета по целевому назначению и их общего объема, исходя из потребностей общего финансирования.

8. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и доходами граждан при выполнении ими обязательств перед государством

9. Автоматизация процесса бюджетного планирования.

Принципы:

1. Единство

2. Учет всех возможных источников доходов

3. Строго целевой характер использования бюджетных средств

4. Непрерывность планирования бюджетных показателей во времени

5. Максимально возможная стабильность показателей

6. Сбалансированность бюджета

Методы:

1. Автоматический (итоги прошлого года переносятся на новый год по отдельным статьям)

2. Статистическая обработка динамических рядов

3. Непосредственная оценка (эксперты)

4. Прогнозирование на основе целевых и скользящих бюджетов (на период нескольких лет и корректировка)

5. Планирование и прогнозирование бюджета основано на действии долговременных программ, при которых прогнозируются необходимые ресурсы и ожидаемые результаты.

В РФ степень выполнения бюджета и выявление причин отклонений проводят методами экономического анализа и нормативным методом.

Основными плановыми и прогнозными документами в РФ:

- бюджет,

- сводный финансовый баланс

- прогноз социально-экономического развития территории

- перспективный финансовый план

Наши рекомендации