Понятие и принципы организации государственных расходов

Государственные расходы –это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер их непосредственно связаны с функциями государства ― экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).

При использовании государственных расходов из любых источников, при использовании любых способов всегда должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности и целесообразности. Виды государственных расходов:

Вся система государственных расходов классифицируется по многим признакам на конкретные виды. Одна из возможных классификаций представлена на рис. 3.

В самом общем виде государственные расходы могут быть разделены на две большие группы:

· расходы, обусловленные внутренними проблемами;

· расходы, связанные с внешними функциями государства.

Основную часть расходов составляет первая группа.

По целевому назначению расходы подразделяются на три группы.

Капитальныерасходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

Текущиерасходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов власти, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, выплата процентов по государственному долгу и др.

Страховые и резервные фонды формируются в целях предупреждения и возмещения материального ущерба от непредвиденных событий.

По общественному назначению государственные расходы делятся на пять групп.

Среди государственных расходов особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Они возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита.

Классификация государственных расходов по признаку участия в общественном воспроизводстве характеризует совокупную роль государства в регулировании экономического и социального развития общества.

По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь и т. д. В непроизводственной сфере выделяются расходы на управление, социально ―культурные мероприятия и военные цели.

По уровням управления
Расходы местных бюджетов
Расходы бюджетов субъектов федерации
Расходы федерального бюджета
По целевому назначению
Капитальные
Текущие
Связанные с образование и обслуживанием страховых и резервных фондов
Пообщественномуназначению
Расходы на социальные цели
Внешнеэкономические расходы
Экономические расходы
Расходы на оборону страны
Расходы на управление
По характеру потребностей
Чрезвычайные
Обыкновенные
По экономическим результатам
Производственные
Непроизводственные
По участию в общественном воспроизводстве
Финансирование расходов в производственной сфере
По отраслям
Внутри отраслей
Финансирование расходов в непроизводственной сфере
На управление
На военные цели
На социально -культурные мероприятия  
Рис.3. Классификация государственных расходов   рооордод  
   
  Понятие и принципы организации государственных расходов - student2.ru


1). Бюджет текущих расходов, в него вошли свыше 70% расходов;

2). Бюджет развития -30%. В него вошли ассигнования на финансирование затрат связанных с расширением воспроизводства.

А в бюджет текущих расходов все, что не вошло в бюджет развития.

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды - это форма образования и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования ряда общественных потребностей на основе организационной самостоятельности фондов. Их целью является финансирование социальных, научно-технических, экологических и иных потребностей.

Внебюджетные фонды можно классифицировать по двум признакам:

по целевому назначению - социальные, экономические, экологические, административно-правовые фонды;

по уровням управления - федеральные, региональные, муниципальные, отраслевые и межотраслевые.

Субъектами управления внебюджетными фондами являются специально созданные исполнительные органы и их территориальные

Источниками формирования внебюджетных фондов могут быть обязательные страховые платежи; единый социальный налог; добровольные взносы юридических и физических лиц; бюджетные средства; доходы от коммерческой деятельности и оказания платных услуг; займы и кредиты.

За счет средств внебюджетных фондов обеспечивается социальная защита населения в случае болезни, инвалидности, старости, безработицы, поддержание здоровья человека и его жизненного уровня; финансовое обеспечение научно-технического прогресса, охраны окружающей среды, поддержание правопорядка в стране и исполнение судебных решений; формирование условий для роста занятости населения, переквалификация рабочей силы. Главным источником доходов внебюджетных фондов являетсяединый социальный налог. Он был введен в действие Налоговым кодексом РФ с 1 января 2001г.

Наши рекомендации