Структура государственного внутреннего долга
1) Долговые обязательства РФ (около 93% от всех долговых обязательств), в том числе ОФЗ (облигации федерального займа) и ГКО (государственные краткосрочные облигации).
2) Векселя министерства финансов. Долг перед ЦБ РФ МинФин оформило вексельно. Затем данные векселя были переоформлены в государственные ценные бумаги со сроком погашения 2019-2023 года.
Структура государственного внешнего долга
1) По кредитам правительств иностранных государств;
2) По кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;
3) По кредитам международных финансовых организаций;
4) Государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте (евро облигации и ОГВВЗ – облигации государственного внутреннего валютного займа).
В состав государственного внешнего долга включаются долги по Парижскому и Лондонскому клубам.
Парижский клуб – это объединение стран-кредиторов (19 стран), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственному и имеющим государственную гарантию кредитам.
Лондонский клуб – это международное объединение частных коммерческих банков, сформированное в конце 70х годов 20 века для решения проблем, возникающих из неспособности ряда стран регулярно обслуживать внешнюю задолженность. Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственной гарантий или страхований. В клуб включается 600 коммерческих банков развитых стран мира. Альянс банков возглавляет банковский консультативный комитет.
По типам займов различают:
а) Несвязанные кредиты – финансовые кредиты;
б) Связанные кредиты – кредиты под поставку товаров и услуг.
Влияние госдолга на национальную экономику
1) Процентные выплаты по госдолгу ограничивают возможности финансирования социальных программ;
2) Государство, как заёмщик, предъявляет дополнительный спрос на рынке капитала, что ведёт к росту ставки процента;
3) Государственные займы вытесняют инвестиции из реального сектора экономики;
4) Рост спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, снижению экспорта и росту импорта. В то же время для обеспечения потребности государства в выплатах по внешнему долгу требуется рост экспорта и приток иностранной валюты для обеспечения платежей.
Меры по проблеме госдолга
В систему управления госдолгом включается:
1) Разработка общей стратегии государственных внутренних и внешних заимствований;
2) Эффективное использование заёмных средств;
3) Разработка комплекса мер по своевременному обеспечению выполнения долговых обязательств.
Меры:
1) Установление допустимых пределов роста долга в планируемом периоде;
2) Усиление валютного контроля:
а) Увеличение доли обязательной продажи экспортной выручки центральному банку;
б) Ужесточение контроля за переводом валюты за рубеж;
в) Регламентация целей покупки иностранной валюты;
г) Занижение курса национальной валюты с целью стимулирования экспорта и ограничения импорта.
3) Использование модели формирования оптимального долгового портфеля, способствующего снижению рисков и стоимости обслуживания долга;
4) Осуществление специальных приватизационных программ. Данный инструмент имеет различные схемы применения:
а) Приватизация предприятий отечественными инвесторами для пополнения доходов бюджета, которые могут использоваться для погашения внешнего долга;
б) Приватизация предприятий иностранными инвесторами;
в) Обмен государственных облигаций на акции приватизируемых предприятий.
5) Привлечение коммерческих финансовых структур для управления госдолгом;
6) Рефинансирование госдолга – это погашение основной задолженности и процентов за счёт средств, полученных под размещение новых займов;
7) Реструктуризация долга – это пересмотр графиков и условий платежей по обслуживанию долга. Продление сроков погашения долга часто достигается при условии проведения стабилизационных программ по рекомендациям МВФ.
Виды реструктуризации долга
1) Новация – соглашение между заёмщиком и кредитором по замене исходного обязательства другим обязательством;
2) Унификация – это решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займах (прим.: облигации старого займа обмениваются на облигации нового займа);
3) Конверсия – это изменение доходности займа;
4) Консолидация – это изменение условий обращения займов, части сроков их погашения;
5) Аннулирование госдолга – это отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.