Доходы и расходы местных бюджетов
Муниципальный бюджет служит инструментом воздействия местных властей на масштабы производства и потребления на данной территории. Доходы местного бюджета формируются в основном за счёт финансовой помощи субъектов РФ. Местные налоги пока не играют важной фискальной роли.
Доходы местного бюджета
1) Местные налоги и сборы;
2) Доли федеральных налогов, закреплённых за МО;
Нормативы отчислений налогов, %
Налоговые доходы местных бюджетов | Бюджет поселений | Бюджет муниципального района | Бюджет городского округа |
Местные налоги и сборы | |||
1 Земельный налог | |||
2 Земельный налог, взимаемый на межселенных территориях | |||
3 Налог на имущество физических лиц | |||
4 Налог на имущество физических лиц, взимаемый на межселенных территориях | |||
Федеральные налоги и сборы | |||
1 НДФЛ | |||
2 НДФЛ, взимаемый на межселенных территориях | |||
3 Единый сельскохозяйственный налог | |||
4 Единый сельскохозяйственный налог, взимаемый на межселенных территориях | |||
5 Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности | |||
6 Государственная пошлина |
3) Доли региональных налогов, закреплённых за муниципальным образованием;
4) Неналоговые доходы:
а) Доходы от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности – 100%;
б) Доходы от платных услуг муниципальных учреждений;
Местные бюджеты могут:
а) Выдавать ссуды юридическим и физическим лицам, при условии их обеспечения;
б) Получать кредиты в банках на условиях согласованных с представительными органами местного самоуправления (МСУ);
в) Осуществлять эмиссию муниципальных облигаций (предельно допустимая сумма долговых обязательств не должна превышать 15% объёма расходной части местного бюджета);
г) Органы МСУ не могут передавать средства местного бюджета и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в уставные капиталы банков;
д) Органы МСУ могут создавать муниципальную налоговую службу и муниципальное казначейство.
Расходы местного бюджета
Расходы местного бюджета связаны в основном с благоустройством территории коммунальным хозяйством, предоставлением социальных услуг на базе муниципальных учреждений: школ, дошкольных образовательных учреждений, больниц, библиотек – но и эти учреждения в большем объёме существуют за счёт субвенций из бюджетов субъектов РФ. Значительная доля расходов в ряде случаев идёт на содержание органов МСУ. Приоритеты расходования средств местных бюджетов аналогичны приоритетам бюджетов субъектов РФ.
Стабилизационный фонд и его реформирование
Стабилизационный фонд был преобразован в резервный фонд и фонд национального благосостояния.
Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета
К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы от уплаты:
а) Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, природный газ);
б) Вывозных таможенных пошлин на нефть, природный газ и товары, выработанные из нефти.
Нефтегазовые доходы используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования резервного фонда и фонда национального благосостояния.
Нефтегазовые доходы |
Фонд национального благосостояния |
Нефтегазовый трансферт |
НЕ нефтегазовый дефицит |
Резервный фонд |
Нефтегазовый трансферт – это часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования не нефтегазового дефицита федерального бюджета за счёт нефтегазовых доходов и средств резервного фонда.
Не нефтегазовый дефицит федерального бюджета – это разница между объёмом доходов федерального бюджета (без учёта нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами резервного фонда и фонда национального благосостояния) и общим объёмом расходов в соответствующем финансовом году.
Не нефтегазовый дефицит финансируется за счёт нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Резервный фонд
Резервный фонд – это часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансирования указанного трансферта.
Федеральным законом устанавливается нормативная величина резервного фонда в абсолютном размере, определённом исходя из 10% прогнозируемого объёма ВВП.
Резервный фонд формируется за счёт:
а) Нефтегазовых доходов в объёме, превышающих величину нефтегазового трансферта, при условии, что накопленный объём резервного фонда не превышает его нормативной величины;
б) Доходов от управления средствами резервного фонда.
Может быть предусмотрено использование средств резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга РФ.