Муниципальные внебюджетные фонды

В связи с необходимостью объединения средств предприятий и местных бюджетов на развитие социальной инфраструктуры актуальной стала проблема организации объединения этих средств. Одним из возможных путей концентрации средств предприятия на финансирование общерегиональных мероприя­тий стало образование муниципальных внебюджетных фондов эко­номического и социального развития.

Муниципальный внебюджетный фонд может формироваться за счет следующих источников:

1) добровольных взносов юридических и физических лиц;

2) доходов от аукционов;

3) штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональ­ное использование природных ресурсов и другие нарушения при­родоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб;

4) штрафов за порчу и утрату памятников истории и культу­ры, находящихся в муниципальной собственности, другие на­рушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб.

Муниципальные внебюджетные фонды создаются на осно­вании решений местных представительных органов власти. В соответствии с их решением исполнительные органы власти открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом может созда­ваться коллегиальный орган, состоящий из представителей ме­стных органов власти и заинтересованных предприятий и ор­ганизаций. Коллегиальный орган принимает решение об ис­пользовании средств фонда.

Мобилизованные в такие фонды средства могут быть на­правлены на расходы, связанные:

1) со строительством на кооперативных началах объектов со­циально-бытового назначения;

2) с увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитированных расходов), а также для финансирования плано­вых затрат в случае невыполнения планового размера доходов;

3) с перерасходами установленных смет и нормативов. Средства, полученные за счет взносов предприятий, должны,

как правило, использоваться на создание и содержание объектов общерегионального назначения.

Создание муниципальных внебюджетных фондов в населен­ных пунктах содействует:

• концентрации средств предприятий и местных органов на развитие социально-бытовой инфраструктуры;

• усилению материальной заинтересованности местных ор­ганов в результатах своей хозяйственной деятельности;

• укреплению финансовых ресурсов местных органов вла­сти, что придаст необходимую устойчивость их финансо­вой базе при выполнении возложенных на них функций и плановых задач;

• более эффективному использованию материальных и фи­нансовых ресурсов нашего общества;

• усилению экономической связи местных органов с пред­приятиями, расположенными на подведомственной им территории;

• освобождению предприятий от выполнения не свойствен­ных им функций по развитию местного хозяйства;

• расширению финансовых возможностей местных органов для ликвидации диспропорции между производственной и непроизводственной сферами и диспропорции внутри инфраструктуры;

• росту влияния местных органов власти на развитие от­дельных отраслей инфраструктуры, повышение техниче­ского уровня подведомственных предприятий, организа­ций и учреждений, что создает необходимые условия для их динамичного развития;

• повышению уровня обслуживания и совершенствования услуг, оказываемых населению.

Вместе с тем следует отметить, что в последние годы по ини­циативе Министерства финансов РФ были приняты меры по ликвидации муниципальных внебюджетных фондов и включению их средств в состав местных бюджетов.

Обоснованием этих мер было ослабление контроля со сто­роны финансовых органов за использованием средств внебюд­жетных фондов и ссылка на отсутствие в международной прак­тике таких фондов. Эти доводы несостоятельны.

Местным финансовым и контрольным органам следует выпол­нять возложенные на них обязанности, в том числе по контролю за формированием и использованием внебюджетных фондов. Ведь случаи нерационального использования бюджетных средств или их хищения не являются поводом для ликвидации бюджетов.

Несостоятельна и ссылка на отсутствие международной практики. Практически во всех странах, где имеются спонсоры, меценаты, физические и юридические лица, помогающие свои­ми средствами согражданам, формируются различные внебюд­жетные фонды, в том числе благотворительные, специальные, культурные и т.д.

Таким образом, внебюджетные фонды в различных формах должны функционировать в системе местных финансов.

Территориальное сводное финансовое планирование

В отличие от сводного финансового планирования на об­щегосударственном уровне, которое базируется на разработан­ной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, свод­ный финансовый баланс территорий составляется сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансо­вых балансов в союзных республиках СССР были еще в 30-х годах. Разрабатываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хо­зяйствах, подведомственных республиканским исполнитель­ным органам власти.

Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отра­жающего движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставиться экономистами лишь в 70-е годы. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых балансов союзных республик внесли И.А. Аветисян, О.Д. Василик, Т. Т. Тулебаев.

Сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансового баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70-х годов в НИФИ Минфина СССР Г.Б. Поляк при­ступил к разработке методических основ составления такого ба­ланса. Подготовленные им впервые в нашей стране «Методиче­ские рекомендации по составлению сводного финансового ба­ланса города» прошли экспериментальную апробацию в отдель­ных городах и послужили основой составления таких балансов для областного и районного уровня. В середине 80-х годов такие балансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и городах СССР.

Необходимость разработки территориальных сводных фи­нансовых балансов обусловлена рядом факторов.

Одной из важных целей территориального планирования является разработка программ, предусматривающих объедине­ние усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и соци­альному развитию. Осуществление таких программ связано со значительными финансовыми затратами. Для обеспечения фи­нансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими про­граммами, необходимы координация и концентрация денеж­ных средств бюджетной системы, средств ведомств и предпри­ятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе свод­ного финансового баланса.

В связи с этим возникает необходимость сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хо­зяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения нацио­нального дохода, созданного и используемого на данной терри­тории. Это позволяет иметь полную картину образования и ис­пользования всех финансовых ресурсов административно-тер­риториальной единицы.

Основная задача территориального сводного финансового баланса — определение объемов финансовых ресурсов, создан­ных, поступивших и использованных в регионе (как централи­зованных, аккумулированных и перераспределяемых территори­альными бюджетами, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анали­зом достигнутого уровня мобилизации и использования финан­совых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Следует отметить, что территориальный сводный финансовый план должен учитывать национальный доход, созданный на тер­ритории региона и используемый там, и часть национального до­хода, созданную за пределами региона, но поступающую на его территорию в порядке распределения и перераспределения.

Следовательно, в доходную часть такого баланса включаются средства, созданные в регионе, но направленные в вышестоящий бюджет, в ведомственные фонды и по другим каналам. Это пла­тежи из прибыли, часть налога на добавленную стоимость и на­лога с физических лиц, направляемые в вышестоящие бюджеты, отчисления предприятий в фонды ведомств.

Сводный финансовый баланс региона не является оператив­ным финансовым планом и не подменяет собой оперативных планов финансово-кредитной системы (бюджета, финпланов предприятий и др.). С его помощью осуществляется увязка всех звеньев финансово-кредитной системы, предопределяются об­щие рамки и структура всех ее оперативных планов.

Информационной базой при разработке сводного финансо­вого баланса региона являются: 1) данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функ­циональных подразделений территориальных органов власти; 2) экономические нормативы и лимиты по основным показате­лям развития региона; 3) показатели проектов планов экономи­ческого и социального развития территории; 4) данные террито­риального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

Составление территориального сводного финансового балан­са позволяет:

• достигнуть единства в экономическом и социальном раз­витии территории;

• точнее определить объемы финансовых ресурсов, имею­щихся в регионе и необходимых для выполнения меро­приятий, предусмотренных территориальной программой;

• сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, ис­пользуемые в регионе;

• скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, располо­женных в регионе;

• концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важ­ных в каждый конкретных период направлениях экономи­ческого и социального развития территории;

• повысить качество бюджетного планирования;

• изыскать внутри региональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;

• наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, со­циальной и производственной инфраструктуры в регионе;

• осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;

• активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;

• добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребно­сти в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.

Тема 15 Международные финансы

1. Мировая валютная система

2. Валютная система РФ

3. Платежный баланс

Мировая валютная система

С развитием и укреплением основ рыночной экономики Россия все более интегрируется в систему мирохозяйственных связей, которые постоянно углубляются и расширяются.

Российская Федерация все более включается в мировое хозяйство. Она является членом Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и стремится стать членом. Всемирной торговой организации (ВТО).

Интернационализация хозяйственно-экономических связей сопровождается ростом международных потоков товаров, услуг, капитала, кредитов. В результате происходит постоянный «перелив» денежного капитала между странами.

Если внутри каждой страны оборот денежного капитала обслуживается национальной денежной единицей, то вне страны международный оборот денежного капитала обслуживается иностранными валютами, поскольку в настоящее время не существует общепризнанных мировых денег. Золото окончательно перестало выполнять эту функцию в 1976 г.

Мировая валютная система (МВС) постепенно сформировалась на протяжении XIX-XX вв. Валютные отношения между странами приобрели государственно-правовой статус.

четыре системы МВС. Мировая валютная система включает ряд элементов, основными из которых являются:

· формы мировых денег;

. условия взаимной конвертируемости валют;

· регламентирование валютных. ограничений;

·унификация международных кредитных инструментов обращения и форм международных расчетов;

правовое оформление статуса института международного регулирования валютных отношений.

Набор и содержание элементов МВС периодически изменялись. Исторически существовало четыре системы МВС.

Первая была создана в 1867 г. Парижским соглашением и основана на золотомонетном стандарте, играющем роль стихийного регулятора денежного обращения.

Вторая МВС явилась результатом соглашения 30 стран на Генуэзской международной экономической конференции 1922 г. и была основана на золотодевизном стандарте. Перевод валюты в золото мог происходить опосредованно через иностранные валюты. Страны-участницы соглашения отказались, от установления единой резервной валюты. В то же время английский фунт стерлингов и американский доллар были признаны де-факто ведущими валютами - все остальные национальные валюты должны были приравниваться к одной их них.

Третья МВС была оформлена в результате Бреттон-Вудских соглашений 1944 г. Статус резервной валюты был юридически закреплен за английским фунтом и американским долларом, но приоритет отдавался доллару, поскольку все остальные валюты стали приравниваться к нему. Был создан Международный валютный фонд с целью регулирования и координации международных валютных отношений.

Ныне действует четвертая МВС, основы которой были заложены в 1976 г. в результате соглашения между странами-членами МВФ в г. Кингстон (Ямайка).

Ее основные элементы и принципы:

1) базируется на нескольких национальных резервных валютах развитых стран и международных валютных единицах. К ним привязаны валюты всех стран-членов МВФ;

2) Каждая страна-член МВФ самостоятельно определяет режим валютного курса своей валюты, т.е. действует режим плавающих валютных курсов;

3) золото не может служить мерой стоимости и точкой отсчета при определении валютных курсов;

4) межгосударственное регулирование валютных отношений обеспечивает МВФ;

5) параллельно с МНС существуют региональные валютные системы.

Важнейшей из них является Европейская валютная Система

(ЕВС), созданная в 1979 г. для уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования иитеграционных процессов в рамках Европейского экономического сообщества (ныне Европейский Союз - ЕС).

Мировые деньги. Функции международного платежного и резервного средства, а также инструмента регулирования Валютных курсов. В современном мире выполняют так называемые мировые деньги, роль которых в настоящее время выполняют резервные (ключевые) валюты - американский доллар, немецкая марка и японская йена, а также международные валютные единицы - СДР и евро.

Статус резервных имеют валюты тех стран, которые занимают господствующее место в мировой экономике, экспорте капиталов и величине золотовалютных резервов, что обеспечивает ее высокую устойчивость и спрос со стороны других стран. Статус резервной валюты обеспечивает определенные преимущества стране-эмитенту (укрепление международного авторитета, возможность покрывать дефицит платежного баланса национальной валютой) и одновременно вызывает необходимость постоянно обеспечивать ее свободную обратимость и стабильность.

СДР (специальные права заимствования) является международной валютной счетной единицей, эмиссия которой по решению Исполнительного Совета МВФ, составила за период 1970-1981 гг. 21,4 млрд. СДР, из них на счета стран-членов было зачислено 20,6 млрд., на счет МВФ - 0,6 млрд. СДР используется в форме безналичных перечислений по счетам стран-участниц МВФ и других международных организаций. Выпущенные СДР распределялись между странами пропорционально их вкладу в капитал МВФ, поэтому основная часть СДР приходится на долю богатых стран, главным образом «большой семерки», что вызывает недовольство остальных стран, в том числе и вновь вступивших в МВФ (России и бывших социалистических стран). Курс СДР первоначально устанавливался в золоте, с 1974 г. – в американских долларах на основе валютной корзины - средневзвешенного курса ведущих стран, имеющих наибольшую долю СДР в официальных резервах МВФ.

По замыслу МВФ СДР должен был стать главным наднациональным платежно-резервным средством и мерой стоимости в международных отношениях. Однако в настоящее время внутри МВФ СДР выполняет ограниченные функции. Его роль как международного средства накопления валютных резервов и международного платежного средства незначительна, а объем операций в СДР относительно невелик. Евро является коллективной валютой стран-членов ЕС. С 1 января 1999 г. она заменила ЭКЮ (европейскую валютную единицу), которая устанавливалась на базе корзины валют стран-членов ЕС и использовалась с 1979 г. в качестве базы для установления курсовых разниц между валютами стран-членов ЕС и средством расчетов между их центральными банками.

В соответствии с Маастрихтскими соглашениями 1992 г. на евро переходят 11 из 15 стран-членов ЕС (за исключением Ве­ликобритании, Дании, Швеции и Греции). Запланирован трехлетний переходный период, в течение которого национальные валюты будут продолжать функционировать лишь как заменители евро, а 1 января 2002 г. национальные денежные знаки этих стран перестанут быть законным платежным средством. Эту роль будет выполнять евро.

Регулирование валютных курсов и валютный контроль. Валютный курс - важный элемент МВС. это цена национальной валюты одной страны, выраженная в национальных валютах других стран или в международных валютных единицах, Валютные курсы устанавливаются на международных валютных рынках в зависимости от спроса и предложения национальных валют, которые в свою очередь зависят от многих факторов. Прежде всего, положение валюты любой страны зависит от состояния ее экономики и темпов роста ВВП, от соотносительных темпов инфляции в разных странах, места и роли страны на мировых рынках товаров, услуг, капитала. Эти условия определяют покупательную силу национальных валют на мировых рынках, которая лежит в основе формирования валютных курсов.

В современных условиях большинство стран применяют плавающие валютные курсы, ориентированные на ведущие ключевые валюты. Ряд стран использует свободноплавающие курсы.

Введение большинством стран в 1973 г. плавающих вместо фиксированных валютных курсов не обеспечило их стабильности, не освободило мир от валютных кризисов, которые периодически возникают в результате внезапных перемещений «горячих» денег из страны в страну вследствие валютных спекуляций из-за нестабильности курсовых соотношений валют.

В течение длительного исторического периода роль мировых денег успешно выполняли драгметаллы, главным образом - золото. Однако золото постепенно утратило денежные функции, что обусловлено главным образом объективными причинами, прежде всего отставанием уровня добычи золота от потребностей постоянно растущего внешнеторгового оборота. Развитие кредитных отношений и возникновение кредитных денег (векселя, банкноты, чеки и др.) ускорило процесс вытеснения золота не только из внутреннего денежного оборота, но и из международной валютной сферы.

Ямайская валютная реформа юридически закрепила завершение процесса демонетизации золота - в соответствии с новым уставом МВФ золото не участвует в определении курсов валют, отменен золотой паритет и официальная фиксируемая цена золота. Однако МИФ не отрицает золото как международный резервный (страховой) актив. Процесс демонетизации золота не завершен, хотя теперь оно выполняет функции мировых денег опосредовано - через операции на рынках золота. Золото по-прежнему остается мерилом общественного богатства, а золотой запас считается наиболее надежным реальным резервным фондом по сравнению с современными формами мировых денег ввиду его реальной ценности. Центральные банки ряда стран используют золотые резервы для сделок «своп», обеспечения международных кредитов и оплаты внешних долгов. Не случайно, поэтому среди экономистов в мире существует мнение в пользу восстановления роли золота как валютного металла и мировых денег в качестве чрезвычайной меры.

До Первой мировой войны в условиях золотого стандарта действовал рыночный механизм выравнивания валютных курсов. Первая мировая война сопровождалась кризисом мировой валютной системы. Были введены валютные ограничения. В 1922-1928 гг. имела место относительная валютная стабильность, вызванная активной валютной политикой ведущих стран. Она была нарушена мировым валютным кризисом 1929-1933 гг., отличавшимся исключительной продолжительностью, глубиной и остротой, Курс ряда валют снизился на 50-84%. Образовались конфронтационные валютные блоки стран - стерлинговый и долларовый, в которых валютные курсы входящих в блок стран прикреплялись к валюте страны-гегемона.

Вторая мировая война усугубила кризис международной валютной системы. Валютно-финансовая конференция ООН в г. Бреттон-Вуде в 1944 г. впервые в истории учредила межгосударственные органы (МВФ и МБРР) Д1IЯ регулирования международных валютных отношений. Так, в соответствии с Уставом МИФ, который начал реально функционировать с 1947 г., должен регулировать международные валютно-кредитные отношения.

Бреттoн-Вудские соглашения и основанная на них Бреттон-Вудская валютная система не смогла обеспечить стабилизацию валютных курсов присоединившихся к ней стран, несмотря на то, что МВФ и МБРР, предоставляли им кредиты в иностранных валютах для финансирования дефицитов их платежных балансов. То одна, то другая страна вынуждены были проводить девальвацию или ревальвацию своих валют.

В условиях действия Бреттон-Вудских соглашений девальвация валют означала официально объявленное понижение золотого содержания денежной единицы и соответственное уменьшение ее курса по отношению к доллару США. В, современных условиях, когда золотое содержание денежных единиц официально не фиксируется ни в одной стране, девальвация фактически означает официально объявленное снижение ее курса по отношению к ведущим валютам.

Девальвация - сложное явление в валютной сфере. Страны принимают все возможные меры к тому, чтобы ее не проводить: стимулируют экспорт товаров, ограничивают импорт, поднимают учетный процент центрального банка, получают кредиты у МВФ в пределах своей квоты, используют имеющиеся у них золотовалютные резервы, поскольку девальвация свидетельствует о слабости валюты данной страны. Девальвацию валюты страны проводят в условиях хронически пассивного платежного баланса, усиления инфляции, относительного (по сравнению другими странами) понижения темпов роста ВНП и малой эффективности жестких мер, предпринимаемых правительством. Возникает паническое бегство от национальной валюты перемещение «горячих денег».

Вместе с тем девальвация является мощным наступательным средством в конкурентной борьбе на мировом рынке. Девальвация всегда стимулирует экспорт товаров из страны, девальвировавшей валюту, что улучшает, состояние торгового и платежного балансов. Так, в 1949 г. вынуждена была объявить о девальвации на 30% фунта стерлингов Великобритания и соответственно страны бывшей стерлинговой зоны. В ноябре 1967 г. Великобритания вновь провела девальвацию своей валюты, при которой золотое содержание фунта стерлингов было понижено на 14,3% и соответственно снижен курс фунта по отношению к доллару США.

В годы после Второй мировой войны неоднократно проводила девальвации своей валюты (французского франка) Франция.

Ревальвация валют - явление, противоположное девальвации. В условиях действия Бреттон-Вудских соглашений ревальвация означала официально объявленное повышение зо­лотого содержания национальной денежной единицы и соот­ветствующее повышение ее валютного курса по отношению к доллару США. Ревальвация проводится странами при хрони­чески активном сальдо платежного баланса. В после военные годы ревальвацию своих валют неоднократно проводили ФРГ, Япония, Швейцария.

Крах Бреттон-Вудской валютной системы в 1973 Г. был вызван резким обострением положения доллара США в начале 70-х годов, что было связано с ухудшением торгового и платежного балансов США. В 1971 г. торговый баланс США впервые за предшествующие 80 лет был сведен с дефицитом в 2 млрд. долл. США осуществляли крупные военные расходы за границей, оказывали помощь развивающимся странам, в значительных суммах экспортировали капитал. Все это вызвало дефицит платежного баланса, который в 1971 г. достиг 30 млрд. долл. Несмотря на предпринятые правительством США жесткие меры (прекращение обмена долларов для центральных банков иностранных государств на американское золото, введение дополнительного налога на импортируемые товары, сокращение на 10% программы помощи иностранным государствам и др.), в декабре 1971 г. США были вынуждены объявить о девальвации доллара. Золотое содержание доллара понижалось на 7,89% и стало составлять 0,818 г чистого золота (вместо 0,888 г), и официальная цена золота была повышена с 35 до 38 долл. за унцию золота (в 1968 J. была установлена двойная цена на золото).

Однако девальвация не оказала существенного воздействия на состояние платежного баланса. И в феврале 1973 г. США были вынуждены пойти на проведение в течение 14 месяцев второй девальвации. Доллар США был девальвирован еще 10%; его золотое содержание понизилось до 0,736 г чистого золота и официальная цена золота была повышена до 42,22 долл. за унцию золота.

Вследствие кризиса доллара США расширенная группа десяти стран (США, Великобритания, Япония, Канада, ФРГ, Франции, Италия и др.) в марте 1973 г. подписала соглашение о переходе от фиксированных паритетов к плавающим валютным курсам.

Ямайские соглашения 1976-1978 гг. официально положили конец существованию Брeттoн-Вудской валютной системы. Этими соглашениями предусматривались упразднение золотых паритетов валют (МВФ перестал публиковать золотое содержание валют уже с июля 1975 г.) и официальной цены золота, закрепление в роли мировых денег вместо золота ведущих национальных валют, а также СДР, легализация плавающих валютных курсов. С отменой золотого содержания валют Устав МВФ предусматривает установление валютного паритета на базе СДР.

В целях уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов в марте 1979 г. странами Европейского экономического сообщества была создана Европейская валютная система (ЕВС). Ключевой элемент ЕВС -европейская валютная единица - ЭКЮ, которая используется в качестве базы для установления курсовых соотношений между валютами стран-членов ЕВС, средства расчетов между их центральными банками.

С созданием ЕВС объем ресурсов Европейского фонда валютного сотрудничества был увеличен с 10,4 млрд. до 25 млрд. ЭКЮ, из которых 14 млрд. ЭКЮ были предназначены для предоставления краткосрочных ссуд и 11 млрд. - для среднесрочных кредитов странам-членам ЕВС на срок от двух до пяти лет. С 1993 г. установлен предел взаимных колебаний курсов валют в размере 15% от центрального курса; до этого года для большинства валют действовали более узкие рамки (2,25%). Однако ЕВС не стала зоной валютной стабильности. В рамках ЕВС одни страны (Италия, Франция, Дания) неоднократно девальвировали свои валюты, а другие (ФРГ, Нидерланды) - ревальвировали курсы валют.

Постепенный переход основной части стран Европейского Союза с 1 января 1999 Г. на новую денежную единицу - евро призван обеспечить стабильность и устойчивость Европейской валютной системы. С 1 января 2002 г. вводятся банкноты и монеты евро, после чего национальные банкноты и металлические деньги перестанут быть законным платежным средством. Для регулирования денежного обращения создается Европейский центральный банк (European Central Ваnk), который должен обеспечить единую валютную политику стран-членов ЕВС.

Таким образом, в современных условиях большинство зарубежных стран применяют плавающие валютные курсы, ориентированные на ведущие валюты стран с развитой рыночной экономикой. Имеются страны, применяющие свободно плавающие курсы, государства ЕС используют фиксированные курсы валют.

Различают национальное и межгосударственное регулирование валютных курсов.

Основные органы национального регулирования - центральные банки и министерства финансов. Межгосударственное регулирование курсов валют осуществляют МВФ, ЕВС и другие организации. Регулирование курсовых соотношений направлено на сглаживание резких колебаний валютных курсов, обеспечение сбалансированности внешне платежных позиций страны, на создание благоприятных условий для развития национальной экономики, стимулирование экспорта и т.д.

Основные методы регулирования валютных курсов – валютные интервенции, дисконтная политика и валютные ограничения.

1. Валютные интервенции центральных банков направлены., на противодействие снижению курса национальной валюты или, наоборот, его повышению. Однако следует отметить, что валютные интервенции могут быть эффективным методом воздействия на валютные курсы в краткосрочном плане, поскольку не только интервенциями невозможно обеспечить такие ypовни курсов, которые соответствуют базисным экономическим и финансовым показателям. Наиболее эффективны валютные интервенции, сопровождаемые соответствующими мероприятиями 11 области общеэкономической политики государства.

2. В зарубежных, странах широко применяется дисконтная политика, заключающаяся в манипулировании учетным процентом. Стремясь повысить курс валюты, центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов. Улучшается состояние платежного баланса, повышается валютный курс. Если правительство ставит цель понизить валютный курс, центральный банк снижает учетный процент, капиталы перемещаются в зарубежные страны, и в результате курс валюты понижается.

3. На валютный курс оказывают влияние валютные ограничения. Т.е. совокупность мероприятий и нормативных правил государства, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты, к которым МВФ относит доллар США, марку ФРГ, японскую Йену, английский фунт стерлингов и французский франк.

Валютный контроль в зарубежных странах охватывает деятельность как банков, так и небанковских институтов. В различных странах применяются разные методы валютного контроля:

1) лимитирование сроков по операциям «лидс энд лэгс» (ускорение или замедление расчетов в предвидении тех или иных изменений валютных курсов); .

2) запрещение или наличие предварительного разрешения национальных валютных органов на открытие счета в иностранной валюте в данной стране или за ее пределами;

3) внесение беспроцентного импортного депозита в уполномоченный банк и др.

С введением плавающих валютных курсов регулирование процесса курсообразования через МВФ ослабло. В современных условиях межгосударственное регулирование валютных курсов осуществляется в основном в рамках ЕВС.

В настоящее время основной валютой, в которой осуществляется около 80% всех международных расчетов, выступает доллар США, фактически сохранивший статус резервной валюты. В этом же качестве используются марка ФРГ и японская Йена.

Наши рекомендации