Организация страхования в Российской Федерации

Рыночная экономика характеризуется разнообразием форм предпринимательской деятельности, ориентацией производителей товаров и услуг на удовлетворение запросов и интересов потребителей. Страхование как один из важнейших элементов регулируемой рыночной экономики призвано обеспечивать защиту имущественных интересов юридических и физических лиц при наступлении неблагоприятных событий и явлений.

Основными принципами организации страхового дела в условиях ры­ночной экономики являются его демонополизация и наличие упорядоченной структуры в сфере страховых отношений, именуемой страховым рынком.

Формирующийся страховой рынок Российской Федерации заполняется страховщиками различных форм собственности и организационно-правового статуса, определенных законодательством РФ.

Страховые отношения регулируются Гражданским кодексом РФ (ч. П., гл. 48), правовыми нормами общего законодательства, Законом РФ «Об ор­ганизации страхового дела в РФ» от 31 декабря 1997 г., указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ по вопросам страхования, норма­тивными актами федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в РФ.

На страховом рынке основная часть страховых компаний — более 58% — относится к смешанной форме собственности, к частной — 36%, государ­ственной — 5%, муниципальной и собственности общественных организа­ций—1%.

После демонополизации страхового дела в России в 1992 г. сфера госу­дарственного страхования заметно сузилась, однако необходимость его функционирования и дальнейшего развития совершенно очевидна.

Государственный сектор на рынке страхования представляет АО «Росгосстрах» — крупная акционерная страховая компания с достаточно разветвленной сетью региональных дочерних компаний и филиалов (81), об­ладающая крупными резервными фондами, богатым практическим опытом в области проведения личного, имущественного, в том числе сельскохозяйственного страхования, и специализирующаяся на общественно значимых ви­дах страхования. В настоящее время АО «Рос госстрах» ведет активную ра­боту по развитию перспективных направлений в области страхования, рас­ширению операций по страхованию грузов, транспортному, морскому, авиа­ционному страхованию, а также по освоению страхования индустриальных и экологических рисков.

Как свидетельствует зарубежный опыт, создание полноценного страхо­вого рынка возможно только на основе интеграции государственных, част­ных и акционерных страховых интересов.

Коммерческий сектор страхования представлен страховщиками раз­личного организационно-правового статуса, прежде всего, открытыми и за­крытыми акционерными страховыми компаниями и обществами с ограни­ченной ответственностью. Около 2300 страховщиков имеют лицензии на проведение операции страхования, однако только 10% из них обладают дос­таточными уставными капиталами и страховыми резервами. Для остальных страховых компаний особенно острой является проблема укрепления их фи­нансовых возможностей, поиска дополнительных источников привлечения средств, расширения круга потенциальных страхователей.

Страхование призвано обеспечивать гарантированную защиту общест­венных и частных интересов, поэтому во всех цивилизованных странах оно подвергается особым формам государственного регулирования и контроля. Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ осуществляется в целях соблюдения законодательства в сфере страхования, эффективного раз­вития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов участников страхо­вых отношений.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью — Департамент страхового надзора Министерства финан­сов РФ выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой дея­тельности; ведет Единый государственный реестр страховщиков, их объеди­нений и страховых брокеров; проводит контроль за обоснованностью страхо­вых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показа­тели и формы учета и отчетности страховых операций; разрабатывает норма­тивные и методические документы по вопросам страхования.

Орган страхового надзора регулярно получает от страховщиков отчет­ные данные и располагает обширной информацией об их финансовом поло­жении. В случае нарушения обязательств по страхованию, несоблюдения действующего страхового законодательства РФ орган страхового надзора вправе давать предписания страховщикам по устранению нарушений, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать, ограничивать либо от­зывать выданные лицензии.

Тема 14 Территориальные финансы

1. Сущность и состав территориальных финансов

2. Правовая основа территориальных финансов

3. Территориальные бюджеты

4. Доходы территориальных бюджетов

5. Расходы территориальных бюджетов

6. Муниципальные внебюджетные фонды

Наши рекомендации