Вопрос 6. Теория бюджетного федерализма. Механизмы ее реализации
Бюджетный федерализм - система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками. Существуют две основные модели бюджетного федерализма: децентрализованная и кооперативная. Особенности децентрализованной модели (Канада, США, Япония): - региональные власти получают высокую финансовую самостоятельность; - право регионов устанавливать собственные налоги; - четкое разделение и закрепление соответствующих налогов и доходов за каждым уровнем бюджетной системы; - система бюджетного выравнивания развита слабо. Кооперативная модель бюджетного федерализма обладает чертами: - широким участием региональных властей в перераспределении нац дохода; - наличием собственных и регулирующих налогов и доходов для каждого уровня бюджетной системы; - введением местных ставок к федеральным и территориальным налогам; - повышенной ответственностью центра за состояние региональных финансов; - ограничение самостоятельности региональных властей; - наличие развитого механизма перераспределения денежных средств между уровнями бюджетной системы через субсидии, дотации, субвенции и т.п. Содержание бюджетного федерализма определяется следующими аспектами: 1) законодательное разграничение расходных полномочий между всеми уровнями власти; 2) законодательное обеспечение всех уровней власти фискальными ресурсами в объеме, необходимом для, реализации возложенных на них полномочий; 3) сглаживание вертикальных и горизонтальных балансов в бюджетной системе для достижения определенных стандартов потребления общественных услуг. Бюджетный федерализм в России представляет собой систему налогово- бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Основной принцип указанных отношений - сочетание общегосударственных и региональных интересов, включая интересы местных бюджетов. Особенностью российского бюджетного федерализма является наличие значительного разрыва в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Федерации. Центральные органы, осуществляя функции макроэкономического регулирования и перераспределения ВВП, сосредоточивают у себя наиболее важные налоговые доходы, ослабляя доходную базу территориальных бюджетов. Проблема вертикальной несбалансированности решается, в частности, и путем долевого участия разных уровней власти в федеральных налогах и межбюджетными трансфертами. В России существует программа развития бюджетного федерализма, цель которой - формирование системы бюджетного устройства, позволяющей регионам проводить самостоятельную налоговую и бюджетную политику в рамках их законодательно установленных полномочий. Эта система бюджетного устройства должна обеспечивать: - создание для региональных и местных органов власти стимулов к эффективному сбору налоговых платежей; - бюджетную ответственность - управление финансами в интересах граждан; - выравнивание доступа граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным социальным гарантиям; - обеспечение единства налогово-бюджетной системы.
Вопрос 7. Концепции финансов, основанные на религиозно-этических принципах: причины развития и содержание
Международный финансовый кризис продемонстрировал уязвимость нынешней международной финансовой системы и ее несовершенство. Остро встает вопрос о путях и возможностях возврата нравственных критериев в финансовую сферу. Представители этически-ориентированного бизнеса ищут пути создания более здоровой (в том числе с точки зрения морали) экономики. По всему миру возникают этические, «зеленые» банки. Растет число фондов социально ответственных инвестиций (этических фондов). Банкинг и финансы, основанные на этических нормах мусульман, являются частью международного финансового рынка. Исламская финансовая индустрия составляет менее одного процента от глобальных финансовых активов и растет более чем на 20 % ежегодно с 2002 года. Банки составляют основной сегмент в этом секторе и представляет собой небольшой, но растущий сегмент глобальной банковской индустрии. Изначально небольшой доступ к этическим финансовым продуктам расширился в последние годы, привлекая все большее количество клиентов. Больше не ограниченные задворками глобальной экономики, исламские финансы выходят на передний план. Исламские финансы в настоящее время работают, по расчетам исследователей, в 105 странах, из них большее количество стран адаптировали (или рассматривают возможность введения) законодательство, призванное обеспечить нормативно-правовую базу для данной индустрии. Внутри самого исламского мира эти финансовые институты становятся основными экономическими игроками. Этические и «зеленые» банки и банковские кооперативы связывает одно - они построили успешные альтернативные модели, в которых совместили получение финансового дохода с учетом этических норм и ограничений и доказали, что «инвестирование по совести», инвестирование в зеленые проекты в наши дни может быть успешным с финансовой точки зрения. Исламские финансы основаны на исламских ценностях и определяются принципами исламского права (шариата). Исламские инвестиции должны оцениваться на соответствие объектов инвестирования этому принципу. Если конкретизировать, то согласно шариату запрещены инвестиции в организации, занимающиеся производством и продажей алкоголя, табака, свинины, порноиндустрии, оружия (если оно предназначено не для защиты), организацией азартных игр, а также запрещены инвестиции в традиционные финансовые учреждения. Исламские банки вместо выплаты и взимания процентов предлагают финансирование, основанное на принципе партнерства (распределение прибылей и убытков). Партнерство в исламских банках означает, что стороны не платят и не получают заранее оговоренный процент, а получают вознаграждение в зависимости от результатов инвестирования средств. Доля распределения прибыли между партнерами оговаривается при заключении договора. Кроме того средства, инвестируемые банком или его клиентами, направляются в проекты, не противоречащие исламскому праву. Принцип разделения прибылей и убытков является справедливым с точки зрения религиозной этики не только мусульман, но и представителей других конфессий. В этом смысле исламские (партнерские) банки в большей степени соответствуют принципам социальной справедливости, чем традиционные финансовые организации и банки. Это позволяет отнести партнерские банки к разряду этических. С учетом зарубежного опыта можно утверждать, что распространение в России этических финансов, появление альтернативных этических и «зеленых» банков - это перспектива ближайших лет.