Тема №2. «Договор розничной купли-продажи»

Практическое занятие - 4 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Определение и специфика договора розничной купли-продажи

2. Содержание и исполнение договора розничной купли-продажи

3. Последствия продажи покупателю (потребителю) товара ненадлежащего качества

4. Отдельные виды договоров розничной купли-продажи

Задачи

Задача 1.Мышкин приобрел в магазине «Хозяйственные товары» последнюю стиральную машину-автомат, снятую продавцами с де­монстрационного стенда в самом конце рабочего дня. Продавцы на­спех упаковали машину и передали ее покупателю.

С помощью своих друзей Гошева и Гусева он доставил куплен­ный товар домой. Дома Мышкин обнаружил, что в техническом паспорте не проставлены штамп магазина и дата продажи. Кроме того, в паспорте не хватало нескольких листов, в том числе и гаран­тийного талона. Внимательно ознакомившись с техническим пас­портом на стиральную машину, Мышкин понял, что присоединение ее к водопроводным трубам и подключение к электросети невоз­можно осуществить собственными силами. Установить же, как это сделать и к кому обратиться, было невозможно из-за отсутствия не­скольких страниц в техническом паспорте.

На следующий день Мышкин обратился в магазин с требованием заменить технический паспорт на стиральную машину и проставить в нем дату продажи. Администрация магазина отказалась выполнить требования Мышкина, мотивируя отказ тем, что в город поступила крупная партия этих стиральных машин и неизвестно, где он приоб­рел свою машину. Но даже если она и была приобретена в этом мага­зине, то все равно в нем нет ни одного лишнего технического паспор­та. Не добившись удовлетворения своих требований, Мышкин обра­тился в суд с иском о расторжении договора и возмещении понесен­ных убытков.

Задача 2.Зотова выбрала в универмаге детское меховое пальто. Поскольку у нее не хватало денег, чтобы оплатить пальто, Зотова по­просила продавца отложить пальто на некоторое время, чтобы успеть съездить за деньгами. Продавец выписал товарный чек и указал по просьбе покупательницы время его выписки (13 ч. 50 мин.).

Когда Зотова в 15 ч. 15 мин. предъявила продавцу оплаченный чек, оказалось, что в 15 ч. 00 мин., т.е. сразу по окончании часового обе­денного перерыва, пальто было снято с контроля и вновь поступило в продажу.

К моменту предъявления Зотовой оплаченного товарного чека на это пальто уже был выписан чек другому покупателю и оно хранилось на контроле.

Зотова, считая, что между нею и магазином был заключен договор купли-продажи, а товар был снят с контроля с нарушением установ­ленных правил, потребовала от администрации магазина передачи ей проданного детского мехового пальто.

Задача 3.Гуманитарный лицей (покупатель) приобрел в специали­зированном мебельном магазине (продавец) комплект офисной мебе­ли отечественного производства: два рабочих стола, два кресла и шкаф.

Через три месяца после доставки и сборки мебели у кресел начали отваливаться ручки, а у шкафа - дверцы. Мастер, которого вызвали для ремонта мебели, сказал, что причиной поломок являются произ­водственные дефекты.

Лицей обратился к мебельной фабрике (изготовителю мебели) с требованием заменить всю приобретенную мебель на аналогичную, не имеющую производственных недостатков.

Не получив ответа от фабрики, лицей направил исковое заявление в суд, в котором просил следующее:

1) обязать фабрику заменить приобретенную банком мебель на аналогичную надлежащего качества;

2) взыскать с фабрики причиненные банку убытки;

3) уплатить неустойку, предусмотренную Законом РФ «О защите прав потребителей».

В отзыве на иск мебельная фабрика исковые требования не при­знала на том основании, что она не состоит в договорных отношениях с лицеем. Мебель приобреталась в магазине, который и должен отве­чать перед покупателем за продажу товара ненадлежащего качества. Никаких доказательств, подтверждающих наличие в мебели произ­водственных дефектов, лицей не представил.

Задача 4.Ангордов купил в магазине «Фототовары» в кредит фото­аппарат.

Погасив половину цены приобретенного фотоаппарата, Ангордов с работы уволился и в течение нескольких месяцев от него платежи магазину не поступали.

В связи с этим магазин обратился в суд с иском к Ангордову, тре­буя взыскания с него всей суммы задолженности, хотя до истечения срока последнего платежа оставалось три месяца.

Суд иск магазина удовлетворил.

Ангордов обжаловал решение суда, указав, что взыскание с него сразу всей суммы противоречит содержанию договора, который пре­дусматривает периодические платежи за купленную им вещь.

Задача 5.Струков 15 марта 1997 г. приобрел в универмаге костюм и туфли, предварительно примерив и осмотрев покупки.

Придя домой, он снова начал примерять костюм, но фасон и расцветка его ему не понравились. Посоветовавшись с родителями, Струков решил обменять костюм на следующей неделе. Костюм он больше не надевал.

Возвращаясь с работы 19 марта, Струков споткнулся на лестнице, а придя домой, обнаружил, что на одной из его новых туфель с носка отрывается подошва.

Только 28 марта Струков смог прийти в универмаг и потребовал обменять костюм, а за туфли получить обратно уплаченные им деньги.

В универмаге костюм обменять отказались, поскольку покупате­лем в нем не было обнаружено каких-либо дефектов, а потому отсут­ствуют основания для обмена. Что касается туфель, то, по мнению администрации универмага, Струков не имел права требовать возвра­та уплаченных за них денег, так как продавец не устанавливал на них гарантийного срока. Даже если бы такой срок был установлен, то можно было бы только обменять туфли на другую такую же пару. Кроме того, непонятно, по какой причине у одной из туфель отрыва­ется подошва.

Задача 6.Сорокина приобрела в магазине бытовой техники элек­трический фен импортного производства, который перегорел при первом же его подключении в электрическую сеть.

На следующий день Сорокина отнесла фен в магазин и потребова­ла от продавца заменить прибор на доброкачественный.

Продавец магазина посмеялся над Сорокиной, указав ей, что нужно внимательно читать инструкцию к электробытовым прибо­рам. Фен, который приобрела покупательница, имеет два режима: он может работать от сети с напряжением 220 или 127 вольт. В мо­мент приобретения фена переключатель режимов стоял в положе­нии 127 вольт, а поскольку в России напряжение в электрической сети составляет 220 вольт, надо было сразу переключить фен в нуж­ный режим. Сорокина этого не сделала, поэтому фен и перегорел. Электроприбор вышел из строя по вине покупателя, и любые пре­тензии к магазину не обоснованы.

Сорокина обратилась в суд с требованием о возмещении убытков, составляющих стоимость сгоревшего фена, а также морального вреда в том же размере. В исковом заявлении она указала, что инструкция, которая прилагалась к фену, была на нескольких иностранных язы­ках, которыми она не владеет. Информацию о приобретаемом товаре на русском языке ей не предоставили.

Задача 7. Студентка Лаптева пришла с подругой в магазин «Одеж­да», чтобы приобрести осенюю куртку. После примерок девушки ку­пили модную короткую куртку ярко-зеленого цвета.

Дома, примерив куртку и выслушав мнение родителей, Лаптева поняла, что допустила ошибку. На следующий день она пришла в магазин и обратилась к продавцу с просьбой поменять куртку на дру­гую, синего цвета и более длинную.

Продавец потребовал от Лаптевой предъявить товарный и кассо­вый чеки, которых у нее не оказалось. Тогда продавец сказал, что ей придется носить зеленую куртку, «пока она не посинеет». Девушка расстроилась и ушла.

Через некоторое время Лаптева вернулась в магазин с подругой и они обратились к менеджеру магазина с просьбой поменять куртку. Однако менеджер отказался удовлетворить их просьбу на том основа­нии, что отсутствуют кассовый и товарный чеки.

Лаптева рассказала об этой истории родителям, которые посовето­вали ей обратиться в суд с иском о взыскании с магазина стоимости куртки, а также морального вреда в размере ее двукратной стоимости.

Задача 8.Истомин приобрел в магазине «Ковровые изделия», при­надлежащем ООО «Альфа-проф», ковер из натуральной шерсти.

Через две недели после приобретения ковра Истомин во время его чистки моющим пылесосом обнаружил, что часть ворса отделя­ется от основы и всасывается пылесосом. В результате этого на ков­ре образовались места, на которых полностью отсутствовало ворсо­вое покрытие.

Истомин обратился с претензией к продавцу в связи с недоброка­чественностью проданного ему ковра.

Товароведческая экспертиза установила, что причиной отделения ворса от основы явилось неправильное плетение нитей основы ковра. Истомин потребовал от продавца замены ковра на аналогичный.

Продавец отказался заменить ковер, ссылаясь на то, что ковер был приобретен магазином за две недели до продажи Истомину у гражда­нина Ласковского по договору комиссии.

Тогда Истомин предъявил в суде требование о замене недоброка­чественного ковра на аналогичный.

Суд в удовлетворении исковых требований Истомину отказал, со­славшись на то, что продавец не дал согласия на замену некачествен­ного ковра на аналогичный.

Истомин в кассационной жалобе просил решение суда отменить, поскольку согласно ст. 503 ГК РФ покупатель имеет право само­стоятельно выбирать последствия продажи товара ненадлежащего качества.

Задача 9.Терентьев приобрел в техноторговом центре завода-изготовителя новый легковой автомобиль, на который был установ­лен гарантийный срок в один год. В течение гарантийного срока ав­томобиль ремонту не подвергался из-за отсутствия каких-либо скры­тых недостатков.

Однако через два с половиной года после его приобретения в ав­томобиле Терентьева во время его поездки на дачу отказал двигатель. В результате технической экспертизы было установлено, что из-запроизводственного дефекта (раковина в одном из цилиндров) про­изошли перекос и заклинивание поршня, которые повлекли разру­шение цилиндра, коленчатого вала, а также поршней в других цилин­драх двигателя. (Через три месяца после получения отказа завода-изготовителя gai удовлетворении его требования Терентьев обратился в суд с иском о замене автомобиля на новый.)

Терентьев обратился к заводу-изготовителю с претензией, в кото­рой потребовал безвозмездного устранения выявленных недостатков.

Завод-изготовитель отказался удовлетворить требование Теренть­ева, поскольку на автомобиль истек гарантийный срок.

Задача 10.Мыскин приобрел в универмаге «Центральный» цвет­ной телевизор. Через полчаса после включения телевизора дома он взорвался, в результате чего Мыскин получил ожоги и ранения и в течение месяца находился на стационарном лечении. Кроме того, пожаром были полностью уничтожены оконные шторы, ковер, ме­бель, библиотека.

Выйдя из больницы, Мыскин узнал, что в результате экспертизы установлено наличие в купленном им телевизоре производственного дефекта, вызвавшего самовозгорание и взрыв телевизора. Ущерб, причиненный Мыскину с учетом утраты заработка за время лечения, затрат на усиленное питание, а также ремонта комнаты и стоимости сгоревшего имущества, составил весьма значительную сумму.

Мыскин предъявил иск о возмещении причиненного вреда к заво­ду - изготовителю телевизора.

Завод против иска возражал и привел в обоснование своих возражений следующие доводы.

Во-первых, завод никогда с Мыскиным в договорных отношениях не состоял, в то время как универмаг «Центральный» является сторо­ной в договоре розничной купли-продажи, поскольку возгорание те­левизора произошло в течение гарантийного срока его эксплуатации.

Во-вторых, завод мог бы нести ответственность перед Мыскиным за причинение вреда только в случае, если бы гарантийный срок на телевизор уже истек.

Суд, согласившись с доводами завода, отказал Мыскину в удовле­творении исковых требований к нему и пояснил, что Мыскин не ли­шается права обратиться с иском к универмагу «Центральный» как к стороне по договору розничной купли-продажи. Мыскин обратился к адвокату с просьбой оказать помощь в обжаловании этого решения.

Задача 11.Индивидуальный предприниматель Степанов (покупа­тель) приобрел в Центре торгового и сервисного обслуживания (про­давец) завода-изготовителя новый автомобиль «Газон», на который был установлен гарантийный срок в один год.

Спустя шесть месяцев во время одной из поездок Степанов не смог завести автомобиль. Степанов с помощью вызванного им эва­куатора доставил автомобиль на территорию завода-изготовителя и потребовал замены автомобиля на другой автомобиль надлежащего качества.

Завод-изготовитель отказался удовлетворить требования Степано­ва, сославшись на то, что он не сумел завести автомобиль по причине неисправности аккумулятора. Комплектация автомобилей аккумуля­торами возложена заводом на Центр торгового и сервисного обслужи­вания, который является самостоятельным юридическим лицом, от своего имени заключает договоры с покупателями, а потому и должен нести ответственность перед Степановым.

Степанов предъявил иск в суд к заводу-изготовителю со следую­щими требованиями:

1) произвести замену бракованного автомобиля на аналогичный автомобиль надлежащего качества;

2) взыскать с ответчика штраф в размере 40% от стоимости авто­мобиля за задержку рассмотрения требований покупателя в течение 40 дней;

3) взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 40% стоимости автомобиля;

4) обязать ответчика предоставить Степанову в безвозмездное пользование другой автомобиль до момента фактического исполне­ния решения суда.

Задания

Задание 1.Проведите сравнительный анализ договора розничной купли-продажи и иных видов договоров купли-продажи по субъект­ному составу, предмету договора, содержанию обязательств, источни­кам правового регулирования. Полученные результаты отобразите в виде схемы.

Задание 2.Составьте перечень дополнительных прав, которыми наделяется гражданин-потребитель, когда он является покупателем по договору розничной купли-продажи.

Задание 3.Письменно укажите дополнительные обязанности про­давца по договору розничной купли-продажи, предусмотренные за­конодательством о защите прав потребителей.

Задание 4.Руководствуясь ст. 223,224 и § 1 гл. 30 ГК РФ, опреде­лите момент заключения договора розничной купли-продажи при различных формах и методах торговли. Ответ изобразите в виде схемы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы отличительные признаки договора розничной купли-продажи по сравнению с другими видами договора купли-продажи?

2. Каковы особенности заключения, изменения и расторжения дого­вора розничной купли-продажи?

3. Какова форма договора розничной купли-продажи?

4. В чем состоит обязанность продавца по предоставлению покупа­телю информации о товаре?

5. Как соотносятся нормы о правах покупателей (потребителей), предусмотренные § 2 главы 30 ГКРФ и Законом РФ «О защите прав по­требителей»?

6. В каком порядке реализуется право покупателя на обмен товара?

7. Какие известны разновидности договора розничной купли-продажи и в чем заключаются их особенности?

Наши рекомендации