Сущность и задачи фискальной политики. Влияние налогов и государственных расходов на макроэкономическое равновесие.

Фискальная политика –мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций.

Основные компоненты современной фискальной политики:

1)линия дохода: -налоговая политика; -доходы с гос капитала

2)линия расхода: - объем расходов; -стр-ра расходов.

Факторы, опред-щие направленность фискальной политики:

-состояние нац. Эк-ки

-принятая концепция соц-эк развития страны

-имеющийся у правительства правовой коридор

-степень демократизации страны и уровень развития гражданского об-ва.

Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, необходимо государству поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы.. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.

На совокупный спрос Основными параметрами фискальной политики являются государственные закупки, налоги и трансферты. Разница между налогами и трансфертами называется чистыми налогами. Все данные переменные включены в состав совокупного спроса Следовательно, очевидно, что при изменении любого параметра фискальной политики изменяется вся функция совокупного спроса.

На совокупное предложениевлияют налоги и трансферты. Налоги фирмы принимают как очередные затраты на единицу продукции, что заставляет их сократить предложение своего товара. Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку они могут увеличить предложение предоставляемых ими услуг. Когда большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений товаров, изменяется совокупное предложение всей рассматриваемой экономики. Таким образом, государство может влиять на состояние экономики с помощью правильного введения налогов и трансфертов.

12.Бюджетный дефицит и государственный долг, их причины и виды. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный бюджет –си-ма эк-их отношений, связанных с образованием денежнвх ресурсов государства и последующее использование для выполнения соц, эк и полит-их ф-ций.

3 состояния бюджета:

-баланс (доходы=расходам)

-профицит (д>р)

-дефицит (д<р)

Экономическая природа диф-та:-циклический-стуктурный-военный.

В зависимости от эк-ой политики в стране выделяют 2 типа дефицита:

1) Активный –т.е. осмысленный, когда расходы превышают доходы, в том числе из-за наращивания объема инвестиций за государственный счет, сокращение налоговой нагрузки.

2) Пассивный –т.е. вынужденный, т.к. государственные доходы уменьшаются из-за сокращения хозяйственной активности.

Причины сохранения устойчивого дефицита:

-циклический спад объемов пр-ва

-активная государственная политика

-сокращение налоговых поступлений без корректировки гос-х расходов

-нарастание убытков и финн-х потерь пр-тий и орг0ций

Государственный долг – сумма величин бюджетных дефицитов, накопленных за опред-ный период времени.

Причины:

-снижение эк-ойэфф-тинац эк-ки

-завышенные гос-ные расходы

-неэфф-наяналоговая си-ма страны

-отсутствие внешних источников финансирования.

Виды гос долга:

1)внутренний –долг прав-ва перед Ф и ЮЛ, связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета.

2)внешний – финн-ые долги пр-ва данной страны перед иностранными гос-ми, зарубежными банками, междунар-ми финн-ми орг-ми.

Последствия наращивания гос долга:

-обостряются противоречия между поколениями

-внешний гос долг усиливает эк-ую и политическую зависимость страны

-чем больше внешний долг, тем ниже кредитный рейтинг

-сокращение потребления в секторе домашних хозяйств

-наращивание гос долга усиливает соц дифференциацию в стране (богатее богатеют, бедные беднеют).

Наши рекомендации