Предмет и метод бюджетного учета.
Бюджетный учёт используется для наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью учреждений и организаций не производственной сферы, которая содержится в основном за счёт средств бюджета. В учреждениях организаций не производственной сферы как бухгалтерский так и бюджетный учёт отражает наличие и расходование средств выделенных в основном из государственного бюджета республики или частично из других источников для выполнения своих функций в соответствии с их назначением. Предметом бюджетного учёта является государственный учёт республики и процесс его исполнения.
Методом бюджетного учёта является совокупность приёмов и способов позволяющих получить полную информацию об исполнении бюджета.
Элементами метода бюджетного учёта является:
1. Способы первичного наблюдения за объектами учёта и отражение совершаемых операций об исполнении бюджета в первичных документах и инвентаризациях (документация, инвентаризация).
2. Способы текущей группировки данных об объектах учёта и их отражении по средствам двойной записи на счетах текущего учёта и других учётных регистров
3. Способы итогового обобщения данных учёта в бухгалтерском балансе и отчётности.
Организация бюджетного учета в РБ.
Организация бюджетного учёта находится в тесной связи с системой исполнения государственного бюджета РБ. В соответствии с законом о бюджетной системе совет министров РБ организует его исполнение через министерство финансов РБ, другие министерства и ведомства Республики. Непосредственное исполнение государственного бюджета Республики возложено на финансовые органы которые исполняют соответствующий бюджет и организуют исполнение всех бюджетов данной административно-территориальной единицы. Например: районный финансовый отдел, наряду с исполнением районного бюджета организует исполнение всех других бюджетов района (сельских, поселковых, городских). Областное финансовое управление исполняет областной бюджет и организует исполнение всех бюджетов области (областных, городов, районов) при этом финансовые органы учитывают все операции связанные с исполнением соответствующего бюджета, получают отчёты об исполнении низовых бюджетов и составляют сводный отчёт об исполнении в целом бюджета района, области, республики.
Большая роль в исполнении государственного бюджета РБ принадлежит национальному банку РБ через учреждения банков. Они обеспечивают кассовое исполнение бюджета, а именно принимаю доходы, хранят и выдают средства на бюджетные расходы.
В целях совершенствования управления средствами гос бюджета, усиления контроля за их целевым использованием в РБ осуществлён переход на казначейскую систему. Финансирование расходов распорядителей (получателей) средств бюджета производится в соответствии с утверждёнными Министерством финансов правилами, с использованием автоматизированной системы государственного казначейства. Являясь структурным подразделением центрального аппарата министерства финансов РБ главное государственное казначейство выполняет 2 основные задачи (обеспечение исполнения государственного бюджета и управление финансовыми средствами находящимися на счетах казначейства.
С введением казначейской системы принципиально изменились порядок финансирования распорядителей средств бюджета и направление потоков денежных средств.
Финансирование осуществляется со счетов в банке территориальных органов казначейства открытых им для осуществления расходов соответствующего бюджета. К территориальным органам государственного казначейства относятся:
Управления государственного казначейства по областям и Минску
Отделения и представительства государственного казначейства в городах и районах
Территориальные органы государственного казначейства подчиняются Министерству финансов. Денежные средства со счетов органов казначейства перечисляются непосредственно на счера организаций поставщиков оказывающих услуги, выполняющих работы, поставляющих материальные ценности бюджетному сектору экономики и других получателей средств.