Полиспасты для спасательных работ.
Полиспасты для спасательных работ.
Федор Фарберов
Г.
Владение системой подъема грузов с помощью полиспастов – это важный технический навык необходимый при проведении спасательных и высотных работ, организации навесных переправ и во многих других случаях. Этим навыком необходимо владеть альпинистам, спасателям, промышленным альпинистам, спелеологам, туристам и многим другим, кто работает с веревками. К сожалению, в отечественной альпинистской и спасательной литературе трудно найти четкое, последовательное и понятное объяснение принципов работы полиспастных систем и методики работы с ними. Может быть, такие публикации и существуют, но мне пока не удалось их найти. Как правило, информация либо отрывочная, либо устаревшая, либо излагается слишком сложно, либо и то и другое вместе.
Даже во время обучения на инструктора альпинизма и на жетон «Спасательный отряд» (дело было 20 лет тому назад) мне не удалось составить четкого представления об основных принципах работы полиспастов. Просто никто из обучавших инструкторов не владел этим материалом полноценно. Пришлось доходить самому. Помогло знание английского языка и зарубежная альпинистская и спасательная литература. С самыми практичными описаниями и методиками мне удалось вплотную познакомиться во время обучения на курсах спасателей в Канаде. Несмотря на то, что на момент обучения, считал себя достаточно «подкованным» в полиспастах и сам имел многолетний опыт преподавания спасательных технологий для альпинистов и спасателей, узнал на курсах много нового и полезного
Чем и хочу поделиться со всеми кому это интересно. Попробую по возможности изложить все как можно проще и практичней. Я не возражаю против размещения данной статьи на других сайтах. Ссылка на автора и Риск обязательна. Буду признателен за Ваши замечания и дополнения. Для тех, кто захочет обсудить данную тему подробнее, мой e-mail farberovf mail.ru
Полиспасты, сделанные из грузовой веревки. Рис. 13
Плюсы полиспастов из грузовой веревки:
● Можно организовать автоматическую систему фиксации веревки
(подробнее об этих системах будет сказано в третьей части).
● Не требуется дополнительная веревка.
Минусы полиспастов из грузовой веревки:
● Для организации полиспастов с большими ТВ требуется много веревки.
● При необходимости подъема груза с большой глубины может не хватить длины веревки
● Сложный переход от подъема к спуску.
● Сложно пропускать узлы через систему.
1.3. Практические советы:
В работе с полиспастами может потребоваться быстро перейти от полиспаста с меньшим ТВ к полиспасту с большим ТВ и наоборот. Например, подъем пострадавшего идет по склону переменной крутизны: после крутой осыпи идет отвес, потом крутой травянистый склон. Или по каким либо причинам изменилось количество людей тянущих полиспаст. У профессионалов эти переходы заранее планируются и отрабатываются на тренировках.
Ниже приведены две основные последовательности таких переходов.
1.3.1.
При работе с полиспастом из отдельной веревки чаще всего начинают с конструкции 2:1. Это самый быстрый способ подъема.
Добавив один ролик на станцию и один на груз можно быстро перейти к полиспасту 4:1. А от 4:1 очень просто перейти к 6:1 – надо снять первый (от тянущих) ролик с груза и пристегнуть его схватывающим узлом к грузовой веревке. Также быстро можно сделать обратный переход 6:1 – 4:1 – 2:1. Рис. 14 Можно также быстро перейти от 2:1 к 6:1 и обратно напрямую, минуя схему 4:1. Этот переход часто применяется на практике.
1.3.2. При работе с полиспастом из грузовой веревки обычно начинают со схемы 3:1.
Добавляем один ролик на станцию и один на груз и получаем схему 5:1.
Снимаем первый грузовой ролик и переносим его на грузовую веревку – получается 9:1. Рис.15.
Также можно быстро перейти от 3:1 к 9:1 и обратно напрямую.
2. Борьба с трением в полиспастах.
В реальной работе с полиспастами трением пренебречь не удастся.
За счет потерь на трение эффективность работы полиспаста может быть существенно ниже теоретически возможной. Большие потери происходят как за счет трения в самом полиспасте, так и за счет трения всей системы или отдельных ее частей о рельеф (скалу, лед, снег и т.п.). Как с этим бороться?
Есть три главных способа:
● Использовать ролики на всех точках огибаемых движущейся веревкой.
● Использовать оптимальную конструкцию полиспаста.
● Оптимально размещать всю систему полиспаста на местности.
Для эффективной работы полиспаста все эти способы должны использоваться одновременно.
Рассмотрим их по порядку:
2.1 Ролики –
● Главный критерий качества ролика – это его эффективность. У самых качественных спасательных роликов она составляет примерно 90%. Это значит, что потери на трение при работе такого ролика составляют 10%.
Эффективность большинства стандартных роликов находится в пределах 80%-70%. То есть потери на трение составляют 20%-30%.
● При использовании одного ролика высокого качества с 90% эффективностью
(10% потери на трение) в полиспасте 2:1 фактический выигрыш в усилии
(далее в тексте ФВ) составит 1.9:1
● Для полиспаста 3:1 (2 ролика 90%) ФВ составит2.7
2.2. Карабины –
● Потери на трение для карабинов в среднем составляют 50%.
● Стальные карабины несколько более эффективны (в среднем 48%) по сравнению с
алюминиевыми (52%).
● При 50% потере эффективности на карабине, ФВ для полиспаста 2:1 составит 1.5:1
● Для полиспаста 3:1 ФВ составит всего 1.75:1
Примечание:
Сравнение показателей фактического выигрыша в усилии при использовании роликов разного качества и карабинов в полиспастах различных конструкций приводится в Таблице 1, п. 2.4.1.
Практические советы:
● Какие ролики лучше? Не углубляясь в технические подробности можно сказать, что при прочих равных показателях, чем больше у ролика диаметр – тем выше его эффективность.
● Для организации полиспаста у вас есть несколько карабинов и всего один ролик. Или несколько роликов разного качества, из которых один порядком лучше остальных. Как расположить этот ролик в полиспасте, чтобы он работал наиболее эффективно?
Как показывают расчеты приведенные на рисунках 16А и 16Б, общая эффективность простых и сложных полиспастов существенно зависит от эффективности первого (от тянущих) грузового ролика.
Поэтому наибольший эффект от ролика при работе с простыми и сложными полиспастами будет если поставить его в качестве первого грузового (если считать от тянущих) на выходе веревки из полиспаста. рис. 16.
Общий вывод следующий:
Даже один ролик правильно расположенный в системе полиспаста может существенно повысить его общую эффективность. Для примера: все горные гиды, при работе на закрытых ледниках, где есть риск провалиться в трещину и высока вероятность применения полиспаста для вытаскивания провалившегося, обязательно имеют при себе как минимум один легкий ролик.
● Если в наличии только карабины – то их можно встегивать в каждую точку парами. Пара должна состоять из одинаковых карабинов. За счет большего радиуса огибания веревки трение вокруг пары карабинов меньше чем вокруг одного.
2.3.Также важно бороться с трением внутри самого полиспаста. Это значит:
● Избегать заклинивания веревок между роликами и другими компонентами системы.
● Избегать перекручивания веревок в полиспасте.
Практический совет:
● Для предотвращения заклинивания и перекручивания веревки в полиспастах необходимо, чтобы веревка располагалась в одной плоскости. Для этого надо организовать грузовую станцию так, чтобы точки крепления стационарных роликов были разделены и не сходились вместе под нагрузкой. Профессионалы используют для этого специальные пластины-органайзеры, закрепленные на грузовой станции. Рис. 17.
● Также желательно пристегивать движущиеся ролики отдельными карабинами.
2.4. Для уменьшения трения полиспаста и грузовой веревки о рельеф, можно использовать
любые подручные средства, например ледорубы или молотки, а также направляющие ролики (подробнее о них будет сказано ниже).
Для профессиональных спасателей и промальпа выпускается много различных приспособлений для снижения трения веревки на перегибах. Одно из самых простых и доступных средств – это кусок плотного брезента с люверсами или петлями по углам для крепления к рельефу. Подобную защиту нетрудно сделать самостоятельно.
2.4.1
Часть 3
В этой части речь пойдет о снаряжении, которое используется для организации полиспастов. Также рассматриваются вопросы безопасности применения различного снаряжения.
Примечание:
Данный материал не является исчерпывающим. Существуют виды снаряжения и технические приемы, не описанные в этой статье.
Приведенные ниже рекомендации могут отличаться от методик принятых в различных кругах людей работающих с альпинистским и спасательным снаряжением.
Все рекомендации даются на основе практических руководств, принятых в этих странах.
I. Необходимое снаряжение.
Здесь, казалось бы, ничего особо сложного: есть веревка, некоторое количество карабинов ( роликов), схватывающих узлов, жумаров или других зажимов и можно собрать полиспаст и работать.
Но на самом деле не все так просто: работа с полиспастами – это потенциально опасное дело.
В работе полиспасты могут создавать очень большие нагрузки на все компоненты, из которых они состоят. Например, если груз или другой компонент полиспаста за что-либо зацепился (носилки уперлись в карниз, или узел грузовой веревки заклинился в трещине и т.п.), а спасатели, не заметив этого, продолжают тянуть полиспаст – то они начинают в буквальном смысле рвать всю систему.
Подобные случаи не редкость как в реальных спасработах, так и на тренировках. В таких ситуациях нагрузки могут превысить прочностные характеристики каких-либо частей полиспаста и привести к их разрушению. Последствия такого разрушения могут быть катастрофическими как для пострадавшего, так и для спасателей. Особенно часто потенциально опасные перегрузки системы происходят при натяжении переправ. Спасатели должны хорошо знать технические характеристики и параметры безопасного применения того снаряжения, которым они пользуются.
Во всем мире, где существуют профессиональные и полупрофессиональные – волонтерские спасательные подразделения (вроде наших общественных спасотрядов в альплагерях и в регионах), разработаны жесткие стандарты безопасности при производстве спасработ в целом и по работе с полиспастами, в частности. Там проводиться очень четкая грань между профессиональными спасработами (Organized Rescue) и спасработами с применением подручных средств (Improvised Rescue). В указанных мной странах и профессионалы, и организованные группы спасателей-волонтеров работают только штатным спасательным снаряжением, специально предназначенным для этих целей.
Подручными средствами считается снаряжение не соответствующее по своим параметрам спасательным стандартам. Например, горные гиды отрабатывают приемы спасения подручными средствами, то есть тем снаряжением, которое обычно используется альпинистами и скалолазами.
Понимаю, что большую часть читателей этого материала интересуют в первую очередь именно подручные средства. Тем не мене думаю, что и любителям тоже полезно познакомиться с профессиональными подходами к безопасности. Ну а нашим профи может быть будет любопытно узнать «А как это делается у них?»
Поэтому хочу коротко рассказать об основных профессиональных требованиях по технике безопасности при работе с полиспастами, принятыми в перечисленных выше странах. Сразу должен сказать, что, несмотря на то, что во всем мире подходы очень близки, единых международных стандартов не существует. Поэтому есть некоторые расхождения между европейскими и североамериканскими стандартами по поводу использование того или иного снаряжения. Все эти стандарты служат для повышения безопасности при проведении технически сложных спасательных работ и призваны, в первую очередь, защитить самих спасателей
1. Ниже приводятся основные положения этих стандартов, имеющие отношение к теме
данной статьи:
● Все спасательные формирования должны работать только со стандартным штатным снаряжением с соответствующими техническими характеристиками. Использование нештатного снаряжения запрещено и допускается только в самых крайних случаях.
● Требования к штатному снаряжению основаны на следующем стандарте (приводятся на основе стандартов принятых в Канаде, США, и Новой Зеландии):
● Любое спасательное снаряжение должно быть рассчитано на нагрузки, возникающие при работе со стандартным спасательным грузом.
● За стандартный спасательный груз принята масса в 2KN (200кг. вес спасателя и пострадавшего + снаряжение).
● Все спасательные системы (и полиспасты в том числе) должны строиться с учетом фактора безопасности 10:1.
Это значит, что каждый компонент спасательной системы (карабин, блок, спусковое устройство и т.п.) должен выдерживать нагрузку как минимум в 10 раз большечем стандартный спасательный груз. Соответственно, любой штатный компонент должен выдерживать нагрузку не менее 20KN (или 2000кг – для тех, кому проще оперировать килограммами).
● Все специальное спасательное снаряжение, выпускаемое ведущими производителями, тестируется исходя из этого стандарта. В том числе все штатные страховочные устройства, системы и их компоненты испытываются срывом груза весом не менее 200кг.
● Для организации подъема и спуска спасателей и пострадавших, наведения переправ и т.д. в качестве грузовых и страховочных используются только статические веревки.
1.2. Для сравнения:
Снаряжение, выпускаемое для спортивного альпинизма и скалолазания, тестируется для выдерживания нагрузок при срыве стандартного груза массой 0.8KN (80кг) при страховке с использованием динамической веревки. Подавляющее большинство альпинистского снаряжения не выдерживает нагрузок соответствующих спасательным стандартам. Поэтому большая часть альпинистского снаряжения, включая динамические веревки и страховочные устройства, непригодно для ШТАТНОГО применения в спасательных работах и может быть отнесено только к подручным средствам.
1.3. Примечание:
Разумеется, для страховки альпинистов – спасателей при их передвижении в горах к месту спасработ используется обычное альпинистское снаряжение и альпинистские способы страховки. Но непосредственно для подъема, спуска и страховки, пострадавших и сопровождающих должно использоваться только штатное снаряжение.В тоже время в сложных горных условиях может потребоваться применение нестандартного снаряжения (например, жумаров для работы на обледенелой веревке) и требования соблюдения фактора безопасности 10:1 могут быть невыполнимы. Но делается это только в крайних случаях под личную ответственность руководителя . Как правило, все такие случаи потом очень тщательно разбираются в самом подразделении (в этих странах разборы после спасработ или тренировок такая же обычная практика как у нас), а также могут послужить поводом для внутриведомственного расследования.
СНАРЯЖЕНИЕ
1. Веревка - Статика.11мм
2. Ролики с диаметром шкива 44 мм и более (не менее чем в 4 раза большим, чем диаметр
веревки).
3. Для присоединения полиспастов и их компонентов к веревке используются схватывающие узлы в три
оборота из статического 8мм репшнура. Далее в тексте - грузовые схватывающие узлы.
Это основной способ, применяющийся в большинстве случаев.
● Такие же схватывающие используются для предотвращения обратного хода грузовой веревки и её фиксации на выходе из полиспаста. Далее в тексте – фиксирующие схватывающие. Стандартная прочность 8мм репшнура у ведущих производителей веревок (Edelweiss, Mammut, Beal и т.д.) составляет от 12.8 KN до 15 KN. Используются стандартные петли из куска
репшнура длиной 135см.
4. Карабины – только с муфтой.
1.5. Общие требования по безопасности при работе с полиспастами
● Грузовые станции для крепления полиспаста должны быть исключительно надежны и, как минимум, соответствовать требованиям фактора безопасности 10:1.
● Страховка пострадавшего (с сопровождающим или без) осуществляется отдельной страховочной статической веревкой. Для этого организуется отдельная, независимая страховочная станция.
● Тянуть полиспаст надо равномерно, без рывков и пиковых усилий. Так называемая работа на «раз, два – взяли!» категорически не допускается. При таком способе очень легко пропустить момент зацепления какого либо компонента полиспаста за рельеф или другую причину перегрузки и начать «рвать» систему. Так же при этом способе возникают опасные пиковые (раскачивающие) нагрузки на станцию и другие компоненты. Считается, что если спасатели вынуждены тянуть таким способом, то
это сигнал о том, что в системе полиспаста что-то сделано неправильно. Это значит, что, прежде чем добавлять количество тянущих, или повышать усилие полиспаста, или прилагать большие усилия тяги, необходимо остановиться, разобраться в чем причина и попытаться наладить полиспаст таким образом, чтобы можно было тянуть без рывков. Способ тяги, которым работают спасатели можно назвать « рука – через руку»: таким способом, плавно перехватывая руками веревку, поднимают флаг на флагштоке.
● Основное правило безопасности при работе с полиспастами называется коротко - СТОП!
Это означает, что любой спасатель, заметивший какие-либо существенные неполадки в работе полиспаста ИМЕЕТ ПРАВО И ДОЛЖЕН! командовать СТОП!Услышав такую команду, все спасатели должны Сразу же! остановиться и передать её по цепочке: стоп, стоп, стоп…, чтобы услышал каждый. Только остановившись, начинают выяснять, в чем причина. По мнению моих канадских инструкторов спасателей – выполнение этого очень важного правило уберегло немало спасателей от травм и даже гибели.
Хочу вкратце привести пример из собственной практики, так как лично имел шанс прочувствовать всю необходимость этого правила около 20 лет тому назад на спасательной тренировке: Я был сопровождающим и висел на веревке с пострадавшим за спиной. Мои друзья бодро вытягивали нас вверх полиспастом, работая на «раз, два – взяли». В результате перетерлась и лопнула веревка на станции (разумеется, это произошло еще и потому, что станция была сделана с грубыми ошибками). Этот момент случайно!заметил один из ребят, который в то время не был задействован ни на страховке, ни на вытаскивании. Благодаря его крику все, кто был наверху, схватились за веревку и держали нас на руках около 10 минут, пока восстанавливали полностью разрушенную станцию. Поскольку народа было немного, товарищ, страховавший нас отдельной веревкой, бросился на помощь остальным держать грузовую веревку. При этом он забыл заблокировать страховочную веревку. В общем, ошибка на ошибке. Последствия этих ошибок могли быть
весьма печальные, так как дело было на недостроенном здании, и внизу были плиты с густо торчащей вверх арматурой. Так что все могло закончиться в лучших традициях Голливуда…
● Следующее важное правило работы с полиспастами ограничивает количество человек,
работающих на полиспасте:
Фактор тяги (haul factor) - число, полученное от умножения ТВ полиспаста на количество тянущих не должно быть больше 18.
Это значит, что полиспаст 3:1 должно тянуть не более 6 человек, Полиспаст 2:1 – не более 9 человек и т.д.
При натягивании переправ рекомендуют использовать фактор тяги не более 12.
● Страховка пострадавшего и сопровождающего статической веревкой применяется профессионалами при любых спасательных действиях: подъем полиспастом, спуск, транспортировка.
Страховка с помощью динамической веревки считается небезопасной и допускается только для страховки спасателей при движении по горному рельефу. Насколько я знаю, техника страховки с применением статической веревки мало известна у нас в России. Возможно, нашим профессионалам было бы интересно с ней познакомиться. Но так как подробное писание этой техники требует написания отдельной статьи, то пока ограничусь упоминанием о том, что такая техника существует.
Все приводимые ниже рекомендации по применению подручных средств даются на основе методик Канадской Ассоциации Горных Гидов (ACMG - Association of Canadian Mountain Guides).
Здесь общие рекомендации по безопасности работы с полиспастами звучат коротко:
В спасработах, проводимых силами самой группы альпинистов, попавшей в беду или силами других спортивных групп, пришедших на помощь, используются подручные средства и фактор безопасности 10:1 соблюсти проблематично. При работе подручными спасатели действуют на свой страх и риск. Грамотный спасатель должен знать, чего бояться и в чем заключается риск. Поэтому горные гиды должны знать параметры безопасного применения используемого снаряжения и должны стремиться к тому, чтобы, исходя из возможностей имеющегося снаряжения, любые спасательные системы (в том числе полиспасты) были организованы максимально безопасно.
II. Штатные и подручные способы прикрепления полиспаста и всех роликов (карабинов), входящих в его состав, к грузовой веревке
2.1. Штатная система.
В любых полиспастах: простых или сложных, сделанных из грузовой или отдельной веревки по стандарту полагается использовать только схватывающий узел три оборота из петли 8мм репшнура связанной узлом грейпвайн. Рис. 39.
Петля вяжется из куска репшнура длиной 135см. Этот размер рассчитан для работы схватывающего узла в комбинации со специальным роликом стандартного размера в системе автоматической фиксации веревки (см. п.3.3. и рис. 49) Использование схватывающих узлов - это отнюдь не архаизм, как могут полагать те, кто окончательно «списал» схватывающий узел из употребления. За этим стоят многочисленные испытания в спасательных лабораториях в различных странах и огромная практика их практического применения в спасательных подразделениях указанных выше стран.
Согласно данным этих испытаний классический схватывающий узел в три оборота из 8мм репшнура, завязанный на 11мм веревке начинает ползти при нагрузке в 10-11 KN. Поэтому схватывающий узел выполняет исключительно важную функцию в полиспасте:
Он защищает от перегрузок всю систему в целом.
Сползание узла – это сигнал SOS! о том, что система перегружена.
Причем важно отметить следующий момент: в начале сползания схватывающий узел практически не травмирует веревку. Только после достаточно длительного сползания схватывающий начинает плавиться, «прикипать» к веревке и травмировать оплетку. Поэтому спасатели очень внимательно следят за «поведением» схватывающих.
В тот же момент, как только замечено сползание узла, грамотные спасатели должны остановиться и проверить в чем причина перегрузки. После устранения причины перегрузки,
поползший схватывающий может быть легко заменен (у каждого спасателя должно быть несколько запасных схватывающих), и подъем продолжен. Если сползание было замечено вовремя, то, как правило, грузовая веревка не травмируется настолько, чтобы потребовалась её замена и подъем может быть продолжен. Здесь очень важен, уже упомянутый выше навык
плавной, без рывков, работы тянущих полиспаст, потому что он позволяет вовремя заметить перегрузку системы.
В отдельных случаях, когда схватывающие узлы работают плохо (обледенелая или грязная веревка) допускается использование зажимов так называемого общего назначения (general use ascenders) типа Rescucender фирмы Petzl. Рис.40
Существует много моделей подобных зажимов, но именно эта модель - Rescucender фирмы Petzl, чаще других используется спасателями.
По данным испытаний, проводившихся в Англии в 2001г. этот зажим начинает ползти по веревке, умеренно травмируя оплетку, при статической нагрузке ~ 7KN. http://www.hse.gov.uk/research/crr_pdf/2001/crr01364.pdf
По канадским и американским данным Rescucender также работает лучше других аналогичных по конструкции зажимов (согласно этим данным близкий по конструкции зажим Gibbs гораздо серьезнее травмирует или даже рвет веревку при аналогичных нагрузках)
2.2. Стандартами, принятыми в Канаде, США, Новой Зеландии категорически запрещены для штатного использования в полиспастах так называемые зажимы легкого назначения или персональные - “light use (personal) ascenders”. К ним относятся зажимы – ручки типа Petzl Ascension, жумар и их аналоги, а также другие модели с «агрессивными» кулачками типа Petzl Basic и Croll.
«Агрессивные» кулачки отличаются наличием острых зубчиков, улучшающих работу зажима на замерзшей, обледенелой или грязной веревке. Рис. 41
В случае использования зажима подобного типа, при внезапной перегрузке системы грузовая веревка будет серьезно «травмирована» или даже полностью перекушена, при гораздо меньших нагрузках по сравнению со схватывающим узлом:
большинство таких зажимов начинает рвать оплетку при нагрузке порядка 4KN. И никакого сигнала SOS не будет!
Понятно, что схватывающий тоже не является идеальным средством, так как его работа зависит от многих факторов. Все ведущие фирмы-производители спасснаряжения работают над повышением безопасности существующих зажимов и разрабатывают новые модели. Но, согласно данным моих канадских инструкторов-спасателей, ни один из существующих
на сегодняшний день зажимов не соответствует полностью принятым у них требованиям по уровню безопасности при работе в полиспастных системах с весом 200кг.
Поэтому 8мм схватывающий узел в три оборота по-прежнему является основным способом крепления полиспаста к грузовой веревке. Рис. 42
Для удобства выбирания веревки спасатели также нередко используют специальный PMP ролик в комбинации со схватывающим. Рис. 48
3.2. Для ручной фиксации веревки также могут использоваться зажимы, перечисленные выше. Основные плюсы и минусы этих зажимов приведены выше.
3.3. Автоматическая фиксация используется в тех случаях, когда полиспаст сделан из грузовой веревки.
Примечание:
Ни один из приведенных ниже способов не является автоматическим в полном смысле этого слова. Это значит, что при определенных условиях может потребоваться вручную «помогать» веревке проходить через это устройство. Например, если веревка замерзла.
3.3.1 Единственный штатный автоматический способ, который используют профессиональные подразделения перечисленных выше стран – это короткий 8мм схватывающий узел в три оборота из куска репшнура 135см, связанный узлом грейпвайн, в комбинации со специальным роликом с широкими «щечками». Рис. 49
Когда веревка выбирается через полиспаст - схватывающий прижимается к «щечкам», ослабляется и пропускает веревку. Во время перестановки полиспаста, под нагрузкой, схватывающий узел автоматически фиксирует веревку.
Ролики для такой системы называются Prusik Minding Pulley (сокращенно PMP) и выпускаются всеми ведущими производителями спасснаряжения (Petzl, PMI, SMC и т.д.)
Важно! В карабин встёгивается сначала схватывающий и только потом PMP ролик. В этом случае в нагруженном состоянии узел находится максимально близко к основной силовой оси карабина и нагрузка на карабин распределяется оптимально.Эта система проста, понятна и работает исключительно надежно. При необходимости (например, носилки уперлись в карниз, и сопровождающий просит выдать веревку) она также позволяет выдать грузовую веревку под нагрузкой. Для этого надо сначала немного выбрать веревку, чтобы схватывающий уперся в «щеки» и ослабился. Затем, удерживая узел в ослабленном состоянии рукой, можно выдать через него веревку полиспастом.
Так же как и грузовой схватывающий узел – фиксирующий узел защищает систему от перегрузки.
Плюсы:
● Система проста в установке.
● Надежно работает в большинстве условий.
● Защищает полиспаст от перегрузок
● Позволяет выдать веревку под нагрузкой.
● При необходимости схватывающий узел легко заменить.
Минусы:
● Может проскальзывать на обледенелой веревке
На сегодняшний день нет равной по надежности и безопасности полноценной альтернативы этой системе (PMP ролик + схватывающий), так как не существует специального устройства для автоматической фиксации веревки в спасательных полиспастах с функцией защиты от перегрузки (стравливания веревки при превышении определенной нагрузки).
Примечание:
Блок-ролик PETZL Protraxion и спусковое устройство PETZL Stop, рекомендуемые для работы в полиспастах фирмой PETZL, не выдерживают нагрузок по стандартам принятым в Канаде, США, Новой Зеландии и не используются в качестве штатного снаряжения в этих странах.
Только в 2008 году в США должно поступить в продажу многофункциональное спасательное страховочное устройство CMC RESCUE MPD, разработанное компанией Rock Exotica, соответствующее всем международным спасательным стандартам. Это устройство может также использоваться для фиксации веревки в полиспастах. В случае перегрузки системы оно безопасно (не травмируя) стравливает веревку и таким образом защищает систему от разрушения. Заявленная цена данного устройства впечатляет $495.
http://www.rescueresponse.com/store/cmc_mpd_belay_rescue_pulley.html
Примечание:
Есть сведения о том, что в настоящее время в США проходит сертификацию для применения в качестве штатного страховочное устройство PETZL I’D. Но точных данных по этому устройству у меня нет.
3.4. Способы автоматической фиксации веревки в полиспастах подручными средствами.
3.4.1.В первую очередь гидов учат работать со старым и проверенным временем узлом Гарда. Рис. 50 – 51. На зачете по вытаскиванию из трещины в одиночку гидам разрешается пользоваться только этим способом и схватывающими узлами. Для сборки узла Гарда необходимо иметь два одинаковых карабина без муфты. Рис.50
Плюсы:
● Не требует специального снаряжения.
● Быстро устанавливается в систему.
● Работает даже на репшнурах от 6мм и выше.
Минусы:
● Большое трение.
● В полиспастах больших усилий может потребоваться протягивать веревку через узел вручную.
● Невозможно выдать веревку под нагрузкой.
● Заедает на мокрой, заснеженной или обледенелой веревке больших диаметров 10-11мм.
● Редко, но бывают случаи выстегивания веревки из одного карабина.
● Бывают случаи заклинивания веревки
3.4.2. Страховочное устройство Petzl Reverso.
На этом рисунке показан полиспаст 3:1 с помощью Reverso.
Плюсы:
● Надежно фиксирует веревку.
● Не подвержено случайному раскрытию.
● При вытаскивании одного пострадавшего возможна выдача веревки под нагрузкой.
● Работает на веревках диаметром от 8 до 11мм.
● При работе с веревками небольших диаметров неплохо держит даже на обледенелой
веревке.
● Довольно распространенное страховочное устройство.
Минусы:
● Довольно большое трение.
● Может быть, очень трудно или невозможно выдать веревку под нагрузкой, если пострадавший тяжелый или вытаскиваются два человека.
● Способ выдачи веревки под нагрузкой создает большое усилие на всю систему, что может быть опасно. См. п. 5.3.2 и рис. 65
● Заедает при работе на мокрой, заснеженной или обледенелой веревке больших диаметров 10-11мм.
3.4.3. Страховочное устройство Kong Gi-Gi. Рис. 53
В практическом применении близко по характеристикам к Reverso.
Плюсы:
● Надежно фиксирует веревку.
● Не подвержено случайному раскрытию.
● При вытаскивании одного пострадавшего возможна выдача веревки под нагрузкой.
● Работает на веревках диаметром от 8 до 11мм.
● При работе с веревками небольших диаметров неплохо держит даже на обледенелой
веревке.
Минусы:
● Довольно большое трение.
● Может быть, очень трудно или невозможно выдать веревку под нагрузкой, если пострадавший тяжелый или вытаскиваются два человека.
● Способ выдачи веревки под нагрузкой создает большое усилие на всю систему, что
может быть опасно. См. п. 5.3.2 и рис. 65
● Заедает при работе на мокрой, заснеженной или обледенелой веревке больших диаметров 10-11мм.
Примечание:
Существует и другие страховочные устройства позволяющие фиксировать веревку аналогично
Reverso и Gi-Gi.
3.4.4. Многие гиды отдают предпочтение уже описанному же штатному способу автоматической фиксации. Только они используют легкий PMP ролик PETZL Mini (вес 80г) и 7мм схватывающий рис.54
3.4.5.Довольно удобно популярное устройство Petzl Gri-Gri. Рис. 55
Плюсы:
● Быстро устанавливается в систему.
● Низкое трение.
● Возможность выдать веревку под нагрузкой.
Минусы:
● Требует опыта и внимательности при установке в систему, так как в спешке легко неправильно вложить в гри-гри веревку.
● Необходимо внимательно следить, чтобы под нагрузкой рычаг ни за что не цеплялся, так как устройство может легко перейти в режим выдачи веревки и перестать её фиксировать.
● Может проскальзывать на обледенелой веревке.
● Рассчитано на работу только с веревками 10-11мм
● Специальное снаряжение. Больше используется в скалолазании, чем в альпинизме и туризме.
3.4.6. Спусковое устройство PETZL Stop. рис. 56
Плюсы:
● Низкое трение.
● Возможность выдать веревку под нагрузкой.
● Работает с веревками диаметров 9-12мм.
Минусы:
● Специальное снаряжение. Больше используется в спелеологии, чем в альпинизме и туризме.
● Требует опыта и внимательности при установке в систему
● Необходимо внимательно следить, чтобы под нагрузкой рычаг ни за что не цеплялся, так как устройство может легко перейти в режим выдачи веревки и перестать её фиксировать.
● Может проскальзывать на обледенелой веревке.
● Не рассчитан на нагрузки при вытаскивании двух человек.
Блок-ролики PETZL PRO TRAXION и MINI TRAXION. Рис 57.
Плюсы:
● Быстро устанавливаются в систему..
● Надежно фиксируют веревку
● Низкое трение.
● Работают с веревками диаметров 8-13мм.
● Хорошо работают на мокрой, грязной и обледенелой веревке.
Минусы:
● Специальное снаряжение. Больше используются в спелеологии и промальпе, чем в альп