Муниципальное имущество и земли
Имущество. На 01.01.2011 заключено 1564 договоров аренды,
140 договоров субаренды. Площадь нежилых помещений, сдаваемых в аренду – 390,3 тыс.м2.
За 2010 год поступило доходов от сдачи в аренду муниципального имущества в сумме 212,2 млн.рублей, в том числе по аренде объектов инженерной инфраструктуры 73,7 млн.рублей по аренде нежилых помещений – 138,5 млн. рублей (таблица 1.13).
Поступление доходов в бюджет города по аренде муниципального имущества в 2010 году уменьшилось в связи с расторжением договоров аренды объектов инженерной инфраструктуры, а также продажей нежилых помещений.
Поступления в бюджет города от продажи недвижимого имущества за 2010 год составили 122,4 млн.рублей.
Кроме того, в бюджет за 2010 год перечислено:
- муниципальными предприятиями - 4,37 млн.рублей;
- дивидендов по акциям – 4,71 млн.рублей;
- от продажи акции акционерного общества – 31,24 млн.рублей.
Таблица 1.13
Доходы от использования муниципального имущества
(млн.рублей)
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества | 235,5 | 204,6 | 232,4 | 212,2 |
Поступления доходов от управляющих компаний | 45,5 | 32,3 | 3,4 | - |
Доходы от продажи муниципального имущества | 142,6 | 239,8 | 122,4 | |
Средства от продажи акций | - | - | 131,6 | 31,24 |
Отчисления от прибыли муниципальных предприятий | 2,7 | 6,2 | 3,1 | 4,37 |
Дивиденды от акционерных обществ | 1,3 | 1,4 | 2,7 | 4,71 |
Земли. В границах муниципального образования городского округа – города Барнаула Алтайского края земельный фонд составляет 93 944 га. В том числе в черте города Барнаула земельный фонд составляет 33 266 га, земли сельской территории города Барнаула – 60 678 га.
На 31.12.2010 зарегистрировано право муниципальной собственности на 1494 земельных участка общей площадью 1017,16 гектара, в том числе в 2010 году на 185 земельных участков общей площадью
166,95 гектара.
От использования земли в 2010 году поступило доходов в консолидированный бюджет в сумме 1261,8 млн.рублей, в том числе в городской бюджет 1149,6 млн.рублей, что на 63% выше поступлений
2009 года.
Общее поступление неналоговых доходов от сдачи в аренду земельных участков в консолидированный бюджет за 2010 год составило 494,1 млн.рублей, что на 24% выше поступлений за 2009 год. В бюджет города Барнаула на 01.01.2011 поступило 405,5 млн.рублей.
Увеличение поступления доходов от использования земли обусловлено утверждением новой кадастровой стоимости земельных участков на территории города Барнаула (постановление Администрации Алтайского края от 28.12.2009 №546 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края»).
В связи с регистрацией права муниципальной собственности на земельные участки доходы от их аренды ежегодно увеличиваются и в текущем году составили 50,8 млн.рублей, что на 113% выше аналогичного показателя за 2009 год (таблица 1.14).
Таблица 1.14
2009 г. | 2010 г. | |
Поступление от аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Барнаула (млн.руб.) | 23,74 | 50,8 |
В соответствии с «Графиком проведения работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в границах территории муниципального образования городского округа – города Барнаула Алтайского края», по итогам публичных слушаний постановлениями администрации города утверждены проекты межевания застроенной территории городского округа – города Барнаула Алтайского края в границах 49 кадастровых кварталов.
В 2010 проводилась работа по подготовке земельных участков для продажи через аукцион. В результате продано:
- право на заключение 33 договоров аренды земельных участков, в том числе: 31 для индивидуального жилищного строительства (сумма годовой арендной платы 2624,6 тыс.рублей), 1 для эксплуатации временной автостоянки (сумма годовой арендной платы 252,0тыс.рублей), 1 для строительства автомобильного центра (327,0 тыс. рублей).
- право собственности на 1 земельный участок для индивидуального жилищного строительства (сумма земельного налога 169 тыс.рублей).
Социальная сфера
1.10.1. Здравоохранение
Для оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи населению города и края в 2010 году функционировало 41 муниципальное учреждение здравоохранения. На базе городских больниц работают 12 краевых специализированных центров и
19 межрайонных отделений.
В лечебных учреждениях города работают более 13 тыс. сотрудников, в том числе: врачи - 22,0%, среднее звено - 41,2%, младший персонал 18,0%. Коечный фонд муниципальных больниц составляет 4860 коек (таблица 1.15).
Таблица 1.15
Основные показатели, характеризующие
состояние системы здравоохранения
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Численность лечебных учреждений, ед. | ||||
Наличие больниц, ед./коек | 18/ | 18/ | 17/ | 16/ |
Наличие амбулаторно-поликлинических учреждений, ед./посещений в смену | ||||
Заболеваемость (на 1000 человек населения): | ||||
общая | 3465,8 | 3613,9 | 3528,6 | 3501,2 |
первичная | 1406,8 | 1466,7 | 1460,1 | 1385,6 |
Обеспеченность врачами (человек на 10000 населения) | 43,1 | 43,6 | 44,1 | 42,9 |
Обеспеченность средним медицинским персоналом (человек на 10000 населения) | 78,9 | 78,9 | 80,3 | 79,8 |
Износ медицинского оборудования в лечебно-профилактических учреждениях, % |
Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений сократилась за счет ремонта и перепланировки старых зданий поликлиник, а также после пересчета согласно приказу Минздрава СССР от 20.06.1979 №650 «О введении показателя «мощность амбулаторно-поликлинических учреждений» в практику планирования здравоохранения», при этом дефицит площадей для оказания первичной медико-санитарной помощи составил более 20%.
Проблемы стабильно высокого использования ресурсов отрасли связаны с высоким уровнем заболеваемости населения. Увеличение разрыва между уровнями общей и первичной заболеваемости свидетельствует о накоплении хронической патологии среди населения, особенно взрослого.
Около 80% больных, обратившихся в лечебные учреждения первичного звена, обследуются профилактически с целью выявления онкозаболеваний и туберкулеза.
Медицинские учреждения недостаточно материально-технически оснащены, процент износа оборудования доходит до 50%. Состояние первичной медико-санитарной помощи привело к доминированию в здравоохранении дорогостоящей стационарной и скорой медицинской помощи. Отсутствие критериев эффективности работы врачей первичного звена не позволяло оценить результативность работы и ввести механизм материального стимулирования. Недостаточная мотивация медицинского персонала к качественной работе обусловлена низким уровнем оплаты труда в здравоохранении, особенно среди среднего и младшего медицинского персонала и врачей стационарного звена. Отсутствие нормативов обеспечения населения врачами, средним медицинским персоналом, больничными койками затрудняет процесс реформирования здравоохранения.
Важной проблемой здравоохранения является формирование кадрового потенциала. Существующее сегодня расслоение по уровню оплаты труда между медицинским персоналом амбулаторно-поликлинического звена и врачами стационаров привело к оттоку наиболее квалифицированных специалистов из отрасли. Коэффициент совместительства по стационару сегодня составляет в среднем по городу 1,9. Низкий уровень заработной платы, высокая интенсивность труда и юридическая ответственность не привлекают молодых специалистов в здравоохранение. Около 30% врачей, работающих в отрасли, – люди старше 50 лет. Сегодня для получения узкой специализации необходимо прохождение двухгодичной ординатуры, стоимость которой составляет 60,0 тыс.рублей за год обучения. Подготовка специалистов при такой стоимости обучения за счет средств отрасли на сегодняшний день невозможна. Для решения проблемы необходимо разработать Программу социальной поддержки специалистов отрасли.
Требуется поиск новых ресурсосберегающих технологий, таких как дневные стационары. За последние пять лет обеспеченность местами дневных стационаров выросла на 35%, но все же потребность в местах дневного стационара остается высокой. Стесненные условия не позволяют расширять сеть стационаров дневного пребывания, но потребность в данном виде помощи довольно высока.
1.10.2. Образование
В городе функционирует 312 образовательных учреждений, в том числе:
Наименование учреждений | Количество |
Школы: | |
средние | |
основные | |
начальные | - |
открытые (сменные) | |
частные | |
Детские сады | |
Учреждения дополнительного образования | |
Муниципальные загородные оздоровительные лагеря |
В образовательных учреждениях города обучается и воспитывается 82,1 тыс. детей дошкольного и школьного возрастов, в том числе дошкольников – 27,3 тыс.человек, школьников – 54,8 тыс.человек (таблица 1.16).
Таблица 1.16
Основные показатели, характеризующие
состояние системы образования
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях (на начало учебного года, человек) | 55,4 | 54,5 | 54,9 |
Число учреждений дошкольного образования ед., в них: | |||
тыс. мест | 20,2 | 21,8 | 22,2 |
детей, тыс. человек | 24,4 | 26,4 | 27,2 |
Численность детей в возрасте от года до 6 лет, тыс. человек | 38,6 | 40,1 | 41,3 |
Обеспеченность детей в возрасте 1-6 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях (на 1000 детей приходится мест), мест | |||
Охват детей дошкольными образовательными учреждениями (в расчете на детей в возрасте 1-6 лет), % |
По сравнению с 2007 годом в 2010 году количество детей, посещающих детские сады, увеличилось на 4,0 тыс.детей, составив
27,3 тыс.человек. Однако количество школьников уменьшилось на
2,2 тыс.человек, что привело к сокращению численности учителей общеобразовательных школ с 4,3 тыс.человек в 2007 году до
3,7 тыс.человек в 2010 году.
Важную роль в удовлетворении запросов населения на образовательные услуги играют школы нового типа, в настоящее время их 37, в том числе 12 лицеев, 13 гимназий, 6 школ с углубленным изучением предметов, 1 Кадетская школа, 5 частных школ.
Выполнены показатели по наполняемости классов: 24,6 чел. в городских и 15,8 сельских школах.
В 2010 году реорганизовано 4 школы (№25, 41, 83, 100). За счет использования существующих ресурсов совершенствуется качество предоставляемых услуг.
Переход на НСОТ дал рост заработной платы учителей на 27%, воспитателей детских садов - 69% и позволил решить вопрос кадрового обеспечения дошкольных учреждений.
С декабря 2010 года на НСОТ переведены все учреждения дополнительного образования.
Значительно усилена материально-техническая база школ.
Для создания современных условий осуществления образовательного процесса помимо субвенции привлечено 110,0 млн.рублей муниципальных средств.
Результатом их освоения стало увеличение городского показателя доли школьников, обучающихся в школах, отвечающим современным требованиям до 79%.
Наращивание материально-технической базы школ состоялось и благодаря участию города в федеральном проекте по совершенствованию организации питания школьников. Бюджет проекта позволил за два года провести реконструкцию 76 школьных столовых на сумму более
200,0 млн.рублей. Новое оборудование установлено во всех школьных пищеблоках, охват питанием школьников увеличен до 95%.
11 школ города включены в эксперимент по апробации механизма введения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в начальной школе.
За прошедший учебный год улучшены показатели качества знаний школьников (2009г.- 48,5%, 2010г. - 49,7%). Снижено количество выпускников, окончивших школу со справкой (2009г.- 60 человек, 2010г.- 13 человек). 89 барнаульских школьников в 2010 году стали победителями и призерами Всероссийских олимпиад. На Международных олимпиадах завоевано 5 медалей, включая серебряную медаль на олимпиаде по химии в г.Токио.
Продолжена апробация государственной аттестации выпускников
9 классов по новой форме, увеличился балл по русскому языку (2009 г.- 56,9%, 2010г. - 65,4%).
Совместная со школами работа 32-х учреждений дополнительного образования города позволила обеспечить внеурочной занятостью более
93 % школьников.
Введение НСОТ в эти учреждения снизило напряженность по оплате труда, т.к. уровень заработной платы работников практически равен средней статистике окладов работников учреждений образования города.
Сохранена сеть летних оздоровительных лагерей. Выполнены плановые показатели по оздоровлению (61%) и по охвату всеми формами летней занятости (98,4%).
Исполнение городского плана мер по расширению сети дошкольных образовательных учреждений позволило открыть в истекшем году
1145 дополнительных мест. Показатель охвата детей дошкольным образованием доведен до 75,5%. 24,5% от общего числа муниципальных дошкольных образовательных учреждений имеют статус Центров развития ребенка. 144 объединения детских садов оказывают дополнительные образовательные услуги.
В городе стабильно низкий уровень заболеваемости детей. Одно из важнейших направлений в работе образовательных учреждений - организация работы по созданию безопасных условий обучения и воспитания.
Во всех образовательных учреждениях установлена автоматическая пожарная сигнализация, кнопки экстренного вызова милиции. Решен вопрос прохождения медицинского осмотра работников учреждений образования, аттестации рабочих мест.
Обеспечен подвоз в школы более 600 учащихся пригородных поселков. Действует 11 школьных маршрутов. На всех школьных автобусах установлена спутниковая навигационная система ГЛОНАСС.
1.10.3. Молодежная политика
В городе проживает около 213 тысяч молодых людей в возрасте от
14 до 30 лет, что составляет около 30% всего населения г.Барнаула.
Развита в городе сеть учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования.
Учреждения | Количество |
Вузы: | |
государственные | |
негосударственные | |
филиалы | |
Ссузы: | |
государственные | |
негосударственные | |
Училища (лицеи) |
В учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования обучается более 115 тыс. молодежи.
В целях реализации молодежной политики в городе принята долгосрочная целевая программа «Молодежь Барнаула», действующая до 2015 года. В рамках программы уделено внимание развитию студенческого отрядовского движения и экологическому воспитанию, активизации участия молодежи в жизнедеятельности города посредством реализации социально значимых проектов, созданию системы развития навыков здорового образа жизни, повышению уровня компетентности в вопросах гендерного просвещения и социальной гигиены, укреплению института семьи.
С 2005 года город Барнаул участвует в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». За время реализации Программы участниками стали 579 семей. Инвестиции в бюджет города составили:
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2010 г. к 2007 г., в % | |
Краевой бюджет | 17383,8 | 46046,6 | 26983,0 | 24142,2 | 138,9 |
Федеральный бюджет | 33770,9 | 37267,2 | 11428,5 | 100773,7 | 298,4 |
1.10.4. Культура
В городе осуществляют деятельность 43 учреждения культуры и искусства, в том числе 27 муниципальных учреждений (таблица 1.17).
Таблица 1.17
Основные показатели, характеризующие
состояние учреждений культуры
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Число муниципальных библиотек | ||||
Библиотечный фонд, млн.экз. | 1074,5 | 1079,4 | 1102,8 | 1108,1 |
Количество читателей, тыс.человек | 131,9 | 134,0 | 136,0 | 134,7 |
Учреждения культурно-досугового типа, ед. | ||||
Платные услуги, млн.рублей | 14,8 | 13,6 | 13,9 | |
Доля платных услуг в общей сумме доходов учреждений культуры, % | ||||
Число школ дополнительного образования | ||||
Число учащихся в школах дополнительного образования, тыс. человек | 4,6 | 5,5 | 5,6 | 5,6 |
Сохранение и развитие учреждений культуры велось в соответствии с перспективным планом, принятым на 2007 - 2010 гг.
На территории города осуществляют деятельность 27 муниципальных библиотек. Внедрение информационно-коммуникативных технологий, доступность ресурсов Интернет в 21 библиотеке системы дают возможность дальнейшего развития формирования и использования новых видов электронных ресурсов. Ресурсная и технологическая база муниципальных библиотек в настоящее время составляет 127 персональных компьютеров, количество изданий на электронных носителях 2251 единиц хранения. В составе фонда – научно-популярные, документальные фильмы, образовательные и обучающие программы, важным направлением комплектования остается краеведение.
В 2007 году было создано муниципальное учреждение «Музей «Город».
К 280-летию Барнаула открыто для всех читателей города просторное здание в Ленинском районе, в котором создан библиотечно-информационный центр. Открытие читального зала и детской игровой комнаты и компьютерного музея для пользователей состоится в марте
2011 года в канун празднования Недели детско-юноношеской книги.
В Доме культуры «Октябрьский» произведен ремонт фойе, хореографических залов, служебных помещений на сумму 300,0 тыс. рублей
Реализация городской политики в сфере культуры осуществляется в рамках долгосрочной целевой Программы «Культура Барнаула на
2010 - 2012 гг.».
1.10.5. Физическая культура и спорт
Система физической культуры и спорта Барнаула состоит из учреждений, объектов спортивного профиля (таблица 1.18).
Таблица 1.18
Основные показатели, характеризующие
степень развития физической культуры и спорта
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Спортивные залы, ед. | ||||
Количество занимающихся физической культурой и спортом, тыс. человек | ||||
Количество проведенных физкультурно- массовых мероприятий, ед. | ||||
Обеспеченность спортивными сооружениями, тыс.кв.м на 10000 человек населения | 13,5 | 13,7 | 14,0 | 14,2 |
Доля населения города, систематически занимающегося физической культурой и спортом, от общей численности населения города | 15,5 | 21,4 | 21,6 | 21,7 |
Основные задачи и направления развития физической культуры и массового спорта в городе Барнауле определяются с учетом общегосударственных приоритетов. В этой связи при разработке целевой комплексной Программы комитет ориентировался на Федеральную целевую Программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».
Целью городской Программы «Развитие физической культуры и массового спорта в г.Барнауле на 2010-2014 годы» является формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом, создание условий для укрепления здоровья населения города.
Перечень программных мероприятий включает 4 основных раздела:
- популяризация здорового образа жизни среди населения;
- вовлечение в занятия физической культурой и спортом всех категорий граждан;
- развитие инфраструктуры спорта;
- организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.
Основным показателем развития физической культуры и спорта является «доля населения города, систематически занимающегося физической культурой и спортом, от общей численности населения города». По итогам 2010 года данный показатель составляет 21,7% (2007 год – 15,5%).
В 2010 году утвержден план реконструкции муниципальных стадионов «Барнаул Спортивный», в рамках которого предполагается реконструкция
15 школьных и 2 муниципальных стадионов.
На территории города реализуются краевые ведомственные программы, в рамках которых планируется строительство следующих спортивных объектов: крытый хоккейный стадион, спортивный центр с универсальным спортивным залом, центр единоборств.
Реализация данных мероприятий позволит предоставить жителям города возможность для занятий различными видами спорта, улучшить условия проживания для населения, повысить уровень здоровья барнаульцев.
1.10.6. Социальная защита населения
Основным приоритетным направлением государственной политики является улучшение условий жизни населения, что в свою очередь ставит определенные задачи перед службами города, главной целью которых является укрепление материального положения пенсионеров, семей с несовершеннолетними детьми, молодежи и других категорий населения.
Развитию специализированных форм социального обслуживания пожилых граждан способствуют действующее на базе МУЗ «Городская больница №9» гериатрическое отделение и отделение сестринского ухода при МУЗ «Городская больница №2».
Для координации деятельности общественных организаций инвалидов с 1993 года создан и работает координационный Совет по работе с районными обществами инвалидов. Районные общества инвалидов освобождены от платы за арендуемое помещение.
Комитетом по социальной поддержке населения организована работа по своевременному и качественному предоставлению мер социальной поддержки различным категориям граждан.
На сегодняшний день комитетом предоставляется 10 дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий населения (таблица 1.19).
Таблица 1.19
Сведения о представленных мерах социальной поддержки населению
г. Барнаула за счет средств бюджета города за 2008 - 2010 годы
№ п/п | Наименование расходного обязательства | 2008 г. чел./ тыс. руб. | 2009 г. чел./ тыс. руб. | 2010 г. чел./ тыс. руб. |
1. | Ежемесячные денежные выплаты Почетным гражданам г.Барнаула и лицам, удостоенным поощрению памятным знаком «За заслуги в развитии города Барнаула» | 29/ 1 535,0 | 31/ 1 634,0 | 33/ 1 766,0 |
2. | Компенсационные выплаты пенсионерам по старости г.Барнаула по уплате земельного налога и арендной платы за землю | 8 235/ 1 607,0 | 8 674/ 1 887,0 | 8 836/ 2 691,0 |
3. | Единовременная компенсационная выплата отдельным категориям граждан, осуществившим газификацию домовладений в 2006-2010 гг. | 203/ 3 084,0 | 224/ 3 369,0 | 104/ 1 448,0 |
4. | Ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям ветеранов | 110/ 776,0 | 110/ 777,0 | 109/ 779,0 |
5. | Льгота в размере 50% от установленного тарифа на одну помывку в общественных отделениях бань пенсионерам по достижению возраста (помывок в год) | 59 581/ 1 366,0 | 78 601/ 2 607,0 | 85 801/ 2 524,0 |
6. | Оказание услуг социального такси (поездок) | 1 235/ 983,0 | 1 239/ 700,0 | 1 744/ 604,0 |
7. | Обеспечение продуктовыми наборами и проездными билетами для проезда в городском пассажирском транспорте малоимущих граждан, больных туберкулезом, находящихся на контролируемом лечении в КГУЗ «Алтайский противотуберкулезный диспансер» | 100/ 313,0 | 173/ 364,0 | 213/ 398,0 |
8. | Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату коммунальных услуг (отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение) | - | - | 23 000/ 71 584,0 |
9. | Единовременная денежная выплата молодым семьям, в которых возраст супругов не превышает 30 лет, и одиноким матерям, не достигшим указанного возраста | 360/ 897,0 | 389/ 957,0 | 308/ 788,0 |
10. | Ежемесячные денежные доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности в органах местного самоуправления г.Барнаула и иные должности | 144/ 4 546,0 | 170/ 5 195,0 | 199/ 6 596,0 |
11. | Единовременная выплата на ремонт жилья отдельным категориям ветеранов | - | - | 129/ 1 500,0 |
12. | Ежемесячные денежные выплаты пенсионерам по старости г.Барнаула на городском пассажирском транспорте, имеющим доход ниже прожиточного минимума | 10 000/ 9 998,0 | 12 523/ 13 153,0 | 9 495/ 910,0 (выплата за декабрь 2009 г.) Отме-нено с 01.01.10 |
Итого | 25 106,0 | 30 645,0 | 91 588,0 |
В целях поощрения за работу с ветеранами, пенсионерами и подрастающим поколением ежемесячно производятся выплаты активу Комитета ветеранов войны города Барнаула и Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
Ежемесячную денежную выплату получают Почетные граждане города Барнаула.
Компенсация по уплате земельного налога и арендной плате за землю предоставляется пенсионерам города Барнаула. Компенсацию по уплате земельного налога и арендной плате за землю получили 8 836 пенсионеров города на сумму 2 691,0 тыс.рублей.
На сегодняшний день право на получение единовременной компенсационной выплаты в связи с осуществлением газификации домовладений имеют участники, инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории, малоимущие граждане, а также граждане и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации (инвалиды, неспособные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью и т.д.).
Единовременную выплату за рождение второго или третьего ребенка в 2010 году на общую сумму 788,0 тыс.рублей получили 308 молодых семей.
На протяжении последних 10 лет сохраняется льгота в размере 50% для пенсионеров по возрасту на посещение общих отделений бань.
Комитетом по социальной поддержке населения совместно с
МУП «Горэлектротранс» ведется работа по услуге предоставления социального такси.
В целях реализации постановления главы города от 07.02.2008 №253 «Об утверждении Положения о порядке предоставления дополнительных мер социальной поддержки малоимущим гражданам, больным туберкулезом» ежемесячно осуществляется предоставление продовольственных наборов и проездных билетов для больных туберкулезом, находящихся на амбулаторном лечении в противотуберкулезном диспансере.
Решением Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 №257 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату коммунальных услуг» с 01.03.2010 введена новая мера социальной поддержки - денежная компенсация расходов на оплату коммунальных услуг.