Тема: «автоматизация банковской деятельности»
Выполнила:
студентка 3 курса
группы ЗПЗ-210
Глушкова Е.С.
Проверила:
Лещева О.Е.
ВОРОНЕЖ 2013
Оглавление
Введение. 3
I. Аналитическая часть. 5
1. Анализ предметной области. 5
2. Постановка задачи. 8
3. Метод разработки. 11
II. Проектная часть. 17
1. Информационное обеспечение. 17
2. Техническое обеспечение. 22
3. Программное обеспечение. 25
Заключение. 29
Список использованных источников. 30
Введение
В начале 90-х годов появились простые банковские системы, концепция построения которых была жестко ориентирована на «проводку» как основную структурную единицу. С точки зрения сервисных возможностей системы оставляли желать много лучшего, а об их надежности и говорить не приходится, ведь создавались они почти «на коленке», с использованием в качестве СУБД FOXPRO, dBase, Clipper или Btricte. Естественно, подход к задаче именно с такой точки зрения – универсальные средства реализации, относительная простота задачи, неготовность заказчика к более сложной постановке задачи – и привел к тому, что многие банки взялись за самостоятельную разработку, благо доходность бизнеса позволяла.
С ростом количества банков, увеличением конкуренции между ними возрос и уровень требований пользователей к программному обеспечению. На смену «проводке» стало постепенно приходить понятие «услуга» или «банковский продукт», а управления автоматизации осознали, что профессиональные СУБД – единократно возможная основа для создания надежной банковской системы. В устах ИТ менеджеров банков зазвучали слова UNIX, «клиент-сервер», «трехзвенная архитектура», и банки, вдохновение прошлыми успехами, с новой силой взялись за реализацию собственных разработок.
В последние годы банковская деятельность в России переживает период бурных изменений, которые вызваны внедрением новых информационных технологий и глобализацией финансовых рынков. Увеличилось количество банковских организаций, при этом все они основывают свою деятельность на рыночных принципах, что создает условия для развития конкуренции на рынке банковских услуг. Внедрение информационных технологий открыло перед банками новые возможности по управлению рисками, развитию прогрессивных форм обслуживания клиентов, дальнейшей диверсификации их деятельности. Информационные технологии стали основой многих финансовых инноваций, привели к созданию различных финансовых инструментов, которые сократили степень неполноты и несовершенства финансовых рынков. Информатизация финансовой деятельности ускорили процессы глобализации, означающие для банков необходимость ориентироваться в своей деятельности не на национальные, а в большей степени на глобальные рынки, соответствовать международным стандартам банковских операций и требованиям к управлению рисками. Как правило, внедрение современных банковских технологий снижает уровень рисков, сопутствующих проведению расчетов. Таким образом, актуальность темы курсовой работы заключается в необходимости анализа традиционных и новых банковских технологий работы с клиентами, проведения расчетных, платежных, валютных и других операций.
Целью исследования является изучение автоматизации банковской деятельности (в дальнейшем АБС). Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи: - проанализировать функционирование АБС; - изучить задачи АБС; - познакомиться с технологией разработки банковских продуктов; - выявить проблемы информационного обеспечения в банковской деятельности; - рассмотреть требования к техническому и программному обеспечению банковских информационных систем (в дальнейшем БИС). Структура работы представлена введением, двумя частями, в каждой из которых по три главы и заключением. В аналитической части описывается анализ предметной области, задачи и метод разработки БИС . Во второй части рассматриваются информационное, программное и техническое обеспечение банковской информационной системы. В заключении представлены основные выводы курсовой работы.
I. Аналитическая часть
Анализ предметной области.
Сегодняшнее состояние рынка банковских услуг в России можно охарактеризовать как время формирования профессиональных взаимоотношений между производителями этих услуг – коммерческими банками и их потребителями – физическими и юридическими лицами. Предпосылками наступления данного периода явилось, в частности, падение доходности многих финансовых инструментов, прекращение деятельности мелких и неэффективно работающих банков, укрупнение банковских структур, усиливающаяся специализация многих коммерческих банков по предоставлению определенного вида банковских услуг и другие. Возросшая конкуренция между коммерческими банками на сужающемся рынке банковских услуг привела к необходимости серьезной реорганизации бизнес процессов и более четкого позиционирования на рынке с целью привлечения новых или удержанию от ухода из банка старых клиентов. Это выражается, в частности:
а) в изучении спроса и предложения банковских услуг в сфере функционирования конкретного коммерческого банка и его позиционировании на рынке этих услуг;
б) в сравнительном анализе доходности и затрат на предоставление соответствующих банковских услуг и формировании коммерческой политики банка;
в) в создании новых, конкурентоспособных банковских услуг;
г) в такой организации работы персонала, которая обеспечивала бы повышение качества и минимизацию затрат, операционных и финансовых рисков при выполнении конкретной банковской услуги.
Эти условия диктуют новые требования к системам автоматизации коммерческих банков. В первую очередь, это выражается в ориентации автоматизированных банковских систем на информационное и функциональное обеспечение всего комплекса работ, связанных с реализацией банковских услуг.
Прежде чем говорить об автоматизированной банковской системе, соответствующей запросам сегодняшнего дня, необходимо дать определения основным понятиям предметной области, которые диктуют требования к логическому построению системы. В России многие специалисты банков и разработчики автоматизированных банковских систем (АБС) только приступают к освоению и формализации базовых понятий, лежащих в основе функционирования современного коммерческого банка. Итак, первым базовым понятием является “банковская услуга”. Если коммерческий банк может заявить о готовности выполнять определенные банковские операции для своих клиентов на постоянной основе, то выполнение этих операцийможно назвать банковской услугой. При этом подразумевается, что выполнение таких операций носит “массовый характер”. Далее, коммерческий банк может предложить клиентам сразу несколько банковских услуг “в одном пакете”. Перечень банковских услуг, предоставляемых клиенту банка на основе одного договора, назовем банковским обслуживанием. Банковская услуга с условиями ее предоставления на рынке банковских услуг, может быть названа банковским продуктом. Пример “банковского продукта” – депозит на месяц, депозит на полгода, депозит на год. Собственно, это одна и та же банковская услуга, которая отличается разными суммами (процентами) вознаграждения клиента за его вклад.
Принимая во внимание важность и значение для банка конкретного клиента, речь идет о предложении ему не типового, а индивидуального банковского продукта. Впрочем, при определении взаимоотношений с очень важным клиентом — даже если в качестве базовой принимается стандартная банковская услуга — в конце концов, получается совершенно уникальный банковский продукт, наверняка не применимый ни к какому другому клиенту. С другой стороны, если существует некоторое количество клиентов, равных “по интересу” для банка, то для них, безусловно, необходима разработка серийного банковского продукта. И только количество таких клиентов позволяет говорить о типе банковского продукта: розничный он или оптовый.
Из всего вышесказанного становится очевидным, что понятие “банковский продукт” является центральным при построении современной АБС. Именно оно выстраивает в логически связанную последовательность действия всех сотрудников банка, участвующих в выполнении банковских услуг.
Более наглядное представление функционирования АБС отражено на рисунке. 1.
Рисунок 1- Банковские технологические цепочки
Постановка задачи
Современная система автоматизации банка должна решать следующие задачи:
1) Надежность комплекса программно-аппаратных средств.
Это требование связано с необходимостью обеспечить максимальную, близкую к 100%, устойчивость работы комплекса. В частности, необходимо обеспечить достоверность данных и корректность действий с ними в случае выхода из строя аппаратных средств, отключения электропитания, недопустимых действий оператора и т.п. ситуаций.
2) Производительность. Быстрота реакции системы на запрос пользователя демонстрирует соответствие существующего объема доступных данных производительности комплекса. Мировой уровень развития систем автоматизации банковской деятельности позволил сделать стандартом задержку реакции системы не более 2 секунд.
3) Гибкость. Выполнение данного требования должно обеспечить возможность с минимальными финансовыми и временными затратами оперативно трансформировать архитектуру комплекса аппаратных средств в случае изменения требований банка
Гибкость программных средств позволяет настраиваться прикладному программному обеспечению на специфические требования как страны (национальный язык, законодательство и т.п.), так и банка (формы внутрибанковской отчетности и т.п.).
4) Открытость. Это требование тесно связано с предыдущим, но должно рассматриваться более широко в плане готовности к расширению возможностей существующей САБ при появлении в этом необходимости.
Банковская система должна легко адаптироваться ко всем вновь возникающим требованиям и позволять достаточно просто включать новые функции.
5) Безопасность (защищенность САБ и данных). Выполнение данного требования подразумевает контроль и необходимое ограничение доступа к САБ.
С этой целью могут применяться различные виды мероприятий.
Организационные мероприятия: наличие службы безопасности, видео- и телесистемы слежения и другие формы контроля.
Аппаратные и программные средства регламентации доступа непосредственно к комплексу: организация контроля и разрешения работы на рабочих местах, доступ к функциональным подсистемам, базам данных и другой электронной информации для пользователей разного уровня.
6) Дружелюбность. Банковская система дает положительный эффект только в случае, если ее эксплуатация для персонала в меру проста и легка.
Дружелюбность системы обеспечивают:
современные средства взаимодействия с системой, сводящие процесс обучения неподготовленного пользователя к минимуму;
контекстно зависимая помощь, средства контроля данных и исправления ошибок; простота извлечения любых данных в заданной форме.
7) Восстанавливаемость. Это требование предполагает минимальное время восстановления работоспособности в случае нештатных ситуаций и минимальное время регламентного обслуживания и включает в себя уровень и быстроту гарантийного и послегарантийного обслуживания, поддержку системного и прикладного программного обеспечения (Hot line) и т.п. сервис.
8) Совместимость. Появление данного требования связано с необходимостью дать пользователю, работающему на своем рабочем месте, возможность свободного (в пределах его служебных обязанностей) доступа, обмена и работы со многими другими ЭВМ и периферийными устройствами, сетями, банками данных, функционирующими, возможно, в других стандартах.
9) Размер возможных капиталовложений. Стоимостной фактор, хотя и указан на последнем месте, оказывает серьезное влияние на принятие решения в пользу того или иного варианта.
Размеры капиталовложений, а также их форма (этапность и т.п.), во многом зависят от количества и номенклатуры решаемых банком задач (специализация банка), от выбранной архитектуры САБ, от выбранных поставщиков оборудования, от способа получения программного обеспечения и от множества других факторов.
Минимизация затрат банка на автоматизацию обеспечивается за счет:
невысокой цены базовой конфигурации системы автоматизации;
ориентации системы на длительную эксплуатацию в изменяющихся рыночных условиях; функциональной расширяемости системы (подключение новых функций не требует приобретения нового дорогостоящего оборудования). Перечисленные выше требования, порой противоположные, должны быть учтены при подготовке проекта и найдено их оптимальное соотношение в зависимости от задач, поставленных перед конкретным банком.
3. Метод разработки
Современные условия развития банковского рынка и запросы клиентов требуют разработки новых банковских систем, продуктов / услуг и развития существующих. Для разработки нового продукта / услуги нужны определенные ресурсы, знания, организация работ, поэтому можно говорить об определенной технологии. Данная технология – значительный шаг в формализации деятельности банка и ее применение имеет большое значение и выгоды для банка.