Понятие и сущность страхового маркетинга, его особенности
Страховой маркетинг – система приемов, с помощью которых достигается взаимопонимание и эффективное взаимодействие страховщика и страхователя, а также оптимизация их финансово – экономических отношений.
Страховой маркетинг отличается следующими отношениями:
- долгий срок жизни страхового продукта;
- неотделимость страховой услуги от страховщика, который берет на себя долговременные обязательства по возмещению ущерба;
- риск, его оценка и управление;
- сильная государственная регламентация страхового бизнеса;
- отсутствие патентования страховых продуктов, что влечет за собой копирование удачных разработок конкурентов;
- зависимость от макроэкономического окружения части распространения долгосрочных страховых продуктов.
Структура страхового маркетинга
В структуре страхового маркетинга можно выделить два направления:
1.Товарный или рыночный маркетинг, направлен на совершенствование финансово – экономических отношений страховщика и страхователя за счет анализа состояния рыночной среды.
Основные составляющие рыночного маркетинга: исследование рынка, разработка требований к страховому продукту, исходя из рыночного сегмента, на котором ему предполагается продавать; выбор системы сбыта страховой продукции, адаптированной к рынку; обеспечение эффективной, информационной рекламы; разработка мер по активизации сбыта.
2. Структурный или организационный маркетинг – достигает той же цели, чо и товарный, но за счет оптимизации организационного построения компании и системы сбыта, исходя из ориентации на поведенческие особенности потребителя.
Эффективность маркетинговых инструментов всегда выражается в объеме продаж страховых продуктов.
Маркетинговая стратегия страховой компании
Маркетинговая стратегия необходима для эффективного планирования рыночных действий страховщика. Она включает в себя: рынки, отобранные для действий компании; продукты, сформированные для продвижения на данных рынках; выбранные системы сбыта для каждого сегмента; информационную поддержку продаж; свойства страхового рынка; прогноз действующих конкурентов; возможности страховой компании (финансовый потенциал, большой выбор страховых продуктов).
Для разработки страховой политики, можно использовать вероятностный подход. На практике применяется сценарный подход, в рамках которого задаются сценарии развития рынка.
С точки зрения страховщика, наиболее привлекательные сегменты рынка характеризуются: высокой доходностью, предсказуемостью, быстрым ростом, умеренной конкуренцией, сильной позицией компании в данном сегменте.
Маркетинговая служба страховой компании, ее построение
Страховой маркетинг делится на: 1. Исследовательские подразделения, занимающиеся данным видом маркетинга, остаются в компании самостоятельно и выполняют следующие функции:
- исследование рынка в целом и его отдельных сегментов;
- формирование требований страховой продукции, исходя из её адаптаций требований рынка;
- информационная поддержка продаж;
- выбор системы стимулирования продаж;
- оценка эффективности маркетинговых мероприятий.
2.Оперативный - занимается поддержкой продаж страховой продукции в помощь агентам и другим представителям компании. Его функция состоит:
- в практической реализации разработок стратегического маркетинга;
- активизации потребительского поведения. Для улучшения работы подразделения, его присоединяют к системе продаж страховой продукции или выделяют самостоятельную единицу.
3. Организационный маркетинг. Его функциями являются: анализ внутренней среды страховой компании, контроль за состоянием структуры компании. Оптимизация процедур управления, контроль за внутренними коммуникациями и поддержание корпоративной культуры.
Структура маркетинговых подразделений в страховых компаниях упрощенно может быть представлена следующим образом: генеральная дирекция. Система сбыта, оперативный и организационный маркетинг, дирекция маркетинга (стратегический маркетинг, общественные связи, и разработка новых страховых продуктов).