Классификация границ кредита

С точки зрения видов (по срочности) кредитов границы подразделяются на:

- границы долгосрочного кредита;

- границы краткосрочного кредита.

Границы долгосрочного кредита определяются:

1) ресурсами;

2) сроками окупаемости кредитуемого объекта.

До перестройки границы кредита определялись строго в соответствии со сроками, установленными в инструкциях. На сроки больше 1
года кредиты давались на техническое перевооружение, на строительство новых предприятий.

Сегодня банки предоставляют в основном краткосрочные кредиты (95%).
С точки зрения методов установления границ кредита границы подразделяются на:

- экономические;

- административные.

Экономические - это:

1) перераспределительные

2) антиципационные (эмиссионные).

Существуют пространственные, временные, качественные, количественные, макроэкономические (для народного хозяйства в целом) и
микроэкономические (индивидуальные границы), верхние и нижние, внешние и внутренние границы кредита.

Перераспределительные границы определяются ресурсами. В идеале сумма кредитов должна быть равна сумме кредитных ресурсов.
Фактически сумма кредитов не больше суммы кредитных ресурсов, но не более, чем на сумму прироста производства. В процессе производства создаются ресурсы, в том числе кредита. Сумма кредитов может быть меньше суммы кредитных ресурсов при нарушении принципов кредитования (срочность, обеспеченность, целевой характер кредита). Таким образом, сумма кредитов не просто механически равна сумме кредитных ресурсов, а она базируется на этой сумме, но она может и отклоняться.

Антиципационные границы (эмиссионные) кредита. Все денежные средства - наличные и безналичные - должны иметь кредитную основу. Выдача кредита увеличивает количество денег или денежную массу, погашение кредита уменьшает количество денег (наличных и безналичных), поэтому предоставление ссуд должно осуществляться на макроуровне с учетом действия денежно-кредитных законов. На основе бюджетных денежных доходов и
расходов населения и плана кассовых оборотов.

На уровне конкретных коммерческих банков обязательно надо учитывать данные кредитных планов, т.к. там определены ресурсы кредитования (кредитный потенциал коммерческого банка), складываемые из собственных средств банка, привлеченных средств в виде депозитов вкладчиков и средств коммерческого банка на межбанковском рынке, эмиссии. Другая часть кредитного плана - направление (размещение) ресурсов.

Количественные границы принимают вид в форме лимитов кредитования.
Лимит кредитования - это предельная сумма выдач кредита или предельная сумма задолженности банку по ссудам, установленная кредитным планом.

Различают следующие виды лимитов кредитования:

По назначению:

- лимиты выдач (предельная сумма выдач кредитов в планируемом периоде);

- лимит задолженности (предельная сумма задолженности на конец определенного периода);

Лимит выдач устанавливается по каждому хозяйствующему субъекту, по каждому объекту.

Лимит задолженности устанавливается по каждому объекту кредитования, по каждому хозяйствующему органу, по каждому
учреждению банка.

По срокам действия:

- выходной лимит;

- внутриквартальный;

- снижающийся;

- контрольная цифра кредитования.

Выходной лимит - это предельная сумма задолженности банку по ссудам на конец квартала. На протяжении квартала сумма задолженности может превышать максимальную величину на конец квартала.

Внутриквартальный лимит - предельная сумма задолженности внутри квартала. Это используется как дополнительный лимит к выходному. Задолженность должна быть погашена до конца квартала.

Снижающийся лимит - разновидность внутриквартального. Особенность: задолженность внутри квартала всегда ниже, чем на начало квартала.
Контрольная цифра кредитования - разновидность выходного лимита, когда фактическая задолженность заемщика перед банком строго
не ограничивается. Эта цифра может быть превышена, в случае превышения заемщик уплачивает банку повышенные проценты, это условия договора, а не санкция банка.

По субъектам лимитирования:

- индивидуальные для каждого предприятия;

- для каждого банка;

-общебанковские - для всех банков.

По способу использования - твердый лимит.

Кредитная система

Необходимость кредитных отношений в рыночной экономике общеизвестна. С одной стороны, у отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных отношений возникают временно свободные денежные средства: излишки денежных средств в виде амортизационных отчислений, временно свободные средства в связи с несовпадением времени реализации товаров и услуг и времени приобретения новых партий сырья, материалов и т.д., а также в связи с сезонным производством; средства, накопленные, но не использованные для расширения производства, выплаты заработной платы, денежные доходы и сбережения населения. С другой стороны, у участников рыночных отношений возникает потребность в дополнительных средствах, сверх тех, которые они имеют на данный момент.

Возникает противоречие, вполне разрешимое с помощью особой инфраструктуры рыночного хозяйства - кредитной системы.

Кредитная система – совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения.

Современная кредитная система представляет собой многоуровневый механизм аккумулирования и перераспределения финансовых активов. Она состоит из следующих основных элементов:

1) Центральный банк

2) Коммерческие банки (сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки, специализированные торговые банки).

3) Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы.

4) кредитное законодательство.

Основной инструмент – ссуда, которая выдается на условии договора.

Цель кредитной системы — аккумуляция свободных денежных капиталов, части доходов различных слоев населения и предоставление их в кредит физическим и юридическим лицам (правительству, компаниям и т. д.), а также владение и управление фиктивным капиталом.

Центральные банки — это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое место и являются, как правило, государственными учреждениями.

К основным функциям центрального банка относятся следующие:

1. Эмиссионная функция, сохраняющая свое значение, поскольку наличность по-прежнему необходима для значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств.

2. Функция аккумулирования и хранения кассовых резервов для коммерческих банков, то есть каждый банк — член национальной кредитной системы обязан хранить на резервном счете в Центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. Одновременно Центральный банк по традиции является хранителем официальных золотовалютных резервов страны (официальные валютные резервы России в 1993 г. составили 4 млрд. долл. и около 300 т золота).

3. Функция кредитования коммерческих банков, характерная для социалистической экономики при государственной монополии на кредитную деятельность, а также для переходного периода, сопровождающегося нехваткой средств в руках частных финансовых институтов. Менее проявляется она в развитой рыночной экономике, где подобное кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей.

4. Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов, так как в бюджетах различного уровня аккумулируется до половины и более ВВП стран. Данные средства накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них. При этом, центральные банки ведут счета правительственных учреждений и организаций. Кроме того, они осуществляют операции с государственными ценными бумагами, предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. Центральные банки также проводят по поручению правительственных органов операции с золотом и иностранной валютой.

5. Клиринговая функция или функция проведения безналичных расчетов. Так, в ряде стран центральный банк ведет операции по общенациональному клирингу, выступая посредником между коммерческими банками, расположенными в разных районах страны. Примером общенациональной расчетной палаты может служить Федеральная резервная система Соединенных Штатов.

Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов.

Выделяют несколько их функций:

1. Аккумулирование бессрочных депозитов, или ведение текущих счетов, и оплата чеков, выписанных на эти банки.

2. Предоставление кредитов предпринимателям.

Особая заслуга коммерческих банков также состоит в осуществлении расчетов в масштабах всего национального хозяйства. На базе их операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).

В последние годы важную роль стали выполнять специализированные небанковские кредитно-финансовые институты, которые заняли видное место в накоплении и мобилизации денежного капитала. Эти институты существенно потеснили банки в аккумуляции сбережений населения и стали важными поставщиками ссудного капитала.

Росту влияния специализированных небанковских учреждений способствовали три основные причины: рост доходов населения в развитых капиталистических странах; активное развитие рынка ценных бумаг, оказание этими учреждениями специальных услуг, которые не могут предоставлять банки. Кроме того, ряд специализированных небанковских учреждений (страховые компании, пенсионные фонды) в отличие от банков могут аккумулировать денежные сбережения на довольно длительные сроки и, следовательно, делать долгосрочные инвестиции.

Основные формы деятельности этих учреждений на рынке ссудных капиталов сводятся к аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через все виды акций, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи.

Указанные институты ведут острую конкуренцию между собой как за привлечение денежных сбережений, так и в сфере кредитных операций.

Страховые компании конкурируют с пенсионными фондами за привлечение пенсионных сбережений и вложение их в акции. Ссудо-сберегательные ассоциации ведут борьбу со страховыми компаниями в сфере ипотечного кредита и вложений в недвижимость, а также в области инвестирования в государственные ценные бумаги. Финансовые компании соперничают со страховыми компаниями в сфере потребительского кредита. Инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды конкурируют между собой за вложения в акции. Кроме того, все виды этих учреждений конкурируют с коммерческими и сберегательными банками за привлечение сбережений всех слоев населения. При этом необходимо отметить, что конкуренция как между специализированными небанковскими учреждениями, так между ними и банками носит так называемый неценовой характер. Это объясняется, прежде всего, спецификой пассивных операций каждого вида кредитно-финансовых учреждений. Так, в банковском деле действует процентная ставка по вкладам (депозитам) и предоставляемым кредитам, в страховом деле - страховой тариф, который определяет размер страховой премии и страхового возмещения, у инвестиционных компаний - курсовая разница выпускаемых и приобретаемых ими акций. Поэтому неценовая конкуренция определяется в первую очередь несопоставимостью операций и цен за них. Сопоставимость возможна лишь при инвестировании в однородные, одинаковые по своей природе объекты. В данном случае можно говорить о сопоставимости в государственные ценные бумаги и некоторые виды акций, а также в ипотечный и потребительский кредиты.

Кредитные системы отдельных стран при всем их разнообра­зии имеют общие черты. Они складываются из банковской сис­темы и совокупности небанковских кредитно-финансовых институтов

Банковские системы, имеют обычно два уровня:

1. центральный банк;

2. коммерческие банки.

Но иногда банковская система бывает и трехуровневой (например, в США):

1. Казначейство;

2. 12 окружных федеральные резервных банков;

3. 5000 банков-членов.

Следует отметить, что банковская система России претерпевала различные структурные и функциональные изменения. Так конструктивное изменение наступило в 1987 году (тогда еще СССР), когда советское руководство приняло решение о реорганизации банковской системы. Начавшая работать реорганизованная система включала Государственный банк СССР и пять специализированных банков (см. рис.5.2.2.). Классификация границ кредита - student2.ru

Рис. 5.2.2 Банковская система СССР в начале 1988 года

За короткое время произошла новая трансформация банковской системы, которая имела такое строение (рис. 5.1.3.)

Классификация границ кредита - student2.ru Классификация границ кредита - student2.ru

Рис. 5.1.3 Трехуровневая банковская система СССР (1988 – 1991 гг.)

Классификация границ кредита - student2.ru И как итог мы можем наблюдать нынешнюю российскую банковскую систему двух ярусов: Банк России (банк банков) и широкую сеть коммерческих, ипотечных, инновационных и других банков (рис.5.1.4).

Классификация границ кредита - student2.ru

 
 
Рис. 5.2.4 Двухъярусная банковская система

Политика Банка России

Достаточно высокая зависимость российской экономики, включая государственный бюджет, от часто меняющихся внешнеэкономических условий предопределяет использование Банком России в настоящее время режима управляемого плавающего валютного курса. Этот режим вполне адекватен экономической ситуации, поскольку позволяет снижать негативное влияние фактора нестабильности мировых цен на денежно-кредитную политику при меньшем вмешательстве Банка России в работу внутреннего валютного рынка. Сильный платежный баланс создает условия для укрепления валютного курса рубля не только в реальном, но и в номинальном выражении. Однако Банк России предпринял ряд шагов для того, чтобы этот процесс не носил резкого или искусственного характера.

Банк России пытается последовательно снижать инфляцию, создавать тем самым благоприятные условия для долгосрочного экономического развития страны. Поэтому главной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, является устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.

В рамках денежной программы проводится согласование на макроэкономическом уровне параметров денежно-кредитной сферы на предстоящий год с прогнозируемыми тенденциями развития бюджетной сферы, внешнеэкономического и реального секторов экономики с целью достижения запланированных темпов инфляции.

Показатели денежной программы не являются жестко заданными и при необходимости могут быть скорректированы в зависимости от развития макроэкономической ситуации, в том числе значительно - при реализации крайних ее сценариев.

Банк осуществляет кредитование реальной экономики. Прежде всего, следует отметить, что непосредственное кредитование реального сектора экономики не является прерогативой Банка России. Тем не менее, улучшение макроэкономической ситуации и взвешенная денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, позволяют создать благоприятные условия для расширения кредитной активности банков и повышения доступности кредитов для экономических агентов. В частности, этому способствует общее снижение инфляции, плавная динамика обменного курса, устойчивость финансовых рынков, снижение доходности различных финансовых инструментов и выравнивание их уровня, рост долгосрочной депозитной клиентской базы кредитных организаций. Кроме того, Банк России способствует снижению системных рисков, развивая надзор и контроль за банковской системой, совершенствуя платежную систему.

Банк России развивает систему инструментов, позволяющих обеспечить сбалансированное и устойчивое состояние денежно-кредитной сферы при различных сценариях экономического развития. Эти инструменты предназначены для регулирования текущей ликвидности банковской системы (то есть для изъятия и предоставления денежных средств банкам в соответствии с необходимостью исполнения ими своих краткосрочных обязательств), а также для формирования совокупного предложения денег на долгосрочную перспективу. При этом Банк России постоянно работает над тем, чтобы обеспечить равные условия доступа к инструментам денежно-кредитного регулирования для всех кредитных организаций — участников рынка.

У Банка России есть определенное видение политики процентных ставок. Необходимо подчеркнуть, что регулирование процентных ставок по собственным операциям Банка России является инструментом денежно-кредитной политики, и они не выступают в качестве ее целевого ориентира. Действия Банка России по изменению процентных ставок по своим операциям будут зависеть от экономической ситуации. При этом в условиях снижения инфляции, проведения сбалансированной бюджетно-налоговой политики и уменьшения рыночных рисков в 2007 г. Банк России прогнозирует продолжение тенденции к последовательному снижению уровня процентных ставок по кредитам нефинансовым заемщикам, что будет способствовать дальнейшему росту доступности кредитных ресурсов для реального сектора экономики.

Банк России формирует коридор процентных ставок денежного рынка путем объявления ценовых условий операций по привлечению и предоставлению денежных средств и в рамках границ этого коридора задавать средний уровень стоимости кредитных ресурсов.

Кроме того, для более активного сглаживания конъюнктурных колебаний на денежном рынке, не имеющих в своей основе фундаментальных экономических предпосылок, Банк России воздействует на уровень ставок путем проведения операций на рыночных условиях.

Коммерческие банки

Закон Российской Федерации от 3 февраля 1996 г., внесший изменения и дополнения к закону ''О банках и банковской деятельности в РСФСР'' от 2 декабря 1990 г. лежит в основе современной деятельности коммерческих банков. Изменения и дополнения не были столь существенными, но они констатировали функционирование кредитной системы уже в Российской Федерации, а не в СССР.

Закон о банках России закрепил то, что уже произошло в стране с 1987 г., и учел опыт законодательств западных стран. В нем сформулированы основные положения для функционирования КБ. Так, банки обязаны работать на условиях возвратности, платности и срочности привлекаемых средств и предоставляемых услуг. Они могут создавать союзы и ассоциации, объединения и холдинги. Коммерческим банкам разрешено осуществлять активные, пассивные и комиссионные операции, а также проводить расчеты по поручению клиентов и банков корреспондентов.

Закон декларирует независимость КБ от органов исполнительной и представительной власти и местного самоуправления. Вместе с тем предусматривается регистрация в Центробанке уставных фондов, выдача лицензий на банковскую деятельность, а также их отзыв. Банку России предоставлено право направлять банкам предписания об устранении обнаруженных у них недостатков, налагать штрафы, требовать аудиторской проверки и смены руководства, назначать временную администрацию по управлению банком, запрещать на время выполнение определенных операций. Решение ЦБР коммерческие банки могут обжаловать.

Коммерческие банки обязаны публиковать регулярно свои балансы и счета о прибылях и убытках, образовывать резервные фонды, которые формируются из прибыли до налогообложения. К их числу относятся минимальные резервы по депозитам, которые КБ должны депонировать на счетах ЦБР. Кроме того, ЦБ определяет нормы резервов на покрытие возможных убытков от рискованных операций. Коммерческим банкам разрешены филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами и действуют на основе законодательства соответствующих территорий от имени создавшего их КБ.

По закону КБ обязан соблюдать тайну по операциям, счетам вкладов своих клиентов и корреспондентов. Справки они могут давать, кроме своих клиентов, только судам, арбитражным судам, органам налоговой службы, налоговой полиции, аудиторам и, при согласии прокурора, следственным органам.

КБ на договорных началах могут размещать средства друг друга в форме кредитов (МБК), привлекать вклады физических и юридических лиц, осуществлять расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и корреспондентские счета. Расчетные операции КБ проводят по правилам, установленным Банком России, а также в формах, принятых в международной банковской практике. Антимонопольные правила в сфере банковской деятельности контролируются также банком России и Госкомитетом по антимонопольной политике.

В случае не возврата кредита КБ имеют право обращаться в арбитражный суд. Клиенты КБ по закону свободны в выборе банков и могут иметь счета в нескольких банках.

Участие иностранных банков ограничено 12% совокупного капитала коммерческих банков России. В настоящее время на иностранные банки приходится 8% совокупного капитала.

Место и роль КБ в кредитной системе и экономике существенно отличается от функций ЦБР. Если ЦБ имеет дело с правительством и коммерческими банками, то последние, кроме того, и главным образом непосредственно связаны с хозяйственными субъектами.

Наши рекомендации