Понятие рынка банковских услуг
Рынок банковских услуг –представляет собой сферу формирования спроса и предложения на услуги банков, направленных на комплексное и максимальное удовлетворение потребностей клиентов в различных направлениях деятельности.
Субъекты р.бан-х услуг – коммерческие банки, маркетинговые отделы и фирмы, маркетологи, клиенты банка.
Основными критериями для структурирования банковского рынка являются:
§ объект купли-продажи (товар);
§ целевые группы потребителей;
§ пространственный признак.
Наиболее распространенным является структурирование банковскою рынка по товарному (продуктовому) признаку, т.е. по видам оказываемых услуг. В товарной структуре банковского рынка можно выделить:
- рынок кредитных услуг; Кредитование ,Косвенное кредитование(Лизинговый бизнес Факторинговый бизнес Форфейтинговый бизнес Учетно-вексельный бизнес Гарантийный бизнес)
-рынок инвестиционных услуг; Сберегательное дело , Инвестиционное посредничество(Срочные депозиты ,Инвестиционное посредничество на фондовом рынке, Инвестиционное посредничество на рынке драгоценных металлов и художественных ценностей, Инвестиционное посредничество на рынке недвижимости, Дилинговый бизнес)
-рынок расчетно-кассовых услуг; Расчетно-кассовое обслуживание, Выпуск и обслуживание пластиковых карт, Валютное обслуживание
-рынок трастовых услуг; Доверительное управление, Агентское обслуживание
-рынок консультационных услуг; Аудиторское обслуживание, Правовое консультирование, Управленческое и финансовое консультирование, Информационное обслуживание,Образовательное обслуживание
-прочие рынки Хранение, охрана и транспортировка ценностей Страхование Рекламное дело Нотариальное обслуживание Разработка банковских технологий.
19.Рынок розн. банковских услуг – это сфера рын. отношений, кот. складываютя по поводу удовлетворения потребностей массового потребителя в банковских услугах. Рынок розничных банковских услуг в РБ имеет свою институциональную структуру (банки, филиалами, небанк. кред–фин учреждениями) и инфраструктуру (совокупностью организационно–тех элементов, кот.обслужив. рынок розн. банковских услуг -мини–офисы, обменные пункты валют, банкоматы, инфокиоски, терминалы). Осн. участниками на рынке розничных банковских услуг - банки, небанковские кредитно–финансовые учреждения и физические лица.
Осн. элементом, по поводу кот. возникают отношения между участниками розничного рынка - банковская услуга. Банковская услуга – деят. банка, осуществляемая по поручению клиента с целью удовлетворения его потребностей в банковском обслуживании; розничная банковская услуга – услуга, ориентированная на массового потребителя (операции по кредитованию физических лиц, вкладные операции, валютно-обменные, расчетные операции). В РБ наиболее распространенными операциями на рынке розничных услуг явл. кредитование населения, вкладные операции и расчеты пластиковыми карточками.
Рынок розничных банковских услуг – это сфера рыночных отношений, складывающихся по поводу удовлетворения потребностей физ лиц в банковских услугах.
Для повышения эффектив-сти банк-ой деят-ти банки должны осваивать и предлагать клиентам новые банковские услуги.
Одним из направлений маркет-х исслед-ий явл понимание и мотивация потребителей банк-ого продукта и услуг для более полного удовлетворения их потребностей.
На покупательское поведение и принятие решения о приобретении бан-го продукта, услуги оказывают влияние внешние побудительные и факторы личностного порядка.
Процесс принятия решений о покупке банк-го продукта вкл-т след стадии:
- Осознание потребности(воздействие мотивации);
- Поиск информации(реклама)
- Оценка и сравнение вариантов с точки зрения удовлетворения потребностей и выгодности приобретения
- Решение о приобретении банк-го продукта
- Реакция на покупку.
Основными тенденциями развития рынка банк-х услуг явл:
- Стандартизация и автоматизация стратегий продаж
- Внедрение современных стратегий продаж
- Повышение качества обслуживания населения.
20.Корпоративные клиенты банка – это юридические лица и ИП, клиенты коммерческого банка.
Особенности:
1. Сложная организационная структура клиента.
2. Особенность финансовых потоков и сложность управления ими.
3. Широкий спектр потребностей в финансовых услугах.
4. Испытывающие необходимость в концентрации финансовых ресурсов.