Классификация рисков и способы управления ими в системе внешнеэкономической деятельности
Деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника ВЭД. Под рисками понимаются возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника ВЭД.
Все риски делятся на две группы: зависимые от деятельности предприятия, или внутренние, и не зависимые от деятельности предприятия, или внешние. Принципиальное отличие между ними состоит в том, что на первую группу рисков предприятие в состоянии повлиять, т.е. принять меры по устранению источников этих рисков. На вторую группу рисков предприятие повлиять не в силах, так как их наступление практически не зависит от его усилий.
Работа по управлению внешнеэкономическими рисками включает следующие функции:
· анализ ситуации и определение возможных рисков;
· оценка вероятного ущерба и принятие решений, направленных на его снижение;
· реализация принятых решений и контроль за их выполнением.
Главная проблема управления рисками во ВЭД предприятия состоит в управлении внешними рисками. Можно выделить следующие группы методов, направленных на уменьшение возможных убытков, вызываемых этими рисками:
Страхование, т.е. использование различных видов полисов, договоров страхования, применяемых в международных торгово-экономическиих отношениях.
Хеджирование, как метод использования биржевых фьючерсных контрактов и опционов.
Применение различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, сводящих к минимуму риск неплатежа за поставленные товары, или неполучение товаров против их оплаты (подтвержденный документарный аккредитив, различные банковские гарантии, авалирование, залог и др.).
Анализ и прогнозирование конъюнктуры на внешнем рынке, планирование и своевременная разработка мероприятий за счет собственных или заемных ресурсов с целью избежать возможных убытков, вызванных неблагоприятными конъюнктурными изменениями.
Для борьбы с внутренними рисками применяются известные методы управления. Например, для устранения рисков аварий, пожаров применяются меры безопасного ведения производства, противопожарные мероприятия.
Для уменьшения рисков невыполнения плановых заданий по объему и качеству выпускаемой продукции разрабатываются соответствующие организационно-технологические мероприятия, включающие систему текущего и оперативно-календарного планирования, систему управления качеством и другие аналогичные мероприятия, имеющие целью создание на предприятии системы, исключающей невыполнение плановых заданий в срок и надлежащее качество продукции. Для снижения других внутренних рисков также разрабатываются адекватные мероприятия, главным критерием которых является их эффективность, т. е. отношение результата (уменьшение убытков или прирост прибыли) к затратам на их осуществление.
На рисунке 2 представлены группы методов, направленных на уменьшение возможных убытков, вызываемых этими рисками.
В международной классификации страхования ВЭД выделяют три отрасли:
имущественное страхование, страхование ответственности, личное страхование.
Рисунок 2 – Основные методы управления рисками
Среди имущественных видов страхования наиболее часто применяются следующие:
страхование грузов;
страхование судов (морское каско);
страхование воздушных судов;
страхование автомобилей;
страхование экспортных кредитов;
страхование убытков от перерывов производства или коммерческой деятельности;
страхование имущества, находящегося за границей, от огня и других опасностей;
страхование имущества нерезидентов от огня и других опасностей;
другие виды имущественного страхования.
К страхованию ответственности, применительно к ВЭД относятся:
международный полис автогражданской ответственности (система “Зеленой карты”);
страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов, являющееся обязательным при полетах за рубеж;
страхование гражданской ответственности перевозчиков;
страхование ответственности производителей товаров;
страхование профессиональной ответственности, в частности таможенных брокеров, юридических консультантов и юридических фирм, частных нотариусов, аудиторов, и других видов предпринимательской деятельности;
другие виды страхования ответственности.
Личное страхование в меньшей мере непосредственно связано с ВЭД, однако следует выделить виды страхования, без которых невозможно развитие, например, международного туризма:
комплексное страхование граждан, выезжающих за рубеж;
страхование от несчастных случаев, выезжающих за рубеж;
страхование медицинских расходов при выезде за границу;
другие виды личного страхования.
Таким образом, современное страхование предлагает широкий набор услуг, связанных с ВЭД. Однако практика показывает, что участники ВЭД используют чаще всего те виды страхования, которые являются обязательными для осуществления ВЭД. Довольно часто применяются виды страхования, являющиеся частью международных торговых обычаев. Сравнительно реже применяются виды страхования, которые были бы эффективны в той или иной конкретной ситуации, и которые не применяют в силу недостаточной культуры страхования, в том числе и из-за незнания возможностей, предоставляемых современным страхованием[9].
Страхование грузов
В соответствии с Международными правилами "Инкотермс-90", составленными и рекомендованными Международной торговой палатой и применяемыми во внешней торговле, определяются два важных условия экспортно-импортной сделки – момент перехода риска потери или повреждения товара и распределения затрат между продавцом и покупателем[10].
Как показывает анализ широко применяемых в международной торговле правил "Инкотермс-90", обязательства относительно страхования грузов содержатся только при поставке грузов на условиях CIF и CIP[11]. При поставке на этих условиях продавец обязан застраховать товар в страховой компании с хорошей репутацией. Учитывая то обстоятельство, что переход риска потери и/или повреждения груза не совпадает с распределением затрат между продавцом и покупателем, получателем страхового возмещения по договору страхования (выгодоприобретателем) при поставке на условиях CIF или CIP является покупатель. Соответственно страховой полис вместе с другими документами, предусмотренными контрактом, передается покупателю. Минимальная страховая сумма должна покрывать сумму контракта (т. е. стоимость товара и фрахта) плюс 10% и должна быть установлена в валюте контракта.
Международные правила требуют заключения договора страхования, если в контракте не оговорено иное, на условиях минимального покрытия рисков, что соответствует условиям Оговорок "С" Института Лондонских страховщиков по страхованию грузов, или условиям "Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения" Правил "Ингосстраха". При всех остальных условиях поставки по "Инкотермс-90" не содержится требований к сторонам по обязательному страхованию грузов.
Исключения для
всех вариантов
страхования
Риски, покрываемые
условиями страхования
«От всех рисков»
Риски, покрываемые
условиями страхования
« С ответственностью за
частную аварию» и
«Без ответственности
за повреждение,
кроме случаев крушения»
Поле всех
Возможных рисков
Рисунок 3 – Схема формирования рисков при страховании грузов
Большое распространение во внешней торговле получили правила, которые именуются как Оговорки "А", "В" и "С" Института Лондонских страховщиков по страхованию грузов". Эти правила предусматривают три варианта страхования ("А", "В" и "С"). Эти три варианта страховой защиты груза отличаются разной степенью ответственности страховщика за возможные риски (рис.3).
В практике страхования существуют два основных принципа формирования рисков, обеспечивающих страховую защиту. Оба они используются в страховании грузов[12].
Первый принцип построен на методе исключения, т. е. по этому принципу страхуется груз от всех рисков, за исключением некоторых. Именно по этому принципу построена страховая защита при страховании на условиях "С ответственностью за все риски, а также Оговорки "А" Института Лондонских страховщиков по страхованию грузов. В соответствии с этими Правилами транспортного страхования грузов не возмещаются убытки, происшедшие вследствие факторов указанных на рисунке 4.
Второй принцип построен на методе включения, т. е. груз считается застрахованным только от тех рисков, которые перечислены. Именно по этому принципу построена страховая защита при страховании на двух других условиях[13]. Оговорок "В" и "С" Института Лондонских страховщиков по страхованию грузов. Анализ схемы, иллюстрирующей Правила транспортного страхования грузов, показывает, что второй и третий варианты обеспечивают меньшую защиту грузов от возможных рисков и включают риски, обозначенные на рисунке 5 цифрами 1, 2, 3, 4 я 5:
1 – огонь, молния, буря, вихрь и другие стихийные бедствия, крушение или столкновение судов, самолетов и других перевозочных средств между собой или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадка судна на мель, провал мостов, взрыв, повреждение судна льдом, подмочка забортной водой;
2 – пропажа судна или самолета без вести;
3 – несчастные случаи при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;
4 – общая авария;
5 – все необходимые и целесообразные произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.
Рисунок 4 – Классификация невозмещаемых убытков при страховании грузов во внешнеэкономической деятельности
Страховым случаем при условиях "С ответственностью за все риски" признается:
а) повреждение или полная гибель всего или части груза, происшедшие по любой причине;
б) повреждение или полная гибель всего или части груза при общей аварии.
При этих условиях Страхователю выплачивается также страховое возмещение необходимых и целесообразно произведенных расходов по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.
При условиях "С ответственностью за частную аварию":
а) повреждение или полная гибель всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря, землетрясения, наводнения, извержения вулкана или других стихийных бедствий, крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а также вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;
б) пропажа перевозочного средства без вести;
в) повреждение или полная гибель всего или части груза вследствие несчастного случая при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;
г) общая авария.
Эти условия предусматривают также выплату Страхователю страхового возмещения необходимых и целесообразно произведенных расходов по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.
При условиях "Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения":
а) полная гибель всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря, землетрясения, наводнения, извержения вулкана и других стихийных бедствий, крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва повреждения судна льдом, подмочки забортной водой;
б) пропажа перевозочного средства без вести;
в) полная гибель всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;
г) повреждение груза вследствие крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собой или со всяким неподвижным, или плавучим предметом (включая лед), посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне, самолете или другом перевозочном средстве;
д) общая авария.
Эти условия предусматривают также выплату Страхователю страхового возмещения необходимых и целесообразно произведенных расходов по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.
При всех вышеуказанных условиях страхования к страховым случаям не относятся:
а) случаи, когда повреждение или полная гибель всего или части груза произошли вследствие умысла или грубой неосторожности Страхователя, а также вследствие нарушения им установленных Правил перевозки, пересылки и хранения груза;
б) нормативная утечка, потеря веса и объема или нормативный износ застрахованного груза;
в) повреждение или полная гибель всего или части груза вследствие всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими видами военного оружия, пиратских и разбойных действий, а также вследствие гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения грузов по требованию военных или гражданских властей;
г) повреждение или полная гибель всего или части груза вследствие прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов;
д) повреждение или полная гибель всего или части груза вследствие необеспечения достаточной или соответствующей упаковки или вследствие неправильной подготовки застрахованного груза, а также отправления груза в поврежденном состоянии;
е) повреждение или полная гибель всего или части груза вследствие внутренних свойств груза и его естественных качеств (усушки, брожения, самовозгорания и т.п.), влияния температуры, трюмного воздуха;
ж) повреждение груза червями, грызунами или насекомыми;
з) функциональные нарушения без внешнего повреждения груза;
и) повреждение или полная гибель всего или части груза вследствие непосредственной задержки его доставки, падения цен; не возмещаются косвенные убытки Страхователя за исключением убытков от общей аварии;
к) повреждение или полная гибель всего или части груза вследствие неплатежеспособности или невыполнения обязательств Страхователем;
л) повреждение или полная гибель всего или части груза вследствие нарушения гарантии мореходности судна и гарантии пригодности его к доставке застрахованного груза к месту назначения.
Также в некоторых случаях страхованием не покрывается, если по взаимному соглашению Сторон в Договоре страхования не предусмотрено иное:
а) повреждение или полная гибель всего или части груза вследствие отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками;
б) обесценение груза вследствие загрязнения или порчи тары при целости наружной упаковки;
в) выбрасывание за борт и смытие волной палубного груза или груза, перевозимого на беспалубных судах;
г) повреждение или полная гибель всего или части груза вследствие разбойного нападения и других умышленных противоправных действий третьих лиц, а также кража, пропажа целых или части мест, недоставка целых мест.
Условия и перечень страховых случаев, при наступлении которых Страховщик обязан произвести выплату страхового возмещения Страхователю, определяются в Договоре страхования и указываются в Страховом Полисе.
Договор страхования заключается на основании письменного заявления Страхователя.
В заявлении должны быть указаны следующие сведения:
- точное название, род упаковки, число мест и вес груза;
- номера и даты коносаментов или других перевозочных документов;
- пункты отправления, перегрузки и назначения груза;
- вид транспорта (при морской перевозке - название, год постройки и тоннаж судна);
- дата отправки груза;
- стоимость груза (страховая стоимость);
- вид страховой ответственности (условия страхования).
Страхователь обязан сообщить все известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска.
По решению Страховщика Договор может заключаться с осмотром имущества и составлением его описи, в которой в зависимости от вида груза указываются наименование и инвентарный номер (если он имеется), количество, цена, марка, год выпуска, номер технического паспорта и общая стоимость.
Страховая сумма определяется Страхователем, но она не должна превышать стоимость груза, указанной в счете поставщика с включением расходов по перевозке, если не обусловлено иное.
Договор страхования может заключаться как по месту нахождения отправляемого груза, так и по месту его получения.
Договор страхования считается заключенным:
а) при уплате наличными деньгами первого или единовременного взноса - с 00 часов дня, следующего за днем уплаты взноса;
б) при уплате взноса по безналичному расчету - с 00 часов дня, следующего за днем зачисления первого или единовременного взноса на счет Страховщика.
При определении по Договору размера страховой суммы стороны могут оговорить размер франшизы - некомпенсируемого Страховщиком убытка. В зависимости от размеров франшизы и страховой суммы устанавливается размер скидки с суммы страховых взносов.
Факт заключения Договора страхования удостоверяется Страховым Полисом, который Страховщик выдает Страхователю в трехдневный срок с момента заключения Договора.
Специфическим при страховании грузов является страхование (при всех трех условиях) убытков, расходов и взносов от общей аварии. Применяется оно при морской перевозке грузов и означает общую опасность, которая угрожает судну, грузу и фрахту одновременно. В этом случае экипаж судна может осуществить действия, направленные на общее спасание судна и груза и приводящие к ущербу для отдельных лиц – владельцев груза. Например, на борту возник пожар. Для предотвращения распространения огня часть груза может быть выброшена за борт и/или залита водой. В этом случае ущерб и расходы от общей аварии раскладываются на владельцев грузов, судна и фрахта пропорционально их стоимости. Производится расчет убытков – диспаша[14]. У всех участников общей аварии (владельцев грузов и др.) возникает либо обязанность возместить ущерб и расходы от общей аварии, либо право требовать возмещения ущерба. Причем эти права и обязанности возникают согласно Кодексу торгового мореплавания независимо от того, застрахован ли груз. Страхование в этом случае позволяет оперативно урегулировать претензии по возможному ущербу от общей аварии.
Таким образом, при заключении экспортного или импортного контракта перед продавцом или покупателем неизбежно встает вопрос об уменьшении вероятного ущерба. Выбор того или иного варианта страхования стороны решают либо совместно (при поставке на условиях CIF или CIP), либо каждая сторона решает этот вопрос для себя самостоятельно, учитывая распределение рисков.
По согласованию сторон также могут быть застрахованы риски, которые обычно являются исключением. Например, по отдельному договору страхуются военные риски, волнения и др. При страховании важное значение имеет выбор страховой компании. В настоящее время в России действует большое количество страховых компаний, однако, полноценную страховую защиту груза могут обеспечить далеко не все.