Прекращение действия договора страхования.

а) В каких случаях прекращается договор страхования

Договор страхования прекращается, как и все договоры, по истечении срока его действия, но для договора страхования имеются специальные правила его досрочного прекращения:

если отпала возможность наступления страхового события и

если от договора отказался страхователь.

Прекращение договора в связи с отказом страхователя возможно только в том случае, если возможность наступления страхового события не отпала. Это ясно, так как, если она отпала, то договор прекращается из-за самого этого и, естественно, не может быть прекращен вторично.

Прекращение договора в связи с тем, что отпала возможность наступления страхового события нуждается в объяснении. Как мы уже неоднократно подчеркивали, страхование без страхового интереса невозможно. Поэтому с исчезновением интереса должен, по идее, прекращаться и договор страхования. Но в законе прямо не предусмотрено исчезновение страхового интереса в качестве основания для досрочного прекращения договора страхования. Однако, в п.1 статьи 958 ГК сформулировано следующее правило “Договор страхования прекращается... если... возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай.”. Это правило, по существу и означает прекращение договора в связи с исчезновением страхового интереса.

Вот простой пример прекращения договора в связи с тем, что отпала возможность наступления страхового события. По договору смешанного накопительного страхования жизни предусматриваются обычно следующие страховые случаи - дожитие до определенного возраста и смерть в результате несчастного случая. Человек при этом может умереть и не от несчастного случая, а просто потому, что, как говорится, “его время пришло”, т.е. от естественных причин. Такая смерть не является страховым случаем по договору страхования, но договор при этом прекращается в связи с тем, что возможность наступления страхового события отпала.

б) Последствия прекращения договора

Поскольку обязательства возникают из договора, то, по идее, при его прекращении должны прекращать свое действие и обязательства. Однако, для того, чтобы это произошло, такое условие должно содержаться в самом договоре, а “Договор, в котором отсутствует такое условие признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства”. Эта норма, содержащаяся в статье 425 ГК, рассматривает именно обязательство, как основу для определения срока действия договора, а не договор, как основу для определения срока действия обязательства.



Прекращение действия договора не прекращает и ответственность за неисполнение обязательства даже в том случае, когда обязательство прекратило свое действие. Окончание срока действия договора не освобождает от ответственности - это правило также установлено статьей 425 ГК.  
Прекращение действия договора не прекращает и ответственность за неисполнение обязательства даже в том случае, когда обязательство прекратило свое действие

В договорах страхования обычно не пишут, что страховая защита прекращается в момент окончания срока действия договора - это считается само собой разумеющимся. Однако, из статьи 425 ГК вытекает совершенно другое и одному страхователю удалось проверить на себе действе этого правила статьи 425. Страховались партии груза, отправляемые по железной дороге и, как обычно, было установлено, что страховая защита по каждой партии прекращается в момент ее сдачи железной дорогой получателю. Последняя партия отправленного груза пропала, но пропала уже после того, как истек срок действия договора страхования. Страхователь потребовал от страховщика выплатить деньги, но тот отказал, так как страховой случай произошел после прекращения договора. Страхователь предъявил иск в арбитражный суд и суд решил дело в пользу страхователя, так как срок окончания действия страхового обязательства к моменту наступления страхового случая еще не истек, а значит, по правилам статьи 425 ГК, договор действовал. Как мы видим, проверка оказалась удачной для страхователя и неудачной для страховщика.

В договоре страхования автомашины на случай аварии премия вносилась в рассрочку двумя взносами и было предусмотрено, что при просрочке внесения взноса страхователь платит неустойку 0,3% от суммы взноса в день. Страхователь внес первый взнос, а второй вносить не стал. За просрочку была предусмотрена неустойка. В период действия договора страховых случаев не происходило и срок, на который был заключен договор истек. Страховщик обратился в суд с требованием о взыскании со страхователя взноса и неустойки, мотивируя это тем, что страховая защита за весь период действия договора предоставлялась и должна быть оплачена. Страхователь возражал, что срок действия договора и всех обязательств по нему истек. Суд удовлетворил все требования страховщика, так как ответственность за неисполнение обязательства по договору действует независимо от того истек срок действия договора или нет.

Страховой маркетинг.

Это система понятий и приемов, с помощью которых достигается взаимопонимание и эффективное взаимодействие страховщика и страхователя — оптимизация их финансово-экономических отношений, направленная на наилучшее обеспечение разнообразных потребностей страхователей в качественной, относительно дешевой и полной страховой защите в сочетании с достижением достаточной доходности страховых операций для компании[1].

Целями страхового маркетинга могут являться:

· максимизация прибыли компании,

· получение страховщиком достаточной прибыли наряду с выполнением им каких-либо дополнительных функций,

· выживание компании при основном упоре в ее деятельности на осуществление целей, не связанных получением прибыли за счет страховой деятельности[2].

1.2. Основные цели и задачи отдела маркетинга страховой компании

Задачи службы маркетинга состоят в следующем:

- изучение потенциальных страхователей;

- изучение мотивов потенциального клиента при заключении договора страхования;

- анализ собственно рынка страховой компании;

- исследование продукта (вида страховых услуг);

- анализ форм и каналов продвижения страховых услуг от страховщика к потенциальному клиенту;

- изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;

- исследование рекламной деятельности;

- определение наиболее эффективных способов продвижения страховых услуг от страховщика к потенциальному клиенту.

Сбор информации может осуществляться страховщиком на основании имеющихся баз данных – собственных или внешних, или же с использованием специально созданных инструментов - внешних по отношению к страховщику информационных источников. Данные, полученные на основании исследования, по определению имеет вероятностный характер, но, по существу, они представляет собой единственный точный измеритель состояния рынков. Маркетинговая стратегия страховщика воплощается и реализуется в:

- политика в области разработки страховой продукции,

- ценовая политика,

- способ организации продаж страховой продукции и политика в области распределения,

- обучение агентов, стимулирование продаж и организация системы сбыта,

- поддержание контактов с потребителями (общественные связи и реклама страховых услуг).

Наши рекомендации