Понятие страхования. Сущность риска и признаки его страхуемости.

Понятие страхования. Сущность риска и признаки его страхуемости.

Страхование — это способ возмещения убытков, понесенных физическим или юридическим лицом, посредством их распределе­ния между многими лицами (страховой совокупностью). Возмеще­ние убытков производится из средств страхового фонда, находяще­гося в ведении страховой организации (страховщика).

Страхование представляет собой экономические отношения, возникающие в связи с формированием целевых фондов денежных средств, создаваемых для защиты имущественных интересов насе­ления в частной и хозяйственной жизни от стихийных бедствий и других непредвиденных чрезвычайных событий, сопровождающихся ущербами.

Понятие «риск» означает опасность неблагоприятного исхода ожи­даемого явления. По своей сущности риск является событием с отрицательными, невыгодными экономическими последствиями, которые, возможно, наступят в бу­дущем в какой-то момент в неизвестных размерах.

Факторы риска и необходимость покрытия ущерба в результате их проявления вызывают потребность в страховании.

Риск — величина непостоянная. Его изменение обусловлено многими факторами. Страховое общество должно постоянно сле­дить за развитием риска: вести соответствующий статистический учет, анализ и обработку собранной информации. По результатам оценки принимаются решения: к какой рисковой группе следует отнести тот или иной объект, какая тарифная ставка наилучшим образом соответствует данному риску.

При оценке выделяют следующие основные виды рисков: кото­рые возможно и невозможно застраховать, благоприятные и небла­гоприятные риски.

Страховым является риск, который может быть оценен с точки зрения вероятности наступления страхового случая и количествен­ных размеров ущерба.

Условиями страховых рисков являются:

• риск должен быть возмещен;

• риск должен носить случайный характер и соотноситься с массой однородных объектов;

• наступление страхового случая не должно быть связано с во­леизъявлением страхователя или иного заинтересованного ли­ца, т.е. нельзя принимать на страхование риски, которые свя­заны с умыслом страхователя (спекулятивные риски);

• факт наступления страхового случая неизвестен во времени и пространстве;

• страховое событие не должно иметь размеров катастрофиче­ского бедствия, т.е. не должно охватывать массу объектов в рамках крупной страховой совокупности;

• последствия риска необходимо объективно измерить и оце­нить.

Функции страхования

На микроэконо­мическом уровне это функции:

- Рисковая функция

- Сберегательно-накопительная функция

- Функция облегчения финансирования

- Предупредительная функция

- Функция возможности концентрации внимания на нестрахуемых рисках

На макроэкономическом уровне выделяют следующие функции страхования:

• обеспечения непрерывности общественного воспроизводства;

• освобождения государства от дополнительных расходов;

• стимулирования научно-технического прогресса;

• защиты интересов пострадавших лиц в системе отношений гражданской ответственности;

• концентрации инвестиционных ресурсов и стимулирования экономического роста.

Страхование от несчастных случаев, его формы и виды.

Страховыми случаями могут быть:

1. Смерть застрахованного

2. Временная нетрудоспособность

3. Постоянная или полная нетрудоспособность

Страховое обеспечение по договору страхования от несчастных случаев и болезни может осуществляться по двум вариантам:

1. В процентах по дням нетрудоспособности

2. По таблицам несчастных случаев.

Ограничения:

Не страхуют, как правило, лиц старше 70лет и детей.

Страховыми случаями не признаются следующие:

1. Если несчастный случай произошел в результате умышленных действий

2. В результате умышленных бездействий

3. Совершение уличных неправомерных действий

4. Состояние алкогольного или наркотического опьянения

5. Самоубийство или покушение на самоубийство

6. Участие застрахованного в полетах на безмоторных летательных аппаратах, прыжках с парашютом

Содержание договора страхования.

Договор страхования (как добровольного, так и обязательного) может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434 ГК РФ) либо путем вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. Принятие страхователем этих документов является согласием заключить договор на предложенных страховщиком условиях. Для страховщиков заключение договора страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным.

Как страхователь, так и страховщик должны иметь правоспособность и дееспособность для вступления в страховые правоотношения. Для страховщика это, прежде всего, наличие лицензии и соответствующих учредительных документов, зарегистрированных надлежащим образом. Для страхователя - общие правила правоспособности и дееспособности согласно ГК РФ.

На договоры личного страхования распространяется правило о публичных договорах, содержащееся в статье 426 Гражданского Кодекса. Публичный договор отличается от других гражданско-правовых договоров следующими характерными чертами:

- во-первых, в качестве одного из субъектов такого договора должна выступать коммерческая организация (т.е. страховая компания - страховщик);

- во-вторых, коммерческие организации должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами , которые к ним обращаются (т.е. страхователями);

- в-третьих, предметом договора , определяемого как публичный , должны выступать обязанности по продаже товаров , выполнению работ или оказанию услуг , по сути своей составляющие содержание именно той деятельности , которая по своему характеру должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого , кто к ней обратится. В страховании предметом договора выступают обязанности страховщиков по защите соответствующих имущественных интересов страхователей.

Основные требования к договору страхования состоят в следующем.

Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховой взнос в установленные сроки.

Для заключения договора страхования страхователь представляет страховщику письменное заявление по установленной форме либо иным допустимым способом заявляет о своем намерении заключить договор страхования. Факт заключения договора страхования должен удостоверяться передаваемым страховщиком страхователю страховым свидетельством (полисом, сертификатом) с приложением правил страхования.

Страховое свидетельство должно содержать:

a. наименование документа;

b. наименование, юридический адрес и банковские реквизиты страховщика;

c. фамилию, имя, отчество или наименование страхователя и его адрес;

d. указание объекта страхования;

e. размер страховой суммы;

f. указание страхового риска;

g. размер страхового взноса, сроки и порядок его внесения;

h. срок действия договора;

i. порядок изменения и прекращения договора;

j. другие условия по соглашению сторон, в том числе дополнения к правилам страхования либо исключения из них;

k. подписи сторон.

23. Фонд самострахования юридических лиц, способ его образования и значение.

Фонд самострахования — как правило, это децентрализован­ный, организационно обособленный фонд преимущественно в виде натуральных запасов хозяйствующего субъекта. Вместе с тем, возможна и денежная форма фонда самострахования. Фонд самострахования дает возможность преодолеть временные за­труднения в процессе производства.

В аграрном секторе экономики с помощью механизма само­страхования образуются семенной, фуражный и другие нату­ральные фонды, призванные смягчить или устранить отрица­тельное воздействие природно-климатического фактора на ре­зультаты деятельности сельских хозяйств.

При переходе к рыночной экономике значительно расширя­ются границы самострахования. Его новая модель трансформи­руется в фонд риска, который создается государственными предприятиями и фирмами, акционерными обществами для обеспечения их деятельности при неблагоприятно складываю­щейся экономической конъюнктуре. Он создается на случай за­держки заказчиками причитающихся платежей за поставленную продукцию, недостатка оборотных средств т.д. В условиях рынка предприятия функционируют в неустойчивой и постоянно из­меняющейся экономической среде: меняются цены на произво­димую продукцию, приобретаемые материальные ресурсы, усло­вия получения банковских ссуд, соотношение спроса и предло­жения, другие факторы хозяйственной деятельности. В то же время через фонд самострахования предприятия и другие хозяйствующие субъекты стремятся обеспечить себе устойчивое развитие, возможность работать без финансовых и производственных срывов.

Классификация страхования.

По отраслям:

1. Личное страхование. Это отрасль, где в качестве объекта страхования выступает жизнь, здоровье и трудоспособность человека.

a. Страхование жизни это вид страхования, который обязывает страховщика произвести страховые выплаты в случае дожития застрахованного до окончания срока страхования или в случае смерти застрахованного. Страхование жизни на дожитие является накопительным страхованием.

b. Страхование от несчастных случаев и болезней.

Это страхование, предусматривающее обязанность страховщика по страховым выплатам при наступлении следующих случаев:

1. Нанесение вреда здоровью вследствие несчастного случая или болезни.

2. Смерть застрахованного. 3. Утрата трудоспособности в результате несчастного случая или болезни.

c. Медицинское страхование. Предусматривает обязанность страховщика по осуществлению страховой выплаты в случае обращения застрахованного в медицинское учреждение.

2. Имущественное страхование. Это отрасль, в которой объектом страхования выступает имущество.

d. Страхование наземного транспорта. Объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением транспортным средством.

e. Страхование воздушного транспорта.

f. Страхование водного транспорта.

g. Страхование грузов.

h. Страхование финансовых рисков.

Страховщик производит страховую выплату в следующих событиях:

i. Остановка производства или сокращение объема производства.

ii. Потеря работы

iii. Банкротство

iv. Неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

v. Понесение судебных расходов.

3. Страхование ответственности. Страхователь страхует свою ответственность за причинение вреда своими действиями. Страховое возмещение получает пострадавший.

i. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с возмещением вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.

j. Страхование гражданской ответственности перевозчика.

k. Страхование гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности. Объектом страхования является обязанность предприятия возместить ущерб третьим лицам, нанесенный в результате эксплуатации предприятия.

l. Страхование профессиональной ответственности. Объектом выступают имущественные интересы физического лица, связанные с обязанностью возместить ущерб, нанесенный третьим лицам в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

m. Страхование ответственности за неисполнение обязательств.

Маркетинг в страховании.

Маркетинг как метод управления коммер-ой деят-тью СК и метод исследования р-ка страх. услуг стал применяться недавно. Служба мар-га СК рассм-ся как мозговой центр, как источник обоснованной инф-ции и рекомендаций по многим вопросам текущей и перспективной деят-ти страх-ка. Центр-ой фигурой страх. р-ка становится страх-ль, интересами и потребностями кот-го в страх. защите опр-ся деят-ть страх-ка и его службы маркетинга. Процесс мар-га вкл. в себя целый ряд действий, которые 'м.б. сведены к двум осн. функциям: форм-ие спроса на страх. услуги и удовлетворение страх. интересов клиентуры.

1. Форм-ие спро-са — это целенаправленное воздействие на потенциальных покупателей в целях повышения сущ-щего уровня спроса до желаемого уровня, приближающегося к уровню предложения данной компании.

2. Вторая осн. ф-ция мар-га закл. в удовл-нии страх. интересов. Реализация этой ф-ции с помощью высокой культуры страх. обслуживания — залог нового спроса на страх. услуги. СК расходуют большие ср-ва на совершенствование орг-ции продаж страх. полисов, улучшение обслуживания клиентов и под-держание своего имиджа.

Маркетинг страховщикака вкл. в себя сл. осн. элементы:

Изучение потенциальных страх-лей – в рамках этого анализа опр-ся ст-ра потреб-их предпочтений, т.е. вкусы и привычки людей их реакции на виды страх. услуг.

Изменение мотивов потенциального клиента при заключении дог-ра страх-я – в рамках анализа мотивов поведения страх-лей изучаются не только их вкусы и привычки, но и обычаи и наклонности поведения, что позволяет прогнозировать особенности поведения опр-ых соц. групп страх-лей на будущее и проводить страх. пол-ку.

Анализ собственно рынка СК – в рамках анализа р-ка дается распределение по отдельным регионам. В рез-те проведенного анализа рынка рук-во Ск должно выяснить, где выгодно проводить разл. виды страх-я;

Иссл-ие вида страх. услуг -. данное иссл-ие показывает рук-ву СК, что хочет иметь страх-ль к конкретным условиям дог-ра страх-я, и— каким образом предоставить клиентам новые страх. продукты, на кого ориентировать рекламу.

• Анализ форм и каналов продвижения страх. услуг от страх-ка к клиенту –вкл. изучение ф-ций и особенностей деят-ти посредников страх-ка, хар-ра сложившихся взаимоотношений со страх-ми.

Изучение конкурентов - здесь предстоит установить гл. конкурентов данной СК на рынке, выявить их сильные и слабые стороны. Собирается и систематизируется инф-ция о различных аспектах деят-ти конкурирующих страх-ков.

Иссл-ие рекламной деят-ти.

Варианты страхования домашнего имущества граждан.

Выделяют три группы объектов страхования, на которые под­разделяется имущество граждан: строения; квартиры, принадлежа­щие гражданам на праве частной собственности; домашнее имуще­ство.

Домашним имуществом в страховании считаются предметы до­машней обстановки, обихода и потребления, предназначенные для использования в личном хозяйстве в целях удовлетворения бытовых и культурных потребностей, а также элементы отделки и оборудо­вания квартир.

Существует два варианта такого вида страхования:

• по специальному договору (на страхование принимаются: цен­ное и дорогостоящее имущество; коллекции, картины, антик­вариат; запасные части, детали и принадлежности к транс­портным средствам);

• по общему договору (страхуются все виды домашнего имущест­ва, за исключением того, что оформляется специальным дого­вором, а также элементы отделки и оборудования жилья).

Основными принципами заключения договора страхования яв­ляются следующие.

1. В договоре обязательно указывается адрес или территория, на которой объект считается застрахованным.

2. Договоры страхования жилых помещений заключаются сро­ком на один год, а домашнего имущества — на срок от одного ме­сяца до трех лет.

3. Страхователям предлагается система скидок и льгот, которые могут быть объединены в три основные группы: скидки за безубы­точное страхование; льготы за непрерывное страхование; скидки оп­ределенным категориям клиентов (пенсионерам, инвалидам и др.).

Понятие страхования. Сущность риска и признаки его страхуемости.

Страхование — это способ возмещения убытков, понесенных физическим или юридическим лицом, посредством их распределе­ния между многими лицами (страховой совокупностью). Возмеще­ние убытков производится из средств страхового фонда, находяще­гося в ведении страховой организации (страховщика).

Страхование представляет собой экономические отношения, возникающие в связи с формированием целевых фондов денежных средств, создаваемых для защиты имущественных интересов насе­ления в частной и хозяйственной жизни от стихийных бедствий и других непредвиденных чрезвычайных событий, сопровождающихся ущербами.

Понятие «риск» означает опасность неблагоприятного исхода ожи­даемого явления. По своей сущности риск является событием с отрицательными, невыгодными экономическими последствиями, которые, возможно, наступят в бу­дущем в какой-то момент в неизвестных размерах.

Факторы риска и необходимость покрытия ущерба в результате их проявления вызывают потребность в страховании.

Риск — величина непостоянная. Его изменение обусловлено многими факторами. Страховое общество должно постоянно сле­дить за развитием риска: вести соответствующий статистический учет, анализ и обработку собранной информации. По результатам оценки принимаются решения: к какой рисковой группе следует отнести тот или иной объект, какая тарифная ставка наилучшим образом соответствует данному риску.

При оценке выделяют следующие основные виды рисков: кото­рые возможно и невозможно застраховать, благоприятные и небла­гоприятные риски.

Страховым является риск, который может быть оценен с точки зрения вероятности наступления страхового случая и количествен­ных размеров ущерба.

Условиями страховых рисков являются:

• риск должен быть возмещен;

• риск должен носить случайный характер и соотноситься с массой однородных объектов;

• наступление страхового случая не должно быть связано с во­леизъявлением страхователя или иного заинтересованного ли­ца, т.е. нельзя принимать на страхование риски, которые свя­заны с умыслом страхователя (спекулятивные риски);

• факт наступления страхового случая неизвестен во времени и пространстве;

• страховое событие не должно иметь размеров катастрофиче­ского бедствия, т.е. не должно охватывать массу объектов в рамках крупной страховой совокупности;

• последствия риска необходимо объективно измерить и оце­нить.

Наши рекомендации