Роль финансов в реализации социальных программ.
В Казахстане, в соответствии с Законом «О государственном социальном заказе» при осуществлении неправительственными организациями государственного социального заказа гос.органы в пределах своей компетенции оказывают им информационную, консультативную, методическую, организационно-техническую поддержку. Государственный социальный заказ - форма реализации социальных программ, проектов, а также отдельных мероприятий, направленных на решение социальных задач республиканского, отраслевого и регионального уровней, обеспеченных за счет бюджетных средств, посредством заключения договора на осуществление государственного социального заказа.
Социальная программа, проект представляет собой совокупность организационных, экономических и технических мер, направленных на достижение целей в области образования, науки, информации, здравоохранения, спорта, охраны окружающей среды; молодежной, демографической, тендерной политики; социальной помощи; правозащитной деятельности; культуры и иных социально значимых сферах. Финансирование государственного социального заказа осуществляется за счет бюджетных средств. Бюджетные средства, предусмотренные для реализации государственного социального заказа, используются в целях и порядке, установленных законодательством, нормативными правовыми актами РК, а также договором на осуществление государственного социального заказа.
Денежно-кредитная политика государства и ее основные инструменты
Поскольку величина наличных денег в обращении связана с присутствием средств на корреспондентских счетах банков, Нацбанк регулирует величину денежной базы посредством регулирования объема средств банков второго уровня на их корреспондентских счетах в Нацбанке, т. е. посредством регулирования ликвидности банков.
Осуществляется это использованием инструментов денежно-кредитной политики. Эти же инструменты влияют на величину денежного мультипликатора, который показывает крайность расширения денежной базы, а он рассчитывается как отношение денежной массы к денежной базе.
Величина денежного мультипликатора зависит от нормы обязательного резервирования, так как обязательные резервы не используются банками как источник кредитных ресурсов, а также от удельного веса наличных денег в обращении. Это связано с тем, что наличные деньги в обращении находясь вне банков не мультиплицируются. Интенсивность мультипликации денег влияет на скорость обращения их в экономике: чем выше коэффициент мультипликации, тем больше денежная масса и меньше скорость ее обращения.
Скорость обращения денег в экономике (в данном случае не имеется в виду скорость прохождения платежей через банковскую систему) прямо не регулируется Национальным банком, но ее величина сказывается на уровне инфляции и имеет важное значение для денежно-кредитной политики. Снижение скорости обращения денег в экономике может говорить о росте долгосрочных депозитов и долгосрочных, инвестиционных кредитных вложений, что возможно только при стабилизации экономики в целом, росте доверия к национальной валюте. Наоборот, высокая скорость обращения денег служит показателем недоверия к национальной валюте и сопровождается ростом доли наличных денег в денежной массе, низким удельным весом долгосрочных сбережений, стремлением хозяйствующих субъектов быстрее избавиться от национальной валюты переводом ее в более надежные активы.
От величины скорости обращения денег зависит уровень монетизации экономики, определяемый как отношение денежной массы к ВВП. Чем ниже скорость обращения, тем выше уровень монетизации.
Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:
Уровни ставок вознаграждения (интереса) по кредитам Нацбанка второго уровня;
Норматив минимальных обязательных резервов;
Кредиты банкам;
Операции на открытом рынке по покупке и продаже ценных бумаг;
Интервенции на валютном рынке;
Официальная учетная (дисконтная) ставка.
Экзаменационный билет № 15
Финансы акционерных обществ.
Сущность и необходимость денег
Управление финансовыми инвестициями предприятия
Производные ценные бумаги