Роль финансов в реализации социальных программ.

В Казахстане, в соответствии с Законом «О государственном социальном заказе» при осуществлении неправительственными организациями государственного социального заказа гос.органы в пределах своей компетенции оказывают им информационную, консультативную, методическую, организационно-техническую поддержку. Государственный социальный заказ - форма реализации социальных программ, проектов, а также отдельных мероприятий, направленных на решение социальных задач республиканского, отраслевого и регионального уровней, обеспеченных за счет бюджетных средств, посредством заключения договора на осуществление государственного социального заказа.

Социальная программа, проект представляет собой совокупность организационных, экономических и технических мер, направленных на достижение целей в области образования, науки, информации, здравоохранения, спорта, охраны окружающей среды; молодежной, демографической, тендерной политики; социальной помощи; правозащитной деятельности; культуры и иных социально значимых сферах. Финансирование государственного социального заказа осуществляется за счет бюджетных средств. Бюджетные средства, предусмотренные для реализации государственного социального заказа, используются в целях и порядке, установленных законодательством, нормативными правовыми актами РК, а также договором на осуществление государственного социального заказа.

Денежно-кредитная политика государства и ее основные инструменты

Поскольку величина наличных денег в обращении связана с присутствием средств на корреспондентских счетах банков, Нацбанк регулирует величину денежной базы посредством регулиро­вания объема средств банков второго уровня на их корреспондентских счетах в Нацбанке, т. е. посредством регулиро­вания ликвидности банков.

Осуществляется это использованием инструментов денежно-кредитной политики. Эти же инструменты влияют на величину денежного мультипликатора, который показывает крайность рас­ширения денежной базы, а он рассчитывается как отношение денеж­ной массы к денежной базе.

Величина денежного мультипликатора зависит от нормы обя­зательного резервирования, так как обязательные резервы не ис­пользуются банками как источник кредитных ресурсов, а также от удельного веса наличных денег в обращении. Это связано с тем, что наличные деньги в обращении находясь вне банков не мультиплицируются. Интенсивность мультипликации денег влияет на скорость обращения их в экономике: чем выше коэффициент мультипликации, тем больше денежная масса и меньше скорость ее обращения.

Скорость обращения денег в экономике (в данном случае не имеется в виду скорость прохождения платежей через банковскую систему) прямо не регулируется Национальным банком, но ее вели­чина сказывается на уровне инфляции и имеет важное значение для денежно-кредитной политики. Снижение скорости обращения денег в экономике может говорить о росте долгосрочных депозитов и долгосрочных, инвестиционных кредитных вложений, что воз­можно только при стабилизации экономики в целом, росте доверия к национальной валюте. Наоборот, высокая скорость обращения денег служит показателем недоверия к национальной валюте и сопровождается ростом доли наличных денег в денежной массе, низким удельным весом долгосрочных сбережений, стремлением хозяйствующих субъектов быстрее избавиться от национальной валюты переводом ее в более надежные активы.

От величины скорости обращения денег зависит уровень монетизации экономики, определяемый как отношение денежной массы к ВВП. Чем ниже скорость обращения, тем выше уровень монетизации.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

Уровни ставок вознаграждения (интереса) по кредитам Нацбанка второго уровня;

Норматив минимальных обязательных резервов;

Кредиты банкам;

Операции на открытом рынке по покупке и продаже ценных бумаг;

Интервенции на валютном рынке;

Официальная учетная (дисконтная) ставка.

Экзаменационный билет № 15

Финансы акционерных обществ.

Сущность и необходимость денег

Управление финансовыми инвестициями предприятия

Производные ценные бумаги

Наши рекомендации