Особенности налогообложения ВЭД
Налоги разделяют на две группы: 1) налоги, построенные по принципу резидентства (резидентские налоги); 2) налоги, построенные по принципу территориальности (тер-ные налоги). Различие между этими 2мя группами состоит в том, что при взимании резидентских налогов важен статус субъекта налогообл-ния и неважно, где у него возникает объект налогообл-ния, а в территориальных, наоборот, важно место возникновения объекта, статус налогоплательщика при этом не имеет определяющего значения.
В соотв-ии со ст. 327 Налогового кодекса прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного пр-ва, освобождается от налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления ими прибыли. Резиденты СЭЗ также освобождаются от н-га на недвижимость по зданиям и сооружениям, расположенным на тер-риисоотв-щих СЭЗ, независимо от направления их использования.
Порядок налогообл-ния доходов иностранных организаций зависит от формы осущ-ниядеят-ти - действует ли такаяорг-ция на территории РБ через постоянное представительство.
В соотв-ии со ст. 126 Налогового кодекса валовой прибылью иностранных орг-ций, осущ-щихдеят-ть в РБ через постоянное представительство, признается сумма прибыли иностранной организации, полученная через постоянное представительство на тер-рии РБ от реал-ции товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов. При этом ст. 139 кодекса устанавливает, что если прибыль такой орг-ции не м/б определена исходя из документально подтвержденной выручки за вычетом документально подтвержденных затрат, валовая прибыль, подлежащая налогообл-нию на тер-рии РБ, рассчитывается как произведение валовой прибыли иностран. орг-ции и коэф-та, позволяющего определить удельный вес прибыли, подлежащей налогообл-нию в РБ.Коэф-т опр-ся как уд.вес одного из показателей финансово-хоз-ой деят-ти постоянного представительства иностранной орг-ции на тер-рии РБ, согласованного иностранной орг-цией с налоговым органом, в общем объеме аналогичного показателя иностранной орг-ции.
В случае если иностранная орг-ция не осущ-т деятельность в РБ через постоянное представительство, то порядок взимания налога на доходы такой орг-ции устанавливается гл. 15 Налогового кодекса. Особенностью налогообложения данной категории орг-цийявл-ся то, что налог на доходы исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет юр. лицами и ИП, начисляющими и (или) выплачивающими доход иностранной орг-ции, не осущ-щей деят-ть в РБ через постоянное представительство. Указанные юр. лица и ИП признаются налоговыми агентами.
При ввозе товаров на таможенную тер-рию РБ, за исключением ввоза с тер-рии гос-в - членов Таможенного союза, взимание НДС осущ-т таможенные органы, а при ввозе товаров на таможенную тер-рию РБ с тер-рии гос-в - членов Таможенного союза взимание НДС осущ-т налоговые органы.
При ввозе на тер-рию РБ от уплаты НДС освобождаются определенные категории товаров, к числу которых относят: - товары, перемещаемые транзитом; - товары, подлежащие обращению в собственность государства в соответствии с законодательством; - белорусские рубли, иностранная валюта, в частности банкноты и монеты, являющиеся законным средством платежа, а также ценные бумаги, акцизные марки, марки таможенного контроля, марки пошлин и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством; - транспортные средства в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь; - специально оборудованные транспортные средства для нужд скорой медицинской помощи, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, аварийно-спасательных служб, органов внутренних дел; - культурные ценности, безвозмездно передаваемые организациям культуры, и целый ряд иных товаров.
В соответствии с Законом «О таможенном тарифе» при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь от обложения таможенной пошлиной освобождаются: 1) оборудование и приборы для научно-исследовательских целей, а также материалы и комплектующие изделия, предназначенные для выполнения заданий разделов научного обеспечения президентских, государственных народнохозяйственных и социальных программ, государственных программ фундаментальных и прикладных исследований, государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ; 2) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и (или) пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для эксплуатации транспортных средств на время следования в пути; 3) ввозимые организациями, осуществляющими производство лазерно-оптической техники, товары, применяемые такими организациями в составе лазерно-оптической техники и не производимые на территории Республики Беларусь, а также оборудование и оснастка, используемые ими для производства лазерно-оптической техники. 4) товары, подлежащие обращению в собственность государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь; 5) оборудование, используемое в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче энергии, производимой из нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
В связи с созданием Таможенного союза РБ, Республики Казахстан и РФ установлено, что в рамках данной орг-ции применяются единая Товарная номенклатура внешнеэк-ой деят-ти Таможенного союза и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза применяются в зав-ти от страны происх-ния ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с з-вом государств - участников Таможенного союза.
Данным актом также установлен перечень категорий товаров, освобождаемых от уплаты таможенных пошлин. К ним относят отдельные виды транспортных средств и продовольственных товаров, а также товары, ввозимые в целях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, в целях проведения Чемпионата мира по хоккею в 2014 году в городе Минске, а также в целях проведения VII зимних Азиатских игр 2011 г. в городах Астана и Алматы.
Кредитование ВЭД
Основной формой кредитования в ВЭД является банковское кредитование. Банковский кредит — это предоставление б-ком во временное пользование части собственного или приравненного к нему капитала, осущ-мое в виде выдачи ссуд, учета векселей и т. д. Различают след.виды банковского кредитования во ВЭД: 1) покупка банками кредитных обязательств (векселей, банковских гарантий) у экспортеров (осуществляется в форме форфейтинга и факторинга) — кредит продавцам; 2) предоставление кредита импортеру (кредит покупателю); 3) акцепт банками векселей (тратт), выставленных на них экспортерами или импортерами (акцептный или акцептно-рамбурсный кредит).
В первом случае банковскоефин-ние базируется на выпуске и учете векселей. Посредством учета векселей экспортер получает от банка расчет за поставку товара. Вексельный кредит может принимать форму форфейтинга или факторинга, к-ыеявл-ся ср-вом превращения (рефин-ния) ком-кого кредита в б-кий.
Форфейтинг — это кредитование внешнеэк-ких операций в форме покупки у экспортера векселей, акцептованных импортером. В отличие от обычного учета векселей ком-кими банками, форфейтинг предполагает переход всех рисков по долговому обязательству к его покупателю (учет "без оборота").
Факторинг предст-т собой инкассирование дебиторской задолж-ти клиента (экспортера) с выплатой части суммы счетов сразу после отгрузки (60—90 % ) и остальной суммы — после поступления полного платежа от покупателя. При факторинге происх-т покупка банком (или факторинговой компанией) требований экспортера к импортеру на условиях предоставления ком-кого кредита. Несмотря на ряд общих черт факторинг и форфейтинг имеют отличия. Так, факторинг прим-ся при экспорте товаров массового пр-ва на срок до 6 месяцев, предполагает многократные экспортно-импортные операции, исп-ся при небольших суммах кредита и требует развитой системы банковского обслуживания. Форфейтинг прим-ся при поставках инвестиц-х товаров и строительстве, предоставляется на средне - и долгосрочные цели, носит разовый хар-р, предполагает крупные суммы кредита и требует включения вторичного фондового рынка.