Пути реформирования бюджетной системы Республики Казахстан

В 2011 году наблюдалось неравномерное поступление доходов в республиканский бюджет, в том числе от корпоративного подоходного налога. Действующий механизм авансового перечисления налогов являлся одним из основных инструментов регулирования исполнения доходов республиканского бюджета.

В республике действующий механизм налогового администрирования сложился многоэтапным, сложным и малоэффективным. Процедура обеспечения и выполнения налогового обязательства, меры принудительного взыскания налоговой задолженности не обеспечивали взыскания в бюджет в полном объеме дополнительно начисленных сумм по результатам налоговых проверок. За 2010 год сумма взысканных в бюджет средств по НДС составила только 15,8 % от дополнительно начисленных сумм в размере 46,9 млрд. тенге.

Министерством финансов Республики Казахстан не была обеспечена полная увязка информационных систем Налогового комитета, Комитета Казначейства и таможенных органов. Функционирование информационных систем и их применение в налоговом администрировании сопровождалось увеличением объема документооборота и дублированием отдельных функций в структурных подразделениях данного министерства.

Значительный рост объемов республиканского бюджета, сопровождаемый недостатками и упущениями в формировании структуры, проведении мониторинга и исполнении расходов, в определенной степени повлияли на уровень инфляции в республике. Особо следует отметить о значительном влиянии на уровень инфляции увеличения расходов на приобретение финансовых активов, затрат на обслуживание и погашение внутреннего долга, а также роста сумм возмещения НДС по нулевой ставке.

Недостатки в планировании, отсутствие эффективных схем финансирования и проведения мониторинга за реализацией инвестиционных проектов (целевых трансфертов) негативно сказывались на достижении конечных результатов их реализации. При этом в отдельных случаях не отрабатывались вопросы эксплуатации и дальнейшего сопровождения введенных объектов по соответствующим инвестиционным проектам, что снижало эффективность затраченных бюджетных средств.

Правительством Республики Казахстан по результатам исполнения республиканского бюджета в отчетном году не была дана оценка деятельности соответствующих уполномоченных органов и администраторов бюджетных программ по обеспечению качественного исполнения доходов и расходов бюдже­та, что затрудняет искоренение выявленных недостатков и не способствует улучшению бюджетного процесса.

Выделение средств республиканского бюджета на пополнение уставных фондов (капиталов) акционерных обществ не привело к должному эффекту от осуществления их основной деятельности, направленной на модернизацию производственной базы реального сектора экономики. Результаты контрольных мероприятий, проведенных в ряде акционерных обществ и республиканских государственных предприятий, свидетельствуют о серьезных недостатках, допущенных в управлении государственными активами[9].

Вследствие несовершенства действующих нормативно-правовых норм отдельные акционерные общества путем создания дочерних предприятий, передачи им производственных функций и государственных активов, в том числе стратегически важных объектов, обусловили исключение возможности государства управлять и контролировать использование активов и приобретенного за счет средств бюджетных инвестиций имущества.

Временно свободные остатки бюджетных средств в течение 2010 года, как и в предыдущие годы, в основном размещались на депозите в Национальном банке Республики Казахстан, что свидетельствует о недостаточной работе по определению альтернативных и эффективных инструментов управления временно свободными денежными средствами государства. Действующая система управления государственным долгом характеризуется отсутствием эффективных инструментов и механизмов по учету рисков, связанных с резким увеличением заимствований, осуществляемых национальными компаниями, акционерными обществами с участием государства и институтами развития. Это обуславливает возможное «переложение» на бюджет государства обязательств частного сектора по своевременному погашению задолженности по внешним долгам.

Правительством Республики Казахстан в 2010 году была использована процедура предоставления поручительства, механизмы применения которой не предусмотрены в бюджетном законодательстве. В отчетном году Счетным комитетом была продолжена работа по контролю за исполнением республиканского бюджета и впервые проведена оценка эффективности использования активов государства. В результате, за отчетный год сумма выявленных нарушений увеличилась по сравнению с предыдущим периодом более чем в 2 раза и составила 47 млрд. тенге. Эти факты свидетельствуют о том, что в отчетном году не наблюдалось улучшения финансовой дисциплины.



Наши рекомендации