Сущность и функции государственного бюджета

Бюджетная система - важная составляющая часть всей финансовой системы государства. Бюджетная система как экономическая категория представляет собой совокупность финансовых отношений государства с юридическими, физическими лицами и регионами по формированию и использованию централизованного денежного фонда - бюджетов, методов и способов их формирования и исполнения, а также совокупность органов управления этими отношениями. Другими словами, под бюджетной системой понимается совокупность бюджетов всех уровней и Национального фонда Республики Казахстан, а также бюджетного процесса и бюджетных отношений, основанных на экономических отношениях и правовых нормах[1].

Бюджет - это экономическая категория, отдельная (особенная) по отношению к более общей категории - финансам. Он отличается от финансов иным уровнем абстракции и разной степенью выражения финансовых связей. Следовательно, в огромном многообразии финансовых связей можно выделить отдельные обособленные сферы, отличающиеся друг от друга определенными общими чертами. Особую область стоимостного распределения общественного продукта образуют финансовые отношения, складывающиеся у государства с отраслями экономики и населением. Таким финансовым отношениям присуще то общее, что возникают они в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Данная совокупность финансовых отношений составляет экономическое содержание понятия, носящего название государственный бюджет [2].

В статье 4 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2009 г., введенного в действие с 1 января 2010 г., приводится следующее понятие бюджета: «Бюджет - централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций». Бюджет представляет собой по форме - финансовый план, по материальной сущности - централизованный фонд, по экономической сущности - совокупность экономических отношений, по юридическому оформлению — закон [3].

Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в деньгах, необходимых для выполнения экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает в себя одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию. Экономической сущностью бюджета, как и любой другой экономической категории, являются производственные отношения, выраженные в денежной форме (бюджетные отношения) и имеющие соответствующее им материально-вещественное воплощение.

Государственный бюджет как экономическая категория выполняет функции, соответствующие категории финансов в целом - распределительную и контрольную. Действие данных функций определяется рассмотренной спецификой бюджетных отношений. Вместе с тем, как основное звено государственных финансов, государственный бюджет в рамках распределительной функции выполняет характерные подфункции, как-то: размещения (ресурсов), перераспределительную, стабилизации.

Бюджет воздействует ни экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

Сущность и функции государственного бюджета - student2.ru

Рисунок 1 - Качественные характеристики государственного бюджета

Разнообразие форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что предопределяет такую же форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводят к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе — основном финансовом плане страны. В нем предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета; специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства. Основной финансовый план является продуктом плановой деятельности государства; в нем выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом республики Законом «О республиканском бюджете»[2].

Таким образом, многообразие понятия «государственным бюджет» сводится к его трактованию в следующих составляющих:

- как относительно самостоятельная экономическая категория;

- как централизованный фонд денежных средств государства;

- как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);

- как основной финансовый план государства;

- как юридический закон, положения которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и членами общества[3].

Бюджетное устройство и бюджетные отношения

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, государственными учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения и межбюджетные связи складываются по поводу формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов. Свое назначение и практическое воплощение они проявляют через бюджетную систему. Бюджетная система - это совокупность бюджетов разных уровней, межбюджетных взаимоотношений и бюджетного устройства государства.

Бюджетное устройство Республики Казахстан соответствует унитарной форме государственного устройства, при которой административно-территориальные единицы страны не имеют ни автономии, ни государственности. Все они подчиняются действующим единым законодательным актам, единым органам власти, централизованному управлению политическими, экономическими и социальными процессами. Бюджетное устройство, соответственно, определяется действующими в стране основными законодательными актами, ролью и значением бюджета в экономических и социальных процессах [4].

В соответствии с новым Бюджетным кодексом бюджет республики формируется по новой структуре, которая включает в себя следующие разделы:

1. Доходы:

- налоговые поступления;

- неналоговые поступления;

- поступления от продажи основного капитала;

- поступления официальных трансфертов.

2. Затраты.

3. Операционное сальдо.

4. Чистое бюджетное кредитование:

- бюджетные кредиты;

- погашение бюджетных кредитов.

5. Сальдо по операциям с финансовыми активами:

- приобретение финансовых активов;

- поступления от продажи финансовых активов государства.

6. Дефицит (профицит) бюджета.

7. Финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:

- поступление займов;

- погашение займов;

- движение остатков бюджетных средств [6].

По приведенной выше структуре осуществляются утверждение бюджетов и составление отчетов об их исполнении. При этом под доходами бюджета понимаются налоговые и другие обязательные, невозвратные платежи, официальные трансферты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе. Причем доходы не имеют целевого назначения, кроме официальных трансфертов.

Сущность и функции государственного бюджета - student2.ru

Рисунок 2 - Схема бюджетной системы Республики Казахстан

Под затратами бюджета понимаются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе. Они используются для обеспе­чения деятельности государственных учреждений, на оплату товаров, работ и услуг, необходимых для реализации государственной политики, в качестве денежных выплат физическим лицам и субсидии юридическим лицам. К затратам бюджета относятся также официальные трансферты, поскольку они являются выплатами из одного уровня бюджета в другой и в Национальный фонд РК[4].

Разницу между доходами и затратами бюджета принято называть операционным сальдо. При этом, если затраты бюджета превышают его доходы, то имеет место отрицательное операционное сальдо и, наоборот, превышение доходов бюджета над затратами образует положительное операционное сальдо. Отрицательное операционное сальдо допускается при наличии в затратах бюджета бюджетных программ развития и его предельный размер определяется среднесрочной фискальной политикой государства.

2 СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

2.1 Оценка структуры планирования и финансирования бюджета Казахстана

Бюджетная система Республики Казахстан представляет собой совокупность республиканского и местного бюджетов и Национального фонда, а также бюджетного процесса.

Национальный фонд Республики Казахстан был создан для обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов.

Государственный бюджет представляет собой свод республиканского и местного бюджетов без учета взаимопогашаемых операций между ними.

Республиканский бюджет - это централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом. Республиканский бюджет предназначен для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений и реализации общереспубликанских направлений государственной политики. Республиканский бюджет на соответствующий финансовый год утверждается законом Республики Казахстан. Финансовый год в Казахстане совпадает с календарным годом, то есть начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.

Областной бюджет, бюджет города республиканского значения и столицы представляют собой централизованный денежный фонд, который также формируется за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом. Он предназначен для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице. Областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы на соответствующий финансовый год утверждаются решением маслихата области, города республиканского значения, столицы.

В особых случаях действует чрезвычайный государственный бюджет – в случаях чрезвычайного или военного положения в Республике Казахстан вводится чрезвычайный государственный бюджет, который формируется на основе республиканского и местных бюджетов. Основанием для введения и прекращения действия чрезвычайного государственного бюджета является Указ Президента Республики Казахстан о введении и отмене на всей территории республики чрезвычайного или военного положения[5].

На время действия чрезвычайного государственного бюджета действие закона о республиканском бюджете и решения маслихатов о бюджетах всех уровней местного бюджета приостанавливается. О принятии чрезвычайного государственного бюджета незамедлительно информируется Парламент республики.

Неналоговыми поступлениями республиканского бюджета являются: доходы от республиканской собственности, сбор за легализацию имущества, поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета и т.д.

В республиканский бюджет зачисляются поступления от погашения выданных из республиканского бюджета кредитов, продажи финансовых активов государства, находящихся в республиканской собственности, правительственных займов.

В государстве в разное время могут быть различные приоритеты по расходованию имеющихся в распоряжении средств, которые влияют на количество затрачиваемых средств на те или иные потребности. Изменение государством своих приоритетов по расходованию денежных средств отражается в его фискальной политике и стратегических социально-экономических планах. В этой связи государство либо изыскивает новые источники доходов, либо регулирует (сокращает) расходы на иные потребности.

Основные направления государственной политики управления финансами представлены в особом документе, который называется «Прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров Республики Казахстан на 2010 – 2013 годы».

Для обеспечения устойчивого экономического роста, стимулирования конкурентоспособности бизнеса, выхода бизнеса из «тени» и дальнейшего совершенствования налогового администрирования налоговая политика государства на 2010-2013 годы будет направлена на:

– создание конкурентной налоговой системы, которая позволит усилить конкурентоспособность страны;

– приведение налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, что должно способствовать модернизации и диверсификации экономики;

– оптимизацию льгот и, соответственно, снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики, приведение налогообложения юридических лиц в соответствие с международными стандартами;

– приведение налога на добавленную стоимость в соответствие с лучшей мировой практикой;

– унифицирование ставок акцизов на импорт и на внутреннее производство;

– реформирование системы налогообложения недропользователей;

– упрощение процедур администрирования, повышение качества налоговых услуг и прозрачности налоговых процедур, сокращение количества налоговой отчетности, упорядочение налоговых проверок.

Бюджетная политика в среднесрочном периоде будет проводиться с учетом новых подходов в бюджетном планировании. Будет осуществляться умеренная политика государственных расходов, предусматривающая не ограничение, а рост расходов бюджета, оказывающих стимулирующее воздействие на экономику в целом[6].

Политика расходов на 2013-2014 годы будет определяться с учетом ряда ограничений: обеспечение сбалансированности расходов бюджета; планирование заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета в размерах, обеспечивающих внутренний рынок достаточным уровнем долговых инструментов; первостепенная роль приоритетных направлений социально-экономического развития страны.

Политика Правительства Республики Казахстан в области финансирования дефицита бюджета направлена на создание единой и эффективно функционирующей системы управления долгом страны.

В соответствии с Концепцией по управлению государственным и валовым внешним долгом Правительством будут приниматься меры, направленные на повышение уровня управления государственным внешним долгом.

Сущность и функции государственного бюджета - student2.ru

Рисунок 3 - Динамика дефицита государственного бюджета и ненефтяного дефицита

В соответствии с Концепцией формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу политика правительственного заимствования будет ориентирована на достижение 50-70-процентного соотношения правительственного долга с учетом гарантированного долга к рыночной стоимости активов Национального фонда.

Правительство намерено привлекать внешние займы для реализации крупных инфраструктурных и социально значимых проектов[7].

Погашение внешних правительственных займов будет осуществляться согласно графикам погашения правительственного долга по займам, предоставленным международными финансовыми организациями, правительствами иностранных государств, иностранными коммерческими банками и фирмами.

Сущность и функции государственного бюджета - student2.ru

Рисунок 4 - Финансирование дефицита государственного бюджета за счет правительственных займов, млрд тенге

Доходы бюджета расширенного правительства Республики Казахстан по оценке Международного валютного фонда в 2011 году составили 22,4 % от размера ВВП. Это примерно в два раза меньше, чем в среднем по странам Европейского союза или Украине, однако несколько выше, чем в ряде других развивающихся стран. Такие показатели позволяют сделать вывод об относительно небольшой фискальной нагрузке на экономику Казахстана и, соответственно, достаточно высокой привлекательности экономики республики для инвестирования средств.

Сущность и функции государственного бюджета - student2.ru

Рисунок 5 -Доходы бюджета расширенного правительства, % от ВВП, 2011 год

Доходная часть государственного бюджета на 2013–2014 годы определена на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений нового Налогового кодекса, предусматривающего снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики.

Таблица 1 - Доходы государственного бюджета, % к ВВП  
Наименование показателей 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год  
Доходы 15,2 15,0 14,7 14,5  
Налоговые поступления 14,6 14,4 14,2 14,0  
Неналоговые поступления 0,3 0,3 0,3 0,4  
Поступления от продажи основного капитала 0,3 0,2 0,2 0,2  

Прогноз объемов поступления в бюджет, направляемых в Национальный фонд РК, на 2013-2014 годы составлен с учетом текущей тенденции снижения мировых цен на нефть по 40 долларов США за баррель в 2013 году и 50 долларов США за баррель на 2013-2014 годы[8].

Наши рекомендации