Основные положения Фед.закона от 6.12.2011 г. „

Целями ФЗ являются установление единых требований к б/у, в том числе БФО, а также создание правового механизма регулирования б/у.

Б/уББББбббпьпьльлпльиьлБ/у-формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными настоящим ФЗ, и составление на ее основе БФО.

Действие Федерального закона распространяется на следующих лиц (далее - экономические субъекты):

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Центральный банк Российской Федерации;

4) ИП, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой;

5) находящиеся на территории РФ филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.

Изменение УП может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством РФ о б/у, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения б/у, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте б/у;

3) существенном изменении условий деятельности эк. субъекта.

В целях обеспечения сопоставимости БФО за ряд лет изменение УП производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Статья 9. Первичные учетные документы

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются…

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Формы ПУД утверждает руководитель эк. субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение б/у. Формы ПУД для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Общие требования к БФО

Статья 14. Состав БФО

Годовая БФО, за исключением случаев, установленных настоящим ФЗ, состоит из бух. баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Статья 15. Отчетный период, отчетная дата

Отчетным периодом для годовой БФО (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ Б/У

1. К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 29. Хранение документов бухгалтерского учета

Применение МСФО в РФ

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО (IFRS)) – это стандарты и разъяснения, принятые Правлением Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (Правление КМСФО). Они состоят из:

- Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS);

- разъяснений, подготовленных Комитетом по разъяснениям Международной финансовой отчетности (КРМФО) или ранее действовавшим Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР).

На русском языке тексты МСФО утверждены приказом Минфина РФ от 25.11.2011 №160н "О введении в действие МСФО и Разъяснений МСФО на территории РФ". Согласно документу на территории России действуют 37 МСФО и 26 разъяснений международных стандартов.

Несмотря на то, что российские принципы бухгалтерского учета (РПБУ) построены на основе МСФО, между ними существуют принципиальные различия. Эти различия в частности основаны на различиях в подходе к составлению отчетности. МСФО при работе с отчетностью рекомендуют отталкиваться не от законодательных норм, а от экономической сущности операций. Одним из основных принципов МСФО является приоритет экономического содержания перед формой. РПБУ также провозглашают приоритет содержания перед формой, однако в реальности РПБУ в большей степени ориентированы на юридическую форму, процедуры учета и требования к оформлению документации и в меньшей на экономическую сущность операций.

Также был выпущен Приказ Минфина России от 30.11.2011 № 440 "План на 2012-2015 годы по развитию б/у и отчетности в РФ на основе МСФО":

- с 2012-го по 2015-й годы планируется "приведение действующих федеральных стандартов аудиторской деятельности в соответствие с МСА". 2014 год, согласно прогнозу Минфина, ознаменуется "разработкой предложений по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров".

- на 2012-2013 гг. запланирована "разработка предложений по развитию саморегулирования в сфере оказания бухгалтерских услуг".

- в 2013 году Минфин намеревается выработать "предложения по дальнейшему развитию СРО аудиторов".

В Приказе Минфина России от 22.11.2011 № 156н журнал "Бухгалтерский учет" был утвержден официальным печатным изданием для опубликования документов МСФО.

К 2015 году в России в обязательном порядке отчитываться по международной системе станут:

• участники РЦБ на профессиональном уровне,

• акционерные инвестиционные фонды,

• негосударственные пенсионные фонды,

• управляющие организации инвестиционных фондов, НПФ и ПИФов

• товарные биржи,

• клиринговые организации.

В связи с этим планируется внести изменения в ФЗ «О бухгалтерском учете», ввести новый регламент аттестации бухгалтерских работников, опираясь на МСФО. В последующих годах МСФО планируется ввести и в профессиональных образовательных учреждениях.

Сегодня большинство стран во всем мире применяютМСФО. Многие российские компании уже ведут учет в соответствии с МСФО. Однако большинство компаний в данный момент еще только пытаются реализовать данную задачу. Для того чтобы начать вести отчетность по международным стандартам, компаниям необходимо тщательно спланировать и определить стратегию перехода на МСФО.

МСФО предназначены для составления финансовой отчетности любых торговых, производственных и иных коммерческих компаний (включая банки и страховые организации) независимо от вида деятельности, отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы. Они также могут применяться государственными предприятиями.

Целью финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, является получение полезной информации о финансовом положении, результатах деятельности и денежных потоках компании. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, ориентирована на информационные потребности широкого круга пользователей, например, акционеров, кредиторов, наемных работников.

Применение МСФО требует от специалистов совершенно новых знаний и навыков работы. МСФО не являются сводом строгих, детальных правил, а представляют собой набор принципов и требований. Подход к их реализации каждый специалист определяет самостоятельно, принимая во внимание конкретную экономическую ситуацию.

Отчетность, составленная в соответствии с МСФО, прозрачна и информативна для иностранных инвесторов и открывает доступ российским компаниям к международным рынкам капитала.

В России, в условиях повышенных рисков, признание МСФО будет важным шагом для привлечения иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы не готовы всерьёз придти на российский рынок, до тех пор, пока не будут сделаны улучшения в области корпоративной прозрачности.

Необходимо подчеркнуть, что приведение системы учёта в соответствии с международными стандартами не является только российской проблемой; процесс гармонизации и стандартизации системы бухучёта носит глобальный характер. Например, в рамках ЕС эта работа осуществляется уже более 40 лет.
Инвестирование всё в большей степени осуществляется в реальном времени через всемирную электронную сеть, а это ещё один серьёзный довод в пользу унификации учётных стандартов.

Ведение бизнеса на международном уровне невозможно без использования единых учётных нормативов, применимых вне зависимости от страны.

МСФО, которые разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО), признаны во всём мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельности компаний.
Очевидно, что переход на МСФО не должен быть самоцелью. Ведь в действительности ни одна промышленно развитая страна в мире не использует МСФО полностью как национальные стандарты. Как правило, схожи общие принципы национального учёта и МСФО, однако зачастую системы учёта имеют значительные отличия.

Наши рекомендации