Главные макроэк-е цели. Осн. макроэк-е инструменты регулир-я эк-ки
Безработица и рынок труда.
Б – эк. состояние сис-мы, кот. хар-ся тем, что часть взрослого трудоспос нас не имеет работы и находится в поиске ее. Общая числ-ть занятых и безработных сост. рабочую силу. Критерии безраб.: проживание в Р. не менее 6 мес., отсутствие заработка, регистрация в службе занятости. Осн. показатель, измеряющ. безраб – уровень безраб.– отнош числа безработных к численности раб. силы, выр. в %. Формы безработицы: фрикционная (добровольная) – безр.. связ. с затруднениями в трудоустройстве и ожиданием работы людьми, кот. стремятся сменить место работы или профессию. (кто-то ищет себе более интерес работу или более высокооплач или наоборот, более простую). Структурная (вынужденная)– б., вызван несоответ. проф. подготовки раб. силы структуре пр-ва. ( напр, с воявлением комп., отпала необход. конторских служащих и появ. места для программистов и математ.) Более долговременная. Сумма фрикц. и структ.=естеств. уровень безраб. Полная занятость= соответ. кол-ву желающих трудиться кол-ву раб. мест за вычетов ест. безраб. Циклическая (вынужденная) – вызван сжатием пр-ва во время периодически повторяющихся спадов в эк. Она= общий ур. безр. минус ест. ур. Технологическая – связ. с внедрением безлюдной технологий, осн. на исп. электр. техники. Сезонная – обусловлена колебаниями в объеме пр-ва опред. отраслей в зависимости от времени года (с/х, строит.)
РТ – это сов-ть эк отнош м/у спр и предл раб силы на рынке труда. Текущий РТ образ-ся за счет естеств и механич движ раб силы и раб мест. Он сост из отдельных элем: открытый рынок труда – это эк-ки активное нас, кот ищет работу и нуждается в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах эк-и. скрытый рынок труда – это лица, кот формально заняты в эк-ке, но в то же время в связи с сокращением про-ва или же с изменением его структуры могут быть высвобождены. Основными субъектами РТ яв-ся работодатели и наемные работники.
6. Бюджетные дефициты. Гос. бюджет – основной фин. план доходов и расходов гос-ва на опр. срок, утвержд в законодат. порядке. Несбалансированность бюджета означает колич. неравен м/у дох и расх бюджета. Велич превышения расходов бюджета над его доходами наз БД. Несбалансир. бюджет может привести к возник профицита – превышению дохода б. над его расходами. Причины БД.: Причин тому множество (спад общественного про-ва, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы, потери, приписки, хищения и т.п.), но важнейшее значение имеет возрастание роли гос-ва в различных сферах жизни, расшир его эк соц функций, увелич военных расходов, числ госаппарата. БД, несомненно, относ к так наз негативным эк категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, кот яв-ся, однако, неотъемлемыми элем эк сис-мы. Методы покрытия: Сущ. несколько традиц. способов покрытие БД — это гос. займы (в ЦБ, у населения, в коммерч б, за рубежом) и ужесточение налогооблож. Но есть и 3 способ, предусматр увелич ден массы в обращении,— это собственное про-во денег, или «сеньораж». «Сеньораж» сегодня не принимает форму простого печатания денег, так как это слишком явно связано с инф. В наст время «сеньораж» реализуется посредством создания резервов коммерч б. С 2000 г. в Р. нет БД. Впервые за послед. годы в стране БП. Причины – цены на нефть. Т. зр. на исп. профицита: 1) надо погашать внешние долги, 2) созд. норм. стабилиз. фонд (он формируется), 3) погаш. долги населения. Общая сумма накопленных за все годы БД. сост гос. долг. Сущ. внутр. и внеш. Внутр. – задолж. прав-ва насел и юр. лицам своей страны. (60 млрд. руб). Внешний – задолж. гос-ва гражданам или орган. др. стран (110 млрд. руб).
7. ВВП и ВНП: понятие, взаимосвязь и различие. Обобщ показ объема про-ва в нац эк яв-ся валовой продукт, кот подраздел на: 1) валовой внутр. продукт, рассчит. по террит. признаку; 2) валовой нац. продукт, рассчит. по нац. признаку. ВВП-это совокуп рыноч стоимость всего объема конечного про-ва товаров и услуг, произведенных в стране за год с исп. факторов пр-ва, принадлеж. как данной стране, так и другим странам. ВНП-это рын стоимость конеч товаров и услуг, произв. в течение года факторами пр-ва, принадл. данной стране. В большинстве развитых стран отличие ВВП от ВНП не превышает 1%. Разница м/у ВНП и ВВП сост.в след.: 1. ВВП-это совокуп-я ст-ть продукции сфер матер-го пр-ва и усл. незав-мо от нац. принад-ти предпр-я, распол-х на террит. дан. страны. 2. ВНП–это совокуп-я ст-ть всего объема продукции и усл. в обеих сферах нац. эк-ки незав-мо от местонах-я нац. предпр-й (в своей стране или за рубежом).Взаимосвязь: 1) это стоимостные показатели, все товары и услуги учитываются в денежной форме, 2) это временные показатели, учитывающие объем пр-ва за опред. период времени, как правило, за год. 3) учитывается только конечная продукция, т.е. товары и услуги, кот покупаются потребителями для конечного использования, а не для дальнейшей обработки, переработки или перепродаж. ВНП учитывает товары и услуги независимо от того, успели их реализовать или они лежат на складах или на полках магазинов. В стоимость ВВП включ. только офиц. рыночные сделки, т.е. которые прошли через процесс купли-продажи и были офиц. зарегистрированы (поэтому не вкл. труд на себя, на безвозмездной основе, «теневая экономика»).
ВВП и эк-е благосост-е
Сост-е нац. эк-ки анализ-ся с пом. набора макроэк-х показ-й, часто наз-х макроэк-ми индикаторами. Прежде всего это динамика ВВП(это совокупная рыночная стоимость всего объема конечного про-ва товаров и услуг, произведенных в стране за год с исп. факторов пр-ва, принадлеж. как данной стране, так и другим странам.,) т.е. агрегированный рост (сокращ-е) сферы матер-го пр-ва (пром-ти, с/х, стр-ва) и сферы усл.(особенно торговли и транспорта). С динамикой ВВП тесно связаны и др. макроэк-е индикаторы, особенно норма безраб. и размеры инвест. Более того, послед-е во многом опр-т буд-ю динамику ВВП. Обычно быстрый или медл-й рост ВВП сопровожд-ся соотв-й динамикой д-дов насел-я. В усл-х высокоразв-й эк-ки Ур. д-дов достаточен для кач-го отдыха и увел-я времени досуга значит-й части насел-я, что равнозначно увел-ю благосост-я об-ва. Объем реальн ВВП на душу насел – важнейший показатель, харэк. развитие страны. Однако, ВВП не может в полной мере отр уровень эк. благосост об-ва. Для хар-ки последнего помимо велич ВВП необходимо учит: 1) нерын операции (напр., ремонт дома своими силами, выращ овощей для собств. нужд итд.) 2) увел (сокр) своб. времени, что яв-ся важной хар-кой благосост (раб неделя, рост числа выходных, отпусков и праздников), 3) повыш кач-ва продукции и распред товаров среди насел, 4) эколог последствия пр-ва, выраж в ухудш или улучш природ. среды, 5) теневую эк-ку – пр-во товаров и оказ услуг насел за плату, не отражаемую в офиц. статистич. отчетности
9. Виды кризисов. Макроэк свойств 2 сост: а)равновесие, когда экрост идет словно по прямой траектории (выпуск продукции увел пропорционально росту производ факторов); б)неравновесие (несбалансированность), когда хозяйственное развитие исп колеб в динамике производства. Именно такое состояние наиболее хар-но для макроэкономики. Экономический кризис - это одна из фаз воспроизводственного цикла, кот хар значит наруш равнове в хоз сис-ме, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в произв-ве и рын отнош, что в конечном итоге ведет к дисбалансу функционирования эк сис-мы в целом. ЭК могут быть отраслевыми (финансе, аграрные, биржевые, денежно-кредитные, валютные и др.), структурными (охват несколько взаимосвяз отраслей), региональными (охват несколько стран одного региона) и мировыми. Все многообразие ЭК можно классиф по трем разным основаниям. 1) По масштабам нарушения равновесия в хоз сис-мах выделяются: общие кризисы–охват все нац хоз-во; частичные кризисы-распря на какую-либо одну сферу или отрасль эк-ки (например, финансовый, валютный, биржевой кризисы). 2) По регулярности нарушения равновесия в эк-ке выд-ся: периодические (циклические) кризисы-повторяются регулярно через какие-то промежутки врем; промежуточные кризисы-не дают начала полного делового цикла и прерыв на какой-либо фазе, яв-ся менее глубокими и непродолжительными; нерегулярные кризисы-имеют свои особые причины возник (н, аграрный кризис - резкая приостановка сбыта сельскохозпродукции). 3) По хар-ру наруш пропорций про-ва выд-ся: кризис перепроизводства товаров-выпуск излиш кол-ва полезных вещей, не находящих сбыта; кризис недопроизводства товаров-острая их нехватка для удовлет платежеспособного спроса нас. 4) По вызывающим кризис причинам: экзогенный (вызван внеш факторами – числ. населения, изобретениями и инновациями, войнами, событиями в полит. жизни) и эндогенный (вызв. внутр. причинами – потреблением, инвестированием и деят. прав-ва).
Виды налогов
В сист. фин. отнош гос-ва немаловажную роль с т. зр. пополнения доходной части бюджетов играют налоги. Н–обяз платежи, взымаемые гос-вом с юрид. и физ. лиц на основе спец. налогового зак-ва. По масштабам: 1. федер-е (налог на приб., НДС, гос.пошлина); 2. регион-е (на автотрансп-е усл., на опр. вид деят-ти); 3. местные (земельный, на рекламу). По методам взимания: 1. прогресс-е (ставка налога возраст. по мере роста вел. д-да или ст-ти имущ-ва); 2. пропорц-е (исп-я единая ставка налогообл-я не зав-т от абсол. вел. базы д-да прибыли имущ-ва); 3. регресс-е (предусм-т сниж-е ставки облож-я налогом по мере роста абсол-й вел. облаг-го д-да или имущ-ва). По мех-му устан-я: прямые (с имущ-ва, при покупке квартиры), косвенные (включ. в цены и тарифы на усл.). По объекту: на имущ-во, д-ды, ресурсы, опер. с цен. бумагами.
Мировая валютная система
М.в.с. – форма орган-ии междунар-х валют-х отн-й, сложив-ся на основе разв-я мир-го рынка и закрепл-я межгос-ми соглаш-ми. Ее сост-ми элем-ми явл.: 1. осн-е м/унар-е платеж-е ср-ва (нац. валюты, золото, м/унар. валют-е единицы, СДР, ЭКЮ);2. мех-м устан-я и поддерж. валютных курсов3. порядок балансир-я м/унар. платежей4. усл-я обрат-ти (конверт-ти0 валют5. режим м/унар. валют. рынков и рынков золота6. статус межгос-х институтов, регулир-х валют-е отн-я В усл-х рын. эк-ки движ-е денеж. ср-в из страны в страну, обмен и продажа валют осущ-ся прежде всего ч/з деят-ть крупных коммерч. банков. Главн-ми эк-ми агентами внеш-го валют-го рынка выступ. экспортеры, импортеры, держатели портфелей активов. Наряду с "первич-ми" субъект. валют. рынка – экспорт-ми и импорт-ми, формир-ми базисный спрос предл-е валюты, выдел-т и "вторичные" – тех участников валютного рынка, к-рые торгуют непоср-но валютой. это – коммерч. банки, валют-е брокеры и дилеры. Большая часть торговли валютой – это обычная биржевая игра с целью получ-я прибыли, где в кач-ве объекта фигур-т обменные курсы валют. Важнейш-ми субъектами в сфере м/унар. денеж. обращ. выступают правит-е органы. Денежно-кредит-е отн-я в мир-й эк-ке затраг-т нац-е интересы гос-в.
Потребление и сбережение
Потребл-е – глав составл совокуп-х расходов. Источ потребл-я явл-ся располаг-й дох, оставшаяся часть дохода идет на сбережение. Сбереж-я – это та часть дохода, к-рая не потребл-ся. Вывод: как потребление, так и сбережения находятся в непосредственной зав от уровня дох и испытывают на себе влияние одних и тех же факторов. Счит-ся, что сбереж-е, в основном, делают семьи, у к-рых доход превышает средний уровень. З-н Энгеля: с ростом дох семьи удельный вес потребл-я уменьш-ся, а сбереж-я увелич-ся. В отлич-е от сбереж-я, потребл-е сущ-т во всех семьях, но его нижний уровень не должен находиться ниже прожиточного. Потребл-е удовлетворяет текущие нужды, сбережения – будущие. Различают среднюю склон-ть к потребл-ю, к-рая обозн-ся АРС, и среднюю склон-ть к сбереж-ю (APS).
Дох людей м. изм-ся, поэтому важно знать, какую долю из этой части дохода люди потребл-т и накаплив-т. Доля или часть прироста (сокращ-е) дохода наз-т предельной склон-тью к потребл-ю (MPC) Доля любого прироста (сокращ-я) дохода, к-рая идет на сбер-я, наз-ся предельной склон-тью к сбер-ю (MPS) Сумма MPC и MPS для любого изм-я в доходе после уплаты налогов д.б. всегда =1. Влияние дох на склон-ть людей к потребл-ю и сбер-ю явл-ся предметом дискуссии. долгие годы утверждалось (в частности з-ном энгеля), что по мере роста дох потребляется уменьшающаяся доля его прироста, а сберегается возрастающая. В наст время многие экономисты отмечают, что для эк в целом MPC и MPS относительно постоянны. До сих пор рассм завис потребления и сбережения от дох, но на них влияют и др. факторы: богатство (чем больше в семье накопленного богатства, тем больше вел потребления и меньше велич сбережений), уровень цен (возрастание уровня цен уменьшает потребление, сбережения - увеличивает), ожидание (если ожидается повышение цен или дефицит товаров, то потребление увел, а сбережения падают), налогооб (н выплачиваются частично за счет потребления и сбережения, рост нал снижает и потребление и сбережение, и наоборот).
33. Причины колебаний экономики и возникновения кризисов. Различные взгляды и подходы. Макроэк свойств 2 сост: а)равновесие, когда эк рост идет словно по прямой траектории (выпуск продукции увел пропорционально росту производственных факторов); б)неравновесие (несбалансированность), когда хоз разв испытывает колеб в динамике про-ва. Именно такое состояние наиболее хар-но для макроэк. Эк кол пред собой отклон от стаб сост важнейших параметров эк-объема про-ва, уровня цен, занятости нас, нормы прибыли и др. Сущ. 3 вида откл: 1) отк. рыночного спрот предля потреб. товаров и услуг (откл. от такого равновесия может быть и краткосрочным и сравнит. продолжит. Пример крат. откл. – очередь в магазине, связ. с перебоями в подвозе товаров. При относ. длит. откл. равновесие устан. в течение 3-4 лет. Оно наступает после переформир. пр-ва на товар, ставший дефицитом. 2) откл. возн по причине измен спрна рынке инвест. ресурсов (средств пр-ва) – оборудование, машины, здания, сооружения и т.д. Такое колеб ликвидируется в течение 8-12 лет путем перелива капитала из одной сферы в другую. Это пром. циклы. Они назыв. циклами средней продолжит. и объясняются сроком службы основного капитала. Массовое обновление капитала приводит эк сначала к оживлению, затем по мере его старения–к кризису. 3) откл., связ. с переходом от 1 технол. способа пр-ва к другому. Эти переходы подвергают замене все сост. элементы произв. потенциала (ср-ва труда, предметы труда, раб. сила, технологии и тип. организ.) Продолжит. перехода – 40-60 лет и связана со сменой целых поколений. С тех пор как в рамках капиталистического общества соверш переход к индустриальному про-ву, возникли эк колеб деловой активности, принявшие циклич хар-р. Цикличность эк. развития - регулярно повторяющиеся за опред. промежуток времени колебания развитий общего про-ва. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рын конъюнктуры. Следовательно, цикл является постоянной динамической хар-кой рын эк, без него нет развития эк. Эк цикл - это форма движ и развития рын эк. В эк. теории по-разному объясн. причины циклов: 1) первое объясн. связано с неоклассич. направлением, где кризисы рассм. как случайное, быстропроходящее явление, 2) концепция недопотребления, кот. объясн. эк. кризисы перепр-ва низким жизненным уровнем населения, 3) кредитно-денеж. концепция цикла объяс. кризисы как рез-т в области нарушения денежного спр и предл, 4) марксистская концепция видит причину кризиса в противоречиях капит-ма и, в частности, в основном противоречии м/у обществ. характером пр-ва и частично-капит. формой присвоения, 5) кейнсианская теория объясн. причины откл системы от равновесия слабостью рыноч. механизма и дает рецепты для гос. вмеш-ва в регулир. пр-ва. В совр. условиях сущ. 3 подхода к объясн. причин циклов: 1) внеш. (экзогенными) факторами (числ. населения, изобретениями и инновациями, войнами, событиями в полит. жизни). 2) внутр факторами (эндогенными - потреблением, инвестированием и деят. прав-ва) 3) смешанный фактор. Совр. теория связана с моделью делового цикла Самуэльсена-Хикса, у кот. цикл рассм. как рез-т взаимод. НД, потребления и накопления капитала.
Соц. политика гос-ва.
Эк. деятельность человека в конечном счете имеет целью создание матер базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей эк. Деят-ти тесно взаимосвязаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспеч благоприят усл жизни. Указанная деят-ть и получила название соц. политики. По сути, в соц. политике выраж конечные цели и результаты эк. роста. С.п.г. – 1 из напр-й его деят-ти по регулир-ю соц-эк-х усл. жизни общ-ва. Суть с.п.г. закл. в поддерж. отн-й как м/у соц. группами, слоями об-ва, таки внутри них, обеспеч-е усл. для повыш. благосост, уровня жизни членов об-ва, создание соц. гарантий в формир-и эк-х стимулов для участия в об-м пр-ве.При этом надо отметить, что с.п.г., выступающая как сост. часть мероприятий, провод-х гос-вом в целях регулир-я усл. об-го пр-ва в целом, тесно связана с общей эк-й ситуацией в стране. Соц. политика играет, с точки зрения функционирования эк. системы, двоякую роль. Во-первых, по мере эк. роста, накопления нац. богатства создание благоприятных соц. условий для граждан становится главной целью эк. деятельности, и в этом смысле в соц. политике концентрируются цели эк. роста; все другие аспекты эк. развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации соц. политики. Во-вторых, соц. политика является и фактором эк. роста. Если эк. рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной эк. деятельности. Одновременно, чем выше доситгнутая ступень эк. развития, тем выше требования к людям, обеспечивабщим эк. рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития соц. сферы.
Формы безработицы.
Б – это соц-эк явл, при кот часть эк-ски активного нас (рабсилы) не занята в производ сфере. Занятые – взрослое, трудоспособное население, имеющее работу. Безработные наряду с занятыми фор раб силу страны. Б выступает как превышение предлож раб силы над спр на нее. Структура б по ее причинам вкл 4 основ категории рабочей силы: потерявшие работу в результате увольнения; добровольно оставившие работу; пришедшие на рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда. Критерии безраб.: проживание в Р. не менее 6 мес., отсутствие заработка, регистрация в службе занятости. Осн. показатель, измеряющ. безраб – уровень безраб.– отношение числа безработных к численности раб. силы, выр. в %. Формы безработицы: фрикционная (добровольная) – безр.. связ. с затруднениями в трудоустройстве и ожиданием работы людьми, кот. стремятся сменить место работы или профессию. (кто-то ищет себе более интересную работу или более высокооплачиваемую ли наоборот, более простую). Структурная (вынужденная)– б., вызванная несоответ. проф. подготовки раб. силы структуре пр-ва. ( напр, с воявлением комп., отпала необход. конторских служащих и появ. места для программистов и математ.) Более долговременная. Сумма фрикц. и структ.=естеств. уровень безраб. Полная занятость= соответ. кол-ву желающих трудиться кол-ву раб. мест за вычетов ест. безраб. Циклическая (вынужденная) – вызванная сжатием пр-ва во время периодически повторяющихся спадов в эк. Она= общий ур. безр. минус ест. ур. Технологическая – связ. с внедрением безлюдной технологий, осн. на исп. электр. техники. Сезонная – обусловлена колебаниями в объеме пр-ва опред. отраслей в зависимости от времени года (с/х, строит.)
Безработица и рынок труда.
Б – эк. состояние сис-мы, кот. хар-ся тем, что часть взрослого трудоспос нас не имеет работы и находится в поиске ее. Общая числ-ть занятых и безработных сост. рабочую силу. Критерии безраб.: проживание в Р. не менее 6 мес., отсутствие заработка, регистрация в службе занятости. Осн. показатель, измеряющ. безраб – уровень безраб.– отнош числа безработных к численности раб. силы, выр. в %. Формы безработицы: фрикционная (добровольная) – безр.. связ. с затруднениями в трудоустройстве и ожиданием работы людьми, кот. стремятся сменить место работы или профессию. (кто-то ищет себе более интерес работу или более высокооплач или наоборот, более простую). Структурная (вынужденная)– б., вызван несоответ. проф. подготовки раб. силы структуре пр-ва. ( напр, с воявлением комп., отпала необход. конторских служащих и появ. места для программистов и математ.) Более долговременная. Сумма фрикц. и структ.=естеств. уровень безраб. Полная занятость= соответ. кол-ву желающих трудиться кол-ву раб. мест за вычетов ест. безраб. Циклическая (вынужденная) – вызван сжатием пр-ва во время периодически повторяющихся спадов в эк. Она= общий ур. безр. минус ест. ур. Технологическая – связ. с внедрением безлюдной технологий, осн. на исп. электр. техники. Сезонная – обусловлена колебаниями в объеме пр-ва опред. отраслей в зависимости от времени года (с/х, строит.)
РТ – это сов-ть эк отнош м/у спр и предл раб силы на рынке труда. Текущий РТ образ-ся за счет естеств и механич движ раб силы и раб мест. Он сост из отдельных элем: открытый рынок труда – это эк-ки активное нас, кот ищет работу и нуждается в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах эк-и. скрытый рынок труда – это лица, кот формально заняты в эк-ке, но в то же время в связи с сокращением про-ва или же с изменением его структуры могут быть высвобождены. Основными субъектами РТ яв-ся работодатели и наемные работники.
6. Бюджетные дефициты. Гос. бюджет – основной фин. план доходов и расходов гос-ва на опр. срок, утвержд в законодат. порядке. Несбалансированность бюджета означает колич. неравен м/у дох и расх бюджета. Велич превышения расходов бюджета над его доходами наз БД. Несбалансир. бюджет может привести к возник профицита – превышению дохода б. над его расходами. Причины БД.: Причин тому множество (спад общественного про-ва, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы, потери, приписки, хищения и т.п.), но важнейшее значение имеет возрастание роли гос-ва в различных сферах жизни, расшир его эк соц функций, увелич военных расходов, числ госаппарата. БД, несомненно, относ к так наз негативным эк категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, кот яв-ся, однако, неотъемлемыми элем эк сис-мы. Методы покрытия: Сущ. несколько традиц. способов покрытие БД — это гос. займы (в ЦБ, у населения, в коммерч б, за рубежом) и ужесточение налогооблож. Но есть и 3 способ, предусматр увелич ден массы в обращении,— это собственное про-во денег, или «сеньораж». «Сеньораж» сегодня не принимает форму простого печатания денег, так как это слишком явно связано с инф. В наст время «сеньораж» реализуется посредством создания резервов коммерч б. С 2000 г. в Р. нет БД. Впервые за послед. годы в стране БП. Причины – цены на нефть. Т. зр. на исп. профицита: 1) надо погашать внешние долги, 2) созд. норм. стабилиз. фонд (он формируется), 3) погаш. долги населения. Общая сумма накопленных за все годы БД. сост гос. долг. Сущ. внутр. и внеш. Внутр. – задолж. прав-ва насел и юр. лицам своей страны. (60 млрд. руб). Внешний – задолж. гос-ва гражданам или орган. др. стран (110 млрд. руб).
7. ВВП и ВНП: понятие, взаимосвязь и различие. Обобщ показ объема про-ва в нац эк яв-ся валовой продукт, кот подраздел на: 1) валовой внутр. продукт, рассчит. по террит. признаку; 2) валовой нац. продукт, рассчит. по нац. признаку. ВВП-это совокуп рыноч стоимость всего объема конечного про-ва товаров и услуг, произведенных в стране за год с исп. факторов пр-ва, принадлеж. как данной стране, так и другим странам. ВНП-это рын стоимость конеч товаров и услуг, произв. в течение года факторами пр-ва, принадл. данной стране. В большинстве развитых стран отличие ВВП от ВНП не превышает 1%. Разница м/у ВНП и ВВП сост.в след.: 1. ВВП-это совокуп-я ст-ть продукции сфер матер-го пр-ва и усл. незав-мо от нац. принад-ти предпр-я, распол-х на террит. дан. страны. 2. ВНП–это совокуп-я ст-ть всего объема продукции и усл. в обеих сферах нац. эк-ки незав-мо от местонах-я нац. предпр-й (в своей стране или за рубежом).Взаимосвязь: 1) это стоимостные показатели, все товары и услуги учитываются в денежной форме, 2) это временные показатели, учитывающие объем пр-ва за опред. период времени, как правило, за год. 3) учитывается только конечная продукция, т.е. товары и услуги, кот покупаются потребителями для конечного использования, а не для дальнейшей обработки, переработки или перепродаж. ВНП учитывает товары и услуги независимо от того, успели их реализовать или они лежат на складах или на полках магазинов. В стоимость ВВП включ. только офиц. рыночные сделки, т.е. которые прошли через процесс купли-продажи и были офиц. зарегистрированы (поэтому не вкл. труд на себя, на безвозмездной основе, «теневая экономика»).
ВВП и эк-е благосост-е
Сост-е нац. эк-ки анализ-ся с пом. набора макроэк-х показ-й, часто наз-х макроэк-ми индикаторами. Прежде всего это динамика ВВП(это совокупная рыночная стоимость всего объема конечного про-ва товаров и услуг, произведенных в стране за год с исп. факторов пр-ва, принадлеж. как данной стране, так и другим странам.,) т.е. агрегированный рост (сокращ-е) сферы матер-го пр-ва (пром-ти, с/х, стр-ва) и сферы усл.(особенно торговли и транспорта). С динамикой ВВП тесно связаны и др. макроэк-е индикаторы, особенно норма безраб. и размеры инвест. Более того, послед-е во многом опр-т буд-ю динамику ВВП. Обычно быстрый или медл-й рост ВВП сопровожд-ся соотв-й динамикой д-дов насел-я. В усл-х высокоразв-й эк-ки Ур. д-дов достаточен для кач-го отдыха и увел-я времени досуга значит-й части насел-я, что равнозначно увел-ю благосост-я об-ва. Объем реальн ВВП на душу насел – важнейший показатель, харэк. развитие страны. Однако, ВВП не может в полной мере отр уровень эк. благосост об-ва. Для хар-ки последнего помимо велич ВВП необходимо учит: 1) нерын операции (напр., ремонт дома своими силами, выращ овощей для собств. нужд итд.) 2) увел (сокр) своб. времени, что яв-ся важной хар-кой благосост (раб неделя, рост числа выходных, отпусков и праздников), 3) повыш кач-ва продукции и распред товаров среди насел, 4) эколог последствия пр-ва, выраж в ухудш или улучш природ. среды, 5) теневую эк-ку – пр-во товаров и оказ услуг насел за плату, не отражаемую в офиц. статистич. отчетности
9. Виды кризисов. Макроэк свойств 2 сост: а)равновесие, когда экрост идет словно по прямой траектории (выпуск продукции увел пропорционально росту производ факторов); б)неравновесие (несбалансированность), когда хозяйственное развитие исп колеб в динамике производства. Именно такое состояние наиболее хар-но для макроэкономики. Экономический кризис - это одна из фаз воспроизводственного цикла, кот хар значит наруш равнове в хоз сис-ме, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в произв-ве и рын отнош, что в конечном итоге ведет к дисбалансу функционирования эк сис-мы в целом. ЭК могут быть отраслевыми (финансе, аграрные, биржевые, денежно-кредитные, валютные и др.), структурными (охват несколько взаимосвяз отраслей), региональными (охват несколько стран одного региона) и мировыми. Все многообразие ЭК можно классиф по трем разным основаниям. 1) По масштабам нарушения равновесия в хоз сис-мах выделяются: общие кризисы–охват все нац хоз-во; частичные кризисы-распря на какую-либо одну сферу или отрасль эк-ки (например, финансовый, валютный, биржевой кризисы). 2) По регулярности нарушения равновесия в эк-ке выд-ся: периодические (циклические) кризисы-повторяются регулярно через какие-то промежутки врем; промежуточные кризисы-не дают начала полного делового цикла и прерыв на какой-либо фазе, яв-ся менее глубокими и непродолжительными; нерегулярные кризисы-имеют свои особые причины возник (н, аграрный кризис - резкая приостановка сбыта сельскохозпродукции). 3) По хар-ру наруш пропорций про-ва выд-ся: кризис перепроизводства товаров-выпуск излиш кол-ва полезных вещей, не находящих сбыта; кризис недопроизводства товаров-острая их нехватка для удовлет платежеспособного спроса нас. 4) По вызывающим кризис причинам: экзогенный (вызван внеш факторами – числ. населения, изобретениями и инновациями, войнами, событиями в полит. жизни) и эндогенный (вызв. внутр. причинами – потреблением, инвестированием и деят. прав-ва).
Виды налогов
В сист. фин. отнош гос-ва немаловажную роль с т. зр. пополнения доходной части бюджетов играют налоги. Н–обяз платежи, взымаемые гос-вом с юрид. и физ. лиц на основе спец. налогового зак-ва. По масштабам: 1. федер-е (налог на приб., НДС, гос.пошлина); 2. регион-е (на автотрансп-е усл., на опр. вид деят-ти); 3. местные (земельный, на рекламу). По методам взимания: 1. прогресс-е (ставка налога возраст. по мере роста вел. д-да или ст-ти имущ-ва); 2. пропорц-е (исп-я единая ставка налогообл-я не зав-т от абсол. вел. базы д-да прибыли имущ-ва); 3. регресс-е (предусм-т сниж-е ставки облож-я налогом по мере роста абсол-й вел. облаг-го д-да или имущ-ва). По мех-му устан-я: прямые (с имущ-ва, при покупке квартиры), косвенные (включ. в цены и тарифы на усл.). По объекту: на имущ-во, д-ды, ресурсы, опер. с цен. бумагами.
Главные макроэк-е цели. Осн. макроэк-е инструменты регулир-я эк-ки
Различ-т 2 осн-е формы регулир-я эк-ки: 1.прямое вмешат-во гос-ва – это и принятие зак/дат-х актов, призван-х упоряд-ть и разв-ть отн-я м/у всеми элем-ми рыноч-й сист. 2. косвенное вмеш-во. В зав-ти от цели вмеш-ва меры эк-й пол-ки м.б. направлены на: стимул-е капиталовлож-й и восстан-я равновесия м/у сбер-ми и инвест-ми; обеспеч-е полной занят-ти; стимул-е экспорта и импорта тов., капиталов и раб. силы; возд-е на общ-й Ур. цен в целях его стабилиз-и и цены на некот-е спец-е тов.; поддержку устойч-го эк-го роста; перераспред-е д-дов и некот-е др. цели. Для провед-я этих разнообр. мер гос-во прибег-т главным образом к фискальной и кредитно-ден-й пол-ке. Фиск. пол-ка – это бюдж-я пол-ка, провод-я путем манипулир-я гос. д-дами и расх. Кред-ден-я пол-ка – это пол-ка, провод-я путем регулир-я ден. массы в обращ-е и соверш-я кредит-й сферы.
12. Госбюждет. Доходы и расходы госбюджета. Центр частью фин сис-мы яв-ся гос финансы с их ведущим звеном - государ (федерал) бюджетом как сводным балансом дох и расх гос-ва. ГБ– основной фин. план доходов и расходов гос-ва на опр. срок, утвержд в законодат. порядке. ГБ представляет собой крупнейший централиз ден фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения НД и расходуемый гос-вом для осущ своих функ. За счет фед. б. гос. выполн. важнейш. гос. ф-ии: оборона, ф-ии управл., решение важн. соц, экон. задач, осущ. расходов на образ, здравоох. т.д. Построение б основано на соблюдении опред принципов, кот были выработаны развитыми странами в начале XX в. Принцип единства-сосредоточение в б всех дох и расх гос-ва, существование единообразия фин документов и бюджетной классификации. Принцип полноты-учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета. Принцип реальности - правдивое отражение дох и расх гос-ва. Принцип гласности-обязательное информир населенияоб основных расх и источниках дох. Основные расходы: 1. Соц-культ программы 2. Расх на нац оборону 3. Выплата % по гос долгу 4. Расх на хоз нужды 5. Затраты на фундаментальную науку 6. Затраты на охр природы 7. Затраты на поддержку сел хоз. Доходы: 1. Налоги 2. Неналоговые поступления а) дох от гос собственности б) дох от гос предприятий в) дох от гос торговли (в том числе внеш) 3. Займы в форме гос облигаций 4. Эмиссия бумажных денег. В отличие от бюджетов развитых стран в России па первом месте в расходах ГБ стоят расходы на оборону (18%), на втором - финансирование гос программ и инвестиций (около 18%), на третьем - вложения в нар хоз (15%). Затраты на соц-культ нужды составляют менее 7% всех расх. На обслуживание гос внутр долга тратится более 15% всех расх. Расх на образование, науку, здравоохранение, культуру в сумме не превышают 10%. Этого явно недостаточно для покрытия нужд общества, однако все упирается в дох. Если расх правительства равны его доходам, то бюджет наз-ся сбалансированным. Однако в большинстве стран, в том числе и в России, расх правительства намного превышают его дох. Сущ. фед. бюджет, бюджеты субъектов Фед (региональные), муницип. бюджеты (местные).
13. Издержки безработицы. Б – это соц-эк явл, при кот часть эк-ски актив нас (раб силы) не занята в производ сфере. Занятые – взрослое, трудоспособное нас, имеющ работу. Безработные наряду с занятыми форм раб силу страны. Б выступ как превыш пред раб силы над спр на нее. Структура Б по ее причинам вкл 4 основ катег раб силы: потерявшие работу в результате увольнения; добровольно оставившие работу; пришедшие на рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда. Критерии Б.: проживание в Р. не менее 6 мес., отсутствие заработка, регистрация в службе занятости. Осн. показатель, измеряющ. Б – уровень безраб.– отношение числа безработных к численности раб. силы, выр. в %. Эк издержки Б выр в том, что эк страны безвозвратно теряет то кол-во товаров и услуг, кот она потенциально могла бы произвести из имеющихся ресурсов. Макс объем продукции, кот может быть выпущен на имеющихся мощностях на вершине эк цикла при полной занятости населения, наз потенциальным ВНП. Т.о, эк потери от Б-это разница м/у потенциальным и фактическим ВНП, произведенным в каждый конкретный момент на любой стадии эк цикла. Математическое выр отставания фактического объема ВНП от потенциального рассчитал американский экономист Артур Оукен. Закон А. Оукена гласит: "Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание фактическое ВНП от потенциального составляет 2,5%". (Y - Y*) / Y*=-В(U - U*), где Y – фактичский объем выпуска, Y* - поненц. объем выпука, В – коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработцы, U* - естеств. уровень безработицы, U – фактический уровень безработцы. Помимо эк потерь безработица оказ негативное влияние на работника. Соц издержками Б яв-ся: потеря квалификации, утрата чувства самоуважения, упадок моральных устоев, распад семьи, общ и полит беспорядки и др. Оценивая, Б как потери об-ва, следует отметить также следующие факторы эк нестабильности: снижение покупательного спроса; сокращение сбережений; снижение инвестиционного спр; сокращение предлож, спад производств.
14. Измерение инфляции и ее виды. И–дисбаланс спри предля, появляющийся в росте цен; рост общего уровня цен в эк и переполнение каналов денежного обращения. Кол-во денег в обращении прямо пропорционально денежному объему ВНП и обратно пропорционально скорости обращения денег. Если в стране произв бесконтрольная эмиссия денег, то равенство м/у этими двумя потоками (потоком денег и потоком товаров и услуг в денежном выражении) наруш и начин инфляция. Измеряется инф. с помощью индекса цен, кот. выражает изменение среднего уровня цен за опред. период времени и рассчитывается по формуле: Индекс цен = Цена рыночной корзины в текущем периоде делить на Цена аналогичной рыночной корзины в базовом периоде и умножить на 100%. ИЦ исп. для измерения уровня или темпа инфляции. Уровень инфляции показывает, на сколько % увеличились цены по сравнению с прошлым периодом, и опред. по формуле: Уровень инф. = Индекс цен тек. года минус Индекс цен прошлого года и делить все это на Индекс цен прошлого периода и умножить на 100%. Для определения кол-ва лет, кот. приблизительно потребуется для удвоения темпа инф., исп. так называемое «правило 70<