Основные методы составления платежного баланса

ПАРИТЕТ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ — соотношение двух или нескольких денежных единиц, валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определенному набору товаров и услуг. Паритет покупательной способности может быть частным, устанавливаемым по определенной группе товаров, и общим, устанавливаемым по всему общественному продукту.

Платежный баланс — это статистическая система, в которой отражаются все внешнеэкономические операции между экономикой данной страны и экономикой других стран, произошедшие в течение определенного периода времени.

Одним из основных понятий платежного баланса выступает сальдо платежного баланса или общее сальдо платежного баланса. Это понятие представляет собой сальдо по определенной группе счетов платежного баланса и с экономической точки зрения, если говорить в самом общем смысле, должно показывать сальдо тех операций, которые являются первичными, автономными, независимыми или отражают досрочные, устойчивые тенденции. Все прочие операции, по определению, совершаются с целью финансирования этого сальдо и оказываются вторичными, подчиненными, как правило, краткосрочными и часто связаны с регулирующими воздействиями Центрального банка или Правительства.

Основные методы составления платежного баланса

Это прежде всего бухгалтерский метод двойной записи, т.е. разнесения операций резидентов с нерезидентами по двум колонкам, именуемым «кредит» и «дебет», разница между которыми называется «сальдо».

6. Необходимость и сущность кредита, формы и виды, принципы кредитования. Функции и законы кредита.

Кредит — это форма движения заемного капитала, выражающая отношения между кредиторами и заемщиками и обеспечивающая превращение денежного капитала в кредитный. Последний вследствие этого выступает денежным капиталом, предоставляемым его собственниками в кредит на условиях срочности, возвратности и платности. Функции кредита: перераспределительная; создания кредитных орудий обращения, воспроизводственная и стимулирующая.Товарная форма кредита предполагает передачу во временное пользование конкретной вещи, определённой родовыми признаками.

Денежная форма кредита предполагает передачу во временное пользование оговоренного количества денег. Смешанная форма кредита возникает в том случае, когда кредит был предоставлен в форме товара, а возвращён деньгами или наоборот — предоставлен деньгами, а возвращён в виде товара.

7. Ссудный процент, его экономическая природа, функции, границы и роль. Основы формирования уровня ссудного процента.

ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ — уст.: плата, вносимая заемщиком кредитору за пользование кредитом.

Ссудному проценту присущи три функции, наиболее полно раскрывающие его специфическую сущность:

- распределительно-стимулирующая;

- сохранения стоимости ссудного капитала;

- инвестиционная.

8. Содержание, структура и элементы кредитной и банковской систем страны. Денежный система РФ и механизм ее функционирования.

Кредитная система – совокупность кредитных отношений, принятых в стране, банков и других финансово-кредитных учреждений, осуществляющих и организующих данные отношения.

Кредитная система России имеет 2 уровня:
1. Центральный банк РФ
2. Коммерческие банки и др фин-кред институты

Банковская система РФ(2 уровня):
1.Центральный банк
2.Комерческие банки.
Стратегия развития банковской системы.
Приоритетом гос соц-эк политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов эконом развития. Повышение роли банковского сектора в развитии экономики является одной из главных задач.
Задачи:
- Усиление защиты интересов вкладчиков и др кредиторов банка
- Повышение эффективности концентрации ресурсов юрид и физ лиц и их размещения
- Повышение конкурентоспособности российских банков
- Развитие конкурентной среды и обеспечение транспорентности в деятельности кредитных орг-ций
- Укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков
- Предотвращение использования кредитных орг-ций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности, т.е. легализация доходов.

9. Основные функции и виды деятельности Центрального банка Российской Федерации.

основным функциям ЦБ РФ относятся:

1. монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения

2. функция финансового агента, банкира Правительства

3. финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»)

4. кредитно-денежное регулирование и банковский надзор

Основные виды деятельности Центрального банка РФ (Банка России): проведение единой денежно-кредитной политики, эмиссия наличных денег и организация их обращения, рефинансирование, организация безналичных расчетов, регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков, валютное регулирование и валютный контроль, расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета

10.Сущность и функции коммерческого банка. Операции и современные услуги коммерческих банков.

Коммерческий банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять определенные банковские операции. Коммерческие банки осуществляют комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг.

Среди функций коммерческого банка особо выделяются четыре, которые лежат в основе определения банка и определяют его сущность:

1) функция аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств является одной из важнейших функций банка. Коммерческим банкам принадлежит ведущая роль в привлечении свободных денежных средств всех экономических агентов и превращении их в капитал с целью привлечения прибыли. Выполняя эту функцию, банки выступают в качестве заемщиков;

2) функция посредничества в кредите. Выполнение этой функции способствует расширению производства, финансированию промышленности, облегчению создания запасов, расширению потребительского спроса, облегчению финансовой деятельности правительства, сокращению издержек обращения;

3) функция посредничества в осуществлении платежей и расчетов;

4) функция создания платежных средств.

11.Содержание денежно-кредитной политики страны, ее роль, методы и инструменты.

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия па уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

инструменты денежно-кредитной политики:

1. Операции на открытом рынке.

2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).

3. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.

4. Рефинансирование кредитных организаций.

5. Валютные интервенции.

6. Установление ориентиров роста денежной массы.

7. Прямые количественные ограничения.

8. Эмиссия облигаций от своего имени.

12.Сущность финансов, функции, их место и роль в системе экономических отношений. Финансовые ресурсы как материальное воплощение финансовых отношений.

Фина́нсы(от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Функции финансов

1. Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

2. Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

3. Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

4. Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений.

13.Современная финансовая система России, характеристика ее сфер и звеньев. Перспективы развития финансовой системы России.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ - совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи. Ф.с. РФ составляют следующие звенья (институты): а) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; б) внебюджетные целевые фонды; в) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, экономических отраслей; г) имущественное и личное страхование; д) кредит (государственный и банковский).

14.Финансовая политика государства: ее содержание, структурные элементы, значение и задачи на современном этапе. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики.

Финансовая политика государства (англ. The financial policy of the state) — политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач.

Взаимодействие государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и более широкие экономические мероприятия. Государство может поощрять и защищать развитие финансового рынка (так, фондовые биржи в ряде стран являются государственными учреждениями). От состояния фондового рынка в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной экономики. Такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операций и жесткого контроля.

15.Управление финансами: объекты и субъекты управления; органы управления финансами, их функции.

Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.

В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.

Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:

§ глава государства;

§ органы законодательной власти;

§ органы исполнительной власти;

§ органы денежно-кредитного регулирования;

§ органы государственного и местного финансового контроля;

§ государственные внебюджетные фонды;

§ главные распорядители бюджетных средств.

29.Финансовая безопасность государства: сущность, структурообразующие факторы, критерии, показатели и пороговые значения.

Финансовая безопасность - это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов.

Финансовая безопасность - это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере.

Можно выделить следующие основные сегменты финансовой безопасности страны и регионов:

- Безопасность бюджетно-налоговой системы

- Безопасность кредитно-банковской системы

- Безопасность валютно-денежной системы

- Внебюджетные фонды

30.Финансовая глобализация: сущность, субъекты, объекты, особенности на современном этапе.

финансовая глобализация – это процесс, являющийся составной частью общего процесса глобализации, направленный на формирование единого финансового рынка и протекающий на основе роста международного движения финансового капитала.

ПАРИТЕТ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ — соотношение двух или нескольких денежных единиц, валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определенному набору товаров и услуг. Паритет покупательной способности может быть частным, устанавливаемым по определенной группе товаров, и общим, устанавливаемым по всему общественному продукту.

Платежный баланс — это статистическая система, в которой отражаются все внешнеэкономические операции между экономикой данной страны и экономикой других стран, произошедшие в течение определенного периода времени.

Одним из основных понятий платежного баланса выступает сальдо платежного баланса или общее сальдо платежного баланса. Это понятие представляет собой сальдо по определенной группе счетов платежного баланса и с экономической точки зрения, если говорить в самом общем смысле, должно показывать сальдо тех операций, которые являются первичными, автономными, независимыми или отражают досрочные, устойчивые тенденции. Все прочие операции, по определению, совершаются с целью финансирования этого сальдо и оказываются вторичными, подчиненными, как правило, краткосрочными и часто связаны с регулирующими воздействиями Центрального банка или Правительства.

Основные методы составления платежного баланса

Это прежде всего бухгалтерский метод двойной записи, т.е. разнесения операций резидентов с нерезидентами по двум колонкам, именуемым «кредит» и «дебет», разница между которыми называется «сальдо».

6. Необходимость и сущность кредита, формы и виды, принципы кредитования. Функции и законы кредита.

Кредит — это форма движения заемного капитала, выражающая отношения между кредиторами и заемщиками и обеспечивающая превращение денежного капитала в кредитный. Последний вследствие этого выступает денежным капиталом, предоставляемым его собственниками в кредит на условиях срочности, возвратности и платности. Функции кредита: перераспределительная; создания кредитных орудий обращения, воспроизводственная и стимулирующая.Товарная форма кредита предполагает передачу во временное пользование конкретной вещи, определённой родовыми признаками.

Денежная форма кредита предполагает передачу во временное пользование оговоренного количества денег. Смешанная форма кредита возникает в том случае, когда кредит был предоставлен в форме товара, а возвращён деньгами или наоборот — предоставлен деньгами, а возвращён в виде товара.

7. Ссудный процент, его экономическая природа, функции, границы и роль. Основы формирования уровня ссудного процента.

ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ — уст.: плата, вносимая заемщиком кредитору за пользование кредитом.

Ссудному проценту присущи три функции, наиболее полно раскрывающие его специфическую сущность:

- распределительно-стимулирующая;

- сохранения стоимости ссудного капитала;

- инвестиционная.

8. Содержание, структура и элементы кредитной и банковской систем страны. Денежный система РФ и механизм ее функционирования.

Кредитная система – совокупность кредитных отношений, принятых в стране, банков и других финансово-кредитных учреждений, осуществляющих и организующих данные отношения.

Кредитная система России имеет 2 уровня:
1. Центральный банк РФ
2. Коммерческие банки и др фин-кред институты

Банковская система РФ(2 уровня):
1.Центральный банк
2.Комерческие банки.
Стратегия развития банковской системы.
Приоритетом гос соц-эк политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов эконом развития. Повышение роли банковского сектора в развитии экономики является одной из главных задач.
Задачи:
- Усиление защиты интересов вкладчиков и др кредиторов банка
- Повышение эффективности концентрации ресурсов юрид и физ лиц и их размещения
- Повышение конкурентоспособности российских банков
- Развитие конкурентной среды и обеспечение транспорентности в деятельности кредитных орг-ций
- Укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков
- Предотвращение использования кредитных орг-ций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности, т.е. легализация доходов.

9. Основные функции и виды деятельности Центрального банка Российской Федерации.

основным функциям ЦБ РФ относятся:

1. монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения

2. функция финансового агента, банкира Правительства

3. финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»)

4. кредитно-денежное регулирование и банковский надзор

Основные виды деятельности Центрального банка РФ (Банка России): проведение единой денежно-кредитной политики, эмиссия наличных денег и организация их обращения, рефинансирование, организация безналичных расчетов, регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков, валютное регулирование и валютный контроль, расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета

10.Сущность и функции коммерческого банка. Операции и современные услуги коммерческих банков.

Коммерческий банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять определенные банковские операции. Коммерческие банки осуществляют комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг.

Среди функций коммерческого банка особо выделяются четыре, которые лежат в основе определения банка и определяют его сущность:

1) функция аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств является одной из важнейших функций банка. Коммерческим банкам принадлежит ведущая роль в привлечении свободных денежных средств всех экономических агентов и превращении их в капитал с целью привлечения прибыли. Выполняя эту функцию, банки выступают в качестве заемщиков;

2) функция посредничества в кредите. Выполнение этой функции способствует расширению производства, финансированию промышленности, облегчению создания запасов, расширению потребительского спроса, облегчению финансовой деятельности правительства, сокращению издержек обращения;

3) функция посредничества в осуществлении платежей и расчетов;

4) функция создания платежных средств.

11.Содержание денежно-кредитной политики страны, ее роль, методы и инструменты.

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия па уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

инструменты денежно-кредитной политики:

1. Операции на открытом рынке.

2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).

3. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.

4. Рефинансирование кредитных организаций.

5. Валютные интервенции.

6. Установление ориентиров роста денежной массы.

7. Прямые количественные ограничения.

8. Эмиссия облигаций от своего имени.

12.Сущность финансов, функции, их место и роль в системе экономических отношений. Финансовые ресурсы как материальное воплощение финансовых отношений.

Фина́нсы(от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Функции финансов

1. Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

2. Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

3. Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

4. Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений.

13.Современная финансовая система России, характеристика ее сфер и звеньев. Перспективы развития финансовой системы России.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ - совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи. Ф.с. РФ составляют следующие звенья (институты): а) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; б) внебюджетные целевые фонды; в) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, экономических отраслей; г) имущественное и личное страхование; д) кредит (государственный и банковский).

14.Финансовая политика государства: ее содержание, структурные элементы, значение и задачи на современном этапе. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики.

Финансовая политика государства (англ. The financial policy of the state) — политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач.

Взаимодействие государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и более широкие экономические мероприятия. Государство может поощрять и защищать развитие финансового рынка (так, фондовые биржи в ряде стран являются государственными учреждениями). От состояния фондового рынка в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной экономики. Такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операций и жесткого контроля.

15.Управление финансами: объекты и субъекты управления; органы управления финансами, их функции.

Наши рекомендации