Закон предложения и его кривая на графике. Неценовые факторы рыночного предложения и особенности их графического отражения их действия.

Закон предложения:

При прочих равных условиях между ценой и кол-м предложения существует положительная или прямая связь,т.е. производители предлагают к продаже большее коло-во товара с ростом цены на него и наоборот.

Основные не ценовые факторы:

1. цены на ресурсы

2. изменения в технологиях

3. налоги и дотации

4. цены на альтернативные товары

5. число продавцов

6. ожидания изменения цен в будущем

18. Рыночное равновесие и его отражение на общем графике спроса и предложения. Механизм рыночного саморегулирования равновесной цены

То кол-во товара, которое потребитель хочет и может купить, а производитель хочет и может продать называется равновесным

Саморегулирование цены:

1. Если фактическая цена будет выше равновесной то избыток товара. Избыток предложения оказывает понижение цены

2. Если фактическая цена будет ниже равновесной то дефицит товара. Повышение цены

Понятие эластичности спроса и предложения. Коэффициенты эластичности. Ценовая эластичность спроса и её влияние на общую выручку.

Для измерения степени реакции (чуткости) потребителей на изменение цены используют понятия эластичность спроса и предложения

Коэффициенты эластичности:

Eд =процентное изменение спрашиваемой продукции= Q2-Q1:P2-P1

процентное изменение ценыQ1 P1

Ценовая эластичность спроса

1. 0< Ед<1

Если данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением спрашиваемой продукции, то спрос является не эластичным

2. Ед>1

Если данное процентное изменение цены ведет вувеличению процентного изменению кол-ва спрашиваемой продукции спрос является эластичным

3. Ед=1

Если процентное изменение цены и последующее процентное изменение кол-во спрашиваемой продукции является равным по величине то говорят о спросе с единичной эластичностью по цене

4. Ед=0

Когда процентное изменение цены не приводит ни какому процентному изменению кол-ва спрашиваемой продукции то экономики говорят о совершенно не эластичном спросе

5. Ед=

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от 0 до предела своих возможностей экономики утверждают что спрос является совершенно эластичным

Понятие эластичности спроса и предложения. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения и её основные факторы.

Для измерения степени реакции(чуткости) потребителей на изменение цены используют понятия эластичность спроса и предложения

Перекрестная эластичность спроса мера реакции спроса на один продукт в результате изменения цены другого продукта

Ер= процентное изменение кол-ва предлагаемой продукции = Q2-Q1 :P2-P1

процентное изменение цены Q1 P1

Основные факторы воздействующие на эластичность:

1. Величина издержек возможности хранения продукции

2. Гибкость

3. Стоимость и доступность ресурсов

Сущность, основные виды издержек. Их роль в контроле рентабельности производства

Эконмические издержкиэто все платежи причитающиеся собственникам ресурсов достаточны для того чтобы обеспечить стабильные поставки для определенного производственного процесса

Виды

· Внешние издержки это плата за ресурсы поставщика не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы самостоятельным по отношению к данным предприятиям(фактические расходы факторов про-ва на изготовленные определенного кол-ва продукта по ценам их приобретения )их еще называют бухгалтерскими

· Не явные (скрытые) издержки это издержки которые не отражаются в бух. Отчетности поскольку не предусмотрены контрактами и не зафиксированы в денежной форме(использование собственной земли, здания)

22Правила определения оптимального объема производства (на примере рынка совершенной конкуренции).

К наиболее распространенным методам определения оптимального объема производства относятся:

  • метод сопоставления валовых показателей;
  • метод сопоставления предельных показателей.

При использовании этих методов применяются следующие допущения:

  • предприятие производит и реализует только один товар;
  • целью предприятия является максимизация прибыли в рассматриваемый период;
  • оптимизируются только цена и объем производства (предполагается, что все остальные параметры деятельности предприятия остаются неизменными);
  • объем производства в рассматриваемый период равен объему реализации.

Суть предложенных методов рассмотрим на примере гипотетического предприятия, действующего на рынке свободной конкуренции (исходные данные приводятся в табл. 1).

Таблица 1. Объем реализации продукции и издержки на ее производство.

Объем реализации, тыс. шт. Постоянные издержки, тыс. руб. Переменные издержки, тыс. руб. Валовые издержки, тыс. руб.

Метод составления валовых показателей предполагает расчет прибыли предприятия при различных объемах производства и реализации продукции. Последовательность расчета такова:

  • определяется величина объема производства, при котором достигается нулевая прибыль;
  • определяется объем производства с максимальной прибылью (табл. 2).

Таблица 2. Объем реализации продукции с максимальной прибылью.

Объем реализации, тыс. шт. Цена, руб. Валовая выручка, тыс. руб. Валовые издержки, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб.
- -1200
-920
-600
-250

В нашем примере нулевая прибыль достигается при объеме производства и реализации в интервале 30-40 тыс. шт. продукции, что соответствует значению валовой выручки и издержкам соответственно в интервалах 1440-1920 и 1690-1810 тыс. руб.

С увеличением объемов производства валовая выручка начинает превышать издержки и появляется прибыль, максимальная величина которой 1140 тыс. руб. достигается при объеме производства и реализации продукции в 90 тыс. шт. Это и есть в данном случае оптимальный объем производства.

Метод сопоставления предельных показателей позволяет установить до каких пределов рентабельно увеличение производства и реализации. Он основан на сопоставлении предельных издержек и предельного дохода. Если величина предельного дохода на единицу продукции превышает величину предельных издержек на единицу продукции, то увеличение производства и реализации будет рентабельно.

Проиллюстрируем это на основе данных, приведенных в табл. 3.

Таблица 3. Расчет оптимального объема реализации продукции методом сопоставления предельных показателей.

Объем реализации, тыс. шт. Предельный доход, тыс. руб. Предельные издержки, тыс. руб. Валовая прибыль, тыс. руб.
-10

В данном случае предельным доходом на единицу продукции по сути дела является рыночная цена единицы изделия, равная 48 руб., а предельные издержки исчисляются как разница между последующими общими издержками и предыдущими, поделенная на объем производства.

Предельная прибыль исчисляется как разница между предельным доходом и предельными издержками.

Из данных таблицы видно, что до тех пор, пока предельный доход превышает предельные издержки, увеличение объемов производства эффективно, т.е. расширение производства до 90 тыс. шт. рентабельно. При дальнейшем увеличении объема производства величина дополнительных издержек превысит величину дополнительного дохода на единицу продукции, что приведет к уменьшению валовой прибыли.

Наши рекомендации