Динамика дефицита госбюджета России

Год Дефицит в % к расходам бюджета Дефицит в % к ВВП
10,5
9,1
3,85
4,1
3,7

Согласно ФЗ "О Федеральном бюджете на 1999 год" предельный размер дефицита федерального бюджета на 1999 год определен в размере 101370,5 млн. руб, или 2,54% от объема ВВП.

В мировой практике существует два традиционных способа покрытия бюджетного дефицита - это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, - это собственное производство денег, или "сеньораж". "Сеньораж" сегодня не принимает форму простого печатания денег, т.к. это слишком явно связано с инфляцией. В настоящее время "сеньораж" реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Предположим, что Казначейству США необходимо 100 млн. долл. на покрытие определенных правительственных расходов. Оно печатает на эту сумму казначейские векселя и продает их ФРС, которая покупает их, расплачиваясь за векселя размещением кредита на счет Казначейства. Казначейство, в свою очередь, выписывает чеки на этот счет. Получатели чеков вкладывают полученные средства в коммерческие банки. По окончании процесса клиринга чеков оказывается, что создано на 100 млн. долл. новых банковских резервов. Они и становятся основой многократного увеличения количества денег в обращении.

Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образуют государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внутренний долг - это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством РФ государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится наибольшим бременем для страны, так как необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Официальный внешний долг России, номинированный в иностранной валюте, по состоянию на 1 января 1998 года оценивался в 123,2 млрд. дол. США. В его структуре подавляющую часть занимает задолженность Советского Союза - 91,2 млрд. дол. Эта сумма включает долги официальным кредиторам в рамках Парижского клуба - 37,6 млрд. дол., реструктурированную в 1997 году задолженность Лондонскому клубу - 28,1 млрд. дол., долги странам - членам бывшего СЭВ - 14, 9 млрд. дол.

Собственно российский долг, т.е. официальный внешний долг России, возникший после 1 января 1992 года, равнялся на начало 1998 года 32 млрд. дол., из которых 18,3 млрд. дол. приходилось на задолженность международным кредитно-финансовым организациям (МВФ и МБРР), 4,4 млрд. дол. - на выпущенные в 1996 - 1997 гг. еврооблигации, 9,3 млрд. дол. - на прочие, главным образом двухсторонние межгосударственные кредитные соглашения.

Российская Федерация является правопреемницей бывшего СССР по его зарубежным активам и пассивам. СССР привлекал среднесрочный и долгосрочный иностранный капитал в форме экспортных кредитов и банковских ссуд. Россия взяла на себя обслуживание долга бывшего СССР, который резко возрос в период перестройки. Россия не смогла выдержать график погашения всех кредитов, поскольку реальных средств для обслуживания долга могло быть выделено около 3 млрд. дол., а требовалось около 20 млрд. дол.

Россия также является кредитором. Задолженность иностранных государств, перешедшая от СССР, составляет 94 млрд. долл. Должники - Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ливан, Афганистан, Ирак, страны СНГ (Украина должна 2,5 млрд. долл.). Поступления от них - не более 2 млрд. долл. в год (а необходимо около 15 млрд. долл.). Погашение осуществляется традиционными товарами, а Россия уплачивает свои долги в СКВ.

На движение официальной задолженности России перед нерезидентами в 1998 г. серьезное влияние оказал финансовый кризис, который в итоге привел к многократной девальвации рубля и существенному утяжелению бремени по обслуживанию внешнего долга.

Правительство России своевременно обслуживало собственно российский долг: было погашено 3,6 млрд. дол. по основному долгу и 1,8 млрд. дол по процентам, в то же время по задолженности бывшего СССР остались невыплаченными обязательства в размере 1,9 млрд. дол. ( большая часть была просрочена после 17 августа 1998 года).

По состоянию на 1 января 1999 года внешняя задолженность федеральных органов РФ, номинированная в иностранной валюте, оценивается в 141,5 млрд. дол.

Проблема внешнего долга Российской Федерации может быть решена только путем реструктуризации, а также посредством активного управления с использованием операций "своп" долг/акции и долг/ресурсы. Реструктуризация позволит превратить долг страны в иностранные акции посредством размещения иностранных прямых и портфельных инвестиций. Вторая представляет собой выкуп со скидкой долгов на вторичном рынке и перевод их в обязательства, подлежащие оплате в местной валюте по номиналу или со скидкой. Такие схемы были в свое время успешно применены в странах Латинской Америки.

Внешняя задолженность федеральных органов
Российской Федерации, номинированная в иностранной валюте
в 1998 году (млрд.дол.)

  Задолженность на 1.1.98 Привлечено новых займов Погашено основной % долг Задолженность. на 1.1.99
Внешний долг 123,2 15,5 3,9 4,6 141,5
Долг России 32,0 14,5 3,6 1,8 45,0
В т.ч. МВФ 13,2 6,2 1,1 0,7 19,3
МБРР 5,1 1,2 0,1 0,3 9,5
Еврооблигации 4,4 4,8 0 0,3 9,5
Др. 9,3 2,3 2,4 0,5 9,9
Долг бывшего СССР 91,2 0,9 0,3 2,8 96,5

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть значительными. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия дефицита бюджета; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Обычно в государственном долге видятся две опасности: банкротство нации и опасность переложения налогового бремени на будущие поколения. По поводу первой "опасности" можно отметить, что никто не может запретить правительству выполнять свои обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти финансовые обязательства складываются из рефинансирования, взимания новых налогов, выпуска в обращение новых денег. Что касается второй "опасности", то специфика внутреннего долга такова, что страна как бы должна сама себе. В большинстве случаев - внутренний долг это только отношения между гражданами страны.

Контрольные вопросы

1. Что такое бюджетный дефицит и почему он может возникнуть?

2. Каковы причины бюджетного дефицита в Российской Федерации?

3. Какова динамика бюджетного дефицита в Российской Федерации за последние годы?

4. Можете ли Вы назвать страны, где не наблюдается дефицит бюджета?

5. Какие существуют способы покрытия дефицита государственного бюджета?

6. Какие из них используются в современной России?

7. Какова экономическая эффективность различных источников покрытия бюджетного дефицита?

8. В чем отличие рефинансирования государственного долга от его погашения? Существует ли взаимосвязь между погашением государственного долга и ростом неравенства в доходах?

9. Раскройте движение внутреннего государственного долга России за последние пять лет. Охарактеризуйте основные меры в области управления государственным долгом за этот период.

10. Определите масштабы и динамику внешнего долга России и пути регулирования этой задолженности.

4.9. Особенности территориальных финансов Российской Федерации.

В настоящее время финансовая система Российской Федерации строится по принципу фискального федерализма (разграничение финансов различных уровней). Неуклонно повышается роль региональных органов власти в хозяйственном и культурном строительстве. Они получили большие права в области руководства хозяйственным и социально-культурным строительством на подведомственной территории, осуществляют руководство жилищным строительством, коммунальным хозяйством, образованием и здравоохранением, проводят мероприятия по благоустройству сел и городов, организуют работу в области дорожного строительства.

С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней социального и экономического развития территорий, которые в результате исторических, географических или других условий отстали в своем социально - экономическом развитии от других регионов страны. С этой целью могут разрабатываться региональные программы.

В известной мере это нашло отражение в Законе РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" ( от 06.06.91) и Федеральном Законе "Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органов местного самоуправления" (от 15.04.93).

Впервые здесь закреплено понятие - самоуправление, призванное обеспечить развитие инициативы и самостоятельности граждан в решении вопросов социально - экономического развития территорий, охраны окружающей среды, реализации гражданских прав. Отражена экономическая основа местного самоуправления, которую составляют природные ресурсы территории, собственность административно-территориальных образований, а также иная собственность, служащая источником получения доходов местного бюджета.

Законами регламентируются взаимоотношения местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории, которые строятся на договорной основе. Все предприятия должны участвовать в формировании местного бюджета, передавая в них часть прибыли.

В числе новых прав местных органов власти выделяют право на участие во внешнеэкономических связях. Они осуществляются на принципах валютной самоокупаемости.

Основной составной частью региональных финансов являются региональные бюджеты. В Российской Федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, автономных округов и области, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов власти.

Местные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов в этот процесс не допускаются.

Доходы региональных и местных бюджетов формируются, во - первых, за счет закрепленных (собственных) доходов - это налоги и сборы соответствующего уровня, где в число главных входят отчисления от налогов на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль предприятий; и, во - вторых, за счет регулирующих доходов - поступлений из вышестоящих бюджетов. Соотношений между этими двумя источниками зависит от функций, возложенных на региональные органы управления, от потенциальных возможностей получения ими местных налогов.

В структуре расходов региональных бюджетов преобладают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс, предприятия транспорта и топливной промышленности, на развитие социально - культурной сферы.

Вторым элементом региональных финансов выступают средства хозяйствующих субъектов: финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально - культурных и жилищно-коммунальных объектов. Так, в настоящее время удельный вес предприятий в финансировании жилищного фонда составляет 75%, коммунального хозяйства - 25% учреждений здравоохранения - 24%, подготовки кадров - 33%. Источником этих средств выступает часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятий о образующая целевые фонды, в том числе и фонды социального развития.

Третьим звеном региональных финансов являются территориальные внебюджетные фонды целевого назначения. Они формируются за счет добровольных взносов предприятий и населения, специальных сборов, заемных ресурсов, поступлений из центральных внебюджетных фондов.

Контрольные вопросы

1. Имеет ли бюджетное устройство в РФ свою специфику?

2. Какие функции выполняют территориальные финансы?

3. Какую роль играет региональная политика в экономическом и социальном развитии регионов?

4. Как изменилась роль местных бюджетов в Российской Федерации?

5. Каковы общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации?

6. Какие права имеют местные органы власти в области финансовой деятельности?

7. В чем особенности формирования территориальных финансов?

8. Каким образом происходит распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы?

4.10. Налоги и налогообложение.

Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. В принятом новом Налоговом кодексе РФ налоги и сборы определяются следующим образом:

Под налогами понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Элементы налогов.

Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

- субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;

- носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

- объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.);

- ставка налога - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

- налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения - денежная единица, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.

Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютной сумме на единицу отложения, независимо от размеров дохода, например, на тонну нефти), пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины), прогрессивные (предполагают возрастание ставки по мере роста дохода), регрессивные (предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода). При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. Прогрессивные налоги - это те налоги, которые сильнее всего "давят" на лиц с большими доходами. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

Функции налогов.

В современных условиях налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.

1. Регулирующая функция. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. В РФ освобождены от налога на прибыль предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, если доля несельскохозяйственной деятельности составляет менее 25%. Кроме того, в России государство способствует развитию малого бизнеса. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное - это особые льготные условия налогообложения.

2. Стимулирующая функция. С помощью налогов, льгот, санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производство.

3. Распределительная функция. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий , доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат. Распределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер - позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и других странах.

4. Фискальная функция - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая вообще не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).

Виды налогов.

Существуют различные виды налогов: прямые и косвенные, федеральные и территориальные, целевые и общие.

По способу платежа различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др. При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог.

Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог.

В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. Согласно новому Налоговому кодексу РФ к ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство материально - сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, местные лицензионные сборы.

Наши рекомендации