Операции по проведению ревизии бухгалтерского учета на фирме, анализ ее финансового состояния.

Консалтинг. Это расширяющаяся сфера банковских услуг по предоставлению консультаций другим коммерческим предприятиям.

Аккредитивы. Банки содействуют развитию предпринимательства путем выпуска кредитных писем. В этих документах банк гарантирует одной стороне (например, продавцу), что платежи будут осуществлены при выполнении некоторых условий (например, при поставке товаров). Аккредитивы широко применяются и во внешнеторговых операциях.

Кредитные карточки. Многие банки получают существенные доходы от использования системы кредитных карточек. Чаще всего доход представляет собой годовую плату за использование кредитной карточки, и потребитель погашает процент по невыплаченному остатку.

Обмен валюты. Банки могут покупать и продавать иностранную валюту для собственного использования или по поручению клиента.

Охрана ценностей. Многие банки держат специальные сейфы, где хранятся ценности клиентов банка.

Гарантийные услуги банка. Во-первых, это различного рода операции, где банк выступает в качестве гаранта своего клиента. Во-вторых, это операции, связанные с брокерским делом. Подобно брокерам, они покупают и продают акции и ценные бумаги для своих клиентов. К операциям такого рода относятся различные виды срочных сделок, прежде всего - фьючерсы и опционы.

Фьючерсные операции - это купля-продажа условий будущих контрактов с фиксацией их сроков.

Опцион - это операция, аналогичная фьючерсу, но если по условию фьючерсной операции обязательства берут на себя обе стороны, заключающие договор, то опцион означает лишь приобретение права на совершение будущей сделки. Например, конверсионные опционы означают покупку права на превращение одного типа ценных бумаг в другой в оговоренный договором срок, опцион досрочного погашения долга дает дебитору право оплатить часть или всю сумму займа до истечения срока. И по фьючерсам, и по опционам фиксируется размер процентной ставки и валютный курс.

Другую группу забалансовых операций банка образуют операции НИФ, РУФ и своп.

Операции НИФ - это договор между банком и эмитентом ценных бумаг о том, что в случае трудностей с реализацией ценных бумаг банк берет на себя обязательства по их покупке или предоставляет эмитенту равноценный кредит. В качестве дополнения банк может взять на себя обязательство по размещению ценных бумаг клиента. Договор заключается на 3-5 лет.

Операции РУФ являются разновидностью операций НИФ, но не предусматривают инвестирование банком выпущенных в обращение ценных бумаг.

Операции своп - это обмен долговыми обязательствами между двумя заемщиками. Смысл такого обмена заключается в том. что долговые обязательства могут быть представлены в различной валюте или предполагать различные типы процентных ставок (например, обмен фиксированного процента на "плавающий"). Использование свопов целесообразно в тех случаях, если у договаривающихся сторон есть определенные преимущества на тех или иных рынках капиталов.

Наконец, особым видом операций современного банка является покупка государственных ценных бумаг за свой собственный счет. Банки имеют право зарабатывать деньги на торговле этими бумагами, а также на получении процентов, которые правительство выплачивает всем держателям ценных бумаг государства.

Операции по лизингу. Лизинг - это операции по размещению движимого и недвижимого имущества, которое специально закупается с целью сдачи его в аренду предпринимателю. По лизингу можно получить самые разнообразные факторы производства, начиная от нефтеперерабатывающих комплексов и кончая конторским оборудованием. Лизинговые операции обычно осуществляет специализированная лизинговая фирма (зачастую учреждаемая банком) или сам банк. Это операции по разработке лизинговых предложений, подписанию контракта, страхованию лизинговых операций, отслеживанию правильности и своевременности взноса арендной платы.

Операции по факторингу, т.е. операции по покупке на договорной основе требований по товарным поставкам. В результате подобной операции продавец требований получает в течение 2-3 дней 70-90% суммы в виде аванса. Оставшиеся 10-30% суммы являются для банка своего рода гарантией, которая выплачивается предпринимателю при получении банком счета на оплату требований должником. Банк взимает с предпринимателя-продавца требований определенные проценты за немедленное предоставление эквивалента долговых обязательств, премию за финансовый риск и возмещает административно-управленческие расходы. Эти операции зачастую совмещаются с рядом обязательств в пользу клиента, которые берет на себя банк (например, учет дебиторской задолженности, осуществление финансирования и т.п.).

Банк - это коммерческое предприятие, подверженное изменениям рыночной конъюнктуры. Как оценить надежность банка как финансового партнера?

В общих чертах стабильным можно назвать банк, имеющий высокую прибыль, большие собственные резервные фонды, низкий объем сомнительной задолженности.

В свою очередь, нестабильным можно назвать банк, выдавший большое количество кредитов, срок возврата которых банк вынужден пролонгировать. Собственные резервные фонды у такого банка ниже уставного фонда, а прибыль мала.

3.6.6. Экономические нормативы деятельности КБ.

В процессе своей деятельности банки осуществляют много рисковых операций, которые могут привести к их неудовлетворительному финансовому состоянию и возможному невыполнению своих обязательств перед клиентами - вкладчиками. Центральный Банк не имея возможности вмешиваться в текущую деятельность коммерческого банка, в целях минимизации риска неплатежеспособности отдельных банков и устойчивого функционирования всей банковской системы разработал систему экономических нормативов, как наиболее простой и эффективный способ контроля за финансовым состоянием банков.

Экономические нормативы.

ИНСТРУКЦИЯ № 1

(в ред. от 01.02. 99 № 493-У)

Таблица 1а

№ п/п Норматив Наименование / характеристика Норматив
      с1.02.97 с1.02.98 с1.02.99
Н1 Отношение капитала банка и суммарного объема активов, взвешенных с учетом риска >6% >7% *
* (Согласно указания от 01.02.99. №493-У ). Минимально допустимое значение норматива Н1 устанавливается, в зависимости от размера собственных средств (капитала) банка, в следующих размерах:
От 5 млн. евро и выше От 1 до 5 млн. евро Менее 1 млн. евро
с 01.02.98 – 7% с 01.02.99 – 8% с 01.01.2000 – 10% с 01.02.98 – 7% с 01.02.99 – 9% с 01.01.2000 – 11% с 01.02.98 – 7%
Н2 Отношение суммы высоколиквидных активов к сумме обязательств по счетам 20% 20% 20%
Н3 Отношение суммы ликвидных активов к сумме обязательств по счетам до востребования и на срок до 30 дней 30% 50% 70%
Н4 Отношение кредитов сроком погашения свыше года к капиталу, а также к обязательствам по депозитным счетам 120% 120% 120%
Н5 Соотношение ликвидных активов и суммарных активов кредитной организации 20% 20% 20%
Н6 Отношение максимального кредита к капиталу 40% 25% 25%
Н7 Отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и капитала <10 раз <8 раз <8 раз
Н8 Отношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или нескольких связанных между собой кредитов (вкладчиков) и капитала <40% <25% <25%
Н9 Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных акционерам 20% 20% 20%
Н9.1 Максимальный размер риска на одного заемщика-акционера (пайщика) банка <50% <50% <50%
Н10 Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных своим инсайдерам 2% 2% 2%
Н10.1 Максимальный размер совокупной величины кредитов, выданных своим инсайдерам <3% <3% <3%
Н11 Отношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) населения к капиталу <100% <100% 100%
Н11.1 Максимальный размер обязательств банка перед банками-нерезидентами и финансовыми организациями нерезидентами     <400%
Н12 Отношение размеров инвестируемых средств к капиталу 25% 25% 25%
Н12.1 Отношение средств, инвестируемых в акции одного юридического лица, к капиталу 10% 10% 5%
Н13 Отношение размеров собственных вексельных обязательств и капитала 100% 100% 100%
Н14 Норматив ликвидности по операциям с драгоценными металлами 10% 10% 10%
                 

Для вновь создаваемых банков, отработавших шесть момента регистрации, устанавливаются следующие обязательных экономических нормативов:

Н1 - минимально 8.%, Н9 - максимально 20%

Н2 - минимально 20%, Н9.1 - максимально 50%

НЗ - минимально 70%, Н10 - максимально 2%

Н4 - максимально 120%, Н11 - максимально 100%

Н5 - минимально 20%, Н12 - максимально 25%

Н6 - максимально 25%, Н12.1- максимально 10%

Н7 - максимально 8 раз, Н13 - максимально 100%

Н8 - максимально 25%, Н14 - минимально 10%

Контрольные вопросы

1. Какие операции могут выполнять только банки?

2. Какие операции, вытекающие из его сущности, банк преимущественно должен выполнять?

3. В чем заключаются основные различия между кредитными и ссудными операциями банков?

4. Объясните, почему в условиях экономического кризиса (или экономической нестабильности) коммерческие банки предоставляют в основном краткосрочные кредиты?

5. Какой документ регулирует расчетное обслуживание клиента в коммерческом банке?

6. Чем отличается лизинг от аренды?

7. Почему факторинговые операции называют также кредитованием поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику?

8. Используя периодическую печать, подберите материалы о деятельности одного из коммерческих банков России. Проанализируйте его финансовое состояние. Каковы основные статьи актива и пассива баланса? Подсчитайте удельный вес отдельных статей в общей сумме активов и пассивов балансового отчета банка.

9. Вам предстоит выбрать одну из двух схем кредитования. Согласно первому и второму варианту кредит предоставляется на один год, под 120% годовых, сумма кредита уплачивается в конце действующего договора, но первый вариант предполагает выплату процента по кредиту ежеквартально равными долями, а второй вариант - выплату процента по кредиту ежемесячно по следующей схеме: за первые три месяца по 5%, за вторые - по 15%, за третьи - по 20%, за последние 15%. Какой вариант вы предпочтете? Для более обоснованного выбора ответьте на следующие вопросы: какая схема наиболее выгодна для банка? Где больше риск неплатежа и почему?

10. Допустим, что вы банковский служащий и ведете переговоры о выдаче ссуды с бизнесменом. Какие условия вы могли бы включить в договор о выдаче этой ссуды для того, чтобы обеспечить максимальный режим безопасности для банка, т.е., иными словами, минимизировать риск непогашения ссуды в срок?

4. Финансы

4.1. Сущность и функции финансов.

Финансы - это система отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования. распределения и использования фондов денежных средств.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики представляет собой финансовую систему, которая включает в себя государственные финансы, финансы предприятий, страхование и финансы граждан.

Финансы становятся возможными в условиях развитого товарного производства и зрелой денежной системы, поскольку опираются на известные функции денег и инфраструктуру рынка.

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, который выполняет функции меры стоимости, средства обращения и средства накопления. Сущность же финансов проявляется в их специфических функциях.

Процесс производства общественного продукта и обеспечение его воспроизводства опосредуется движением стоимости в денежной форме. На основе денежного оборота возникают финансы. Финансы охватывают экономические отношения, которые связаны с формированием и использованием децентрализованных и централизованных денежных средств.

Децентрализованные фонды предприятия включают в себя фонд накопления, фонд потребления и резервный фонд.

За счет балансовой прибыли предприятия уплачивается большинство налогов и сборов. Оставшаяся часть прибыли остается полностью в распоряжении предприятия и используется на производственное и социальное развитие.

Часть прибыли направляется в фонд накопления и вместе с амортизационными отчислениями используется на финансирование капитальных вложений, направляемых на обновление и пополнение производственных фондов.

Фонд потребления образуется частично за счет издержек производства в виде затрат по заработной плате и как часть, стимулирующая эффективный труд - за счет прибыли.

Резервный фонд предприятия формируется и используется для покрытия временно возникающих потребностей в денежных средствах.

К децентрализованным фондам относятся и бюджеты домохозяйств, формируемые за счет оплаты труда, доходов от собственности и социальных выплат государства из централизованных фондов.

Централизованные фонды денежных средств аккумулируются на общегосударственном уровне. Основным централизованным фондом является бюджет. Он формируется и используется на основе экономических отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, по поводу образования и использования общественного продукта. На той же основе формируются внебюджетные централизованные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и другие.

Централизованные и децентрализованные фонды денежных средств органически взаимосвязаны, т.к. экономической основой их формирования и использования является производство общественного продукта.

Масштабы и интенсивность финансовых потоков зависят от экономической активности субъектов финансовых отношений: государства, предприятий и домашних хозяйств. Удовлетворяя потребности, связанные с развитием производства, потребности работников, финансы предприятий и домохозяйств обслуживают процесс смены форм собственности (товарной и денежной). Финансы государства обслуживают этот процесс в общегосударственном масштабе, обеспечивая удовлетворение общественных потребностей (оборона, управление и пр.) и социальную

Финансы любого субъекта охватывают его денежные отношения со всеми другими участниками экономического процесса. Вступая в подобные отношения экономические субъекты по сути дела распределяют между собой стоимость валового национального продукта, а также часть национального богатства (землю, недра, капитальные сооружения). В этом смысле финансы имеют первостепенное значение в рыночной экономике: сначала присваиваются деньги, а через них - материальные и нематериальные блага.

Отсюда первая функция финансов - распределительная, т.к. финансы являются экономическим инструментом распределения и перераспределения валового национального продукта. Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Финансы выполняют распределительную функцию, одновременно являясь экономическим стимулом для всех участников хозяйственного процесса: чем больше будет присвоено финансовых ресурсов, тем больше окажется возможностей для инвестирования и расширения масштабов деятельности каждого хозяйства, а также для улучшения его благосостояния.

Этот процесс идет в условиях конкуренции, поэтому возникает объективная потребность в правовом регулировании финансовых отношений со стороны государства с тем, чтобы никто не мог нанести неоправданного ущерба другому лицу.

С переходом к рыночной экономике в России финансы потеряли свое чисто перераспределительное значение, когда доходы хорошо работающих предприятий через государственный бюджет волевым способом безвозмездно передавались плохо работающим, убыточным. Теперь финансы должны воздействовать на расширение инициативы и самостоятельности всех субъектов экономики, реализацию ими принципа самофинансирования.

Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции, что отражает другую функцию финансов - контрольную.

Контрольная функция осуществляется:

1) финансовыми подразделениями предприятий в целях выявления резервов рационального использования финансовых, трудовых, материальных ресурсов;

2) финансовыми и налоговыми органами (своевременность налоговых и неналоговых отчислений, правильность отражения затрат на производство и реализацию продукции и т.д.).

Таким образом, финансы могут сигнализировать о ходе экономического процесса, о разнице между доходами и расходами, о приостановке движения в системе, о причинах и виновниках отклонений. Контрольная функция финансов реализуется через бухгалтерскую, статистическую или оперативную отчетность, ведущую по утвержденной государством методике и признанную достоверной.

Следует подчеркнуть, что распределительная и контрольная функции финансов действуют одновременно, это две стороны одного процесса. Поэтому финансы являются своеобразным зеркалом экономики и социальной сферы. Если их состояние характеризуется как кризисное, то это значит, что кризис охватывает саму экономику.

Так, Россия в данный момент испытывает финансовый кризис, который проявляется во взаимных неплатежах между предприятиями, низкой собираемости налогов, невыплате зарплаты в госсекторе, пенсий и пособий из государственных фондов. Это отражает общий кризис российской экономики в переходный период: 50%-ное сокращение промышленного производства, обширный сектор теневой экономики, скрытую безработицу, уклонение от уплаты налогов, недоведенные до конца экономические реформы, инфляцию, падение рубля по отношению к доллару и т.д.

В то же время финансовая сфера, обладая определенной самостоятельностью, может и должна оказывать оздоравливающее влияние на экономику. Так, например, поддержка и гарантии тем банкам, которые осуществляют долгосрочное кредитование ведущих отраслей экономики для развития там инвестиционных процессов, выхода из кризиса, повышению конкурентоспособности продукции.

Финансовая система РФ с переходом всей экономики на рыночные принципы, претерпела существенные изменения. Прежде всего произошла ее децентрализация: каждый субъект экономики имеет возможность самостоятельно аккумулировать финансовые ресурсы в рамках принятых законов, а не получать их исключительно из центра.

Правомерным источником финансовых ресурсов для всех субъектов стала банковская система, предоставляющая заемные средства на принципах платности, возвратности, срочности. Ранее опора была в основном на безвозмездное бюджетное финансирование.

В России появился акционерный капитал и рынок ценных бумаг (как первичный, так и вторичный), позволяющий изыскивать финансовые ресурсы путем эмиссии ценных бумаг и размещения их среди юридических и физических лиц. Это дает большую свободу маневра капиталами хозяйствующим субъектам, а также по котировкам ранее выпущенных ценных бумаг на вторичном рынке выверять правильность своего курса, делать наиболее перспективные инвестиции. Это свидетельствует о становлении чисто рыночного механизма.

Обозначилось встречное движение - интеграция частного капитала в различных формах для предоставления всевозможных финансовых услуг субъектам экономики.

Не все его формы достаточно развиты на данный момент в России, но мировая практика выработала следующие:

Ø финансово-промышленные группы, в состав которых могут входить производственные, научные, опытно-конструкторские организации, банки, страховые и торговые компании, биржи и т.д. Финансово-промышленные группы создаются добровольно, на программно-целевой основе, но не должны вести к образованию монополий. Их создание ускоряет выпуск сложной наукоемкой продукции, конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынке, а также товаров и услуг для государственных нужд. С точки зрения форм интеграции капитала финансово-промышленные группы могут формироваться как акционерные общества, холдинговые компании, трасты (передача собственности в доверительное пользование), перекрестное владение акциями (взаимоучастие в капитале), стратегический альянс (каждый участник имеет доступ к результатам совместной деятельности). Внутри финансово-промышленных групп реализуются принципы самофинансирования, кооперирования, специализации, оперативности управления. В России уже в настоящее время каждый крупный коммерческий банк входит в какую-либо группу отраслевого или территориального плана;

Ø инвестиционные организации: холдинги, финансовые группы и финансовые компании. Холдинг - головная компания, владеющая контрольными пакетами акций дочерних фирм и специализирующаяся на их управлении. Финансовая группа - объединение без головной компании. Финансовая компания - организация, финансирующая ряд фирм, но без права управления);

Ø банковская система, которая включает банковские учреждения, средства связи банков, методические и юридические правила взаиморасчетов. Государственные банковские системы взаимодействуют через международные объединения: Международный банк реконструкции и развития (образован в 1946 г.), Международная финансовая корпорация (1950 г.),Международная ассоциация развития (1960 г.), региональные межправительственные банки (Европейский, Северный инвестиционный и др.), фондовые биржи финансовых центров (Нью-Йорк, Токио, Лондон, Цюрих и т.д.);

Ø биржевая система, которая состоит из совокупности товарных и фондовых бирж. Товарные биржи позволяют осуществить оборот товаров и денежных средств без непосредственного их представления, оперативно сформировать цены на товары. Фондовая биржа определяет рейтинг предприятий, своевременно реализует перераспределение потока финансов. Одновременно функционирует внебиржевой рынок ценных бумаг, который обслуживают банкирские дома, банки и другие организации;

Ø соответствующая среда для функционирования финансов современного уровня, т.е. обеспечивающие элементы - информационные сети (телефоны, факсы, радио, телевидение, печать), поддерживающие элементы (образовательные, юридические, аудиторские учреждения).

Контрольные вопросы

1. Что представляют собой финансы как экономическая категория?

2. Какие элементы включает в себя финансовая система?

3. Какие условия необходимы для возникновения и функционирования финансов?

4. Можно ли сказать, что финансы возникли с появлением капитала?

5. Как соотносятся между собой категории "финансы", "деньги", "кредит"?

6. В чем заключается денежный характер финансовых отношений?

7. Что представляют собой децентрализованные денежные средства? Какова их структура?

8. Каким образом происходит формирование децентрализованных денежных средств?

9. В чем заключается отличие финансовых ресурсов от денежных ресурсов, заработной платы, кредитных ресурсов?

10. Каким образом формируются централизованные денежные средства? Какова их структура?

11. По какому принципу финансы делятся на централизованные и децентрализованные денежные средства?

12. Изменилась ли роль финансов при переходе российской экономики к рынку?

13. Можно ли использовать финансы как инструмент экономического стимулирования?

14. Как изменились функции финансов с переходом российской экономики к рынку?

15. Какие изменения произошли в структуре финансовой системы России?

16. Какие структурные элементы финансовой системы получили возможность для своего развития в современной России?

17. Какие проблемы, касающиеся сущности финансов и их функций, дискутируются сегодня в отечественной периодике?

4.2. Финансовая политика.

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и на стимулирование производства ( например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в определенные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.п. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются и направления финансовой политики.

Правильность выбранной финансовой политики несомненно зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения "золотого правила" экономической теории - при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является высокая роль правительства в регулировании национальной экономики именно через финансовую систему, а именно - высокие расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов и т.п.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Составной частью финансовой политики государства является фискальная политика - налогово-бюджетная политика, политика в области регулирования налогообложения и расходов бюджета. Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач. Высокие налоги воспринимаются как запретительные в какой-либо области деятельности, а низкие - как разрешительные.

Бюджетная политика государства, во-первых, не должна допускать чрезмерного дефицита госбюджета, иначе будет получен отрицательный эффект воздействия на экономику в виде инфляции и замедление инвестиционного процесса. Во-вторых, расходы госбюджета, предназначенные для экономической сферы, должны быть избирательными, т.е. поддерживать наиболее перспективные и эффективные направления. В-третьих, следует иметь в виду, что расходы государственного бюджета особенно в инвестиционной сфере, способны вызвать мультипликационный эффект, т.е. привести к тому, что общий объем инвестиций в экономику, с учетом частного сектора, будет гораздо больше первоначального.

Влияние государственных расходов на национальную экономику осуществляется через совокупный спрос. При увеличении государственных расходов на закупку товаров и услуг соответственно возрастает величина совокупных расходов на рынке, стимулируя тем самым совокупный спрос и рост объема национального производства, валового национального продукта. Сокращение государственных расходов влечет за собой, следовательно, сокращение валового национального продукта.

В свою очередь, введение дополнительных налогов или увеличение ставок уже существующих приводит к уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты налогов) налогоплательщиков, что отражается на всей сумме совокупных расходов (они уменьшаются).

Следовательно, можно прогнозировать фискальную политику государства в различные периоды экономического цикла.

В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из:

- увеличения государственных расходов;

- снижения налогов;

- сочетания роста государственных расходов со снижением налогов (с учетом того, что мультипликационный эффект увеличения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект снижения налогов).

Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:

- уменьшения государственных расходов;

- увеличения налогов;

- сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением (с учетом того, что мультипликационный эффект уменьшения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект роста налогов).

Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.

Конечно, это абстрактная схема поведения правительства, и механизм фискальной политики далеко не так прост, поскольку в реальной экономике действуют параллельные и разнонаправленные факторы. Понятно, что выработка оптимальной фискальной политики - задача архисложная.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой финансовая политика и какие инструменты используются при ее проведении?

2. Объясните содержание и цели фискальной политики.

3. Какие проблемы возникают при проведении фискальной политики?

4. Можно ли сказать, что политика в области государственных расходов и налогообложения проводится только с целью снижения уровня безработицы и инфляции?

5. Сопоставьте два понятия "фискальная политика" и "бюджетная политика".

6. Каким образом воздействует фискальная политика на совокупное предложение? на совокупный спрос?

4.3. Управление финансами и финансовый контроль.

Управление - это целенаправленное воздействие на какой-либо объект для достижения определенного результата. Объектами финансового управления являются финансы всех уровней, т.е. денежные фонды всех экономических структур.

Субъектами управления соответственно являются высшие законодательные и исполнительные органы государства, местные органы власти, финансовые службы фирм, сами граждане.

Экономическая система хозяйствования определяет круг финансовых отношений, входящих в сферу управленческих функций непосредственно государства и его органов. В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, так как основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по их усмотрению. Государство может оказывать воздействие на эту сферу хозяйственных отношений только через конкретную систему налогов, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки.

В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы. Это отношения по формированию той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и территориальных бюджетах, специальных правительственных фондах и государственных предприятиях. Управление государственными финансами в странах рыночной экономики регулируется высшими законодательными органами через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и других финансовых параметров.

В зависимости от государственного устройства такими законодательными органами являются, например, Парламент в Великобритании, Национальное собрание во Франции, Конгресс в США, Бундестаг в Германии.

В условиях СССР структура финансовой системы отличалась высокой степенью централизации. Основным ее звеном была бюджетная система. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства имели только относительную самостоятельность. Сфера финансовых прав субъектов финансовых отношений ограничивалась распределением только той части прибыли, которая оставалась в распоряжении предприятия.

Ведущую роль в управлении финансами играло бюджетное планирование. Оно начиналось с составления сводного финансового баланса государства и заканчивалось утверждением и исполнением государственного бюджета, базирующегося на единой системе сбалансированных и взаимоувязанных финансовых планов.

В настоящее время в Российской Федерации создана новая система управления финансами.

Управление государственными финансами осуществляют высшие органы власти - Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Правительство. Конституция РФ 1993 г. в ст.71 устанавливает, что в ведении РФ находится установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, а также Федеральные экономические службы, включая федеральные банки. К ведению РФ отнесены федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации и подписанию Президентом РФ. Только после этого они вступают в силу.

Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции:

а) разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Госдуме отчет об его исполнении;

б) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

В основном эта работа выполняется специальной структурой Правительства - Министерством Финансов. В него входят следующие управления: бюджетное, отраслевое, контрольно-ревизионное, управление по обслуживанию государственного долга (совместно с ЦБ) управление исполнения бюджета (Казначейство), налоговых реформ, государственных ценных бумаг и финансового рынка, управление драгметаллов и камней, государственное хранилище ценностей (Гохран), управление надзора, ГОЗНАК.

Государственный финансовый контроль в РФ также осуществляют высшие органы власти - Федеральное Собрание и его две палаты - Госдума и Совет Федерации. Для этого образована Счетная палата как постоянно действующий орган государственного финансового контроля. В ее компетенцию входит контроль за исполнением доходных и р

Наши рекомендации