Тема 14. Международно-правовое регулирование социального обеспечения
1. Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения.
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере социального обеспечения.
3. Источники международно-правового регулирования права социального обеспечения.
4. Международные стандарты социального обеспечения.
Нормативные правовые акты:
1. О минимальных нормах социального обеспечения: конвенция № 102 (1952 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. - Ст. 1055 - 1086.
2. Об обеспечении дохода и о медицинском обслуживании лиц, демобилизованных из вооруженных сил и подобных служб и из военных отраслей хозяйства: рекомендация № 68 (1944 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. -Ст. 613 - 615.
3. О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения: конвенция № 118 (1962 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991.- Ст. 1330 - 1337.
4. Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения: конвенция № 157 (1982 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991.- Ст. 1971 - 1982.
Основная литература:
1.Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова.- М., 2005.
2. Право социального обеспечения России: учебник / под ред. К.Н. Гусова. – М., 2009.
Дополнительная литература:
1. Буянова, М.О. Право социального обеспечения / М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева: учебное пособие. – М., 2001.
2. Киселев, И.Я. Международный труд / И.Я. Киселев. - М., 1997.
3. Социальная защита за рубежом: Великобритания, ФРГ, Франция, Швеция, США, Австралия / под ред. М.Л.Захарова. - М., 1993.
4. Трудовое и социальное право зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование / под ред. Э.Б. Френкель. - М., 2002.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Что понимается под международно-правовым регулированием социального обеспечения?
2. Раскройте соотношение международно-правового и внутригосударственного регулирования социального обеспечения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Социальное обеспечение занимает существенное место в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
Понятие социального обеспечения рассматривается как совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживание и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности (В.С. Андреев).
Социальное обеспечение рассматривается также как совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты ими заработка (иного трудового дохода), несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также для оказания им медицинской помощи и социального обслуживания (Е.Е.Мачульская).
К системе социального обеспечения следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное облуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем - по причинам отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.
Студентам следует уяснить, что под социальным риском понимается вероятное событие, наступление которого, как правило, приводит к полной или частичной потере трудоспособности, вследствие чего происходит утрата дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, возникают дополнительные расходы на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских и социальных услугах[1].
Студенты должны знать понятие социального риска, понимать, в чем заключаются его отличительные особенности, поскольку понятие социального риска является базовой категорией для социального обеспечения. Оно предопределяет круг лиц, подлежащих обеспечению, источники финансирования и другие характерные признаки социального обеспечения. Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны производственной деятельностью и не зависят от его воли.
В настоящее время основным механизмом, в рамках которого реализуется право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение, является механизм обязательного социального страхования.
Под социальным страхованием понимают организованную взаимопомощь, а не просто помощь нуждающимся, которая отличается двумя признаками: 1) коллективная ответственность за индивидуальный риск; 2) предварительный учет возможных рисков (М.В.Лушникова, А.М.Лушников).
В начале 90-х годов были созданы независимые правовые институты социального страхования - внебюджетные социальные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонды обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ). Каждый из фондов отвечал за управление социальной защитой от определенной группы социальных рисков, традиционно объединяемых в рамках самостоятельной отрасли социальной защиты, сбор обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателями (и работником в случае, обязательного пенсионного страхования), что определяло ответственность каждого фонда за финансовое состояние отрасли социального страхования.
С 2000 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование были консолидированы в составе Единого социального налога, который зачислялся в Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования РФ.
С 01.01.2010 г. Федеральным законом РФ от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ и территориальный фонд обязательного медицинского страхования»» отменен Единый социальный налог и введена система уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. С 2011 года будут установлены единые тарифы страховых взносов для всех работодателей в Пенсионный фонд РФ в размере 26 %, в Фонд социального страхования РФ - 2, 9 %, в Фонды обязательного медицинского страхования -5,1. На 2010 г. тарифы сохраняются в размерах действующих ставок Единого социального налога. Полномочия по контролю за уплатой взносов и привлечению к ответственности за нарушение порядка уплаты передаются от налоговой службы Пенсионному фонду РФ.
В самостоятельную отрасль права право социального обеспечения выделилось в конце 60-х - начале 70-х г. ХХ века, а до это времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках трудового, гражданского, административного и колхозного права.
В.С. Андреев предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствуют следующим признакам:
· одним из субъектов этих отношений является гражданин, а другим - государство в лице его органов управления либо профсоюзов, наделенных государством соответствующими полномочиями, или органы колхозов;
· отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем обязанным представлять соответствующие виды обеспечения выступает государство;
· посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение. Если конкретное отношение не отвечает указанным критериям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения[2].
Предмет права социального обеспечения - совокупность общественных отношений по социальному обеспечению человека.
Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде.
Метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению - совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению, специфика которых обусловлена распределительным характером этих отношений.
В праве социального обеспечении используются и императивный, и диспозитивный методы правового регулирования.
Существует мнение, что метод права социального обеспечения можно назвать методом позитивного обязывания (предписания), адресованного государственным органам или учреждениям в целях предоставления социального обеспечения лицам, пострадавшим от социальных рисков[3].
По мнению М.А. Лушниковой, А.М Лушникова, природа этой отрасли приобретает частно-публичный характер, а новый облик права социального обеспечения характеризуется единством публичных и частных начал правового регулирования [4].
Право социального обеспечения состоит из общей и особенной частей. При изучении данного вопроса следует иметь ввиду, что к общей части относятся такие институты как субъекты права социального обеспечения, основные права человека в области социального обеспечения, принципы правового регулирования права социального обеспечения и др.
Особенная часть состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования: трудовой стаж, пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, льготы в системе социального обеспечения.
Выполнение первого задания из самостоятельной работы целесообразно сопровождать составлением таблицы, в рамках которой не только назвать функции системы социального обеспечения, но и раскрыть их содержание).
Студент должен уяснить понятие правоотношений в сфере социального обеспечения, их виды, субъекты, объект и содержание правоотношений по социальному обеспечению, а также основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридические факты).
Правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами права.
Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями и иными уполномоченными государством лицами) и физическими лицами, имеющими на них право.
Классифицировать правоотношения по социальному обеспечению можно по различным основаниям.
По характеру правоотношения выделяют регулятивные и охранительные правоотношения.
По видам социального обеспечения: пенсионные, отношения по поводу пособий и иных социальных выплат, отношения по бесплатному и льготному лекарственному обслуживанию, отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи.
Ядро системы отношений составляют материальные отношения, поскольку именно в них удовлетворяются потребности членов общества. Материальные отношения разделяются по юридическим фактам, срокам действия, субъектам, объектам, содержанию.
По срокам действия правоотношений по социальному обеспечению делятся на три группы:
· правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей;
· правоотношения с абсолютно известным сроком существования во времени;
· правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени.
Реализации материальных отношений предшествуют или возникают одновременно с ними процедурные правоотношения по установлению юридических фактов и вынесению решений о назначении или об отказе в предоставлении конкретных видов социального обеспечения. Процедурные правоотношения являются правоприменительными, связанными с реализацией материальных отношений.
Студентам необходимо усвоить особенности правоотношений по социальному обеспечению и уметь классифицировать их по видам.
Субъектом правоотношений по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.
Субъекты права социального обеспечения (и соответственно субъекты правоотношений по социальному обеспечению) в силу распределительного характера складывающихся отношений делятся на две группы: лица - получатели благ по социальному обеспечению, лица - предоставители благ по социальному обеспечению.
Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо, по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов.
Основаниями возникновения, изменения, прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются наступление установленных законом юридических фактов и их составов (т.е. комплекса таких фактов).
Юридические факты в социальном обеспечении - это конкретные жизненные обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.
При изучении данной темы студенты должны уяснить, что базовыми подотраслями права социального обеспечения выступают пенсионное обеспечение, социальное страхование и социальное обслуживание.
Пенсия - это ежемесячная пожизненная денежная выплата, которая выплачивается в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода лицам, достигшим пенсионного возраста, имеющим страховой стаж.
Пенсии по старости подразделяются на трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Трудовыми называются пенсии, финансируемые за счет средств работодателей (страхователей) и работников (застрахованных), поступающих в виде соответствующей части Единого социального налога страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, т.е. из средств фонда оплаты труда. Государственными пенсиями называют пенсии, финансируемые за счет федеральных налоговых поступлений.
Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях».
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Пенсии по старости на общих основаниях назначаются мужчинам по достижении возраста 60 лет, женщинам по достижении возраста 55 лет и наличии страхового стажа не менее 5 лет.
Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: страховой части, накопительной части.
Установление накопительной части трудовой пенсии по старости осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
При расчете трудовой пенсии по старости необходимо знать, что ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости - показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения страховой части и накопительной части трудовой пенсии.
Досрочные пенсии по старости назначаются за работу в течение определенного времени в неблагоприятных или опасных для человека условиях (специальный трудовой стаж), со снижением пенсионного возраста в основном на 5-10, а иногда и более лет. Право на досрочную пенсию устанавливается статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».
С 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, а другую часть- государство. Программа действует в соответствии с ФЗ РФ от 30.04. 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В программе участвуют россияне, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования. Чтобы получить право на государственное софинансирование пенсии, нужно подать заявление в Пенсионный фонд РФ. Вступить в программу можно до 2013 года. Государство будет ежегодно софинансировать дополнительные пенсионные накопления в пределах от 2000 до 12000 рублей включительно в течение 10 лет с момента уплаты лицом первых взносов в рамках программы.
Федеральным законом РФ от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ и территориальный фонд обязательного медицинского страхования» в Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 г. было введено понятие «валоризация». Валоризация- это переоценка денежно стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 года. Она проводится в отношении всех застрахованных лиц, имевших стаж до 01.01.2002 года.
В базе данных Пенсионного фонда РФ находятся сведения о размере расчетного пенсионного капитала граждан по состоянию на 01.01.2002 года. С 01.01.2010 года это расчетный пенсионный капитал будет прибавлен на 10 %. Кроме того, пенсионный капитал будет дополнительно увеличиваться на 1 % за каждый год стажа, выработанного до 1991 год.
Расчетным капиталом признается общая сумма страховых взносов и других поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 01.01.2002 г., которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Обращение в Пенсионный фонд РФ является необязательным, персональные пенсионные дела граждан содержат все необходимые сведения о трудовом стаже.
Инвалидность - это нарушение здоровья человека со стойким расстройством функции организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или к существенным затруднениям в жизни.
Понятие «инвалид» содержится в ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ». Инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травмами или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1).
Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
С 01.01.2010 года назначение трудовой пенсии по инвалидности будет производиться исходя из группы инвалидность, независимо от наличия у инвалида степени ограничения трудоспособности, как это было с 01.01.2002 года.
При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Право на пенсию не зависит от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа, а также от того, работает инвалид или нет.
При расчете трудовой пенсии по инвалидности необходимо знать, что ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости - показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения страховой части и накопительной части трудовой пенсии.
Пенсия по инвалидности назначается со дня признания гражданина инвалидом, если обращение последовало не позднее, чем через 12 месяцев со дня признания его инвалидом. Если со дня установления инвалидности до обращения за назначением пенсии прошло 12 месяцев, пенсия назначается со дня обращения за ней.
Те, кто признан инвалидом ( до 01.01.2010 г.) и получает пенсию по инвалидности, ее перерасчет будет проводиться без дополнительного переосвидетльствования.
При изучении этой темы студенты должны знать, что трудовой стаж выступает одним из юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства отношений в сфере социального обеспечения.
Стаж - это суммарная продолжительность не только трудовой, но и иной общественно полезной деятельности, причем как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, независимо от того, где и кода она протекала и имелись ли в ней перерывы, а также других периодов, указанных в законе.
Стаж имеет количественную и качественную характеристику. Количественной характеристикой является его продолжительность, качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и др.).
Изучив необходимую нормативную и специальную литературу, студенты должны научиться различать соответствующие виды стажа, знать их особенности, а также научиться исчислять стаж в целях определения права конкретного лица на тот или иной вид социального обеспечения.
Выделяется несколько видов стажа:
1. общий трудовой стаж;
2. специальный трудовой стаж (выслуга лет);
3. страховой стаж;
-общий страховой стаж;
-специальный страховой стаж;
4. страховой стаж для определения размера пособия.
Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке. Общий трудовой стаж учитывается при оценке прав застрахованных лиц, приобретенных до 01.01.2002 г., т.е. до введения в действие ФЗ РФ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». Периоды, включаемые в общий трудовой стаж, перечислены в п. 4 ст. 30 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».
Со специальным трудовым стажем (выслугой лет) связано право на пенсию за выслугу лет военнослужащих, служащих органов внутренних дел, прокурорско-следственных работников и других приравненных к ним категорий.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж
Страховой стаж для определения размера пособия. В связи с принятием 29 декабря 2006 г. ФЗ № 255- ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» непрерывный трудовой стаж утратил свое значение. С 1 января 2007 г. для определения размера пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам учитывается страховой стаж для определения размера пособий.
Студентам необходимо обратить внимание на то, что постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П положения пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях» признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. Впредь до установления федеральным законодателем соответствующего правового регулирования Конституционным Судом РФ установлен правовой механизм реализации пенсионных прав указанной категории граждан. В то же время упомянутым Постановлением положения пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях», в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, и направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ.
Законодательством установлено два порядка подсчета периодов, засчитываемых в трудовой стаж: обычный и льготный. Студенты должны, знать, что в обычном порядке исчисление производится в календарном порядке. При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев - в один год.
При назначении пенсии учитываются пенсионные накопления обратившего лица (совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования).
Индивидуальный лицевой счет- совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонде Российской Федерации, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца - это ежемесячная выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качества частичной компенсации помощи, которая служила для них постоянным основным источником средств к существованию.
Студенты должны знать, что под потерей кормильца понимается его смерть или безвестное отсутствие, что подтверждается свидетельством о смерти, выдаваемым органом загса, или устанавливается судом. Гражданин может быть объявлен судом умершим. В этом случае на основании решения суда органами загса выдается свидетельство о смерти.
Обращаем внимание студентов на то, что право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Одному из родителей, супругу или другим членам семьи указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, содержится в пп. 2, 8, 9 ст. 9 Закона от 15.12.2001 г. «О трудовых пенсиях».
При подготовке студентом заданий необходимо учитывать, что при полном отсутствии у умершего застрахованного лица страхового стажа, а также в случае совершения лицом умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за ней последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня обращения.
Студенты должны знать понятие пособий. Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.
В отличие от пенсий - постоянного и основного источника средств к существованию - пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащий дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:
· пособие по временной нетрудоспособности;
· пособие по беременности и родам;
· единовременное пособие женщинам, вставшим на учет на медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
· единовременное пособие при рождении ребенка;
· пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
· ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
· ежемесячное пособие на ребенка;
· единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
· ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
· пособие по безработице;
· единовременное пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;
· единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы терроризмом;
· ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих;
· ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
· единовременное и ежемесячное пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы;
· пособие на погребение и др.
Право на пособия имеют россияне, постоянно проживающие в нашей стране иностранцы, беженцы и лица без гражданства, а также жители других стран, временно находящимся в России, но при условии, что они подлежат обязательному социальному страхованию.
Не могут рассчитывать на пособия люди, чьи дети находятся на полном государственном обеспечении, родители, лишенные родительских прав, а также россиянам, переехавшим на постоянное место жительства в другую страну.
Пособие по безработице - это выплата, предоставляемая в течение установленного законом срока лицам, признанным безработным, в размере, пропорциональном утраченному заработку, или в твердой сумме.
Предоставление пособия регулируется Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ», постановлением Правительства РФ от 22.02.1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» и др.
В рамках изучения данного вопроса студенты должны знать критерии признания гражданина безработным, следует научить определять размеры такого пособия, сроки его выплаты и порядок исчисления.
Пособие по временной нетрудоспособности - это денежная выплата за счет средств Фонда социального страхования, работодателя, компенсирующая утраченный работником заработок при временном освобождении от работы в связи с болезнью и по иным предусмотренным законодательством социально значимым причинам. Предоставление пособия регулируется ФЗ от 20.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».
Предоставление пособий гражданам, имеющих детей регламентируется ФЗ 19.05.1995 г. № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ФЗ от 20.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и др.
Студенты должны знать условия и правила назначения каждого из видов пособий; определять их размеры, сроки обращения за пособиями и процедуру обжалования в случаях отказа в назначении или по поводу размеров пособий.
Пособия отличаются друг от друга по целевому назначению, источникам финансирования, субъектам, порядку исчисления и размерам.
Источник финансирования пособий зависит от трудового статуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают их из средств социального страхования (за исключением ежемесячного пособия на ребенка); занятые иными видами деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие - из бюджетов различных уровней.
Государственные пособия на детей не назначаются:
•гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
•гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;
• гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.
Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты, размеры указанных пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституционное право на охрану здоровья включает в себя четыре элемента: право на бесплатную квалифицированную помощь, оказываемую государственными учреждениями здравоохранения; право на охрану неприкосновенности жизни и здоровья; право на обеспечение возможности долголетней активной жизни; право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья[5].
Предоставление гражданам медицинской помощи и лечение регулируется положениями Основ законодательства РФ от 22 июля 1993 г. «Об охране здоровья граждан», Законом РФ от 28.06.1991 «О медицинском страховании граждан».
Студенты должны знать, что ключевым элементом права граждан на охрану здоровья является право на медико-социальную помощь.
Медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях.
Медико-соци