Вопрос. Методы оценки стоимости банка
Оценка бизнеса - это определение стоимости бизнеса как имущественного комплекса, способного приносит прибыль его владельцу. При проведении оценочной экспертизы определяется стоимость всех активов компании. Кроме того, отдельно оценивается эффективность работы бизнеса, прошлые, настоящие и будущие доходы, перспективы развития и конкурентная среда на данном рынке, а затем проводится сравнение оцениваемой бизнес-единицы с аналогами. На основании такого комплексного анализа определяется реальная оценка бизнеса, как имущественного комплекса, способного приносить прибыль.
Рыночная оценка стоимости коммерческого банка включает оценку капитала, оценку активов и пассивов, а также оценку нематериальных активов, не отраженных на балансе. Каждое из перечисленных направлений оценки – сложная процедура, предполагающая проведение финансового анализа ретроспективных данных, составление прогнозов на перспективу, расчет ценовых мультипликаторов, финансовых коэффициентов, использование приемов финансовой математики. Результат может быть представлен системой показателей, комплексно отражающих состояние объекта.
Оценка коммерческого банка является важным инструментом принятия финансовых решений в следующих ситуациях:
ü повышения эффективности управления и максимизации ценности банка;
ü определение кредитоспособности;
ü определение инвестиционной привлекательности;
ü обеспечение стабильности коммерческого банка за счет контроля сторонних регулирующих органов на основании проведенной независимой оценки банка;
ü определение страховой стоимости банка и его активов.
Оценка коммерческих банков становится в последнее время особенно актуальной в связи с участившейся практикой слияний и поглощений в финансовой сфере. Слияния и поглощения могут происходить в банковском секторе не обязательно вследствие банкротства какого-либо кредитного учреждения, наоборот, их причиной чаще всего являются будущие выгоды. В случае намерения о слиянии (поглощении) обоим банкам следует прежде всего произвести оценку собственного бизнеса, рассчитать эффект от слияния и, по возможности, оценить будущий бизнес.
До сих пор в России еще не сложилась теория и соответствующий аналитический инструментарий, которые бы позволили достаточно точно и в качественном, и в количественном выражении описывать процессы, происходящие в российских банках, и использовать проверенные и высокоэффективные системы индикаторов для решения насущных банковских задач.
В зарубежной практике используются огромное разнообразие приемов и методов финансовой оценки коммерческих банков, отличающихся друг от друга информационным обеспечением, методикой расчета и системой корректировок.
Подход к оценке рыночной стоимости любого объекта представляет собой совокупность методов оценки, определяющих рыночную стоимость с учетом одних и тех же факторов сходными способами. Международная теория и практика оценки не дают однозначного ответа на вопрос относительно количества и наименования подходов к оценке стоимости.
Однако используемые методы с определенной долей условности можно разделить на методы доходного подхода, методы затратного подхода и методы сравнительного подхода к оценке рыночной стоимости. Так, методы доходного подхода позволяют определить текущую стоимость дохода бизнеса. Методы, с помощью которых рассчитывают рыночную стоимость активов, относятся к затратному подходу. Методы, предполагающие использование в расчетах рыночной цены аналога и специфических характеристик оцениваемого бизнес-объекта, относятся к сравнительному подходу.
Из всей совокупности имеющихся методов доходного подхода специалисты применительно к коммерческим банкам рекомендуют использовать на практике метод дисконтирования денежного потока, метод экономической добавленной стоимости и метод капитализации дохода. Данные методы объединяются в доходный подход. Затратный подход не является основополагающим в данном случае, т.к. банк – это финансовый институт, главным для него является генерирование денежных потоков. Сравнительный подход в принципе невозможен вследствие отсутствия рынка банковских акций.