Как бороться с негативным воздействием СМИ
Я долго думал над нашим разговором и могу предложить несколько конкретных советов по борьбе с загрязнением умственной среды средствами массовой информации.
1. Признайте, что большинство из того, что показывают, рассказывают или пишут СМИ, — это просто неправда. Ярким примером одной из многих тысяч неправд, сообщаемых каждый год всеми СМИ, стала серия статей корреспондента одного из наиболее уважаемых периодических изданий в стране. Статьи были посвящены жизни молодого наркомана, пристрастившегося к героину. Журналистка так ярко расписала ужасы существования этого бедняги, что получила Пулитцеровскую премию — самую высокую награду в области журналистики. Впоследствии выяснилось, что вся история оказалась высосанной из пальца. Журналистка занималась чистым вымыслом, не использовав ни единого факта!
Реальные события извращаются репортерами до такой степени, что этого даже описать невозможно. Попробуйте применить к себе следующий пример. Не исключено, что вы мечтаете о красивом, просторном доме, хорошей еде, новой мощной машине, блестящем
образовании для детей и отпуске на Канарах. Зимой вы мечтаете о бесперебойном отоплении, а летом — о кондиционере. Кому не хочется хорошей жизни?
Но из сообщений СМИ вы узнаете, что, во-первых, надеяться на это не стоит, потому что стране не хватает ресурсов, и, во-вторых, если вы патриот, то должны довольствоваться малым. У вас в глазах рябит от кричащих панических заголовков:
«Повальный голод неизбежен»,
«Энергетический кризис обостряется»,
«Загрязнение среды погубит население планеты
в течение двадцати лет»,
«Жизненный уровень упадет до невиданной
отметки»,
«Рост населения вышел из-под контроля».
Но дело в том, что и эти заголовки, и данные, на которых они основаны, — это чистой воды фальсификация. Это ложь, нацеленная на увеличение тиражей газет, журналов и книг. Людям, которые пишут и говорят о грядущих катастрофах, нет никакого дела до правды. Вместо этого они предпочитают фабриковать сенсации.
Известный экономист Джулиан Л. Саймон долгое время занимался изучением фактов, подтверждающих близость наступления всемирной катастрофы. Его исследования были тщательными и всесторонними. Свои выводы он изложил в книге «Неисчерпаемый ресурс», опубликованной издательством Принстонского университета. Скорее всего, эта книга никогда не станет бестселлером, а жаль. В том, что касается глубины анализа нашего экономического будущего, это наиболее значительное произведение из всех написанных в этом столетии — а может быть, и за всю историю человечества. Приведу лишь некоторые из выводов доктора Саймона:
• «Потенциальные запасы всех важнейших полезных ископаемых способны обеспечить жизнь многим поколениям людей, что подтверждается сомнения-
ми ученых по поводу реальности угрозы дефицита ресурсов».
• «Нет никакой необходимости ни в логических, ни в исторических обоснованиях предположений об ограниченности любого вида ресурсов».
• «Почти нет причин опасаться, что в обозримом будущем рост народонаселения приведет к дефициту и подорожанию продуктов».
• «Фермеры — особенно в США — требуют компенсации за снижение объема производимого продовольствия».
• «Никаких причин для замедления роста экономики и населения не существует».
• «Если для оценки степени загрязнения окружающей среды выбрать только один, заслуживающий наибольшего доверия, критерий, то им должна стать... ожидаемая продолжительность жизни. Но, как известно, за последние столетия вероятная продолжительность жизни новорожденных детей возросла в несколько раз и продолжает увеличиваться».
• «Представление о катастрофических последствиях «ничем не ограниченных» половых сношений является либо заблуждением, либо заведомой ложью».
• «Говорят, что рост народонаселения предполагает увеличение объема попусту растраченных знаний... Но таков непосредственный результат появления на свет большего количества носителей новых идей».
• «Уменьшаются ли площади сельскохозяйственных угодий? Совсем наоборот. Суммарные ресурсы сельскохозяйственных угодий в мире постоянно увеличиваются».
• «Главным ускорителем прогресса являются наши знания, а тормозом — недостаток воображения. Наш неисчерпаемый ресурс — это люди, квалифицированные, энергичные и одаренные люди...».
Выбор за вами. Вы можете поверить выводам независимого эксперта. Или, если вам так больше нравится,
поверьте заголовкам о грядущем конце света, которые сочиняют люди, желающие прославиться и заработать на этом деньги.
Если вы действительно мечтаете о большем, поверьте в то, что нас ждет изобилие. Если же вы стремитесь к меньшему, верьте беспочвенным и глупым пророчествам о скорой гибели человечества.
2. Исходите из того, что каждая плохая новость тянет за собой еще несколько плохих новостей, а каждая хорошая — еще несколько хороших. Заучите этот закон наизусть, применяйте как можно чаще, — и позитивные перемены не заставят себя ждать. Когда мы прекращаем проповедовать конец света и начинаем распространять обнадеживающие новости, то привлекаем новых друзей, получаем солидную поддержку, сполна наслаждаемся жизнью и зарабатываем больше денег. Давайте разберемся, почему это происходит.
Один мой знакомый торговый агент промышленной фирмы, молодой человек Фред К, подрабатывает продажей подержанной недорогой мебели. Его идея проста — и чрезвычайно прибыльна. Он скупает подержанную мебель в мотелях и гостиницах, а потом продает ее розничным торговцам. Однажды за обедом Фред рассказал мне о сделанном им открытии, имеющем самое непосредственное отношение к закону «плохое = плохому, а хорошее = хорошему».
— На меня работают два агента, которые продают купленную мною мебель розничным торговцам. В прошлом году агент А продал мебели в три раза больше, чем агент Б. Я решил разобраться в причинах, потому что у них были примерно одинаковые территории, и я знал, что мои доходы значительно увеличатся, если агент Б будет продавать столько же, сколько агент А. Для этого я выбрал шесть торговцев на территории агента А и шесть — на территории агента Б. Поговорив с этими людьми, я быстро понял, в чем разница Короче говоря, когда торговцы спрашивали агента А о том, хватает ли товара, он отвечал что-нибудь вроде:
«Товара хватит. Все, что от вас требуется, — это сделать ему достойную рекламу». (Затем он объяснял им, как нужно перепродавать подержанную мебель.) Когда подобный вопрос задавали агенту Б, он отвечал: «В последнее время есть перебои, но, если повезет, положение исправится». А когда агента А спрашивали: «Как увеличение вашей цены отразится на нашей торговле?» — он отвечал что-нибудь вроде: «Это значит только то, что на каждой проданной вещи вы заработаете больше денег. А покупатели, скорее всего, даже не заметят подорожания. Если все же они начнут возмущаться, напомните им, что покупать мебель у вас всегда выгодно. Мотели, которые нас снабжают, стараются избавиться от мебели, пока она еще в хорошем состоянии». В результате большинство торговцев закупают товар большими партиями. Но когда какой-нибудь торговец жаловался на повышение цены агенту Б, тот принимался нести какую-нибудь околесицу о том, как трудно в последнее время зарабатывать на.жизнь и как быстро растет безработица. Или, если торговец спрашивал агента Б, как идут дела, тот обычно отвечал, что по-разному, и добавлял, что им придется изрядно потратиться на рекламу, если они желают продать товар быстрее. В конце концов мне пришлось расстаться с Б. Я не хотел чтого делать, потому что, несмотря на весь его негативизм, работа была ему очень нужна. Но его привычка разносить плохие новости слишком сильно отражалась на моих доходах.
Вывод: предлагайте в нагрузку к товару хорошие новости — и вы заработаете больше денег. Предлагая имеете с товаром плохие новости, вы заработаете меньше — или даже потеряете деньги.
Закон, гласящий, что каждая плохая новость тянет за собой еще несколько плохих новостей, а хорошая — хороших, с таким же успехом применим к любым нашим действиям в семейной и общественной жизни. Поразмыслите над следующими наблюдениями.
Сообщения об ограблении банков, убийствах и изнасилованиях приводят к росту количества ограблений, убийств и изнасилований.
Сообщения о поджогах всегда вызывают настоящий всплеск активности поджигателей и пироманьяков.
Информация об успехах молодых людей приводит к резкому росту желающих посвятить себя достижению великих целей.
В то же время новости об успехах в бизнесе служат катализатором для достижения новых успехов. Проще говоря, каждая хорошая новость способствует развитию бизнеса — расширению производства, улучшению организации и росту доходов. Каждая плохая новость является для бизнеса тормозом и ведет к сокращению производства, увольнениям и откладыванию реорганизации на неопределенный срок.
То, что каждая плохая новость тянет за собой еще больше плохих новостей, — это непреложная истина. В последнее время на первое место в списке мировых проблем вышел терроризм. Он получает беспрецедентное освещение в СМИ. Именно этого — рекламы в средствах массовой информации — террористы и добиваются. Взять хотя бы тот факт, что после каждого взрыва бомбы две, три или даже четыре разные террористические банды берут на себя ответственность за это злодеяние. Они нуждаются в бесплатной рекламе, которую им создают СМИ. Один опытный блюститель закона из Нью-Йорка высказал идею, справедливость которой очевидна каждому разумному человеку: «Пусть полиция делает свою работу, а пресса держится от нее подальше».
Голодовка заключенных в Ирландии несколько лет назад получила колоссальный резонанс. На протяжении нескольких месяцев в каждый выпуск новостей включались подробные сообщения о состоянии здоровья этих самозваных героев. Не прошло много времени, как заключенные всего мира взяли на вооружение этот метод и начали объявлять голодовки, домогаясь от администрации тюрем всевозможных уступок. Без широ-
кого освещения в СМИ акция ирландцев никогда бы не переросла в эпидемию голодовок.
Другой любимой темой мировых СМИ является захват заложников. К этой же категории относится захват самолетов. После того как воздушные пираты впервые получили рекламу в прессе, этот вид преступлений получил такое развитие, что аэропорты вынуждены были установить сложнейшие — и баснословно дорогие — системы проверки багажа и пассажиров.
Философия СМИ такова: плохое — хорошо, страшное — прекрасно, ужасающее — потрясающе. Прошу вас навсегда избавиться от возможных заблуждений на этот счет: СМИ оказывают решающее воздействие на образ наших мыслей и, следовательно, на поведение. Но СМИ, намеренно или случайно, развращают ваш образ мыслей — и, следовательно, поведение. Наши СМИ, которые не зря называют «раковой опухолью мыслительного аппарата» Америки, свято верят в то, что лучше плохих новостей для их бизнеса ничего нет. Примеры:
1. Плохая новость — это хорошо. Заголовки: «Провинциальному бизнесу грозит банкротство» или «Программа школьных обедов приказала долго жить».
2. Страшная новость — это прекрасно. Заголовки: «Три человека покалечены в автокатастрофе — виновата деталь, изготовленная фирмой XYZ или «Самая сильная за последние 30 лет снежная буря парализовала весь Средний Запад».
3. Ужасающая новость — это потрясающе. Заголовки: «Маньяк насилует и убивает женщин в парке» или «Гонконгский грипп угрожаете жизням 10 миллионов пожилых людей».
Большинство из нас — особенно те, кто не теряет бдительности, — давно убедились на собственном опыте, что подавляющее большинство слухов, сплетен и «сенсаций местного масштаба», в лучшем случае, полу-
правда. У нас обычно хватает ума пропускать информацию типа «знаешь, я только что слышал...» мимо ушей. Но как быть с новостями, о которых нам сообщают газеты и телевидение? Большинство людей верят этим источникам, словно это святые истины. Вы можете усомниться в подлинности того, что сообщила вам известная сплетница, но что, если она скажет: «Да об этом все газеты пишут» или «Не веришь мне, включи телевизор».
Попробуем разобраться в механизме искажения истины на примере следующих заголовков.
«Безработица достигла 8%». Может быть, так оно и есть. Правда, в данном случае таким же справедливым был бы заголовок «Работой обеспечены 92% людей». Однако 8% или любая другая названная цифра, скорее всего, не соответствует истине, потому что в нашей стране для подавляющего большинства людей, которые хотят и могут работать, трудоустройство не проблема. Уровень честной безработицы — то есть число людей, занятых поисками работы, — не превышает 2 или 3% от общего числа работоспособного населения. Но в газете, которая приводит нам статистическую оценку безработицы, равную восьми, десяти, шести или какому угодно количеству процентов, вы никогда не встретите рубрику «Пятнадцать страниц объявлений о приеме на
работу».
Прежде чем принимать любую новость за чистую монету, ответьте на два вопроса: 1) будет ли эта информация способствовать моему духовному обогащению; 2) будет ли она способствовать моему материальному процветанию?