Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, закрепленная национальным законодательством.
Денежная система РФ включает следующие элементы:
- наименование денежной единицы – установление в законодательном порядке денежного знака, который служит для соизмерения и выражения цен товаров и услуг;
- масштаб цен - весовое количество металла (золота и серебра), принятое в стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех товаров;
- виды денег в стране;
- порядок эмиссии денег (центральный банк – обладает монопольным правом выпуска банкнот; казначейство – выпуск казначейских билетов и монет из дешевых видов металла);
- структуру денежной массы в обращении (соотношение наличных и безналичных денег, а также соотношение денежных знаков различной купюрности в общей величине денежного оборота);
- порядок установления валютного курса;
- порядок обращения денег и платежей;
- порядок кассовой дисциплины в государстве;
- государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения.
Российская современная денежная система действует в соответствии с ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и ФЗ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности».
Официальная денежная единица РФ – рубль. Использование на территории РФ других денежных единиц запрещено. Законную платежную силу имеют следующие виды денег – банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России (золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных организаций).
Исключительное право эмиссии денег имеет ЦБ и Казначейство РФ. Образцы банкнот и монет утверждаются ЦБ. Информация о выпуске банкнот и новых образцов монет, а также их описание публикуется в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории РФ и во всех видах платежей. Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.
Понятие денежно-кредитной политики
Целенаправленные действия государства по регулированию количества денег в обращении называется кредитно-денежной политикой.
При рыночных отношениях кредитно-денежная политика является инструментом формирования условий хозяйствования и воздействия на экономику.
Денежно-кредитное регулирование в условиях современной рыночной экономики базируется на организации денежного обращения и платежно-расчетных операций, где ключевую роль играет банковская система.
Главная цель денежно-кредитной политики – регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения, создание условий достижения устойчивого роста производства, стабильного уровня цен, высокого уровня занятости и баланса внешнеэкономической деятельности.
В странах с переходной экономикой кредитно-денежная политика, прежде всего, имеет антиинфляционную направленность. Поскольку достижение низкого уровня инфляции, способствующее улучшению ожиданий экономических агентов, является наилучшим вкладом денежно-кредитной политики в развитие экономики страны, последовательное снижение инфляции служит главной целью денежно-кредитной политики не только в ближайшем году, но и в среднесрочной перспективе.
Для регулирования количества денег в обращении используются в основном три инструмента денежно-кредитной политики – ставка рефинансирования ЦБ; норма обязательных резервов ЦБ РФ; скупка – продажа ценных бумаг Центральным Банком, рублевые и валютные интервенции.
Ставки, применяемые ЦБ РФ.
Ставка рефинансирования. По этой ставке Банк России кредитует коммерческие банки. Важную роль среди процентных ставок Банка России играет ставка рефинансирования. Изменяемая в зависимости от экономической ситуации, ставка рефинансирования выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке центральным банком сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и тем самым оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов.
За период 1992 – 2002 гг. величина ставки рефинансирования менялась много раз в больших пределах: от 210 до 21%.
Ставка рефинансирования – один из самых действенных инструментов регулирования состояния экономики страны. Понижение ставки приводит к стимулированию экономики. Займы становятся дешевле сначала для банков, потом для корпораций и в конечном счете для потребителей. Спрос на товары и услуги растет. Происходит экономический рост.
Однако мировая экономика развивается циклами. И на определенном этапе экономического подъема происходит перегрев рынка. Для того чтобы избежать обвальных падений, контролирующие органы предпринимают меры сглаживания циклических колебаний. И первая из них – затормаживание экономических процессов при помощи поднятия ставки рефинансирования.
В такой ситуации происходит обратный процесс: объем заимствований уменьшается, так как кредиты становятся дороже. Соответственно, корпорации берут в долг меньше на развитие производства. Сокращается и потребительское кредитование. Экономика в целом затормаживается. Считается, что таким образом удается избежать глобальных экономических кризисов или по меньшей мере сгладить их последствия.
Помимо этого, ставка рефинансирования существенно влияет на валютный рынок. Ее снижение приводит к ослаблению валюты. Предположим, ставка в Великобритании урезается на 0,5%. Тогда краткосрочные инвестиции в английский фунт стерлингов из-за понижения ставок становятся менее выгодными. Автоматически котировки форвардных контрактов опускаются. Снижается и текущий курс фунта. Справедливо и обратное: рост ставки рефинансирования без учета других факторов, таких как инфляция и пр., делает валюту более привлекательной.
В России ставка рефинансирования, помимо регулирования экономики, наделена еще одной функцией – фискальной. Она используется для следующих расчетов:
— за неуплату налога в установленный срок начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. (ст. 75 Налогового кодекса РФ);
— проценты по рублевым вкладам, превышающие ставку рефинансирования +5 процентных пунктов, облагаются НДФЛ (ст. 224 НК РФ);
— при отсутствии в договоре займа условий, касающихся величины процентов, эти проценты уплачиваются по ставке рефинансирования (ст. 809 Гражданского кодекса РФ);
— если работодатель нарушает сроки выплаты заработной платы, отпускных и пр., то он выплачивает работникам пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (ст. 236 Трудового кодекса РФ).
Кроме того, большинство штрафов и пени в договорах между частными организациями рассчитываются сегодня исходя из текущей ставки рефинансирования Центрального банка.
Ключевая ставка- процентная ставка, по которой Центральный банк России (ЦБ РФ) предоставляет кредиты коммерческим банкам в долг на одну неделю, и одновременно та ставка, по которой ЦБ РФ готов принимать от банков на депозиты денежные средства. Она играет роль при установлении процентных ставок по банковским кредитам и оказывает влияние на уровень инфляции и стоимость фондирования банков.
Ключевая ставка является экономическим и финансовым инструментом в области денежно-кредитной политики государства.
Причины изменения ключевой ставки Банком России обусловлены следующим:
По итогам 2014 года инфляция составила 11,4%, базовая инфляция — 11,2%. При этом в декабре 2014 года темп прироста потребительских цен за месяц составил 2,6% на фоне значительного ослабления рубля, роста инфляционных ожиданий и повышенного потребительского спроса на непродовольственные товары. По состоянию на 26 января годовой темп прироста потребительских цен составил 13,1%. По оценке Банка России, в январе 2015 года темп прироста потребительских цен за месяц несколько снизится, однако годовая инфляция продолжит расти и достигнет пика по II квартале 2015 года.
Сложившиеся денежно-кредитные условия создают предпосылки к снижению инфляции в среднесрочной перспективе. Годовые темпы прироста денежной массы (М2) значительно снизились. Ставки по депозитам населения существенно выросли, что будет формировать условия для увеличения склонности к сбережению и стимулировать приток средств на банковские вклады. На фоне повышения процентных ставок по кредитам и требований банков к качеству заемщиков и обеспечения наблюдалось замедление роста кредитования экономики (с поправкой на валютную переоценку).
Некоторое повышение экономической активности в декабре 2014 года было обусловлено действием временных факторов, в том числе ростом спроса на товары длительного пользования на фоне увеличения инфляционных ожиданий, и сопровождалось более быстрым переносом изменения валютного курса на цены. По оценкам Банка России, годовой темп прироста реального ВВП в 2014 году составил 0,6%. В дальнейшем ожидается существенное сокращение выпуска на фоне ухудшения внешних условий в связи со снижением цен на нефть и закрытием внешних финансовых рынков для российских заемщиков. В условиях высоких цен на импортируемые товары инвестиционного назначения, ухудшения финансовых показателей компаний, сохранения ограниченной доступности долгосрочных финансовых ресурсов и ужесточения условий кредитования продолжится сокращение инвестиций в основной капитал. Снижение реальной заработной платы и замедление роста розничного кредитования обусловит снижение потребительской активности. Негативный эффект ухудшения внешних условий лишь отчасти будет компенсироваться курсовой динамикой. По оценкам Банка России, годовой темп прироста ВВП в первом полугодии 2015 года составит (−3,2%).
Произошедшее ослабление рубля продолжит оказывать влияние на цены товаров и услуг. В связи с этим возможно увеличение годовой инфляции в ближайшие месяцы. Однако по мере постепенной подстройки экономики к изменившимся внешним условиям и исчерпания влияния курсовой динамики на цены прогнозируется снижение инфляции и инфляционных ожиданий. Замедлению роста потребительских цен будет способствовать низкий агрегированный спрос при сохранении совокупного выпуска товаров и услуг ниже потенциального уровня, а также умеренно жесткая политика бюджетных расходов. Ожидается снижение годовой инфляции до уровня ниже 10% в январе 2016 года.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будут рассмотрены вопросы денежно-кредитной политики, ключевая ставка и размер ставки рефинансирования, предполагается провести 13 марта 2015 года., а предполагаемое время публикации пресс-релиза о принятом решении - 13:30 по московскому времени.
Ставка РЕПО: связана с операциями РЕПО (операции с ценными бумагами с условием их выкупа) – используется при кредитовании ЦБ КБ-ов под залог государственный ценных бумаг РФ.
Сделки РЕПО используются Банком России для поддержания ликвидности коммерческих банков. Для этих целей ЦБ определяет РЕПО как «сделку по продаже (покупке) ценных бумаг с обязательством последующего выкупа (продажи) через определенный срок по заранее оговоренной цене». В России ставка РЕПО устанавливается Советом директоров Банка России.
Сделка РЕПО (от англ. repurchaseagreement, repo) — сделка покупки (продажи) ценной бумаги с обязательством обратной продажи (покупки) через определенный срок по заранее определенной цене. Иначе говоря, соглашение РЕПО условно может рассматриваться как краткосрочный заём под залог ценных бумаг (хотя юридически РЕПО оформляется как покупка и продажа, а не заём), чаще всего краткосрочных долговых бумаг денежного рынка.
Сделки РЕПО часто совершаются с целью кредитования участников рынка деньгами либо ценными бумагами. В этом случае доход кредитующей стороны сделки реализуется через разницу цен первой и второй части. Механизм операций РЕПО подразумевает, что на срок предоставления средств ценные бумаги, выступающие в качестве обеспечения, переходят в собственность к кредитору, что упрощает разрешение ситуаций при неисполнении обязательств заёмщиком и снижает кредитный риск.
На официальном сайте Центрального Банка публикуется список ценных бумаг, которые могут быть использованы для этого вида операций, а также даты и итоги проводимых аукционов. Ставки такого кредитования с 3 мая 2011 года определены в следующем размере: на 1 день – 5,5%, на 7 дней – 5,5%, на 90 дней – 7%, на 6 месяцев – 7,5%, на 12 месяцев – 8%. Объем совершаемых сделок – около 500 млн рублей.
2. Нормы обязательных резервов коммерческих банков.Государство обязывает все банковские учреждения держать определенную часть собственных и депонированных у них средств на счетах центрального банка, который в зависимости от состояния конъюнктуры и целей государственного регулирования экономики периодически изменяет нормы минимальных резервов. Установление норм обязательных резервов решает экономические (обеспечение минимальной гарантированной стабильности банковской системы), социальные (они дают гарантию от полного разорения вкладчиков) и другие задачи.
Хранение обязательных минимальных резервов в банке РФ введено в 1990 году.
Политика резервных требований Центральных банков
Резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков являются одним из основных инструментов денежно-кредитного регулирования Центральных банков. Они представляют собой часть кредитных ресурсов банков и иных кредитных учреждений, содержащуюся по требованию Центрального банка на открытом в нем беспроцентном счете.
Исторически обязательные резервы возникли, исходя из необходимости для коммерческих банков всегда иметь денежную наличность в виде кассовых резервов для бесперебойного выполнения платежных обязательств по возврату депозитов вкладчикам и проведению расчетов с другими банками. Иными словами, обязательные резервы служили гарантийным фондом для погашения депозитов.
Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк:
ü регулирует масштабы активных операций банков (объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую, Центральный банк проводит рестрикционную политику путем увеличения нормативов резервирования средств. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций;
ü имеет возможность регулировать величину и динамику активных операций, влияя тем самым на структуру и объем привлеченных ресурсов банков и воздействуя на их стоимость, а также на объем ссудных, факторинговых, учетных и других доходных активов;
ü оказывает влияние на уровень прибыльности банков, повышая либо понижая стоимость ресурсов, объем кредитов и депозитов. Таким образом, изменяя размеры кредитно-депозитной эмиссии, Центральный банк управляет величиной и темпами изменения денежной массы.
Функции обязательных резервов:
v обеспечивают постоянный уровень ликвидности коммерческих банков за счет аккумуляции минимального резерва, который не подлежит кредитованию;
v являются инструментом Центрального банка для регулирования денежной массы в стране, платеже- и кредитоспособности коммерческих банков.
Поддержание банками средств в необходимых размерах на резервных счетах в ЦБ – весьма непростая задача в силу следующих причин:
ü размер остатков средств на этих счетах постоянно колеблется в связи с осуществлением расчетов и переводов денежных сумм. Причем с развитием системы электронных переводов и электронного клиринга стало особенно трудно точно прогнозировать объем депозитов в банках на конец операционного дня;
ü происходит непрерывный приток и отток средств на депозитных счетах в самих банках. Поэтому даже при неизменной норме обязательных резервов их абсолютная сумма должна систематически корректироваться;
ü банки стремятся свести к минимуму свои обязательные резервы, являющиеся бездоходными активами, и прибыльно разместить высвободившиеся ресурсы.
В этой связи Центральными банками применяется «классическая» схема усреднения обязательных резервов, которая предусматривает размещение банками депозитов в Центральном банке на уровне, установленном как средний за определенный период (расчетный период).
Норма обязательных резервов может дифференцироваться в зависимости от:
1. Величины активов и пассивов банков;
2. Срока их деятельности;
3. Видов и размеров привлекаемых ими депозитов (до востребования, срочный, сберегательный, специальный и прочие вклады) в национальной и иностранной валюте;
4. Гражданства вкладчика (резидент, нерезидент);
5. Региона деятельности банков и т.д.
Нормы обязательных резервов дифференцируются, как правило, по отдельным видам депозитов, что обусловлено различной степенью «денежности» (ликвидности) различных компонентов денежной массы. Это необходимо для управления динамикой различных видов депозитов. Как правило, на депозиты до востребования устанавливаются более высокие нормы резервных требований по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам.
Обязательное резервирование
Достоинства | Недостатки |
ü Воздействие на денежную базу и объем денег, поставляемых банками в процессе кредитования. ü Связывание (стерилизация) избыточной рублевой массы. ü Ограничение давления ее на валютный и товарный рынки. ü Объективная реальность денежно-кредитной системы, которая делает банковскую систему предсказуемой. | ü Внеэкономическое вмешательство в оперативную деятельность банков. ü Форма дополнительного налога (повышение стоимости ресурсов, затруднение равноправной конкуренции). ü Рост неопределености и усложнения управления ликвидностью при постоянном изменении. ü Уменьшение конкурентоспособности банков по сравнению с другими финансовыми посредниками. |