Условия страхования международных грузоперевозок
В практике отечественных и международных автомобильных перевозок груза установлены определенные параметры сложности перевозок с характеристикой условий перевозок, что в свою очередь является одним из определяющих условий при определении величины тарифа при страховании груза.
Условия перевозки изделий различными видами транспорта могут быть трех видов.
Условия легкие (Л):
- перевозки без перегрузок железнодорожным транспортом;
- перевозки без перегрузок автомобильным транспортом – по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытием ( дороги 1-й категории по СНиП, утвержденным Госстроем СССР) на расстояние до 200 км; по булыжным (дороги 2-й и 3-й категории по СНиП, утвержденным Госстроем СССР) и грунтовым дорогам на расстояние 50 км со скоростью до 40 км/ч;
- перевозки различными видами транспорта – воздушным или железнодорожным транспортом совместно с автомобильным, отнесенным к настоящим условиям, с общим числом перегрузок не более двух.
Условия средние (С):
- перевозки автомобильным транспортом с общим числом перегрузок не более четырех – по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытием (дороги 1-й категории) на расстоянии 200-1000 км; по булыжным (дороги 2-й и 3-й категории) и грунтовым дорогам на расстояние более 50 км со скоростью 40 км/ч;
- перевозки различными видами транспорта – воздушным, железнодорожным транспортом в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным к условиям транспортирования Л с общим числом перегрузок 3-4 или к настоящим условиям транспортирования; водным путем (кроме моря) совместно с перевозками, отнесенными к условиям транспортирования Л, с общим числом перегрузок не более четырех.
Условия жесткие (Ж):
- перевозки автомобильным транспортом с любым числом перегрузок – по дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием (дороги 1-й категории) на расстоянии более 1000 км; по булыжным (дороги 2-й и 3-й категорий) и грунтовыми дорогами на расстояние более 250 км с большей скоростью, которое допускает транспортное средство;
- перевозки различными видами транспорта – воздушным, железнодорожным транспортом и водным путем (кроме моря) в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным к условиям транспортирования Л и С с общим числом перегрузок более четырех или к настоящим условиям транспортирования; водным путем (кроме моря) совместно с перевозками, отнесенными к условиям транспортирования С и с любым числом перегрузок;
- К условиям Л и С могут быть отнесены перевозки гужевым транспортом, на аэросанях, санных прицепах к тракторам на расстояние в пределах, установленных для перевозок автомобильным транспортом.
При транспортировании изделий в закрытых транспортных средствах или под укрытием в условиях Л их допускается перевозить без упаковки, с защитой отдельных частей изделий, с применением следующей тары и вспомогательных упаковочных средств:
- ящики дощатые крупного габарита с обшивкой древесноволокнистыми плитами, решетчатые, включая обрешетки;
- ящики фанерные (толщина фанеры до 3 мм), из гофрированного или сплошного склеенного картона;
- барабаны фанерные (толщина фанеры не более 4 мм), металлические (толщина листов стали не более 0,4 мм);
- мешки бумажные многослойные, полиэтиленовые, тканевые, бумажно-пленочная обертка, чехлы, связки, потребительская тара.
Изделия, транспортируемые в условиях Л и С открытыми транспортными средствами при бесперегрузочных перевозках, допускается перевозить без упаковки с учетом правил перевозок грузов, действующих на транспорте соответствующего вида. В зависимости от конструктивных особенностей изделий для обеспечения их сохранности в условиях транспортирования Ж необходимо предусматривать в нормативно-технической документации на конкретные виды изделий на таре дополнительные крепления в виде поясов, угольников, планок и т.д.
Условия транспортирования изделий в зависимости от воздействия климатических факторов установлены ГОСТ 15150-69; СТ СЭВ 458-77 и 460-77. Сроки транспортирования и промежуточного хранения при перегрузках не должны превышать 1 месяца для условий транспортирования Л, 3 месяца – для условий С и 6 месяцев – для условий Ж. Допускается увеличивать срок транспортирования и промежуточного хранения изделий при перегрузках за счет сроков нахождения в стационарных условиях.
Крепление грузов в транспортных средствах и транспортирование осуществляют в соответствии с правилами, действующими на транспорте данного вида. Если условия транспортирования выбраны только по признаку числа перегрузок, то при установлении ограничительных требований к обращению с грузом допускаются более легкие условия транспортирования.
Упаковку по функциональному назначению (в отношении защиты от внешних воздействующих факторов) подразделяют на внутреннюю упаковку, транспортную тару и средства амортизации и крепления изделий в таре и других средствах упаковки.
В зависимости от требований к защите изделий от воздействия механических факторов при транспортировании и хранении устанавливают три исполнения упаковки по прочности:
- легкое (Л);
- среднее (С);
- усиленное (У).
В соответствии с перечисленными категориями исполнения упаковки по прочности исполняются по прочности средства крепления, т.е. имеется взаимосвязанный процесс, но никак не разрозненный.
В зависимости от требований к защите изделий от воздействия климатических факторов (внешней среды) устанавливают следующие категории упаковки (КУ):
а) КУ-1 – для защиты от прямого попадания атмосферных осадков, брызг воды и солнечной ультрафиолетовой радиации, для ограничения проникновения пыли, песка, аэрозолей;
б) КУ-2 - для защиты от проникновения атмосферных осадков, брызг воды, солнечной ультрафиолетовой радиации, пыли, песка, аэрозолей;
в) КУ-3 - для защиты от проникновения атмосферных осадков, брызг воды, солнечной ультрафиолетовой радиации, пыли, песка, аэрозолей, для ограничения проникновения газов и водяных паров, для предотвращения развития плесневых грибков. Данная категория имеет две модификации:
1) КУ-3А – упаковка с применением чехла из полиэтиленовой пленки толщиной 0,15 мм и осушителя;
2) КУ-3Б – усиленная по сравнению с КУ-3А упаковка с применением осушителя, в которой, помимо этого, усиление достигается путем применения двойного чехла, утолщения материала чехла или менее газо- и паропроницаемого чехла, футляра, пенала;
г) КУ-4 – для защиты от проникновения атмосферных осадков, брызг воды, солнечной ультрафиолетовой радиации, пыли, песка, аэрозолей, газов и водяных паров и для предотвращения развития плесневых грибков (герметичная упаковка).
Каждая предыдущая категория упаковки является облегченной по сравнению с последующей.
Размеры ящиков и обрешеток устанавливают с учетом размеров, массы и конструктивных особенностей упаковываемых изделий, размеров транспортных средств и условий транспортирования.
Сроки транспортирования и промежуточного хранения при перегрузках не должны превышать 1 месяца для условий транспортирования Л, 3 месяца – для условий С и 6 месяцев – для условий Ж.
Тарифная политика при страховании грузов имеет свою специфическую основу, связанную с характеристикой транспортируемого груза, дифференцированную по видам и категориям груза, используемым видам транспортировки (наземная, водная и воздушная) и конкретного транспортного средства, расстояния перевозимого груза.
В российской практике страхования при страховании экспортных и импортных грузов с ответственностью «от всех рисков» по укрупненным группам товаров в зависимости от видов транспортных средств и расстояния в соответствии с условиями международных торговых договоров СИФ, КАФ, ФАБ, ФОС сложились следующим образом.
Тарифы по страхованию грузов с ответственностью «от всех рисков» представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Тарифы по страхованию грузов с ответственностью «от всех рисков»
Вид груза | Вид транспорта и расстояние, км | |||
Автомоб до 1500 км | Железнодор. до 5000 км | Морской до 10000 км | Авиация до 10000 км | |
1.Прокат, сырье | 0,2-0,45 | 0,2-0,45 | 0,15-0,4 | - |
2.Лес | 0,3-0,5 | 0,25-0,5 | 0,2-05 | - |
3.Бумага | 0,3-0,6 | 0,25-0,6 | 0,25-0,55 | 0,2-0,5 |
4.Химия, полимеры | 0,3-0,6 | 0,25-0,55 | 0,2-0,5 | 0,15-0,45 |
5.Техника, оборудование | 0,35-0,75 | 0,3-0,65 | 0,25-0,6 | 0,2-0,55 |
6.Мебель | 0,45-0,75 | 0,35-0,7 | 0,3-0,69 | 0,25-0,6 |
7.ТНП | 0,55-0,8 | 0,45-0,75 | 0,4-0,7 | 0,35-0,65 |
8.Прод. товары | 0,55-0,85 | 0,45-0,8 | 0,4-0,75 | 0,35-0,7 |
9.Оргтехн., оптика | 0,55-0,8 | 0,45-0,8 | 0,4-0,75 | 0,35-0,7 |
10.Спирт, напитки | 0,6-0,9 | 0,55-0,85 | 0,5-0,8 | 0,45-0,75 |
11.Опасные грузы | 0,85-2,0 | 0,85-2,0 | 0,85-2,0 | 0,7-1,5 |
При увеличении дальности перевозки вводится поправочный коэффициент на каждую следующую 1000 км для:
· автомобильного и железнодорожного транспорта – 0,05 %;
· морского транспорта – 0,04 %;
· авиационного транспорта - 0,025 %.
В страховании транспортируемых грузов нет установленного премиального тарифа, как в других видах страхования. Премия зависит от объективных и субъективных условий, которые страховщик должен индивидуально учитывать.
Важным условием при установлении страховой премии является род груза (товара). В настоящее время в отечественном страховании сложилась определенная классификация грузов (товаров) для приема на страхование. Деление производится на три группы в зависимости от степени риска.
Группы опасных грузов (товаров) при страховании приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Группы опасных грузов (товаров) при страховании
Группа груза (товара) | Вид груза |
Группа А – повышенный риск | Драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства, промышленная и бытовая электроника, медицинская техника, пушнина и изделия из меховой промышленности, стекло и прочие изделия из него, а также прочие грузы, риск гибели, повреждения и кражи которых высок из-за их высоких потребительских качеств, физических и естественных свойств. |
Группа Б – средний риск | Технологическое оборудование, запасные части, общемашиностроительная продукция, сельхозтехника, продукты питания, продукция хозяйственного назначения, обувь, одежда, мебель, парфюмерия, фармацевтическая и химическая продукция, а также другие грузы, риск гибели, повреждения и кражи которых не очень высок. |
Группа В – малый риск | Металлопрокат, метизы, древесина, бумага, стройматериалы, трубы, уголь, руда, нефть, а также другие грузы, риск гибели, повреждения или кражи которых незначителен из-за их физических и естественных свойств. |
Как свидетельствуют данные, приведенные в таблице 3, наиболее типичные грузы (товары) подразделяются на три группы соответственно большей или меньшей опасности их перевозки в зависимости от ценности, прочности и громоздкости. Следует отметить, что при подобной классификации в соответствующие группы сведены довольно разнородные грузы (товары).
Таблица 3 - Страховые тарифы по видам транспорта и группам риска груза
Объем ответственности | Вид транспорта | Группы риска груза | ||
А | Б | В | ||
Полная гибель всего или части груза | Автомоб. | 0,5 | 0,35 | 0,3 |
Железнодор. | 0,38 | 0,2 | 0,14 | |
Мор., реч. | 0,33 | 0,23 | 0,15 | |
Воздушный | 0,3 | 0,21 | 0,13 | |
Полная гибель и повреждение всего или части груза | Автомоб. | 0,65 | 0,45 | 0,35 |
Железнодор. | 0,43 | 0,28 | 0,2 | |
Мор., реч. | 1,1 | 0,5 | 0,25 | |
Воздушный | 0,34 | 0,32 | 0,18 | |
За все риски | Автомоб. | 3,2 | 2,4 | 1,6 |
Железнодор. | 2,3 | 1,6 | 0,9 | |
Мор., реч. | 1,9 | 1,4 | 0,5 | |
Воздушный | 1,2 | 0,7 | 0,35 |
Приведенные группы риска можно использовать только для установления базисных или исходных ставок (таблица 4), к которым следует применять надбавки и скидки в зависимости от различных причин и обстоятельств. В частности, для объема ответственности страховщика имеют существенное значение те ограничительные формулировки, которые в соответствии с условиями страхования включены в полис.
Примечания:
1 При смешанном составе груза (из разных категорий риска) за основу при расчете принимается груз с наибольшей заявленной стоимостью.
2 Данные тарифы приведены при перевозках на дальность до 1000 км
3 При увеличении дальности перевозки на расстояние свыше 1000 км вводится поправочный коэффициент равный 0,1 % от величины тарифа за каждые последующие 1000 км пути.
4 Базисные ставки рассчитаны на перевозку грузов отечественными транспортными средствами.
С точки зрения сохранности грузов наиболее эффективной является транспортировка в специальных контейнерах, которая также обеспечивается страховой защитой. Объектом страхования являются сами контейнеры, как емкости для помещенных в них грузов.
Страховые тарифы, ввиду большого разнообразия факторов, которые необходимо учесть, состоят из базовой страховой премии и надбавки, устанавливаемой страховщиком самостоятельно. Базовая страховая премия рассчитывается дифференцированно по видам транспорта и условиям ответственности. Размер надбавки к базовой страховой премии устанавливается страховщиком с учетом степени принимаемого на страхование риска.
Таблица 4 - Базовые ставки премии по страхованию грузоперевозок
Грузоперевозки | Ставка премии | |
Государств. СК | Негосударств. СК | |
Автомобильным транспортом | от 0,6 до 3,0 | от 0,5 до 2,5 |
Железнодорожным транспортом | от 0,5 до 2,5 | от 0,7 до 3,0 |
Морским (водным) транспортом | от 0,4 до 2,0 | от 0,2 до 1,5 |
Авиационным транспортом | от 0,3 до 1,5 | от 0,15 до 2,5 |
Для калькуляции премии требуется детальный учет риска и знание риска. Как уже отмечалось, страховая премия определяется по ставкам, рассчитанным в пропорциональной зависимости от дальности перевозки, вида и надежности транспорта, характера груза. Если заключается договор страхования на условиях «с ответственностью за все риски», тарифная ставка должна быть установлена выше, чем при страховании по условиям «с ответственностью за частную аварию», и при расчете ставки следует применять повышающий коэффициент.