Преимущества и недостатки франчайзинга для участников сделки
Франчайзинг сочетает в себе преимущества, характерные малым предприятиям, с одной стороны, и крупным компаниям, с другой. И франчайзи, и франчайзер получают друг от друга то, что у них отдельно отсутствует, быстрее это можно достичь в обычной практике предпринимательства.
Преимущества франчайзера:
- расширение бизнеса с минимальными инвестициями. Организация производства и реализация продукции в условиях франчайзинга осуществляется гораздо быстрее, поскольку используются предпринимательские усилия и капитал франчайзи. Иногда франчайзинг предоставляет, таким образом, единственную возможность проникновения на зарубежные рынки;
- получение дополнительных доходов. Платежи, осуществляемые франчайзи (первоначальный взнос, роялти и рекламная плата) является серьезным источником доходов для франчайзера;
- избежание законодательных барьеров. Антимонопольное законодательство предусматривает определенные ограничения в отношении договоров по разделению территорий между различными компаниями и согласования цен. Система франчайзинга позволяет обойти эти препятствия;
- экономия общехозяйственных расходов. Поскольку франчайзер требует меньшего количества менеджеров, сокращаются и расходы, связанные с оплатой за их труд, и другие общехозяйственные расходы [6].
Преимущества франчайзи:
- присоединение к бизнесу, успешно развивается. Поскольку имя франчайзера и его товар /марка широко известны, успех сопутствует франчайзи с самого начала его деятельности. Следовательно, риск банкротства намного ниже по сравнению с обычным индивидуальным бизнесом;
- обучение персонала и контроль за ведением бизнеса со стороны франчайзера. Заинтересованность в успехе бизнеса проявляется с обеих сторон, поэтому франчайзер обеспечивает обучение менеджеров и персонала франчайзи до начала бизнеса и в процессе его деятельности;
- распространение успешного опыта в рамках франчайзинговой сети. Франчайзер никогда не остается наедине с проблемами бизнеса. Опыт других франчайзи систематизируется и обобщается франчайзером и используется в разработке новых деловых решений;
- прочие выгоды со стороны франчайзера. Они включают и другие услуги, которые не были отмечены выше: использование результатов исследований франчайзера, выгоды от общенациональных рекламных компаний франчайзера, услуги по проектированию и размещению зданий и помещений, юридические услуги и др.;
- частичное финансирование со стороны франчайзера. Оно может осуществляться в прямой форме (кредиты, участие в капитале), но чаще - в косвенном виде (оборудование по лизингу, материалы и товары с отсрочкой платежа или оплаты частями);
- преимущества, связанные с высокой покупательной способностью франчайзера. Поскольку франчайзер располагает развитой франчайзинговой сетью, он может осуществлять оптовые закупки всего необходимого для деятельности франчайзи, а, следовательно, имеет возможность добиваться строгого соблюдения качества и некоторых скидок от поставщиков;
- выгоды, связанные с эксклюзивными правами распределения. Если это условие предусмотрено в договоре, тогда франчайзер не имеет право предоставлять больше франшиз на соответствующей территории [6].
Преимущества, которые предоставляет франчайзинг, не уступают перед его недостатками, тем более, что эффект последних может быть значительно уменьшен путем правильной разработки франчайзингового договора и четкой организации работы франчайзера. Поэтому их дальнейшее перечисление имеет целью предупредить некоторые ситуации, в которые может попасть франчайзер в связи с нелояльным деловой практикой менее серьезных франчайзи.
Недостатки франчайзера:
- неудачи одного франчайзи распространяются на всю сеть. Франчайзер почти бессилен в таких случаях, что-нибудь сделать. Страхование от неудач может основываться на предвидение возможных рисков до подписания договора (для того, чтобы они были включены в него). В случае же серьезных нарушений, он будет вынужден расторгнуть договор или не продлевать его на новый срок. Таким образом, франчайзер зависит от желания и способности франчайзи соблюдать "правила игры";
- противоречие положение франчайзи в системе франчайзинга. Франчайзи является независимым бизнесменом и одновременно обязан строго придерживаться стандартов, установленных франшизой. В некоторых случаях это может привести к негативным последствиям для франчайзера, особенно после того, как бизнес стабилизировался и франчайзи не чувствует так остро необходимости в нем, а значит, перестает платить франшизные платежи, начинает отходить от системы и др. Для того, чтобы этого не случилось, франчайзер должен постоянно занимать активную позыцию, то есть работать над развитием и совершенствованием системы, оказывать поддержку франчайзерам во внедрении всех новостей [7].
Недостатки франчайзи:
- стоимость франшизы. Первоначальный взнос, роялти и рекламные платежи являются иногда довольно обременительными, особенно, когда дела идут не так хорошо;
- строгое соблюдение стандартизированных процедур. Хотя франчайзи - владелец бизнеса, он не является полностью независимым: соблюдение предписаний учебного пособия для него обязательна. Франчайзер строго следит за этим, осуществляя регулярные проверки и требуя письменные отчеты;
- ограничения, касающиеся закупок. Франчайзер часто обязывает франчайзи покупать оборудование, товары и материалы у себя или у угодных ему поставщиков;
- ограниченный ассортимент товаров. Согласно договору, франчайзи может продавать только те товары и оказывать только те услуги, которые предусмотрены франшизой, предоставляемой и не более того;
- несоответствующие программы обучения. Франчайзеры обещают проведение интенсивного обучения и после начала деятельности франчайзи, но на практике курсы могут оказаться не столь эффективными и нужными;
- территорию франшизы невозможно навязывать потребителям. Покупатель не обязан покупать только на территории своего проживания, иногда он может совершать покупки и у франчайзи, находящихся на соседних территориях;
- франчайзи не вправе самостоятельно продать свою франшизу. Даже если по каким-либо экономическим и другим соображениям это может быть выгодно для него, решение о покупателе франшизы и распределении полученной суммы между франчайзером и франчайзипринадлежит конечно франчайзеру;
- франчайзи располагает гораздо меньшее количество рычагов воздействия на франчайзера. А в случае если товар /услуга или вся система получит негативную репутацию на рынке, это отразится даже на тех франчайзи, которые строго придерживались предписаний учебного пособия и договора [7].
Таким образом, преимущества модели отношений такого типа для франчайзи заключаются в том, что он сохраняет статус юридического лица и право собственности на имущество, может рассчитывать на всестороннюю поддержку материнской структуры при организации и проведении производственно-коммерческой деятельности, получает лучший доступ к кредитам, пользуется маркетинговой поддержкой материнской структуры.
Преимущества франчайзинга для фирмы, предоставляющей свою торговую марку для использования другим хозяйственным субъектам, в том, что таким образом она расширяет свой рыночное влияние, получает дополнительный плацдарм в конкурентной борьбе, может пользоваться местными возможностями и ресурсами франчайзи, его услугами по проведению собственной рекламной, маркетинговой политики.
Такие отношения основываются на лицензионном соглашении, причем дополнительно к предоставлению лицензии, является главным содержанием франчайзинга, принципал, главная структура или франчайзер могут предоставлять оператору или франчайзи техническую помощь, обеспечивать обучение, кадровую переподготовку персонала, консультации и т.п.. В определенных рамках франчайзи сохраняет хозяйственную самостоятельность, но в стратегических решениях и в основной хозяйственной деятельности должен находиться в русле деловой стратегии партнера.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1 Мендельсон, М. Руководство по франчайзингу/ Пер. с англ. Л.Т. Исаенковой и И.Г. Минервина. – Москва: Соваминко, 1995. – 176с.
2 Перцовский, Н.И. Международный маркетинг: Учеб. пособие / Н.И. Перцовский, И.А. Спиридонов, С.В. Васильева. – М.: Высш. шк., 2001. – 239 с.
3 Никифорова, И. За чистоту жанра // Секрет фирмы. – 2006. –№05. – с. 55.
4 Рыков, И.В. Франчайзинг в деятельностиотечественных производителей // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. – №6. – с.81-88.
5 Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей/А. Майлер[и др.]; под ред. С.А. Силинга. – Санкт-Петербург: Абриколь, 1997. – 192 с.
6 Цират, А.В. Франчайзинг и франчайзинговый договор: учебно-практ. Пособие / А.В. Цират. – К.: Истина, 2002. – 240 с.
7 Рошкован, M. Франчайзинг: бизнес практика и возможности // Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/. – Дата доступа: 28.10.2016.